Файл: 1 Понятие экологического образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предложить рассмотреть рисунки водоемов, что растет в воде.

Предложить иллюстрации кита, лягушки, рыб  и т.д, животных, обитающих в воде.

 Что мы могли бы сделать, чтобы люди смогли сберечь воду? (Чем меньше мы будем ее тратить, тем больше воды останется в реках и озерах).

Задание 5.

Камни, песок, глина.

1. Знают ли дети свойства песка? (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду)

2. Знают ли дети свойства глины? (плотность, вязкость, пластичность)

3. Как человек использует песок? (строительство, песочные часы), и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка)

4. Знают ли дети какие бывают камни? (твердые, не рассыпаются, разные)

5. Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?

6. Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным из них предметам?

Методика диагностики:

Рассмотреть картинки о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные предметы - посуду, игрушки, песочные часы, - чтобы выяснить применение природного материала в жизни.

Задание 6

Почва.

1. Знают ли дети, что такое почва? (Верхний слой земли - «живая земля»)

2. Знают ли обитателей почвы (на примере дождевого червя)?

3. Какова их роль в формировании почвы?

4. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.

5. Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?

6. Выработаны ли навыки ухода за растениями? (копка, рыхление, внесение удобрений, уход за комнатными растениями)?

7. Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?

Методика диагностики:

Беседа с использованием пособия Н. Рыжовой «Невидимые ниточки природы», комплект дидактической игры «Одуванчик»; картины о природе; наблюдения в природе, чтение и беседы по экологическим сказкам.

Приложение 2
Диагностика педагогического процесса по экологическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении по методике Т.М. Бондаренко

Результаты исследования 2016/2017 год

ФИО ребенка

Живая природа

Неживая природа

Комплексная оценка качества

Уровень овладения

травы

кустарники

деревья

ягоды

овощи,

фрукты

звери

птицы

насекомые

земноводнные

вода

воздух

почва

песок, глина

А. Никита

1

2

2

1

3

3

2

2

2

3

3

2

2

2.1

с

Г. Кристина

2

2

3

3

3

3

2

3

3

3

3

2

2

2.7

В

Г. Кирилл

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2.2

С

Г. Паша

2

2

3

2

2

3

3

2

2

3

3

2

2

2.5

В

Г. Глеб

3

3

3

2

3

3

3

3

2

3

3

3

3

2.8

В

Д. Карина

2

2

2

2

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2.4

С

Е. Ксения

2

2

3

2

3

3

2

2

2

3

3

2

2

2.4

С

Е. Данил

2

2

2

2

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2.4

С

К. Толя

2

2

3

2

3

3

3

2

3

3

3

2

2

2.6

В

К. Саша

2

2

3

2

3

2

2

2

2

3

3

2

2

2.3

С

К. Виктория

1

2

2

1

3

3

2

2

2

3

3

2

2

2.1

С

М. Алексей

2

2

3

3

3

3

2

3

3

3

3

2

2

2.7

В

М. Карина

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2.2

С

Р. Дима

2

2

3

2

2

3

3

2

2

3

3

2

2

2.5

В

Р. Яна

3

3

3

2

3

3

3

3

2

3

3

3

3

2.8

В

С. Артем

2

2

2

2

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2.4

С

К. Катя

2

2

3

2

3

3

2

2

2

3

3

2

2

2.4

С

Ш. Таня

2

2

2

2

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2.4

С

М. Саша

2

2

3

2

3

3

3

2

3

3

3

2

2

2.6

В

Высокий

уровень

10

10

60

10

80

80

60

20

20

70

70

10

10




40

Средний уровень

80

90

40

80

20

20

40

80

80

30

30

90

90




60

Низкий уровень

10

0

0

10

0

0

0

0

0

0

0

0

0




0





Приложение 3

Организация экологической тропы

Цель создания экологической тропы:  развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи  создания экологической тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка  к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.

Характеристика тропы

Вид тропы: экологическая

Состояние тропы: хорошее

Режим пользования: познавательные  экскурсии, исследования

Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая

Экологическая тропа располагается на территории детского сада. Микрорайон можно охарактеризовать как экологически чистый и быстрорастущий.

Правила поведения на экологической тропе

Я сорвал цветок –

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться

к красоте

можно только сердцем.

                                         П. Гвездослав

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы.  Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается  срывать растения, ломать ветки,  ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться,  размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни  и т.п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Этапы создания экологической тропы

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.



2. Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателям (См. Приложение 1); для детей (См. Приложение 2). Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.

Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В МБДОУ «Россияночка» хозяйкой тропинки была выбрана Мудрая Сова (См. Приложение 3).

4. Составление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

6.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

  • Экологические беседы;

  • Наблюдения;

  • Элементарные опыты;

  • Экскурсии;

  • Целевые прогулки;

  • Экологические конкурсы, викторины;

  • Решение экологических ситуативных задач;

  • Чтение художественной литературы;

  • Обсуждение и проигрывание ситуаций;

  • Трудовой десант;

  • Труд в природе;

  • «Красная книга природы»;

  • Коллекционирование;

  • Экологические досуги, развлечения, праздники;

  • Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

  • Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

  • Взросло-детские проекты;

  • Изготовление рисунков, поделок;

  • Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

  • Участие в конкурсах

  • Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

  • Фотовыставки;

  • Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.


8. Разработка маршрута экологической тропы.

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 1).

Таким образом, экологическая тропинка состоит из  объектов. Они  специально созданы нами  на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога

Объекты  экологической тропы

1. Альпинарий

Информация об объекте

Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов.

Созданный нами  «альпинарий» представляет собой фрагмент горного пейзажа с искусственным водоемом, сухим ручьем и различными растениями. Дополняет ландшафтную композицию мостик, мельница,  фигурки животных и птиц.

Цель: формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы).

2. Липовая аллея

Информация об объекте

Липовая аллея – дорожка с высаженными по обеим её сторонам липами.

Липа – дерево с сердцевидными мелкозубчатыми листьями, душистыми цветками и плодами-орешками. Высота до 30 метров. Цветёт в мае-июне. Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси люди широко использовали её в быту. Из мочалистой коры липы изготавливали лыко для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Мягкая липовая древесина также находила широкое применение — из неё делали скалки, ложки, веретена, миски и другую утварь Липа — растение медогон. В медицине используются кора, листья, цветы, почки. Липовый мёд полезно кушать при простуде.


Весной растёт, летом цветёт,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается,

А цветок – то медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа.

                                                 (липа).

Летом, в жаркую погоду, в тенистой липовой аллее  царит приятная прохлада.

3. Лесная опушка

Информация об объекте

Опушка леса представляет собой край леса шириной до 150 м. Это своеобразная переходная полоса (экотон) между лесом из всех составляющих его ярусов лесной растительности и смежным типом растительности (лугом, болотом и т.д.) На опушке леса меняется флора, фауна и состав почвы.   Здесь нередко растут те деревья, которых не встретишь в чаще леса. На опушках можно видеть низкорослые деревья, кустарники, среди них такие, например, как малина, боярышник, ракитник, рябина, бузина, калина, шиповник, жимолость, можжевельник. Многие птицы и звери предпочитают опушку глубинному лесу, так как здесь им предоставляется укрытие и больше света. Светлые опушки предпочитают и некоторые грибы, например, маслёнок обыкновенный, опёнки и другие.

На территории участка МАДОУ создан объект «Лесная опушка» имитирующий дикую природу. Помимо высаженных кустарников,  размещены старые пеньки, покрытые мхом, лишайником; искусственный муравейник.

Цель: зона для экологического познания дикой природы (знакомство с растениями, птицами, насекомыми).

4. Зеленая аптека

Информация об объекте   

Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.

С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:

Я не степью хожу

— Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Объекты для наблюдений:

1. Крапива

2. Шалфей

3. Подорожник

4. Валерьяна

5 . Мать-и-мачеха

6. Календула

Аптекарский огород создан нами  для того, чтобы познакомить  детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений  за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления   знаний  о  ценности их  для здоровья, учить правилам  сбора  и сушки  трав «зеленого аптеки».