ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 48. БУКВЫ О И А В КОРНЕ – ГАР- – -ГОР- (с. 106–107)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся о написании букво и а в корне – способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: карточки, схема «Правописание корней» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Повторение пройденного материала. 1. Индивидуальная работа по карточкам | См. Ресурсный материал | Выполняют задания | Осуществляют поиск способов решения учебной задачи |
2. Конкурс «запоминалок» | – А вот «запоминалка» на другие корни, выбор гласной в которых зависит от суффикса: Ира не хочет быть Ерой. – Как вы думаете, для каких корней она подойдет? | Внимательно слушают. Отвечают на вопрос | Извлекают необходимую информацию |
3. Выполнение задания | – Вставьте пропущенные буквы. Зам..реть от восторга, отп..рать замок, зам..рать от восхищения, приб..ру в квартире, уд..рать с места происшествия, к..саться темы, уд..ру без оглядки, прик..снуться к прошлому, написать изл..жение | Выполняют задание | Осуществляют поиск способов решения учебной задачи, контроль и оценку |
II. Постановка учебной задачи | Сообщает тему и цель урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу |
III. Работа по теме урока. 1. Объяснение нового материала | – Какой загадочный корень встречается в этих пословицах? 1) Когда повара дерутся, все стынет или г..рит. 2) Огонь тушат, пока не разг..релся. 3) От искры сыр-бор заг..релся. 4) От копеечной свечи Москва заг..релась. – Найдите его в схеме. От чего зависит выбор гласной? Сформулируйте правило. Сравните его с правилом в учебнике (с. 106). – Вставьте пропущенные гласные. – Обратите внимание на остальные корни в первом столбике. – Во всех ли корнях под ударением нужно писать а? – Чтобы не запутаться при встрече с таким корнем, нужно подобрать слово-двойник, где гласная будет под ударением. Например, заг..релся – ударение на корень не падает. Подбираем слово-двойник с ударением в корне – загар. Значит, в этом корне а пишется под ударением. В слове заг..релся пишем о | Отвечают на вопрос. Выполняют задания. Внимательно слушают | Формулируют ответы на вопросы. Используют схему для решения учебно-практических задач. Осуществляют логические действия. Извлекают необходимую информацию из различных источников |
2. Лингвистическая разминка | – Докажите, что данные слова не одного корня: разорить, оз..рить. – Вставьте пропущенную букву, объясните свой выбор | Аргументируют свой ответ. Выполняют задание | Аргументируют свою точку зрения |
3. Самостоятельная работа | Предлагает выполнить задания. 1-й вариант – упражнение 187; 2-й вариант – упражнение 188 | Выполняют задания | Осуществляют контроль и оценку |
4. Выполнение упражнения 189 | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют упражнение (комментированное письмо) | Осуществляют контроль и оценку |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Какое слово может служить «шпаргалкой» при выборе гласной в корнях Обоснуйте ответ. Домашнее задание: выполнить упражнение 190; составить 10 тезисов по орфограмме «Чередующиеся гласные в корне слова», пять из которых будут неверными | Отвечают на вопрос. Аргументируют свою точку зрения. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Принимают и сохраняют учебную задачу |
Ресурсный материал
Карточки
Карточка 1.
Вставьте пропущенные буквы.
К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно.
Карточка 2.
Вставьте пропущенные буквы.
Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..саться, соприк..сновение
Урок 49. БУКВЫ О И А В КОРНЕ – ГАР- – -ГОР- (с. 106–107)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся о написании букво и а в корне способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: слова для диктанта, занимательный материал |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||
I. Постановка учебной задачи | Сообщает тему и цель урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу | ||
II. Работа по теме урока. 1. Творческий диктант | Диктует слова: а) сложить, горелый, смотреть, слышать; б) прикоснуться, загорать, видеть, бежать; в) заберу, огарок, угар | Задача учащихся – после того, как запишут, дописать каждый ряд, взяв по одной морфеме от каждого слова и сложив из них новое. Ответ: сгореть, пригореть, загар | Осуществляют поиск способов решения учебной задачи | ||
2. Выполнение упражнения 190, 191 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют упражнения 190, 191 | Осуществляют контроль и оценку | ||
3. Выполнение задания «Найди ошибку» | – Укажите неправильное написание слов.
| Выполняют задание | Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий | ||
4. Диктант | Предлагает написать под диктовку. Предлагать чаю, провести касательную, заросли кустов, несгораемый шкаф, чудесная долина, умолять о помощи, соединение проводов, закрепить успех, честолюбивые планы, сдирать шкуру, затрещали дрова, замереть от страха | Пишут под диктовку | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий | ||
5. Лингвистическая разминка | – Попробуйте догадаться, что сказал врач. Какая-то пациентка спр..сила Боткина: – Ск..жите, доктор, какие упражнения самые п..лезные, чтобы п..худеть? – Поворачивайте голову справа налево и слева направо, – ..тветил Боткин. – Когда? – Когда… (– Когда вам предлагают поесть.) – Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания | Выполняют задания | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий. Осуществляют поиск способов решения учебных задач | ||
III. Итог урока. |
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Рефлексия учебной деятельности
Предлагает работу с тезисами (из домашнего задания к данному уроку).
Домашнее задание: упражнение 191, подготовиться
к проверочной работе
Выходят к доске и читают подготовленные
тезисы. Если тезис верный, класс поднимает зеленую карточку; если нет – красную.
Записывают задания, задают уточняющие
вопросы
Принимают и сохраняют учебные задачи.
Осуществляют поиск их решения
Урок 50. БУКВЫ О И А В КОРНЯХ -ЗАР- – -ЗОР- (с. 108–109)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства обучающихся с группой слов, в корнях которых происходит чередование -о-, -а-; способствовать формированию умений осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать его в ходе действий по применению; работать над опознавательными признаками и графическим обозначением данной орфограммы; совершенствовать орфографические навыки; способствовать развитию навыков работы с учебником и справочной литературой | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: умеют правильно писать слова с изученной орфограммой; имеют представление о русском языке как языке русского о народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: слова для слухового диктанта, блицтест, обобщенная модель орфограмм |