Файл: Решение учебных задач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Метапредметные:

•  познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к ее преобразованию, сохранению и передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют способность к использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

•  регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

•  коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Образовательные ресурсы: текст диктанта.

Сценарии урока 53

Учитель диктует текст, обучающиеся записывают его.

Горицвет

Ранней весной земля одевается в пышный зеленый наряд. Одним из первых пробивается к свету невысокое растеньице. Увидишь его и не обратишь внимания. Потом коснется солнечный луч зеленой травки, и на конце стебля начнет распускаться цветок.

Растение преображается. Теперь от него трудно отвести взгляд. Крупный желтый цветок словно горит в траве золотым огоньком. Вот и прозвали его горицветом.

Древние греки называли его адонисом. Адонис – полезное растение. С давних времен сельские знахари из листьев и стеблей горицвета готовили лекарство от сердечных болезней.

(По Н. Осипову.)

Примечание. Сказать о правописании слов горицвет, ранний.

Урок 55. БУКВЫ Ы И И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК (с. 109–110)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с написанием букв ы и и после приставок; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: задания для фронтальной работы, творческий диктант


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Работа с предложениями

– Из какого произведения эти строки? Кто автор? Спишите.

Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

……………………………

– Постойте ж, я сыскал секрет, –

Кричит Осел, –

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем.

Работа с первым предложением.

– Расставьте необходимые запятые. Обоснуйте постановку
запятых.

– Объясните подчеркнутые орфограммы.

Работа со вторым предложением.

– В чем особенность этого предложения?

– Вспомните, как выделяется прямая речь в предложении.

– Поставьте все необходимые знаки препинания для выделения прямой речи.

– Найдите в этом предложении древний союз. «Переведите» его на современный язык.

– Простым карандашом поставьте вертикальные черточки там, где заканчиваются части сложного предложения (то есть выделите все простые предложения в составе сложного). Поставьте запятые.

– Как образованы глаголы сыграть, сыскал? Покажите это графически. Что происходит с первой гласной корня при прибавлении приставки?

Отвечают на вопросы. Выполняют задания.
Выполняют задания. Обосновывают ответ.

Отвечают на вопросы. Выполняют задания

Принимают и сохра-

няют учебные задачи.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Используют графические средства для решения учебно-практических задач

II. Постановка учебной задачи

Сообщает тему и цель урока

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебную задачу

III. Работа по теме урока.

1. Слово учителя



См. Ресурсный материал



Внимательно слушают



Умеют внимательно слушать.

2. Игра «Переведи
на научный язык»

Жили-были слова без приставок, корень их начинался с и.

Но вот пришли приставки, да такие капризные, требовательные, твердые: они заканчивались на твердый согласный. И вот слова игра, интересный, известный, искусный, инициативный вдруг стали не только звучать по-другому, но и писаться по-другому: безызвестный, безынтересный, безыскусный, безынициативный, розыгрыш. И только Меж и Сверх вели себя скромно, не стали слова мучить да переделывать.

– Сравните сформулированное вами правило с правилом
в учебнике

«Переводят» текст с языка сказки в научный стиль речи.


Выполняют задание

Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения

Осуществляют логические действия

3. Выполнение упражнения 197

Предлагает выполнить упражнение

Выполняют упражнение 197

Осуществляют контроль и оценку

4. Творческий диктант

– Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова.

История, играть, иронизировать, идейный, идущий, интеллигентный, издательский, исходный, итожить, искусственный

Выполняют задания упражнения

Осуществляют контроль и оценку учеб-
ных действий

5. Самостоятельная работа

Предлагает выполнить упражнение 198

Выполняют задания упражнения

Осуществляют контроль и оценку

IV. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

– С каким новым правилом русского языка вы сегодня познакомились?

Домашнее задание: выполнить упражнение 199

Отвечают на вопрос.
Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на вопрос.

Принимают и сохраняют учебные задачи




Ресурсный материал

Рассказ учителя

Пушкин писал о Ломоносове: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Изучению законов русского языка Ломоносов отдал много сил.

С увлечением собирал Ломоносов материал для своей «Российской грамматики» (вышла в 1757 г.). Тысячи записей! И каждая – какое-нибудь наблюдение, вопрос, обобщение, предположение. Вот например: отъискать, отискать, отыскать…

Одно слово записано в трех вариантах. Ломоносов ищет: какую орфографическую форму избрать? Утвердилось последнее написание, сам Ломоносов отдавал ему предпочтение: искать – отыскать; играть – сыграть; итог – подытожить; икать – разыкался.

Ломоносов чутко отмечал, что отвечает духу нашего письма, а что – противоречит. (М. И. Панов «Занимательная орфография».)

Урок 56. ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ- И ПРИ- (с. 111–113)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с написанием гласных в приставках способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: таблицы, стихотворение


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Повторение пройденного материала.

1. Работа с таблицей


См. Ресурсный материал


Выполняют задание по таблице: вставляют пропущенные буквы, объясняют выбор написания

Используют таблицу для решения учебно-практических задач

2. Работа с текстом

– Рассмотрите предложения.

Ну, право, взял бы Никиту. Богом тебя прошу.

Вот как банный лист пристала. Ну куда я его возьму.

– Найдите в тексте повествовательное, побудительное
и вопросительное предложения.

– Расставьте нужные знаки препинания. Как вы поняли, что перед вами диалог?

– Найдите и подчеркните фразеологизм. Объясните его значение. Сделайте морфемный разбор слова пристала

Выполняют задания.
Отвечают на вопрос.
Объясняют значение фразеологизма

Владеют способами конструктивного взаимодействия.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

II. Постановка учебной задачи

Сообщает тему, цели урока

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебные задачи

III. Работа по теме урока.

1. Игра «Не спутай кармашки»

Предлагает разложить данные слова по кармашкам.

присоединение




приближение




близость




неполное действие

Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный.

Выполняют задание



Используют таблицу для решения учебно-практических задач. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Осуществляют логические операции

– Что общего у всех этих слов?

– Назовите четыре значения приставки

– Рассмотрите таблицу на с. 111 учебника и сформули-

руйте правило о написании приставки Сравните его с правилом в учебнике на с. 112

Отвечают на вопросы

2. Выполнение
задания «Подбери
слово»

– Догадайтесь, какое слово с приставкой или

соответствует каждому словосочетанию. Запишите его.

Пуговицу к пальто, участок рядом со школой, чуть-чуть открыть, край у моря, гвоздь к стене, очень красивый, на самолете в Сочи, нарушитель закона

Выполняют задание

Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения

IV. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

– Сейчас я прочитаю стихотворение. (См. Ресурсный

материал.) Ваша задача – назвать приставку или когда я подниму руку.

Домашнее задание: придумать предложение со словами, начинающимися на приставки и и записать на отдельном листе (пропустить гласные в приставках); упражнение 202

Выполняют задание.

Записывают задания, задают уточняющие вопросы

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Осуществляют поиск средств их решения




Ресурсный материал

Гласные после приставок

и

ы

Слова

Раз..скивать







Сверх..дейный







Без..скусный







Сверх..нтересный







С..грать







Меж..нститутский







Под..грать







Стихотворение

При- или пре-, пре- или при-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри –

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,

Пишется при-, несомненно,

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Помни, что пишется при- обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой при-.

Предлинный достанет с крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой –

Пре- мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным – дождь не преграда.

Где очень похожи пере- и пре-,

Там только пре- ставить надо.