Файл: Решение учебных задач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи: работа с эпиграфом

– Прочитайте эпиграф:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В. Шефнер

– Как вы понимаете слова поэта?

– Итак, правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. И сегодня мы с вами научимся правильно вести себя в различных ситуациях общения через обсуждение, инсценировку, дискуссию. Поэтому нам следует разделиться на группы, чтобы работа была более продуктивной и каждый смог принять участие в общем результате урока

Внимательно слушают.

Комментируют каждую строчку четверостишия, исходя из жизненного или читательского опыта.

Делятся на группы

Принимают и сохра-

няют учебные задачи.

Формулируют ответы на вопросы, принимают участие
в обсуждении

II. Работа
по теме урока.


1. Работа с материалом учебника.


2. Выполнение
упражнения 8

3. Систематизация и обобщение знаний по теме урока.

Употребление
«вежливых» слов

– Познакомьтесь с заданием упражнения 7 на с. 8. Давайте обсудим схему, предложенную в упражнении. Как вы ее понимаете?

Побуждает к обсуждению, выдвижению гипотез.

– Итак, у нас возникло затруднение. Давайте решим его, прочитав материал учебника на с. 7–8.

– Как вы разбирались, что такое речевая ситуация и каким образом ее компоненты отражены в схеме? Для этого мы, во-первых, поняли, кто нам рассказывает о речевой ситуации (ученый, автор учебника); кому адресована схема (ученикам, детям); где и когда мы знакомимся с понятием (на уроке русского языка в школе). А если это учебный материал, то понятно, что он должен передаваться научным языком, возможно, схемой, но в то же время должно быть и доступным его изложение, ведь адресован материал детям. А вот почему и зачем мы должны узнать о речевой ситуации и ее компонентах?

– Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Кратко запишите его в тетрадь.

Предлагает выполнить упражнение
– Важная часть культуры поведения – это вежливость. Какие слова чаще всего употребляются в речевом пове-
дении? (Здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста.)

– Верно. Именно эти слова являются основными, базовыми. Исходя из них, мы выделяем четыре направления возникновения речевых ситуаций. Вспомните эти речевые ситуации. (Записывает их на доске.)

– Мы с вами знаем, что приветствие должно иметь правильную форму. Что это значит? (Нельзя путать обращения «Здравствуйте!» и «Привет!», неправильное их употребление может прозвучать обидно.)

– Что мы имеем в виду, говоря другому: «Здравствуйте!»? (Мы желаем человеку здоровья.)

– А как, по-вашему, выглядит приветствие «Доброе утро!» человеку, у которого разболелся зуб ? (Это может быть воспринято им как насмешка.)

– Представьте ситуацию: ученик через проезжую часть улицы кричит учителю: «Здравствуйте, Игорь Николаевич!» Как вы оцените такую ситуацию? (Это неправильное приветствие, потому что ставит учителя в неловкое положение.)

– Словесная вежливость также должна быть уместной
и соответствовать поведению говорящего. А каким тоном необходимо приветствовать кого-либо? (Приветствие произносится искренне, внятно, с улыбкой.)

– Кто должен приветствовать первым? (Младший первый приветствует старшего. А руку первым подает старший.)

– Какое бывает обращение? (Обращение бывает уважительное и сердечное, например: «Уважаемый Николай Алексеевич!» или «Дорогая Нина Петровна!»)

– Чего нужно опасаться при обращении с просьбой?
(При обращении не стоит засорять речь несколькими формами сразу, например: «Будьте добры, пожалуйста, закройте дверь». Нужно выбрать одно.)

– А какими словами выражается благодарность? (Словами «спасибо», «большое спасибо», «благодарю».)

– К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить? (Человек, не умеющий благодарить другого за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить.)

– Формы прощания тоже бывают разными. От чего это
зависит? (Это зависит от того, с кем прощаешься и на какое время расстаешься. Например, учителю надо говорить: «До свидания!», а однокласснику мы говорим: «Пока!»)

– Теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили эти нормы поведения. Вы должны разыграть ту или иную речевую ситуацию.

Сопровождает деятельность групп по подготовке инсценировки.

– Теперь посмотрим и проанализируем речевые ситуации, подготовленные группами

Выполняют задание. Приходят к выводу о том, что содержание схемы им непонятно, потому что неизвестен замысел составителя схемы и нет ответов на предложенные схемой вопросы.

Читают статью в учебнике. Принимают участие
в обсуждении схемы.
Отвечают на вопрос.


Представители каждой группы зачитывают свои ответы.
Работают в группах: выразительно читают диалог по ролям, анализируют ситуацию общения, комментируют, какие компоненты речевой ситуации учли участники диалога, а какие – упустили

Отвечают на вопросы.

Называют направления возникновения речевых ситуаций:

1. Приветствие.

2. Обращение с просьбой.

3. Умение благодарить.

4. Прощание.
Отвечают на вопросы

Подготавливают и разыгрывают инсценировку
ситуации общения:

первая группа разыгрывает приветствие;

вторая группа – обращение с просьбой;

третья группа – умение благодарить;

четвертая группа – прощание.

При необходимости обращаются за консультацией к педагогу.

Оценивают ситуации и называют ошибки, допущенные участниками инсценировок

Владеют способами конструктивного взаимодействия
со взрослым и сверстниками.

Применяют навыки работы со справочной литературой,

групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы, принимают участие
в обсуждении

Владеют способами конструктивного взаимодействия
со взрослым и сверстниками.

Применяют навыки групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют логическими действиями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией.

Владеют способами конструктивного взаимодействия
со взрослым и сверстниками.

Владеют навыками
конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Осуществляют
анализ учебной
деятельности

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Обратите внимание на высказывания, которые лежат перед вами. (См. Ресурсный материал.) Какое из них вы подобрали бы к сегодняшней теме в качестве эпиграфа?

– Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке,
являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: объяснить смысл выбранного высказывания и записать ответ в тетрадь

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.

Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Записывают задания, задают уточняющие вопросы

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности



Ресурсный материал

Высказывания-эпиграфы

1) Культура – это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. (Из толкового словаря.)

2) Культура общения – это культура речевого поведения, проявление общей культуры человека. (Из толкового словаря.)

3) В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов.)

Уроки 5–6. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ (с. 12–15)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний по фонетике и орфоэпии); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии

интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: задания для фронтальной и самостоятельной работы, стихотворения С. Я. Маршака, И. А. Бунина, А. С. Пушкина,
Н. А. Некрасова; слова для игры, алгоритм написания в слове буквы (ь/ъ)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


Организационная структура уроков

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Работа по теме урока.

1. Упражнения по систематиза-

ции и обобщению знаний по фонетике.

1) Выполнение задания 1

– Прослушайте высказывание К. С. Станиславского и определите его основную мысль.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом

напоминает человека с ампутированными ногами. Когда

у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».

– Попытайтесь расшифровать слова и предложения, произнесенные шестиклассниками, которых объединяет то,
о чем говорил К. С. Станиславский. Произнесите правильно: ваще, рази, сёня, чек, мачики, дечки, сари, серно, ща.

Я и грю: «Вы на сещей бути выхыть? Мот, я нипрально гарю (Выделенные буквы – ударные.)

– Почему нужно говорить отчетливо, не проглатывая звуки и слоги?

Внимательно слушают. Определяют основную мысль высказывания.


Выполняют задания.

Высказывают свои предположения

Умеют внимательно слушать.

Формулируют ответы на вопросы.

Выражают и обосновывают свое мнение.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Осуществляют контроль учебных действий

2) Выполнение задания 2

– Чтобы уметь говорить отчетливо, нужно очень много

знать: из каких звуков состоит наша речь, правила их произношения. В этом нам поможет русский язык. Прослу-

шайте стихотворение С. Я. Маршака и скажите, какие особенности русских звуков подметил поэт.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

– На какие две группы делятся гласные?

– На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?

– Назовите сильные и слабые позиции гласных и согласных в слове оплошность.

– Назовите шипящие согласные.

– Как на письме изображается звук [й’]?

Внимательно слушают. Высказывают свою точку зрения.


– Ударные и безударные.

– Парные и непарные.
– Ударный гласный звук во втором слоге [о] в сильной позиции; безударные гласные звуки в первом и третьем слогах [а] в слабой позиции; согласные звуки [п], [л], [ш], [н] в сильной позиции (после согласных следуют гласные или согласные), согласные звуки [с’], [т’] в слабой позиции.

– [ш], [ж], [ч’], [щ’].

– Буквой й

Умеют внимательно слушать.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Осуществляют контроль учебных действий.

Выражают и обосновывают свое мнение

3) Фонетический разбор

– Как можно превратить угол в топливо?
– Отобразите это в фонетической транскрипции.

– Произведите фонетический разбор этого слова

– Написать в конце слова после буквы л мягкий знак (ь).

– [угал’].

Выполняют задание, опираясь на образец на с. 12
учебника

Формулируют ответы на вопросы. Действуют по образцу

4) Игра «Найди пару»

– Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – один
согласный заменить другим, отличающимся от первого
по глухости/звонкости, чтобы получилось новое слово.

Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: код – год.

Удочка, тужить, визит, сиять, молотить.

После того как учащиеся сдадут листочки, проводится устная проверка


Ответ: удочка – уточка, тужить – тушить, визит – висит, сиять – зиять, молотить – молодить

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий

2. Упражнения по систематизации и обобщению знаний
по орфоэпии.

1) Выполнение упражнения 18.

– На основании рифм установите, как произносили поэты отдельные сочетания звуков. При чтении не разрушайте стиха!

Так няня в лес ребенка заведет

И спрячется сама за куст высокий:

Встревоженный, он ищет, и зовет,

И мечется в тоске жестокой…

(Н. А. Некрасов.)

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога. (И. А. Бунин.)

Лишь вступил на двор широкий,

Что ж? Под елкою высокой

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех… (А. С. Пушкин.)

Выполняют задания.

Умеют внимательно слушать.

Извлекают необходимую информацию из различных источников.

Ориентируются
в учебнике.

Выполняют задания согласно инструкции.

Осуществляют контроль учебных действий.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Умеют работать со справочной
литературой




– Наука, изучающая произношение звуков, называется…
А впрочем, прочитайте сами ее название: [арфаэп’ий’а].

– Ее роль состоит в том, чтобы облегчать взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. На с. 170 учебника помещен словарь «Произноси правильно!», который будет помогать вам в случае затруднений в произношении тех или иных слов.

– Произнесите правильно слова из упражнения 18

Внимательно слушают.

2) Составление алгоритма написания в слове

разделительных

твердого и мягкого знаков (ь и ъ)

– Сейчас от некоторых людей, преимущественно пожилого возраста, можно услышать [с’эм] вместо [с’эм’]. Наличие какой буквы указывает на то, что [м] в этом слове нужно произносить мягко?

– Что значит разделительный ь?

– Когда употребляется разделительный ь?

– Когда употребляется разделительный ъ?

– Составьте алгоритм написания в слове разделительных ь и ъ знаков

– Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного.

Отвечают на вопросы.

Совместно с учителем выполняют задание.
(См. Ресурсный материал.)

Формулируют
ответы.

Используют схему для решения учебно-практической задачи.

Владеют способами конструктивного взаимодействия

II. Самостоятельная работа

Предлагает выполнить самостоятельно задания.

1-й вариант – произвести морфемный разбор, выписать слова с ъ;

2-й вариант – произвести морфемный разбор, выписать слова с ь

Выполняют задания самостоятельно

Осуществляют планирование, контроль и оценку

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Над какой темой мы работали?

– Как взаимосвязаны такие разделы науки о языке, как фонетика и орфоэпия?

– Какие задания мы выполняли?

– Что вызвало затруднения? Как вы их преодолевали?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание (по выбору):

1) Выполнить упражнения 19, 20.

2) Написать рассказ на свободную тему с использованием 8–10 слов из словаря «Произноси правильно!»

Отвечают на вопросы.
Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения



Урок 7. МОРФЕМЫ В СЛОВЕ. ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ И В КОРНЯХ СЛОВ (с. 16–19)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний
по орфографии, морфемному составу слова); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: карточки, отрывки из стихотворений В. Маяковского
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Индивидуальная работа по карточкам

См. Ресурсный материал

Выполняют задания

Осуществляют
контроль и оценку учебных действий

II. Постановка учебной задачи

– Тема урока – «Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов». Многие из вас могут подумать, что изучение морфем в школе – лишняя трата времени; что обыкновенные люди, когда говорят, и не думают
о морфемах; что морфемы нужны только для ученых-языковедов. Так ли это?

– Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос:
нужны ли людям морфемы и для чего они им нужны?

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебные задачи

III. Работа по теме урока.

1. Обобщение
и систематизация знаний
о морфемах.

2. Выполнение упражнения 24

– Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о морфемах.

– Сравните: заоблачный – за облаками, безбрежный – без берега.

– Как образовались приставки?

– Как значения предлогов помогают определить значение слов с приставками, образованными от этих предлогов?

– Как приставки влияют на значение слова?

Отвечают ученики, работавшие с карточками 4 и 5. Остальные помогают в случае затруднений.

Заполняют таблицу.
Отвечают на вопросы

Извлекают необхо-

димую информацию из сообщений сверстников.

Осуществляют логические операции.

Формулируют ответы на вопросы

3. Творческая работа

– В этих отрывках из стихотворений В. Маяковского встречаются слова, придуманные самим поэтом.
Найдите их.

1. Досыта изыздевываюсь, нахальный и едкий…

2. Издинамитить старое…

3. Цветы испавлинятся в каждом окошке…

– Сделайте их морфемный разбор. Как он помогает вам определить значение этих неизвестных слов?

– Для чего нужно изучать морфемы?

– Почему в одних случаях пишем приставку а в дру-гих –

Выполняют задания.
Отвечают на вопросы.

Рассказывают правило написания приставок

Формулируют ответы на вопросы.

Осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий

4. Выполнение упражнения 29

– При выполнении этого упражнения мы рассмотрим еще одно значение морфем.

– Вспомните правила написания букв е, о, ё после шипящих и ц в корнях и окончаниях слов.

– Важно ли при выборе гласной после шипящих и ц знать, в какой части слова она находится? Почему?

– Для чего нам нужно изучать морфемы?

– Примените свои знания при заполнении таблицы в упражнении 29



Рассказывают правила написания букв ё, о, е после шипящих и ц в корнях и окончаниях слов.

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение

Формулируют ответы на вопросы.

Осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий

5. Выполнение упражнения 27

– Выпишите из упражнения 27 слова с пропущенными буквами. Выделите морфемы, вставьте пропущенные буквы

Выполняют задание

Осуществляют планирование, контроль

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Над какой темой мы работали?

– Почему нужно изучать морфемы?

– Какие задания выполняли?

– Что вызвало у вас затруднения? Почему?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: выполнить упражнение 30

Отвечают на вопросы.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения