Файл: Протокол 2015г. Согласовано зам директора по увр утверждаю.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
-
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
школьник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные :
школьник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные:
школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
Тематический план
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
| Раздел №1 Культура общения | 9 | | |
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | 1 | | + |
2. | Культура общения в современной семье. | 1 | | + |
3. | Культура общения в современной семье. | 1 | | + |
4. | О терпимости к близким. | 1 | | + |
5. | О терпимости к близким. | 1 | | + |
6. | Культура спора. | 1 | | + |
7. | Этикетные ситуации. | 1 | + | |
8. | В мире мудрых мыслей. | 1 | + | |
9. | В мире мудрых мыслей. | 1 | + | |
| Раздел №2 Самовоспитание | 7 | | |
10. | «Познай самого себя». | 1 | + | |
11. | Самовоспитание. | 1 | + | |
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | 1 | + | |
13. | Как я работаю над собой. | 1 | | + |
14. | О терпении. | 1 | + | |
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом. | 1 | | + |
16. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | 1 | | + |
| Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | | |
17. | Об источниках наших нравственных знаний. | 1 | + | |
18. | Совесть - основа нравственности. | 1 | + | |
19. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». | 1 | | + |
20. | «Досадно мне, что слово «честь» забыто». | 1 | + | |
21. | Заветы предков. | 1 | + | |
22. | Россияне о любви к Родине. | 1 | | + |
23. | Твоя малая родина. | 1 | | + |
24. | «Мой первый друг, мой друг бесценный». | 1 | | + |
25. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | 1 | + | |
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | 1 | | + |
| Раздел №4. Искусство и нравственность | 8 | | |
27. | Нравственное содержание древних мифов. | 1 | + | |
28- 29. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. | 2 | + + | + + |
30.- 31. | Отрицательные герои в литературных произведениях. «Зло, как и добро, имеет своих героев». | 2 | | + + |
32. | Искусство и нравственность. | 1 | + | |
33. | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | 1 | | + |
34. | Обзор курса этикета. | 1 | | + |
Итого: | 34 часа | 15 | 19 |
Содержание программы:
4 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к близким. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема внеурочной деятельности | Название раздела | Количество часов | Дата | Планируемые результаты | Формы контроля | Оборудование | Требования к уровню подготовки учащихся | |||
План | Факт | Личностные | Метапредметные УУД | Предметные | |||||||
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | Культура общения 9 ч. | 1 | 1 | | Понимает и ценит семейные традиции. | Регулятивные: - учитывает выделенные учителем ориентиры действия Познавательные: -узнаёт о старинных русских семейных традициях («Домострой»0; -учится осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулирует собственное мнение и позицию; | Учится правилам общения | Текущий, беседа | Компьютер, проектор | Знать традиции общения в русской семье и семьях других национальностей Уметь вежливо общаться с членами семьи |
2-3 | Культура общения в современной семье. | Культура общения | 2 | 2 | | Сравнивает традиции общения в своей семье с эталоном | Регулятивные: -оценивает атмосферу общения в своей семье Познавательные: Узнаёт о традициях общения в других семьях Коммуникативные: Учится слушать других и выражать своё мнение | Учится правилам общения. Узнаёт о традициях общения в других семьях | Мини-сочинение «Наша самья» | Компьютер, проектор | Знать -правила культурного общения Уметь - общаться вежливо с членами своей семьи и другими семьями |
4-5 | О терпимости к близким. | Культура общения | 2 | 2 | | Оценивает своё отношение к членам семьи Анализирует и оценивает свои хорошие и плохие поступки | Регулятивные: адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей, Познавательные: Знакомится с понятием «толерантность» Коммуникативные: Учится быть вежливым и терпимым в общении с людьми | Учится быть более терпимым. | Мини-сочинение «Умею ли я быть терпимым»» | Компьютер, проектор | Знать правила общения со старшими членами семьи Уметь Ссвершить правильный поступок в конфликтной ситуации. |
6. | Культура спора. | Культура общения | 1 | 1 | | Анализирует свои эмоциональные проявления Учится быть сдержанным во время спора. | Регулятивные: контролирует ситуацию спора Познавательные: знает значение понятий «тезис», «антитезис». аргумент». «контаргумент». «конфликтный спор» и «конструктивный спор» Коммуникативные: умеет оценивать ситуацию или предмет спора; определять и формулировать тезис и антитезис; выставлять вопросы, приводить аргументы, контраргументы, факты; логически строить высказывания и выбирать языковые средства. | Знакомится с культурой ведения спора. | Анкета»Насколько я конфликтен2 | Компьютер, проектор | Знать правила ведения спора Уметь выходить из конфликтной ситуации, отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы и контраргументы |
7. | Этикетные ситуации. | Культура общения | 1 | 1 | | Ориентируется в нравственном содержании и смысле,как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение; | Регулятивные: развивает свои этические чувства ( стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения); Познавательные: знает о видах этикета (деловой, дипломатический, военный, педагогический, врачебный, общественный.) различает понятия «этика» и «этикет»; узнаёт о правилах этикета в разных странах; Коммуникативные: развивает свою культуру общения. | Применяет в жизни правила этикета . | Викторина «Школьный этикет2 | Компьютер, проектор | Знать правила этикета Уметь применять их в повседневной жизни |
8-9. | В мире мудрых мыслей. | Культура общения | 2 | 2 | | Ориентируется в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, опираясь на высказывания о нравственности. | Регулятивные: Использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата в развитии характера и личности Познавательные: осуществляет анализ объектов (высказываний) с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой коммуникации; допускает возможность существования различных точек зрения, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирует собственное мнение и позицию; | Следует мудрым высказываниям о нравственности, использует их в нужной ситуации. | Текущий | Компьютер, проектор | Знать некоторые высказывания о нравственности Уметь применять их в нужной ситуации |
10. | «Познай самого себя». | Самовоспитание 7 ч. | 1 | 1 | | Заботится о своем здоровье и интересуется культурой здоровья и ЗОЖ | Регулятивные: организует рабочее место; определяет цель своей деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - оценивает выполненные задания по параметрам: легко выполнил, возникали сложности при выполнении Познавательные: определяет круг своего незнания находит нужную информацию в различных источниках наблюдает и делает простые выводы узнаёт об основных психологических процессах Коммуникативные: участвует в диалоге, слушает других, высказывает свою точку зрения на события, поступки, понимает свою значимость в коллективе определяет свое отношение к окружающим людям | Выявит взаимосвязь человека с окружающей средой познакомится с факторами, влияющими на здоровье человека узнает наиболее распространенные детские заболевания и способы их профилактики познакомится с основами правильного питания -узнает правила соблюдения режима дня в целях сохранения здоровья | Анкетирование, тестирование,опрос,игра. | Подборка анкет, тестов, ролевых игр | Знать особенности своего организма Уметь управлять своими чувствами, эмоциями. |
11. | Самовоспитание. | Самовоспитание | 1 | 1 | | Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков; знает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение; развивает этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. | Регулятивные: планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: Даёт оценку своему здоровью, характеру, эмоциям, поступкам. Коммуникативные: адекватно использует речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой коммуникации; - учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; | Научится контролировать свои эмоции и поступки | Анкетирование, тестирование,опрос,игра | Подборка анкет, тестов, ролевых игр | Знать Уметь |
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | Самовоспитание | 1 | 1 | | Определяет и высказывает под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делает выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Регулятивные: Определяет и формулирует цель деятельности (составление плана) с помощью учителя. Умеет высказывать своё предположение (версию) на основе работы с планом Познавательные: Добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников, перерабатывает её, делает выводы . Коммуникативные: :оформляет свою мысль в устной и письменной речи | Осознаёт необходимость заботы о своём физическом и нравственном здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья и станут основой для самосовершенствования. | Анкетирование, тестирование | Подборка анкет, тестов, ролевых игр | Знать основы нормативного поведения Уметь составлять план рабочего дня, план выходного дня и план самовоспитания на неделю |
13. | Как я работаю над собой. | Самовоспитание | 1 | 1 | | Определяет и высказывает под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делает выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Регулятивные: Определяет и формулирует цель деятельности (составление плана) с помощью учителя. Умеет высказывать своё предположение (версию) на основе работы с планом Познавательные: Добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников, перерабатывает её, делает выводы . Коммуникативные: :оформляет свою мысль в устной и письменной речи | Осознаёт необходимость заботы о своём физическом и нравственном здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья и станут основой для самосовершенствования. | Анкетирование, тестирование | Подборка анкет, тестов, ролевых игр | Знать основы нормативного поведения Уметь составлять план рабочего дня, план выходного дня и план самовоспитания на неделю |
14. | О терпении. | Самовоспитание | 1 | 1 | | Оценивает своё поведение на предмет терпения. .Анализирует и оценивает свои хорошие и плохие поступки. | Регулятивные: адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей, Познавательные: Различает понятия «терпение» и «толерантность» Коммуникативные: Учится быть терпеливым в достижении цели. | Старается проявлять терпение во всём. | Мини-сочинение «Что значит быть терпеливым» | Компьютер, проектор | Знать что для достижения цели нужны терпение и труд Уметь терпеливо преодолевать трудности |
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом. | Самовоспитание | 1 | 1 | | Оценивает свои способности и возможности. | Регулятивные: адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей, Познавательные: Учится планировать свою деятельность Коммуникативные: Учится быть терпеливым в достижении цели, отстаивать свою точку зрения, открыто высказываться перед аудиторией. | Старается проявлять терпение во всём и планировать свою деятельность | Беседа | Компьютер, проектор | Знать что для достижения цели нужны план, терпение, труд и оценка своих возможностей Уметь Планировать свою деятельность |