Файл: Организация студенческого коллектива как основа при занятиях физической культурой и спортом в военном учебном центре.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат на тему:
«Организация студенческого коллектива как основа при занятиях физической культурой и спортом в военном учебном центре»
Введение
Физическая культура и спорт всегда являлись важными средствами подготовки студентов военного учебного центра (ВУЦ) к овладению профессиональными навыками. Занятия по физической подготовке предназначены для укрепления здоровья студентов и развития в них физической выносливости, силы, ловкости, храбрости, решительности, способности ориентироваться и быстро реагировать, а также повышает их способность быстро и точно выполнять задачи, несмотря на усталость и эмоциональный стресс. Кроме этого они готовят максимально эффективно использовать оружие и различные приемы во время боя. Цель освоения этой дисциплины – формирование совокупности компетенций, позволяющих эффективно выполнять теоретическую, методическую, предметно-комплексную, военно-прикладную и организационно-управленческую деятельность по физической подготовке.
В качестве основы при занятиях физической культурой и спортом выступают студенческие спортивные коллективы. Высшие учебные заведения являются основными площадками для развития студенческого спорта, ведь они позволяют собирать студентов, заинтересованных в занятиях спортом. Также у них есть необходимый материально-технический ресурс: спортивные площадки, тренажерные залы и финансовое обеспечение. ВУЗы могут проводить соревнования, организовать секции по разным видам спорта и спортивные фестивали.
Студенты, помимо учебы, могут участвовать в студенческих спортивных коллективах в свободное время. Занимаясь спортом, они могут расширять знания о спорте, совершенствовать навыки, тренировать свое тело и взаимодействовать с людьми. Спортивные коллективы помогают студентам снять стресс, улучшить физическую форму и обрести новый круг общения. Таким образом, спортивные коллективы играют важную роль в студенческой жизни, формируя личность молодежи и развивая групповую сплоченность, которая может помочь каждому человеку в адаптации к социальной жизни.
Мотивация для вступления в студенческие спортивные коллективы
Мотивация является движущей силой для занятий спортом. Как известно, мотивацию можно разделить на две части, а именно, внутреннюю мотивацию и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация описывает действия и деятельность, которые выполняются исключительно ради удовольствия и удовлетворения, получаемого человеком в процессе этой деятельности. Внешняя мотивация возникает, когда мы занимаемся деятельностью, чтобы получить вознаграждение (деньги, повышение социального статуса, дружбу и т.д.) или для избегания наказания.
Хотя внешняя мотивация может изначально вызвать высокий уровень силы воли и вовлеченности, она не поощряет настойчивость и ее сложно поддерживать с течением времени. Наконец, внешние поощрения или комплименты подрывают возможность того, что учащиеся будут заниматься образовательной деятельностью ради себя или для овладения навыками или знаниями.
Тем не менее, оба типа имеют свое место в процессе обучения. В то время как внутренняя мотивация может привести к повышению уровня самореализации, внешняя мотивация часто обеспечивает тот первоначальный импульс, который вовлекает учащихся в деятельность и может помочь поддерживать запал на протяжении всего процесса обучения с течением времени.
Участие в спортивных коллективах важно для студентов ВУЦ для создания социальных навыков, ведь, состоя в них, можно улучшить навыки общения, проводить время вместе с приятелями, а также, студенты учатся руководить, подчиняться, соревноваться и сотрудничать с членами коллектива, что помогает им адаптироваться к жизни. В студенческие спортивные коллективы могут набирать людей с разных факультетов, благодаря чему, студенты знакомятся с большим количеством людей из разных областей и с разным опытом работы. Хотя мотивация участия у всех может быть разной, все они осваивают навыки межличностного взаимодействия и коммуникации, которые помогают им выстраивать хорошие межличностные отношения. Участие в спортивном коллективе стимулируется чувством значимости человека для других и желанием выделится. Тот, у кого сильная мотивация участия в спортивном коллективе, приложит все усилия к обучению в процессе упражнений, чтобы удовлетворить свое желание стать лучшим среди членов коллектива.
Также, мотивацией для вступления в спортивные коллективы может стать престижность выступления за сборную команду вуза, особый статус спортсмена в университете, спортивные стипендии. Однако в коллективах с комфортной внутренней средой это не является основным фактором, удерживающих студентов.
Моральное стимулирование: положительная гласная характеристика, одобрение, признание заслуг перед командой, создание перспектив для дальнейшего роста - выступает мотивацией для достижения высоких результатов в спортивной деятельности.
Влияние студенческих спортивных коллективов при военных учебных центрах
Целью нашего исследования является выявление положительного влияния студенческих спортивных сообществ при военных учебных центрах (ВУЦ).
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-
Изучить особенности студенческого спорта на базе ВУЦ;
-
Рассмотреть значимость спортивных коллективов.
Объектом исследования являются спортивные студенческие объединения при ВУЦ. Предметом исследования выступает деятельность данных объединений.
Студенческий спорт на базе военного учебного центра имеет свои особенности:
-
Личностные ориентации студента. Студент, как взрослый здравомыслящий человек, способен сделать взвешенный выбор в пользу того или иного спортивного направления;
-
Особенности проведения занятий. Отличительной чертой обучения в ВУЦ является особая дисциплина, которая усиливает боевой дух и сосредоточенность;
-
Повышение уровня профессиональной готовности и социальной активности, особенно необходимых для студентов, планирующих связать свою жизнь с военным делом.
Следует отметить, что только создание такого спортивного коллектива не обеспечит положительный результат. Формирование студенческого спортивного коллектива на базе ВУЦ подразумевает под собой осуществление спортивной деятельности с двух сторон: в рамках ВУЗа м за пределами университета. На рисунке 1 представлен пример организации спортивного клуба внутри университета.
Рисунок 1 – Организация спортивного клуба внутри университета
В этом исследовании использовался структурированная анкета для сбора данных. В качестве респондентов были выбраны студенты военного учебного центра из 5 учебных взводов. Всего в опросе приняли участие 96 человек. До и по истечении 6 месяцев после организации спортивных коллективов каждому студенту была выдана анкета. Перед исследованием все студенты согласились подписать форму согласия. Наконец, мы смогли собрать 760 достоверных вопросника с коэффициентом возврата 98,9%.
В анкете студентам предлагается оценить себя по отдельным качествам и свойствам, используя 5-ти бальную систему оценивания, где 5 – качество выражено достаточно сильно и выражается постоянно, а 1 – качество проявляется редко или не проявляется совсем; а также проранжировать группы качеств в порядке значимости.
Результаты опроса оценивались по следующим показателям: мотивация участия в спортивном коллективе, нравственные качества личности, эмоционально-волевые качества, диагностический компонент.
В таблице 1 представлена часть анкеты, оценивающей эмоционально-волевые качества личности спортсмена.
Таблица 1 – Часть анкеты, оценивающей эмоционально-волевые качества личности спортсмена (ФКЛ – физическая культура личности)
Изучить особенности студенческого спорта на базе ВУЦ;
Рассмотреть значимость спортивных коллективов.
Личностные ориентации студента. Студент, как взрослый здравомыслящий человек, способен сделать взвешенный выбор в пользу того или иного спортивного направления;
Особенности проведения занятий. Отличительной чертой обучения в ВУЦ является особая дисциплина, которая усиливает боевой дух и сосредоточенность;
Повышение уровня профессиональной готовности и социальной активности, особенно необходимых для студентов, планирующих связать свою жизнь с военным делом.
№ | Наименование групп компонентов ФКЛ и отдельных качеств | Самооценка | Ранговое место |
1 | Уравновешенность | | |
2 | Целеустремленность | | |
3 | Настойчивость | | |
4 | Дисциплинированность | | |
После анализа полученных анкет были получены следующие результаты (таблица 2):
Таблица 2 – Результаты анкетирования
Компонент | Результат анкетирования, % | ||||||
До организации спортивных студенческих объединений на базе ВУЦ | После организации спортивных студенческих объединений на базе ВУЦ | ||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||
Мотивация участия в спортивном коллективе | 32,4 | 46,1 | 21,5 | 19,3 | 34,6 | 46,1 | |
Нравственные качества личности | 29,9 | 50,7 | 19,4 | 21,9 | 44,4 | 33,7 | |
Эмоционально-волевые качества | 20,1 | 70,3 | 9,6 | 10,9 | 56,7 | 32,4 | |
Диагностический компонент | 35,0 | 54,8 | 10,2 | 20,6 | 42,7 | 36,7 |
Результаты исследования показывают, организация спортивных студенческих объединений благоприятно сказалась на личностных характеристиках личности. Наибольшее влияние сказалось на компоненте эмоционально-волевых качеств респондентов. Эмоционально-волевые качества, как качества не только спортсмена, но и личности в целом, играют большую роль в жизни человека: почти все, чего достигает человек, зависит от его силы воли, направленной на преодоление жизненных трудностей.
Заключение
Физическая подготовка является неотъемлемой частью обучения для студентов военной кафедры, так как она способствует результативному исполнению поставленных задач и заданных целей в разный период и в различных условиях обстановки для будущих военнослужащих.
У студентов, занимающихся физической культурой и спортом, наблюдается высокая активность, вырабатывается определённый режим дня, повышается уверенность. Благодаря спортивным сообществам, они становятся коммуникабельнее, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному призванию,
меньше боятся критики, что доказывает проведенное исследование.
Список литературы
1. Студенческий спортивный клуб как современная форма организации массовой физкультурно-спортивной работы среди молодежи в вузе // Cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskiy-sportivnyy-klub-kak-sovremennaya-forma-organizatsii-massovoy-fizkulturno-sportivnoy-raboty-sredi-molodezhi-v-vuze (дата обращения: 17.05.2023).
2. The Effect of Participation Motivations on Interpersonal Relationships and Learning Achievement of Female College Students in Sports Club: Moderating Role of Club Involvement // MDPI URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/17/18/6514#::text=Sports%20clubs%20provide%20an%20environment%20for%20students%20to,the%20adaption%20to%20social%20lives%20%5B%201%20%5D. (дата обращения: 17.05.2023).
3. В.Р. Кузекевич, А.А. Русаков Физическая культура студента и ее диагностика: учебное пособие. Иркутск: , 2019. 180 с.