ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 336
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Метапредметные:
• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к ее преобразованию, сохранению и передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют способность к использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Образовательные ресурсы: текст диктанта.
Сценарии урока 53
Учитель диктует текст, обучающиеся записывают его.
Горицвет
Ранней весной земля одевается в пышный зеленый наряд. Одним из первых пробивается к свету невысокое растеньице. Увидишь его и не обратишь внимания. Потом коснется солнечный луч зеленой травки, и на конце стебля начнет распускаться цветок.
Растение преображается. Теперь от него трудно отвести взгляд. Крупный желтый цветок словно горит в траве золотым огоньком. Вот и прозвали его горицветом.
Древние греки называли его адонисом. Адонис – полезное растение. С давних времен сельские знахари из листьев и стеблей горицвета готовили лекарство от сердечных болезней.
(По Н. Осипову.)
Примечание. Сказать о правописании слов горицвет, ранний.
Урок 55. БУКВЫ Ы И И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК (с. 109–110)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с написанием букв ы и и после приставок; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: задания для фронтальной работы, творческий диктант |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||
I. Работа с предложениями | – Из какого произведения эти строки? Кто автор? Спишите.
Работа с первым предложением. – Расставьте необходимые запятые. Обоснуйте постановку запятых. – Объясните подчеркнутые орфограммы. Работа со вторым предложением. – В чем особенность этого предложения? – Вспомните, как выделяется прямая речь в предложении. – Поставьте все необходимые знаки препинания для выделения прямой речи. – Найдите в этом предложении древний союз. «Переведите» его на современный язык. – Простым карандашом поставьте вертикальные черточки там, где заканчиваются части сложного предложения (то есть выделите все простые предложения в составе сложного). Поставьте запятые. – Как образованы глаголы сыграть, сыскал? Покажите это графически. Что происходит с первой гласной корня при прибавлении приставки? | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Выполняют задания. Обосновывают ответ. Отвечают на вопросы. Выполняют задания | Принимают и сохра- няют учебные задачи. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Используют графические средства для решения учебно-практических задач | ||
II. Постановка учебной задачи | Сообщает тему и цель урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу | ||
III. Работа по теме урока. 1. Слово учителя | См. Ресурсный материал | Внимательно слушают | Умеют внимательно слушать. | ||
2. Игра «Переведи на научный язык» | Жили-были слова без приставок, корень их начинался с и. Но вот пришли приставки, да такие капризные, требовательные, твердые: они заканчивались на твердый согласный. И вот слова игра, интересный, известный, искусный, инициативный вдруг стали не только звучать по-другому, но и писаться по-другому: безызвестный, безынтересный, безыскусный, безынициативный, розыгрыш. И только Меж и Сверх вели себя скромно, не стали слова мучить да переделывать. – Сравните сформулированное вами правило с правилом в учебнике | «Переводят» текст с языка сказки в научный стиль речи. Выполняют задание | Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения Осуществляют логические действия | ||
3. Выполнение упражнения 197 | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют упражнение 197 | Осуществляют контроль и оценку | ||
4. Творческий диктант | – Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова. История, играть, иронизировать, идейный, идущий, интеллигентный, издательский, исходный, итожить, искусственный | Выполняют задания упражнения | Осуществляют контроль и оценку учеб- ных действий | ||
5. Самостоятельная работа | Предлагает выполнить упражнение 198 | Выполняют задания упражнения | Осуществляют контроль и оценку | ||
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – С каким новым правилом русского языка вы сегодня познакомились? Домашнее задание: выполнить упражнение 199 | Отвечают на вопрос. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопрос. Принимают и сохраняют учебные задачи |
Ресурсный материал
Рассказ учителя
Пушкин писал о Ломоносове: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Изучению законов русского языка Ломоносов отдал много сил.
С увлечением собирал Ломоносов материал для своей «Российской грамматики» (вышла в 1757 г.). Тысячи записей! И каждая – какое-нибудь наблюдение, вопрос, обобщение, предположение. Вот например: отъискать, отискать, отыскать…
Одно слово записано в трех вариантах. Ломоносов ищет: какую орфографическую форму избрать? Утвердилось последнее написание, сам Ломоносов отдавал ему предпочтение: искать – отыскать; играть – сыграть; итог – подытожить; икать – разыкался.
Ломоносов чутко отмечал, что отвечает духу нашего письма, а что – противоречит. (М. И. Панов «Занимательная орфография».)
Урок 56. ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ- И ПРИ- (с. 111–113)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с написанием гласных в приставках способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: таблицы, стихотворение |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | |||||||
I. Повторение пройденного материала. 1. Работа с таблицей | См. Ресурсный материал | Выполняют задание по таблице: вставляют пропущенные буквы, объясняют выбор написания | Используют таблицу для решения учебно-практических задач | |||||||
2. Работа с текстом | – Рассмотрите предложения. Ну, право, взял бы Никиту. Богом тебя прошу. Вот как банный лист пристала. Ну куда я его возьму. – Найдите в тексте повествовательное, побудительное и вопросительное предложения. – Расставьте нужные знаки препинания. Как вы поняли, что перед вами диалог? – Найдите и подчеркните фразеологизм. Объясните его значение. Сделайте морфемный разбор слова пристала | Выполняют задания. Отвечают на вопрос. Объясняют значение фразеологизма | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему | |||||||
II. Постановка учебной задачи | Сообщает тему, цели урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебные задачи | |||||||
III. Работа по теме урока. 1. Игра «Не спутай кармашки» | Предлагает разложить данные слова по кармашкам.
Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный. | Выполняют задание | Используют таблицу для решения учебно-практических задач. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Осуществляют логические операции | |||||||
– Что общего у всех этих слов? – Назовите четыре значения приставки – Рассмотрите таблицу на с. 111 учебника и сформули- руйте правило о написании приставки Сравните его с правилом в учебнике на с. 112 | Отвечают на вопросы | |||||||||
2. Выполнение задания «Подбери слово» | – Догадайтесь, какое слово с приставкой или соответствует каждому словосочетанию. Запишите его. Пуговицу к пальто, участок рядом со школой, чуть-чуть открыть, край у моря, гвоздь к стене, очень красивый, на самолете в Сочи, нарушитель закона | Выполняют задание | Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения | |||||||
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Сейчас я прочитаю стихотворение. (См. Ресурсный материал.) Ваша задача – назвать приставку или когда я подниму руку. Домашнее задание: придумать предложение со словами, начинающимися на приставки и и записать на отдельном листе (пропустить гласные в приставках); упражнение 202 | Выполняют задание. Записывают задания, задают уточняющие вопросы | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Гласные после приставок | и | ы |
Слова | ||
Раз..скивать | | |
Сверх..дейный | | |
Без..скусный | | |
Сверх..нтересный | | |
С..грать | | |
Меж..нститутский | | |
Под..грать | | |
Стихотворение
При- или пре-, пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,
Пишется при-, несомненно,
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется при- обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при-.
Предлинный достанет с крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой –
Пре- мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным – дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Там только пре- ставить надо.