ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи: работа с эпиграфом | – Прочитайте эпиграф: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести, Словом можно предать, и продать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. В. Шефнер – Как вы понимаете слова поэта? – Итак, правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. И сегодня мы с вами научимся правильно вести себя в различных ситуациях общения через обсуждение, инсценировку, дискуссию. Поэтому нам следует разделиться на группы, чтобы работа была более продуктивной и каждый смог принять участие в общем результате урока | Внимательно слушают. Комментируют каждую строчку четверостишия, исходя из жизненного или читательского опыта. Делятся на группы | Принимают и сохра- няют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы, принимают участие в обсуждении |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с материалом учебника. 2. Выполнение упражнения 8 3. Систематизация и обобщение знаний по теме урока. Употребление «вежливых» слов | – Познакомьтесь с заданием упражнения 7 на с. 8. Давайте обсудим схему, предложенную в упражнении. Как вы ее понимаете? Побуждает к обсуждению, выдвижению гипотез. – Итак, у нас возникло затруднение. Давайте решим его, прочитав материал учебника на с. 7–8. – Как вы разбирались, что такое речевая ситуация и каким образом ее компоненты отражены в схеме? Для этого мы, во-первых, поняли, кто нам рассказывает о речевой ситуации (ученый, автор учебника); кому адресована схема (ученикам, детям); где и когда мы знакомимся с понятием (на уроке русского языка в школе). А если это учебный материал, то понятно, что он должен передаваться научным языком, возможно, схемой, но в то же время должно быть и доступным его изложение, ведь адресован материал детям. А вот почему и зачем мы должны узнать о речевой ситуации и ее компонентах? – Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Кратко запишите его в тетрадь. Предлагает выполнить упражнение – Важная часть культуры поведения – это вежливость. Какие слова чаще всего употребляются в речевом пове- дении? (Здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста.) – Верно. Именно эти слова являются основными, базовыми. Исходя из них, мы выделяем четыре направления возникновения речевых ситуаций. Вспомните эти речевые ситуации. (Записывает их на доске.) – Мы с вами знаем, что приветствие должно иметь правильную форму. Что это значит? (Нельзя путать обращения «Здравствуйте!» и «Привет!», неправильное их употребление может прозвучать обидно.) – Что мы имеем в виду, говоря другому: «Здравствуйте!»? (Мы желаем человеку здоровья.) – А как, по-вашему, выглядит приветствие «Доброе утро!» человеку, у которого разболелся зуб ? (Это может быть воспринято им как насмешка.) – Представьте ситуацию: ученик через проезжую часть улицы кричит учителю: «Здравствуйте, Игорь Николаевич!» Как вы оцените такую ситуацию? (Это неправильное приветствие, потому что ставит учителя в неловкое положение.) – Словесная вежливость также должна быть уместной и соответствовать поведению говорящего. А каким тоном необходимо приветствовать кого-либо? (Приветствие произносится искренне, внятно, с улыбкой.) – Кто должен приветствовать первым? (Младший первый приветствует старшего. А руку первым подает старший.) – Какое бывает обращение? (Обращение бывает уважительное и сердечное, например: «Уважаемый Николай Алексеевич!» или «Дорогая Нина Петровна!») – Чего нужно опасаться при обращении с просьбой? (При обращении не стоит засорять речь несколькими формами сразу, например: «Будьте добры, пожалуйста, закройте дверь». Нужно выбрать одно.) – А какими словами выражается благодарность? (Словами «спасибо», «большое спасибо», «благодарю».) – К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить? (Человек, не умеющий благодарить другого за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить.) – Формы прощания тоже бывают разными. От чего это зависит? (Это зависит от того, с кем прощаешься и на какое время расстаешься. Например, учителю надо говорить: «До свидания!», а однокласснику мы говорим: «Пока!») – Теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили эти нормы поведения. Вы должны разыграть ту или иную речевую ситуацию. Сопровождает деятельность групп по подготовке инсценировки. – Теперь посмотрим и проанализируем речевые ситуации, подготовленные группами | Выполняют задание. Приходят к выводу о том, что содержание схемы им непонятно, потому что неизвестен замысел составителя схемы и нет ответов на предложенные схемой вопросы. Читают статью в учебнике. Принимают участие в обсуждении схемы. Отвечают на вопрос. Представители каждой группы зачитывают свои ответы. Работают в группах: выразительно читают диалог по ролям, анализируют ситуацию общения, комментируют, какие компоненты речевой ситуации учли участники диалога, а какие – упустили Отвечают на вопросы. Называют направления возникновения речевых ситуаций: 1. Приветствие. 2. Обращение с просьбой. 3. Умение благодарить. 4. Прощание. Отвечают на вопросы Подготавливают и разыгрывают инсценировку ситуации общения: первая группа разыгрывает приветствие; вторая группа – обращение с просьбой; третья группа – умение благодарить; четвертая группа – прощание. При необходимости обращаются за консультацией к педагогу. Оценивают ситуации и называют ошибки, допущенные участниками инсценировок | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Применяют навыки работы со справочной литературой, групповой работы. Формулируют ответы на вопросы, принимают участие в обсуждении Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Применяют навыки групповой работы. Формулируют ответы на вопросы. Владеют логическими действиями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Осуществляют анализ учебной деятельности |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Обратите внимание на высказывания, которые лежат перед вами. (См. Ресурсный материал.) Какое из них вы подобрали бы к сегодняшней теме в качестве эпиграфа? – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: объяснить смысл выбранного высказывания и записать ответ в тетрадь | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задания, задают уточняющие вопросы | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |
Ресурсный материал
Высказывания-эпиграфы
1) Культура – это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. (Из толкового словаря.)
2) Культура общения – это культура речевого поведения, проявление общей культуры человека. (Из толкового словаря.)
3) В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов.)
Уроки 5–6. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ (с. 12–15)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний по фонетике и орфоэпии); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: задания для фронтальной и самостоятельной работы, стихотворения С. Я. Маршака, И. А. Бунина, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова; слова для игры, алгоритм написания в слове буквы (ь/ъ) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 30
Организационная структура уроков
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Работа по теме урока. 1. Упражнения по систематиза- ции и обобщению знаний по фонетике. 1) Выполнение задания 1 | – Прослушайте высказывание К. С. Станиславского и определите его основную мысль. «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане». – Попытайтесь расшифровать слова и предложения, произнесенные шестиклассниками, которых объединяет то, о чем говорил К. С. Станиславский. Произнесите правильно: ваще, рази, сёня, чек, мачики, дечки, сари, серно, ща. Я и грю: «Вы на сещей бути выхыть? Мот, я нипрально гарю?» (Выделенные буквы – ударные.) – Почему нужно говорить отчетливо, не проглатывая звуки и слоги? | Внимательно слушают. Определяют основную мысль высказывания. Выполняют задания. Высказывают свои предположения | Умеют внимательно слушать. Формулируют ответы на вопросы. Выражают и обосновывают свое мнение. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют контроль учебных действий |
2) Выполнение задания 2 | – Чтобы уметь говорить отчетливо, нужно очень много знать: из каких звуков состоит наша речь, правила их произношения. В этом нам поможет русский язык. Прослу- шайте стихотворение С. Я. Маршака и скажите, какие особенности русских звуков подметил поэт. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных – прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. Звучат в согласных серебро и медь, А гласные даны тебе для пенья. И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль даже продышать стихотворенье. – На какие две группы делятся гласные? – На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости? – Назовите сильные и слабые позиции гласных и согласных в слове оплошность. – Назовите шипящие согласные. – Как на письме изображается звук [й’]? | Внимательно слушают. Высказывают свою точку зрения. – Ударные и безударные. – Парные и непарные. – Ударный гласный звук во втором слоге [о] в сильной позиции; безударные гласные звуки в первом и третьем слогах [а] в слабой позиции; согласные звуки [п], [л], [ш], [н] в сильной позиции (после согласных следуют гласные или согласные), согласные звуки [с’], [т’] в слабой позиции. – [ш], [ж], [ч’], [щ’]. – Буквой й | Умеют внимательно слушать. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют контроль учебных действий. Выражают и обосновывают свое мнение |
3) Фонетический разбор | – Как можно превратить угол в топливо? – Отобразите это в фонетической транскрипции. – Произведите фонетический разбор этого слова | – Написать в конце слова после буквы л мягкий знак (ь). – [угал’]. Выполняют задание, опираясь на образец на с. 12 учебника | Формулируют ответы на вопросы. Действуют по образцу |
4) Игра «Найди пару» | – Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – один согласный заменить другим, отличающимся от первого по глухости/звонкости, чтобы получилось новое слово. Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: код – год. Удочка, тужить, визит, сиять, молотить. После того как учащиеся сдадут листочки, проводится устная проверка | Ответ: удочка – уточка, тужить – тушить, визит – висит, сиять – зиять, молотить – молодить | Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
2. Упражнения по систематизации и обобщению знаний по орфоэпии. 1) Выполнение упражнения 18. | – На основании рифм установите, как произносили поэты отдельные сочетания звуков. При чтении не разрушайте стиха! Так няня в лес ребенка заведет И спрячется сама за куст высокий: Встревоженный, он ищет, и зовет, И мечется в тоске жестокой… (Н. А. Некрасов.) Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. (И. А. Бунин.) Лишь вступил на двор широкий, Что ж? Под елкою высокой Видит, белочка при всех Золотой грызет орех… (А. С. Пушкин.) | Выполняют задания. | Умеют внимательно слушать. Извлекают необходимую информацию из различных источников. Ориентируются в учебнике. Выполняют задания согласно инструкции. Осуществляют контроль учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Умеют работать со справочной литературой |
| – Наука, изучающая произношение звуков, называется… А впрочем, прочитайте сами ее название: [арфаэп’ий’а]. – Ее роль состоит в том, чтобы облегчать взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. На с. 170 учебника помещен словарь «Произноси правильно!», который будет помогать вам в случае затруднений в произношении тех или иных слов. – Произнесите правильно слова из упражнения 18 | Внимательно слушают. | |
2) Составление алгоритма написания в слове разделительных твердого и мягкого знаков (ь и ъ) | – Сейчас от некоторых людей, преимущественно пожилого возраста, можно услышать [с’эм] вместо [с’эм’]. Наличие какой буквы указывает на то, что [м] в этом слове нужно произносить мягко? – Что значит разделительный ь? – Когда употребляется разделительный ь? – Когда употребляется разделительный ъ? – Составьте алгоритм написания в слове разделительных ь и ъ знаков | – Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного. Отвечают на вопросы. Совместно с учителем выполняют задание. (См. Ресурсный материал.) | Формулируют ответы. Используют схему для решения учебно-практической задачи. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
II. Самостоятельная работа | Предлагает выполнить самостоятельно задания. 1-й вариант – произвести морфемный разбор, выписать слова с ъ; 2-й вариант – произвести морфемный разбор, выписать слова с ь | Выполняют задания самостоятельно | Осуществляют планирование, контроль и оценку |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Как взаимосвязаны такие разделы науки о языке, как фонетика и орфоэпия? – Какие задания мы выполняли? – Что вызвало затруднения? Как вы их преодолевали? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание (по выбору): 1) Выполнить упражнения 19, 20. 2) Написать рассказ на свободную тему с использованием 8–10 слов из словаря «Произноси правильно!» | Отвечают на вопросы. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения |
Урок 7. МОРФЕМЫ В СЛОВЕ. ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ И В КОРНЯХ СЛОВ (с. 16–19)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний по орфографии, морфемному составу слова); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: карточки, отрывки из стихотворений В. Маяковского |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 30
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Индивидуальная работа по карточкам | См. Ресурсный материал | Выполняют задания | Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
II. Постановка учебной задачи | – Тема урока – «Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов». Многие из вас могут подумать, что изучение морфем в школе – лишняя трата времени; что обыкновенные люди, когда говорят, и не думают о морфемах; что морфемы нужны только для ученых-языковедов. Так ли это? – Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: нужны ли людям морфемы и для чего они им нужны? | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебные задачи |
III. Работа по теме урока. 1. Обобщение и систематизация знаний о морфемах. 2. Выполнение упражнения 24 | – Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о морфемах. – Сравните: заоблачный – за облаками, безбрежный – без берега. – Как образовались приставки? – Как значения предлогов помогают определить значение слов с приставками, образованными от этих предлогов? – Как приставки влияют на значение слова? | Отвечают ученики, работавшие с карточками 4 и 5. Остальные помогают в случае затруднений. Заполняют таблицу. Отвечают на вопросы | Извлекают необхо- димую информацию из сообщений сверстников. Осуществляют логические операции. Формулируют ответы на вопросы |
3. Творческая работа | – В этих отрывках из стихотворений В. Маяковского встречаются слова, придуманные самим поэтом. Найдите их. 1. Досыта изыздевываюсь, нахальный и едкий… 2. Издинамитить старое… 3. Цветы испавлинятся в каждом окошке… – Сделайте их морфемный разбор. Как он помогает вам определить значение этих неизвестных слов? – Для чего нужно изучать морфемы? – Почему в одних случаях пишем приставку а в дру-гих – | Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Рассказывают правило написания приставок | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий |
4. Выполнение упражнения 29 | – При выполнении этого упражнения мы рассмотрим еще одно значение морфем. – Вспомните правила написания букв е, о, ё после шипящих и ц в корнях и окончаниях слов. – Важно ли при выборе гласной после шипящих и ц знать, в какой части слова она находится? Почему? – Для чего нам нужно изучать морфемы? – Примените свои знания при заполнении таблицы в упражнении 29 | Рассказывают правила написания букв ё, о, е после шипящих и ц в корнях и окончаниях слов. Отвечают на вопросы. Выполняют упражнение | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий |
5. Выполнение упражнения 27 | – Выпишите из упражнения 27 слова с пропущенными буквами. Выделите морфемы, вставьте пропущенные буквы | Выполняют задание | Осуществляют планирование, контроль |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Почему нужно изучать морфемы? – Какие задания выполняли? – Что вызвало у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: выполнить упражнение 30 | Отвечают на вопросы. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения |