ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения, к примеру, в помощь воспитателям и для детей разного возраста) и пр. Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут.
Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, следует помнить о том, что это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, очищена и украшена цветами. В результате проведенных занятий на маршрутных точках экологической тропы дети научатся понимать самоценность природы, осознавать себя как часть природы, уважительно относиться к богатствам природы, научились видеть красоту и неповторимость окружающего мира, пришли к пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы цепная реакция.
Вывод. В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста мы сделали следующие выводы:
1. Для дошкольной педагогики экологическое образование это новое направление, которое в настоящий момент проходит этап становления.
2. В настоящее время среди специалистов существуют различные подходы к содержанию экологического образования, нет единого мнения в определении целей, задач, выбора методик и форм организации работы.
3. Современное экологическое образование дошкольников формируется на основе традиционных для отечественной педагогики подходах, народных традициях, научных исследованиях отечественных педагогов, психологов. Оно строится на усвоении детьми системы знаний о природе, существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влиянии деятельности человека на природу.
4. Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей являются основой осознанного бережного отношения к природе.
5. Экологическое образование невозможно без общения с природой.
Мы также пришли к выводу, что формирование гуманного отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания ценности объектов природы, их непроходящей и неувядающей красоты.
Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво).
Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер. Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности, в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Эффективность экологического образования – это не только успешность освоения того или иного курса. Она включает в себя и изменение поведения по отношению к окружающим объектам, и мотивацию поступков, и самостоятельную реализацию элементарных навыков экологически безопасного поведения в быту и окружающей среде.
Наряду с этим это и владение, и самостоятельная реализация элементарных навыков и рационального природопользования, и желание участвовать в посильной практической деятельности, и умение сопереживать, сочувствовать и сострадать, гуманно относиться к окружающим людям и природному окружению. Это и потребность участия в природосберегающей деятельности, и воспитание ответственности за свои поступки, и понимание их последствий для окружающего мира, и умение, и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков, и соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде.
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по экологическому
образованию детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования в настоящей работе - доказать эффективность использования экологической тропы для продуктивного и интересного построения процесса экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Базой исследования выступила группа старших дошкольников МБДОУ «Россияночка», в количестве 19 детей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что экологическое сознание старших дошкольников будет повышено при условии активации форм и методов работы с детьми и родителями на экологической тропе в ДОУ.
Для мониторинга уровня сформированности экологических знаний мы использовали вначале метод индивидуальной беседы (по С.Н. Николаевой), включающий в себя 3 направления [18].
1 направление – выявление представлений детей о существенных признаках живого.
2 направление – изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностей в условиях среды, состоянии.
3 направление – выявление представлений о приспособленности живых существ к различным средам обитания.
Выделены оценочные критерии: представления о сезонных изменениях, представления о домашних животных, представления о диких животных, знания деревьев и кустарников, знания об особенностях родного края, знания об овощах и фруктах, умение называть предметы окружения, их назначения и свойства, бережное отношения к природе, навыки ухода за растениями и животными, знания о правилах поведения в природе, знания экологических игр.
Исследование проводилось в период с сентября 2016 года по март 2017 года в подготовительной группе.
На этапе эксперимента был поставлен ряд задач:
1. Определение уровня сформированости знаний дошкольников о животных.
2. Определение уровня сформированости знаний дошкольников о растениях.
3. Определение уровня сформированости знаний дошкольников о неживой природе.
Далее для эксперимента были подобраны задания по методике Т.М. Бондаренко: «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада», так как мы считаем, что данная диагностика может вполне успешно диагностировать знания и умения детей в области опытно - исследовательской деятельности детей и экологическом воспитании (Приложение 1) [12].
Уровни усвоения программы по экологическому воспитанию.
Низкий. Ребенок различает и называет большое число животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи. Сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает трудности. Трудовые и опытнические процессы выполняет не самостоятельно, качество результата низкое. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение не устойчивы, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Результат оценки - 1 балл.
Средний: Ребенок различает большое число объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые и опытнические процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Результат оценки- 2 балла.
Высокий: Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи.
Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми и опытническими умениями, достигая хороших результатов. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.
Результат оценки - 3 балла.
Общий уровень овладения знаниями:
2.5 - 3.0- высокий уровень
2.0 – 2.4 - средний уровень
1.0 – 1.9 – низкий уровень
Протокол диагностики представлен в Приложении 2.
Таким образом, полученные данные диагностики свидетельствуют о хорошем уровне экологического развития детей.
Но в течение следующего учебного года 2017/2018, для повышения уровня экологических знаний, организационная работа продолжалась.
На территории ДОУ была организована экологическая тропа. Проект по созданию экологической тропы представлен нами в Приложении 3.
Результаты контрольной диагностики представлены в Приложении 4.
2.2. Оценка эффективности организации экологической тропы
на территории ДОУ
Выше уже отмечено, что в течение следующего учебного года 2017/2018, для повышения уровня экологических знаний, организационная работа продолжалась. С результатами мониторинга можно ознакомиться на рисунке:
Таким образом, мы видим, что в 2016-2017 учебном году – качество образования 50%, а 2017-2018 учебный год – качество образования 55%. Динамика составила 5%. На основе результатов определена оценка усвоения детьми программных задач, запланирована индивидуальная работа, способствующая повышению качества обученности воспитанников.
Результаты мониторинга по экологическому воспитанию, позволяют сделать вывод, что выбранные формы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством создания экологической тропы в ДОУ, способствуют повышению уровня экологического сознания, а также развитию у них психических процессов (воображения, памяти, логического мышления, внимания), нравственных качеств и воспитанию бережного отношения к природе.
Таким образом, создание экологической тропы на территории ДОУ способствовало более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков. Анализ изменений в уровнях сформированности исследовательских способностей также свидетельствует о том, что у детей значительно повысился уровень развития опытно - исследовательских способностей, экологических знаний в области ознакомления дошкольников с животным миром, растительным миром, с объектами неживой природы.
Так же и по другим показателям полностью отсутствует низкий уровень развития. Наблюдения за детьми группы показали, что они свободно ориентировались в новых творческих заданиях при использовании экологической тропы, быстро включались в воображаемую ситуацию, смело опирались на возникающие у них ассоциации и образы, вызванные восприятием прекрасного: природой, животным миром, миром растений.
Сформированность у детей навыков экологического воспитания позволило детям легко находить необходимые решения для воплощения собственного замысла, для получения желаемого результата.
Сравнительный анализ данных, полученных в начале и в конце обучения в группе доказал действенность предложенного проекта.