ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 335
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 8. ЧАСТИ РЕЧИ (с. 19–21)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний о частях речи); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: сигнальные карточки для подведения итогов урока |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | – Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о частях речи | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебные задачи |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с предложением | Предлагает прочитать предложение: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. – Выполните разбор по членам предложения. Какими частями речи они выражены? – Как морфемы в этих необычных словах помогли определить вам часть речи? – Для чего нужно изучать морфемы? | Выполняют задание. Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на поставленные вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
2. Обобщение и систематизация знаний о частях речи | – К нам пришел гость – Всезнайка. Да вот беда, знать-то он все знает, но забывчивый очень. Ребята, помогите гостю заполнить недостающие места. Все слова в языке разные, они разнятся друг от друга внешностью и поведением: именно эти их различия учи- тывает Морфология, одна из стран Объединенного Коро- левства Грамматика. В Морфологии живут слова разных «профессий», у них различные задачи и способности их выполнять. При этом живут они в Морфологии, а «работают» в соседнем государстве – Синтаксисе. Например, проснулось дома существительное Солнышко, умылось, позавтракало и побежало скорее на работу, в предложение Солнышко ласково светило в окна. В этом предложении Солнышко работает … (подлежащим). Каждая часть речи имеет общее грамматическое значение. Предмет обозначают … (существительные). Например … Признак предмета обозначают … (прилагательные). Например … Действие обозначают … (глаголы). Например … Каждая часть речи «владеет» морфологическими признаками. По числам, родам и падежам изменяются сразу две части речи: … и … (существительное и прилагательное).А вот спряжение, вид и время можно определить только у … (глагола). Наконец, отправляясь на работу в соседнее государство, каждая часть речи готовится выполнять свое предназначение: «играть» синтаксическую роль | Внимательно слушают. Выполняют задание | Умеют внимательно слушать. Выполняют задания согласно инструкции. Осуществляют контроль учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
3. Выполнение упражнения 31 (комментированное письмо) | Предлагает выполнить комментированное письмо | Выполняют упражнение 31 | Осуществляют планирование, контроль, оценку учебных действий |
4. Выполнение упражнения 32 | Предлагает выполнить упражнение. 1-й вариант – выписывает существительные. 2-й вариант – выписывает прилагательные и глаголы | Выполняет задания упражнения 32 | Осуществляют контроль и оценку |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | У каждого учащегося две карточки: одна красного цвета, другая – зеленого. Учитель произносит тезисы. Задача учащихся – определить верность тезиса. Если тезис правильный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если тезис неправильный, учащиеся поднимают красную карточку и обосновывают свой ответ. Тезисы: 1. Прилагательное обозначает предмет. 2. Глагол обозначает действие. 3. Существительные служат для связи слов в предложении. 4. К самостоятельным частям речи относятся существительное, прилагательное, глагол, союз, а к служебным – предлог. 5. Прилагательные и существительные имеют такие непостоянные признаки, как род, число, падеж. 6. Глагол изменяется по падежам. Домашнее задание: выполнить упражнение 33 | Пользуются сигнальными карточками для обобщения и систематизации знаний о частях речи. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 30
Урок 9. ОРФОГРАММЫ В ОКОНЧАНИЯХ СЛОВ (с. 22–24)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний об орфограммах в окончаниях слов); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: тест, таблицы «Выбор гласных в окончаниях существительных», «Безударные окончания глагола», перфокарты |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||||||||
I. Постановка учебной задачи | Сообщает тему и цель урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебные задачи | ||||||||
II. Работа по теме урока. 1. Тест. | См. Ресурсный материал | Выполняют тестовые задания | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий | ||||||||
2. Работа с предложением | – Исправьте речевую ошибку в предложении. Кто контролирует отечественное телевидение? – Почему в конце предложения стоит вопросительный знак? – Какой частью речи является слово контролирует? – Произведите его морфемный разбор. – На что указывает окончание? К какому спряжению относится глагол? – Какие глаголы относятся ко второму спряжению? – Какой частью речи является слово телевидение? – Произведите его морфемный разбор. – К какому склонению относится это существительное? Обоснуйте свой ответ. – Расскажите, какие существительные относятся к каждому из склонений. – Какой частью речи является слово отечественное? – Произведите его морфемный разбор. – На какие вопросы отвечают прилагательные? Укажите род | Выполняют задания. Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на поставленные вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют логические действия | ||||||||
3. Работа над упражнением 34. 1) Работа с существительными. | – Из упражнения 34 выпишите слова с пропущенными буквами, не вставляя их. – Распределите эти слова по трем столбикам: 1 – существительные; 2 – прилагательные; 3 – глаголы. (Существительные и прилагательные следует выписывать с предлогами.) – Рассмотрите таблицу. Как она поможет вам не ошибиться в выборе гласной в окончаниях существительных?
(Обращает внимание учащихся на слова на -ий, -ие, -ия. При выборе гласной в вызывающих затруднения падежных окончаниях этих слов следует использовать слово-шпаргалку 3-го склонения.) | Выполняют задание. Учащиеся должны догадаться, что в схеме даны существительные разных склонений с ударными окончаниями. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в окончании проверяемого слова, нужно мысленно подставить слово-шпаргалку того же склонения, в том же падеже из схемы. Их окончания будут совпадать. | Ориентируются в учебнике. Используют таблицы для решения учебно-практических задач. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия, а также планирование, контроль, оценку учебных действий | ||||||||
2) Работа с прилагательными. | – Опираясь на таблицу, заполните пропуски в первом столбике таблицы. – На какие вопросы отвечают прилагательные? – Как эти вопросы могут помочь нам при выборе гласной в окончаниях прилагательных? – Заполните пропуски во втором столбике таблицы, задавая вопросы к прилагательным. Примечание. Нужно обратить внимание учащихся на то, что окончание прилагательного ближнему нельзя проверить вопросом. Следует запомнить, что у прилагательных окончания -иму нет. | Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. | Ориентируются в учебнике. Используют таблицы для решения учебно-практических задач. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия, | ||||||||
3) Работа с глаголами | – Рассмотрите таблицу и скажите, от чего зависит выбор гласной в окончании глагола. Безударные окончания глагола
В скобках даны проверочные слова, окончаниях которых при изменении становятся ударными. – Опираясь на таблицу, заполните пропуски в третьем столбике | Рассматривают схему. Указывают, от чего зависит выбор гласной в окончаниях глагола. Выполняют задание | а также планирование, контроль, оценку учебных действий | ||||||||
4. Выполнение упражнения 35 (комментированное письмо) | Предлагает выполнить упражнение по учебнику | Выполняют упражнение 35 | Осуществляет плани- рование, контроль учебных действий | ||||||||
III. Работа с перфокартами | Предлагает выполнить работу с перфокартами. (См. Ресурсный материал.) Чтобы быстро проверить перфокарты, учитель складывает их в стопку и протыкает шилом правильные ответы. Потом остается сверить места проколов с зачеркнутыми буквами и выставить оценки | Выполняют задания. Осуществляют проверку и дают оценку | Осуществляют контроль и оценку учебных действий | ||||||||
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Что вызвало у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: выполнить упражнение 37 | Отвечают на вопросы. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения |
Ресурсный материал
Тест
1. Буква а пишется в слове: 2. Буква о пишется в слове:
а) погл..щать пищу; а) пл..нирование работы;
б) спл..тить ряды; б) вскл..коченный чуб;
в) пом..гать ближнему; в) пенятся в..лы;
г) препод..ватель истории. г) нак..лить железо.
3. Буква е пишется в слове: 4. Буква и пишется в слове:
а) обл..денелая дорога; а) св..ла с ума;
б) разл..новать бумагу; б) впр..гать лошадь;
в) ед..ничный вектор; в) об..жать вокруг дома;
г) зав..нтить гайку. г) прив..дение в замке.
5. Буква я пишется в слове: 6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) прист..жной воротник; а) Проц..дить, выд..ржать, обв..нять;
б) неисс..каемый источник; б) выпр..мить, удес..терять, вы..вить;
в) разр..дить всходы; в) д..ревянный, выч..слять, разд..ваться;
г) ув..дать в зеркале. г) объ..здной, взгл..нуть, л..дяной.
7. В каком ряду во всех словах пропущена буква, проверяемая ударением?
а) Ш..птаться, возл..гать, ч..стотность;
б) провозгл..шать, сист..матический, пром..кать;
в) ч..стоплотный, ж..мчужина, пр..мьера;
г) см..гчить, раск..лоть, с..мволика.
Перфокарта
Перфокарта выглядит следующим образом:
Зачеркните нужную букву:
1) и/е; 2) и/е; 3) и/е. | 1) и/е; 2) а/о; 3) а/о. | 1) и/е; 2) и/е; 3) и/е. |
Карточка 1.
1) Из книг..; 2) в книг..; 3) к башн.. . | 1) Утренн..м ветерком; 2) с огромн.. силой; 3) в мрачн..м раздумье. | 1) Реша..т; 2) загора..т; 3) держ..т. |
Карточка 2.
1) На конференци..; 2) на машин..; 3) с башн.. . | 1) Свеж..м сеном; 2) в неглубок..м овраге; 3) о голуб..м небе. | 1) Пиш..т; 2) дыш..т; 3) люб..т. |