ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||
I. Проверка домашнего задания | Осуществляет проверку домашнего задания (составить 5 высказываний о знаках препинания в предложениях, два из которых будут неверными) | Осуществляют взаимопроверку: обмениваются листочками с высказываниями, проставляют «+» напротив верных и «–» напротив неверных | Осуществляют контроль и оценку | ||
II. Постановка учебной задачи | Сообщает тему, формулирует задачи урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу | ||
III. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом | – Рассмотрите предложение. Прямой (тв. п., ед. ч., ж. р.) речь (тв. п., ед. ч) называться (наст. вр., ед. ч.) речь (им. п., ед. ч.) другой (р. п., ед. ч., ср. р.) лицо (р. п., ед. ч.) передаваемый (им. п., ж. р., ед. ч.) автор (ед. ч., тв. п) дословно. – Почему непонятен смысл этого предложения? – Поставьте слова в предложении в нужную форму, следуя указателям. Запишите его. – Укажите прямую речь в следующих предложениях (записаны на доске): 1. Серая Шейка с ужасом подумала: «Неужели вся река замерзнет?» 2. «Где же лучшая земля?» – мы спросили журавля. 3. Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края». – Из каких двух частей состоят эти предложения? (Прямая и авторская речь.) – Какими знаками препинания прямая речь разделяется со словами автора? А каким знаком препинания она выделяется? – Рассмотрите схемы предложений с прямой речью в упражнении 57. В каком столбике представлены схемы предложений, где прямая речь стоит перед словами автора? После слов автора? – Сформулируйте правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью | Выполняют задание. Отвечают на вопрос. В тетрадях должна получиться следующая запись: Прямой речью называется речь другого лица, передаваемая автором дословно. Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Формулируют правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью | Умеют внимательно слушать. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему | ||
2. Выполнение упражнений 55, 58 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют упражнения 55, 58 | Осуществляют планирование, контроль | ||
3. Подготовка к диктанту | – Рассмотрите диалог (спроецирован или написан на доске) из сказки К. И. Чуковского «Телефон».
– Что общего имеют и чем различаются предложение с прямой речью и диалог? – Вставьте пропущенные буквы. Объясните запятые | Читают диалог. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Аргументируют ответы | Умеют внимательно слушать. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему | ||
4. Диктант | Диктант проводится по этому же отрывку. Учитель заранее готовит аудиозапись с диктантом: – Прослушайте первое предложение. (Читает.) – Диктую по строчкам. А потом позвонил (пауза, чтобы учащиеся успели записать) … Крокодил (пауза) … И со слезами просил (пауза) … и т. д. – Прослушайте второе предложение. (Читает.) – Диктую по строчкам. (Диктует.) – Сейчас я прочитаю текст целиком. Проверьте себя. Помните, что в первом предложении есть обращение и однородные члены. Обратите внимание на завершающий знак препинания во втором предложении | Записывают текст под диктовку. Осуществляют самопроверку | Умеют внимательно слушать. Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий. Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников | ||
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Что вызвало у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: выполнить упражнение 59 | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения |
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 30
Урок 14. ДИКТАНТ
Тип урока: контроль и коррекция знаний | ||
Педагогические задачи: определить границы знания и «незнания» у обучающихся, уровень усвоения изученного материала; способствовать развитию познавательных психических процессов, навыков работы со справочной литературой | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: загадка, текст диктанта |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | – Начать сегодняшний урок мне хотелось бы с загадки: Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит. (Лист.) – С какими орфограммами мы встретились? (Безударная гласная в корне; правописание не с глаголами.) – Объясните правописание окончаний глаголов тонет, мутит, используя правило | Внимательно слушают. Принимают участие в обсуждении. Отвечают на вопросы, объясняют орфограмму | Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы |
II. Работа по теме урока. 1. Систематизация изученного на предыдущих уроках | – Отлично! А какие еще правила мы изучили на последних уроках русского языка? дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по повторению орфограмм и пунктограмм | Вспоминают правила. Отвечают на вопросы. При затруднении обращаются к учебнику и справочной литературе | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Применяют навыки работы со справочной литературой |
2. Диктант | Диктует текст диктанта. (См. Ресурсный материал.) | Внимательно слушают. Записывают текст. Осуществляют коррекцию записанных предложений | Осуществляют контроль и коррекцию |
3. Грамматическое задание | Объясняет грамматическое задание к диктанту. Консультирует обучающихся. Контролирует правильность выполнения задания | Выполняют задания. При необходимости консультируются с педагогом | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; логическими действиями |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Какие трудности появлялись у вас в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Считаете ли вы, что результаты работы на уроке являются важными для вас? Где вам может пригодиться этот опыт? – Оцените свою работу на уроке | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |
Ресурсный материал
Текст диктанта
КОТИК*
Я читал томик стихов Маршака. Вошла бабушка. В руках она держала пушистый комочек. Это был рыжий котик. Он быстро спрыгнул, забрался на журнальный столик и стал играть цветным карандашиком. Потом Рыжик нашел клубочек с пряжей, запутал все нитки и переключился на резиновый мячик. Очень шустрый котенок! Я взял его на руки. Носик у кота был влажный. Мы пошли с Рыжиком в наш садик. Котенок огляделся вокруг, сжался под кустиком сирени и начал наблюдать за мной. Я вытащил из кармана платочек, стал размахивать им. Рыжик так заигрался с платочком, что не хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы заставил его бросить платочек и помчаться на кухню к бабушке, где ему достался лакомый кусочек. (112 сл.)
Грамматические задания
1. Выполните указанные виды разбора.
1-й вариант: Он быстро спрыгнул2, забрался на журнальный столик и стал играть цветным карандашиком4.
2-й вариант: Потом Рыжик нашел клубочек с пряжей, запутал2 все нитки и переключился на резиновый мячик4.
2. Подберите однокоренные слова к следующим словам:
1-й вариант: держала; 2-й вариант: нашел.
3. Подчеркните слова, употребленные в переносном значении.
Урок 15. АНАЛИЗ ОШИБОК, ДОПУЩЕННЫХ В ДИКТАНТЕ
Тип урока: контроль и коррекция знаний | ||
Педагогические задачи: создать условия для коррекции уровня знаний обучающихся по орфографии, пунктуации, морфемике, словообразованию, синтаксису, полученных в 5 классе; способствовать развитию познавательных психических процессов, навыков работы с учебником и справочной литературой; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: задания для игры «Помоги Пете Ошибкину», таблица |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||||||
I. Постановка учебной задачи. 1. Игра «Помоги Пете Ошибкину» | – Ребята, на прошлом уроке мы хорошо потрудились и сегодня я предлагаю вам начать урок с игры (задания расположены на доске). (См. Ресурсный материал.) – Запишем все слова, в которых мы исправили ошибки Пети, как зрительный диктант, чтобы развивать орфографическую зоркость | Принимают участие в игре, отвечают на вопросы, обосновывают свою точку зрения. Выполняют задание | Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками | ||||||
II. Работа по теме урока. 1. Работа над ошибками в таблице «Работа над ошибками. Орфография. Морфология» (на доске и в тетрадях) | Анализирует общие результаты диктанта, отмечает тех, кто лучше всех справился с диктантом, поясняет право- писание слов, которые представляли трудность для большинства обучающихся. Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). – В рабочих тетрадях начертим таблицу:
В нее мы будем заносить слова, в которых допустили ошибки. Организует и сопровождает деятельность учащихся | Внимательно слушают. Получают тетради с диктантом, проверяют допущенные ими ошибки. Выполняют задание. При затруднении обращаются к орфографическому словарю, консультируются с учителем | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Применяют навыки работы со справочной литературой | ||||||
2. Игра «Штурм Крепости ошибок» | – Цель игры – развитие умения пользоваться справочной литературой, предупреждение ошибок опережающего знакомства с правилом. На доску мы выпишем все слова, где были допущены ошибки, в том числе и слова с неизученными орфограммами, с указанием, например, части слова, части речи. С помощью словарей и другой справочной литературы вы попытаетесь объяснить правописание данных слов | Внимательно слушают. Работают со словарями. Выполняют задание, отвечают на вопросы | Владеют навыками работы со справочной литературой, групповой работы | ||||||
3. Систематизация и обобщение знаний | – Составьте рассказ из 4–5 предложений с использованием нескольких слов из таблицы | Отвечают на вопросы, выполняют задания. Обмениваются тетрадями (взаимопроверка) для чтения и обсуждения составленных рассказов. Оценку ставят на полях, одна-две работы оцениваются учителем | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками | ||||||
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Считаете ли вы, что результаты работы на уроке являются важными для вас? Где вам может пригодиться этот опыт? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: составить словарный диктант-карточку из слов с орфограммами, которые прорабатывались на уроке | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |