Файл: Решение учебных задач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок 8. ЧАСТИ РЕЧИ (с. 19–21)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний о частях речи); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: сигнальные карточки для подведения итогов урока


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

– Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о частях речи

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебные задачи

II. Работа по теме урока.

1. Работа с предложением

Предлагает прочитать предложение:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

– Выполните разбор по членам предложения. Какими частями речи они выражены?

– Как морфемы в этих необычных словах помогли определить вам часть речи?

– Для чего нужно изучать морфемы?


Выполняют задание.
Отвечают на вопросы

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия

2. Обобщение

и систематизация знаний о частях речи

– К нам пришел гость – Всезнайка. Да вот беда, знать-то он все знает, но забывчивый очень. Ребята, помогите
гостю заполнить недостающие места.

Все слова в языке разные, они разнятся друг от друга внешностью и поведением: именно эти их различия учи-

тывает Морфология, одна из стран Объединенного Коро-

левства Грамматика. В Морфологии живут слова разных «профессий», у них различные задачи и способности их выполнять. При этом живут они в Морфологии,
а «работают» в соседнем государстве – Синтаксисе.

Например, проснулось дома существительное Солнышко, умылось, позавтракало и побежало скорее на работу, в предложение Солнышко ласково светило в окна. В этом предложении Солнышко работает … (подлежащим).

Каждая часть речи имеет общее грамматическое значение. Предмет обозначают … (существительные). Например …

Признак предмета обозначают … (прилагательные). Например … Действие обозначают … (глаголы). Например …

Каждая часть речи «владеет» морфологическими признаками. По числам, родам и падежам изменяются сразу
две части речи: … и … (существительное и прилагательное).А вот спряжение, вид и время можно определить только у … (глагола).

Наконец, отправляясь на работу в соседнее государство, каждая часть речи готовится выполнять свое предназначение: «играть» синтаксическую роль


Внимательно слушают.
Выполняют задание

Умеют внимательно слушать.

Выполняют задания согласно инструкции.

Осуществляют контроль учебных действий.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками

3. Выполнение упражнения 31
(комментированное письмо)

Предлагает выполнить комментированное письмо

Выполняют упражнение 31

Осуществляют планирование, контроль, оценку учебных действий

4. Выполнение упражнения 32

Предлагает выполнить упражнение.

1-й вариант – выписывает существительные.

2-й вариант – выписывает прилагательные и глаголы

Выполняет задания упражнения 32

Осуществляют контроль и оценку

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

У каждого учащегося две карточки: одна красного цвета, другая – зеленого. Учитель произносит тезисы. Задача учащихся – определить верность тезиса. Если тезис правильный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если тезис неправильный, учащиеся поднимают красную карточку и обосновывают свой ответ.

Тезисы:

1. Прилагательное обозначает предмет.

2. Глагол обозначает действие.

3. Существительные служат для связи слов в предложении.

4. К самостоятельным частям речи относятся существительное, прилагательное, глагол, союз, а к служебным – предлог.

5. Прилагательные и существительные имеют такие
непостоянные признаки, как род, число, падеж.

6. Глагол изменяется по падежам.

Домашнее задание: выполнить упражнение 33

Пользуются сигнальными карточками для обобщения и систематизации знаний о частях речи.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности.


Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30




Урок 9. ОРФОГРАММЫ В ОКОНЧАНИЯХ СЛОВ (с. 22–24)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний
об орфограммах в окончаниях слов); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: тест, таблицы «Выбор гласных в окончаниях существительных», «Безударные окончания глагола», перфокарты


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

Сообщает тему и цель урока

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебные задачи

II. Работа по теме урока.

1. Тест.

См. Ресурсный материал

Выполняют тестовые задания

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий

2. Работа с предложением

– Исправьте речевую ошибку в предложении.

Кто контролирует отечественное телевидение?

– Почему в конце предложения стоит вопросительный знак?

– Какой частью речи является слово контролирует?

– Произведите его морфемный разбор.

– На что указывает окончание? К какому спряжению
относится глагол?

– Какие глаголы относятся ко второму спряжению?

– Какой частью речи является слово телевидение?

– Произведите его морфемный разбор.

– К какому склонению относится это существительное? Обоснуйте свой ответ.

– Расскажите, какие существительные относятся к каждому из склонений.

– Какой частью речи является слово отечественное?

– Произведите его морфемный разбор.

– На какие вопросы отвечают прилагательные? Укажите род

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Осуществляют логические действия

3. Работа над упражнением 34.

1) Работа с существительными.



– Из упражнения 34 выпишите слова с пропущенными буквами, не вставляя их.

– Распределите эти слова по трем столбикам:

1 – существительные; 2 – прилагательные; 3 – глаголы.
(Существительные и прилагательные следует выписывать с предлогами.)

– Рассмотрите таблицу. Как она поможет вам не ошибиться в выборе гласной в окончаниях существительных?

Проверочные слова

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.




доска

земля

стол

конь

окно

степь

(Обращает внимание учащихся на слова на -ий, -ие,
-ия
. При выборе гласной в вызывающих затруднения падежных окончаниях этих слов следует использовать слово-шпаргалку 3-го склонения.)

Выполняют задание.
Учащиеся должны догадаться, что в схеме даны существительные разных склонений с ударными окончаниями. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в окончании проверяемого слова, нужно мысленно подставить слово-шпаргалку того же склонения, в том же падеже из схемы. Их окончания будут совпадать.

Ориентируются
в учебнике.

Используют таблицы для решения учебно-практических задач.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Осуществляют логические действия,

а также планирование, контроль, оценку учебных действий

2) Работа с прилагательными.

– Опираясь на таблицу, заполните пропуски в первом столбике таблицы.

– На какие вопросы отвечают прилагательные?

– Как эти вопросы могут помочь нам при выборе гласной в окончаниях прилагательных?

– Заполните пропуски во втором столбике таблицы, задавая вопросы к прилагательным.

Примечание. Нужно обратить внимание учащихся на то, что окончание прилагательного ближнему нельзя проверить вопросом. Следует запомнить, что у прилагательных окончания -иму нет.

Выполняют задание.
Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Ориентируются
в учебнике.

Используют таблицы для решения учебно-практических задач.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Осуществляют логические действия,

3) Работа с глаголами

– Рассмотрите таблицу и скажите, от чего зависит выбор гласной в окончании глагола.

Безударные окончания глагола

I спр.: -е, -ут, -ют.

Все остальные глаголы
(не входящие в состав глаголов II спр.)

+ глаголы-исключения: брить, стелить


(идти – слово-«шпаргалка»)

II спр.: -и, -ат, -ят.

Все глаголы на -ить (говорить)

+ 7 глаголов-исключений на -еть:

видеть

ненавидеть

смотреть

терпеть

вертеть

зависеть

обидеть

(глядеть – слово-«шпаргалка»),

+ 4 глагола-исключения на -ать:

гнать

держать

дышать

слышать

(спать – слово-«шпаргалка»)

В скобках даны проверочные слова, окончаниях которых при изменении становятся ударными.

– Опираясь на таблицу, заполните пропуски в третьем столбике

Рассматривают схему. Указывают, от чего зависит выбор гласной в окончаниях глагола.


Выполняют задание

а также планирование, контроль, оценку учебных действий

4. Выполнение упражнения 35
(комментированное письмо)

Предлагает выполнить упражнение по учебнику

Выполняют упражнение 35

Осуществляет плани-

рование, контроль учебных действий

III. Работа
с перфокартами


Предлагает выполнить работу с перфокартами.
(См. Ресурсный материал.)

Чтобы быстро проверить перфокарты, учитель складывает их в стопку и протыкает шилом правильные ответы. Потом остается сверить места проколов с зачеркнутыми буквами и выставить оценки

Выполняют задания.
Осуществляют проверку и дают оценку

Осуществляют
контроль и оценку учебных действий

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Над какой темой мы работали?

– Какие задания выполняли?

– Что вызвало у вас затруднения? Почему?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: выполнить упражнение 37

Отвечают на вопросы.


Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения




Ресурсный материал

Тест

1. Буква а пишется в слове: 2. Буква о пишется в слове:

а) погл..щать пищу; а) пл..нирование работы;

б) спл..тить ряды; б) вскл..коченный чуб;

в) пом..гать ближнему; в) пенятся в..лы;

г) препод..ватель истории. г) нак..лить железо.

3. Буква е пишется в слове: 4. Буква и пишется в слове:

а) обл..денелая дорога; а) св..ла с ума;

б) разл..новать бумагу; б) впр..гать лошадь;

в) ед..ничный вектор; в) об..жать вокруг дома;

г) зав..нтить гайку. г) прив..дение в замке.

5. Буква я пишется в слове: 6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) прист..жной воротник; а) Проц..дить, выд..ржать, обв..нять;

б) неисс..каемый источник; б) выпр..мить, удес..терять, вы..вить;

в) разр..дить всходы; в) д..ревянный, выч..слять, разд..ваться;

г) ув..дать в зеркале. г) объ..здной, взгл..нуть, л..дяной.

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква, проверяемая ударением?

а) Ш..птаться, возл..гать, ч..стотность;

б) провозгл..шать, сист..матический, пром..кать;

в) ч..стоплотный, ж..мчужина, пр..мьера;

г) см..гчить, раск..лоть, с..мволика.

Перфокарта

Перфокарта выглядит следующим образом:

Зачеркните нужную букву:

1) и/е;

2) и/е;

3) и/е.

1) и/е;

2) а/о;

3) а/о.

1) и/е;

2) и/е;

3) и/е.

Карточка 1.

1) Из книг..;

2) в книг..;

3) к башн.. .

1) Утренн..м ветерком;

2) с огромн.. силой;

3) в мрачн..м раздумье.

1) Реша..т;

2) загора..т;

3) держ..т.

Карточка 2.

1) На конференци..;

2) на машин..;

3) с башн.. .

1) Свеж..м сеном;

2) в неглубок..м овраге;

3) о голуб..м небе.

1) Пиш..т;

2) дыш..т;

3) люб..т.