Файл: Исследование формирования экологических представлений старших дошкольников в процессе ознакомления с сезонными явлениями.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подготовка исследования. Подобрать 4 картинки размером 11,5x8,0 см с изображением явлений природы в четырех временах года; по 4 картинки размером 6x4 см на каждое время года с изображениями явлений, происходящих в животном мире и в жизни человека (всего 16 картинок). Например, осень: белка делает запасы, дети в осенней одежде идут в школу, люди собирают грибы в лесу, уборка урожая, улетающие на юг птицы и т. д.

Кукла с одеждой (платье, туфли, панамка, носочки, брючки, кофточка, шапочка, шарфик, варежки, пальто, сапожки).

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет.

Предварительно проводится беседа с детьми по заранее подготовленным вопросам, с помощью которых выясняют представления ребенка о временах года и явлениях в неживой природе и растительном мире:

Когда дети пойдут в школу?

Когда медведь впадает в спячку?

Когда убирают урожай?

Когда

Через 1-2 дня ребенку последовательно показывают 4 большие картинки с изображением времен года, просят назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает. Затем он раскладывает 16 маленьких картинок по временам года.

Через 1-2 дня ребёнку показывают четыре картинки с временами года и куклу с одеждой. Просят одеть куклу согласно изображенному на каждой картинке временем года.

Обработка данных. Анализируют полноту представлений ребенка о явлениях живой природы, жизни человека и временах года. Результаты распределяют по уровням сформированности представлений.

Приложение 4

Р
езультаты констатирующего этапа экспериментального исследования


Содержание представлений о природе (объем и уровень знаний)

Программа так же, как и в средней группе, строится по четырем
блокам.

В Первом блоке (представления о растениях и животных как живых организмах, их признаках и свойствах) расширяются и углубляются представления о растениях, животных как представителях живого в мире природы: о многообразии внешнего строения конкретных живых существ, основных жизненных функциях (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение). , Показывается различие в проявлении жизненных функций у конкрет­ных животных и растений. (Береза, фасоль, бальзамин и другие растения получают питание из почвы с помощью корней; по стеблю питательные вещества поступают к листьям, цветкам, плодам; растение дышит всеми частями поворачивает листья и цветки к свету. Белка, скворец, гуппи и др. находят пишу сами, для этого у них есть хорошее зрение, слух, обоняние; есть ноги, крылья, плавники и др.) На конкретных примерах раскрываются связи между строением органов и их функциями (например, у рыбки есть плавники, с помощью которых она плавает, жабры помогают ей дышать в воде; у птицы — ноги и крылья, так как она летает и передвигается по земле, воде, веткам деревьев; клюв нужен, чтобы добыть пищу и питаться, и пр.). Показывается взаимосвязь основных функций и их необходимость для существования живых существ. Формируются Представления о потребностях конкретных растений и животных в усло­виях среды (свете, воздухе, благоприятной температуре, пище, месте для обитания, защите от врагов). Раскрываются связи между средой обитания Конкретных живых существ и особенностями их строения, образа жизни.


Детей знакомят с признаками хорошего и неблагополучного состояния живых существ в зависимости от удовлетворения их потребностей. Показывается умение живых существ чувствовать состояние среды (температуру, свет, влажность; наличие пищи). Детей знакомят с неповторимостью и своеобразием каждого живого существа и показывают им необходимость бережного и заботливого отношения к природе.

На основе конкретных представлений формируется обобщенное представление о целостности каждого живого существа, жизненных свойствах (питании, дыхании, движении и др.), об общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяются в определенных условиях среды. Осваиваются конкретные представления о труде человека по выращиванию растений и животных в городских и сельских условиях (первоначальные представления о труде овощевода, садовника, хлебороба, лесника и др.).

Второй блок ( связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой) программы раскрывает детям механизмы приспособления живых организмов к среде обитания.

Уточняются, конкретизируются представления о различных средах обитания растений, животных: наземной, воздушно-наземной, водной; об основных факторах каждой среды. (Например, полная среда состоит из придонного слоя почвы, воды, камней, из {мнений и различных живот­ных.)

Обобщаются представления об основных группах растений и животных, формируются соответствующие предметные понятия. (Например, рыбы — это животные, которые приспособились жить в воде. У них обтекаемая форма тела, тело покрыто чешуей и слизью, есть плавники. Это помогает им быстро плавать. Есть жабры, так как рыба дышит воздухом, содер­жащимся в воде. Питаются рыбы разнообразной нищей, которую добывают в воде. Мечут икру или рождают живых маленьких рыбок.)

Устанавливаются связи состояния конкретных живых организмов с условиями их существования, с удовлетворением потребностей.

Уточняются, конкретизируются и углубляются представления о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, и на этой основе детьми осознаются нуги приспособления к ним разнообразных, живых существ, живущих в этих средах.

Устанавливается зависимость способов существования конкретных животных и растений от условий окружающей среды и степени удовлетворения их потребностей в разные сезоны. (Например, осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха, часто выпадают холодные дожди; бывают заморозки, почва промерзает; дуют холодные ветры, иногда идет снег. Растения приспособились к осенним переменам: сбросили листья деревья и кустарники, завяли травы. Плоды и семена продолжат жизнь растений в следующем благоприятном сезоне. В земле остались корни травянистых растений, из которых вырастут новь растения. Животные приспособились к жизни осенью по-разному: насекомые спрятались под кору деревьев, под опавшие листья, в землю; перелетные птицы улетели, так как они питаются насекомыми; звери. — лось, лиса, волк, заяц линяют, у них вырастает теплая шерсть, изменяется ее окраска; это спасает их от холода и от врагов. Белка, еж запасают корм впрок, медведь, еж и другие звери залезают в берлоги, норы и засыпают.)



Отмечается, что по мере изменения условий в разных средах обитания и в разные сезоны меняются способы приспособления живых организмов к среде.

Третий блок (понятие о таких существенных признаках всех живых организмов, как рост, развитие и размножение) знаний углубляет представления детей о росте, развитии и размножении живых существ.

Конкретизируются представления о стадиях роста и развития хорошо знакомых растений и животных разных сред и мест обитания. Систематизируются и обобщаются представления о цикличности, роста и развития, об условиях, необходимых для их роста и развития на каждой стадии, о зависимости состояния живых существ от соответствия условий потреб­ностям.

Четвертый блок (понятия о сообществах растений и животных в природе) знаний раскрывает взаимосвязи и взаимодействие живых организмов в сообществах (экосистемах).

Конкретизируются и расширяются представления о составе сооб­ществ — водоема, леса, луга.

Систематизируются и обобщаются представления об условиях среды, к которым приспособились растения и животные. (Например, в. лесу растут травы, кустарники, деревья, грибы, ягоды. Они приспособились к определенной температуре, освещенности, влажности. Лес населяют раз­ные животные — насекомые, птицы, звери и др.) Устанавливаются связи, сложившиеся в определенных экосистемах. Осознается место каждого живого существа в сообществе и система конкретных взаимосвязей его со средой обитания и другими живыми существами.

Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней.

На основе данной программы у детей формируются элементарные (предметные) понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «звери», «среда обитания», «приспособление», «сезонные изменения», «сезон как время года», «живое», «неживое».