ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
1). Тема доклада. Постановка задачи, ее научное и практическое значение. -
2). Современное состояние вопроса. -
3). Цель доклада. -
4). Источники информации, привлеченные для изучения вопроса. -
5). Основная, содержательная часть сообщения по теме доклада. -
6). Заключение и выводы. -
7). Личный вклад автора (авторов).
2. Первая страница презентаций должна содержать название доклада, название вуза, факультета и кафедры, список авторов и научных руководителей.
Как и весь доклад в целом, презентация должна иметь четкую структуру, внутренние озаглавленные разделы (подразделы).
Чем фундаментальнее и важнее изучаемая проблема, тем обычно короче обоснование ее научного и практического значения.
Даже при очень беглом знакомстве с докладами отношение авторов к своей работе сразу раскрывается по качеству графики (рисунков).
Стремитесь к максимальной простоте и ясности изложения. Если у вас есть несколько вопросов, о которых хочется рассказать, то лучше подготовить несколько докладов.
Иллюстрации к докладу (слайды) во время выступления служат вашим путеводителем. Они должны быть яркими, лаконичными и легко воспринимаемыми, количество надписей на них - минимальным. Не стремитесь поместить на экране как можно больше буквенной и цифровой информации. Оставьте только самое необходимое. Не пишите длинных подрисуночных подписей и определений, пользуйтесь общеизвестными сокращениями. Помните, что картинка показывается на экране короткое время и восприятие помещенной на ней информации должно быть быстрым. Демонстрируйте на картинках только самое существенное, не распыляйте внимание аудитории. Каждая иллюстрация должна преследовать свою цель. Текст и графики должны подкреплять друг друга.
В выступлении вы можете использовать большее число иллюстраций, чем помещено в письменном варианте доклада. При подготовке доклада учтите, что число минут, затраченных на выступление, часто бывает близко к числу демонстрируемых слайдов.
Окончательное редактирование текста доклада целесообразно производить во время подготовки презентации. Особое внимание уделите разделу заключений и выводов - концентрату всей работы. Обычно он содержит заключения сразу двух видов. Заключение первого вида -
констатирующего - служит логическим замыканием постановочной части доклада. В нем вы показываете, что поставленные задачи решены, и цель работы достигнута. Здесь можно подчеркнуть те особенности методики вашей работы, которые обеспечили ее успех и позволили получить новые (для вас) знания. Заключение второго вида - результативно-аналитическое. В нем вы перечисляете и комментируете результаты работы, их научное и практическое значение, оцениваете важность полученных сведений для вашей учебной специальности. Отдельные фразы из предыдущих разделов доклада в Заключении можно повторять дословно.
Приведите в конце текста доклада и в конце презентаций список литературы (библиографию), включая ссылки на использованные электронные ресурсы.
Последний этап работы над текстом доклада состоит в том, чтобы выкинуть все лишние слова, повторения, упростить длинные фразы, расставить знаки препинания, вымести «словесный мусор».
Многие авторы отмечают, что есть два особенных чувства, которые возникают, – и, возможно, возникнут у вас, – когда работа над текстом, наконец, завершается. Во-первых, вы читаете и воспринимаете этот текст так, как если бы он был написан кем-то другим. И, во-вторых, появляется чувство удовлетворения – главная награда за ваши труды.
3. Если авторов доклада несколько, то можно организовать выступление с разделением функциональных обязанностей. Например, один из авторов может читать доклад, другой – осуществлять презентацию.
Во время выступления не превышайте установленного для доклада отрезка времени. Для большей уверенности можно заранее провести хронометраж своего выступления и, при нехватке времени (которого всегда не хватает), отсечь все второстепенное. Иначе желание дать максимум информации в ограниченное время приведет к спешке, выступление окажется смазанным, недоходчивым. Аудитория плохо воспринимает такие выступления, и в результате - теряет интерес.
Чем короче выступление, тем большего времени для подготовки оно требует. Помните, что ваш доклад будет оцениваться не по количеству произнесенных слов. Всегда строго соблюдайте регламент. Ничто так не раздражает, как докладчик, не соблюдающий регламент. Как правило, ведущий занятие преподаватель по истечении отведенного на доклад времени или предлагает одну – две минуты для его завершения, или сразу останавливает доклад и переходит к следующим вопросам.
С целью экономии времени можно использовать такой прием, как незаметное провоцирование аудитории на вопросы. Когда после доклада задаются вопросы, докладчик получает дополнительное время для раскрытия важных деталей, интересных слушателям. А если возникает дискуссия, то автор получает шанс услышать много интересного для себя, увидеть свою работу с новой точки зрения.
Выступление рекомендуется завершать выводами: «следовательно...», «таким образом...». Заключительная фраза выступления почти стандартна: «Мой доклад закончен, благодарю за внимание».
Вопросы, как правило, задают после выступления. Если вопросов не возникает, можно попросить слово для разъяснения ключевых положений доклада (может быть, вас просто не поняли).