Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине Управление персоналом в образовательных организациях.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как отмечает В.Н. Дружинин, как базовые ключевые компетентности педагога можно рассматривать понятия «интеллектуально-педагогическая компетентность» и «проективно-технологическая».
Интеллектуально-педагогическая компетентность – способность педагога к выполнению мыслительных операций, предметом которых являются педагогические объекты (понятия, явления и процессы). Интеллектуально-педагогическая компетентность как интегральная характеристика, предполагает владение необходимыми мыслительными операциями, а также требует достаточного уровня интеллекта.
Проективно-технологическая компетентность – способность технологично проектировать педагогические объекты (системы, процессы, маршруты). Проективно-технологическая компетентность выражается в применении мыслительных операций, имеющихся знаний для проектирования педагогических объектов в соответствии с принципом системности и технологичности, а также возможности реализовать проект на практике в соответствии со своей собственной методической системой, которая предполагает регуляцию и саморегуляцию взаимоотношений субъектов, установление педагогически целесообразных взаимоотношений, приобретение и преобразование знаний, а также выработку способов инновационной деятельности. (Шмелькова, с. 144)
Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которыми школы должны были бы «вооружить» молодежь:
-
Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в развитии демократических институтов. -
Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии., распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность сосуществовать с людьми других культур, языков и религий. -
Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К этой же группе относится владение несколькими языками, принимающее всевозрастающее значение. -
Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе. -
Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни (Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.:Российское педагогическое агенство, 1998. – 105 с. – С. 19), (Крахмалев А.П. Формирование общих учебных умений обучающихся как условие освоения компетентностного подхода в обучении. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – 100 с. – С. 13 – 14.).
А.В. Хуторской [13] в качестве ключевых называет образовательные компетенции. Под образовательной компетенцией он понимает совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
В предлагаемую им классификацию образовательных компетенций входят:
-
ценностно-смысловая компетенция.Компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир; -
общекультурная компетенция.Обладание познаниями и опытом деятельности в вопросах культуры, духовно-нравственных основах жизни человека, семейных, общественных явлений, роли науки и религии в жизни; освоение учеником научной картины мира; -
учебно-познавательная компетенция. Охватывает сферу самостоятельной познавательной деятельности, опирающейся на комплекс общеучебных умений, рефлексию, творчество, проблемность в обучении и др.; -
информационная компетенция. Полагает на основе информационных технологий поиск и переработку информации, ее сохранение и передачу; -
коммуникативная компетенция.Владение способами общения и коммуникации, учет многообразия точек зрения, представление и презентация себя, результатов творческой деятельности и др.; -
социально-трудовая компетенция.Обладание минимально необходимым количеством норм отношений в гражданско-общественной социально-трудовой сфере; -
компетенция личностного самосовершенствования.Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Она полагает способности к самовыражению, самоутверждению, самореализации.
Сущность психолого-педагогической компетентности (ППК) учителя
В ходе профессиональной деятельности учитель средствами своего труда в той или иной степени содействует психическому развитию ученика. При этом главным его инструментом становится взаимодействие с ребенком. Поэтому основой профессионализма учителя следует считать именно психолого-педагогическую компетентность (ППК).
Как значимая и относительно самостоятельная подсистема в структуре профессиональной компетентности, ППК проявляется в способности (точнее – обособленности) «особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми» (Турчанинова Ю.И. Как помочь учителю стать учителем? // Директор школы. – 1994. – № 2. – С. 24.).
Понятием ППК обозначаются возможности человека, занимающегося педагогической деятельностью. Это комплексный термин, и он не сводится ни к педагогическим способностям, ни к осведомленности учителя в сфере педагогики и психологии, ни к ансамблю личностных черт и т.п.
-
С позиции М.И. Лукьяновой, под ППК понимается совокупность определенных качеств (свойств) личности, которые «обусловливаются высоким уровнем ее психолого-педагогической подготовленности» (Н.В. Кухарев) и обеспечивают «высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности» (Н.Н. Тарасевич) (Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с. – С. 11.).
В качестве основных компонентов в структуре ППК можно выделить три блока.
-
Психолого-педагогическая грамотность – знания, которые принято называть общепрофессиональными. -
Психолого-педагогические умения – способность учителя использовать свои знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия. -
Профессионально значимые личностные качества – неотделимые от процесса педагогической деятельности и неизбежно вырастающие из самого ее характера. (В сущности, любые личностные качества учителя отражаются в его профессии, оказывает влияние на школьников и обеспечивают своеобразие внешней реализации знаний и умений.) -
Выделенные структурные компоненты позволяют назвать основной критерий ППК учителя – направленность на ученика как ведущую ценность своего труда и потребность в самопознании и самоизменении, поиске способов совершенствования своей деятельности в соответствии с изменением личности учеников (Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с. – С. 11.).
К умениям, благодаря которым учитель создает и поддерживает контакт с воспитанниками, относятся:
-
умение использовать социально-психологические механизмы операциональных средств профессионального общения, т.е. способов, с помощью которых учитель реализует сам процесс общения, достигая тех или иных целей педагогической деятельности. Их выбор надо уметь соотнести с личностными качествами – своими и учащихся; -
умение учителя самостоятельно решать педагогические проблемы с точки зрения того, насколько такое решение способствует личностному развитию ученика. Одновременно является основным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента ППК.
Уровень овладения профессией и личностные качества – разнопорядковые понятия, однако определенные личностные качества педагога служат важнейшей предпосылкой подъема к совершенному овладению профессией. ППК представляет собой интегративную характеристику уровня профессиональной подготовленности учителя, основанную на фундаментальных психолого-педагогических знаниях и выработанных коммуникативных умениях, проявляющихся в единстве с личностными качествами.
Педагогический процесс – это всегда организация взаимодействия с учениками в разных видах учебно-воспитательной работы. Успешность педагогической деятельности определяется характером и содержанием отношений, возникающих в ходе этого взаимодействия.
Условием установления взаимодействия служит коммуникативная деятельность педагога, т.е. организация поведения и занятий учащихся через различные виды общения. Иными словами, обучение и воспитание по своей сути – коммуникативный процесс.
В переводе с латинского «коммуникация» означает «делаю общим», «связываю», «общаюсь», придаю смысл данному взаимодействию. Следовательно, коммуникативные способности педагога будут проявляться в его умении всякое свое действие по отношению к учащимся, коллегам, родителям организовать как социальное взаимодействие, несущее в себе личностный интерес, педагогический смысл и значимость.
Под коммуникативной компетентностью понимается сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания, свойства личности (характера, темперамента), психические состояния и проявляющаяся в общении с людьми» (Бабушкин Г.Д. Коммуникативная компетентность в управленческой деятельности // Экспериментально-прикладная психология. – Омск, 1994. – № 1. – С. 8.).
Коммуникативно-компетентное поведения – это «такое поведение, которое повышает (или не снижает) возможности для последующих коммуникаций каждого из партнеров по общению (друг с другом, другими или собой) в качестве свободной личности» (Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки кинструктивного взаимодействия с подростками: Книга для чтения участникам трениговой группы. – М., 1992. – С. 10.).
Любое педагогическое действие предполагает контакт и ведущую роль учителя в процессе общения. Для конструктивности контакта ему нужны не только знания и учет индивидуальных особенностей учащихся и своих собственных, но и владение методами построения оптимальных стратегий педагогического воздействия (влияния).
Профессионально значимые качества личности педагога
Профессия педагога относится к тому виду деятельности, который в принципе не может быть стереотипизирован. Поэтому если речь идет о повышении ППК учителя, то в первую очередь надо развивать в нем профессионально значимые личностные качества, без которых никакой профессионал не сформируется, несмотря на любые знания и опыт. На ППК следует смотреть как на синтез высокого профессионализма и внутренних свойств (качеств) педагога.
М.И. Лукьянова к таким качествам относит: рефлексивность, гибкость и эмпатийность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность.
-
Рефлексивность. Осознание, критический анализ и определение путей конструктивного совершенствования работы осуществляется с помощью педагогической рефлексии. По степени значимости это социально-психологическое качество личности следует поставить на первое место.
Рефлексия – это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. – С. 579).
Педагогическая рефлексия – применение всех этих характеристик к педагогической деятельности. Именно она помогает учителю вырваться из рамок самой профессии, посмотреть на нее с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к ней и суждение, определяет отношение учителя к самому себе как к субъекту профессиональной деятельности.
Рефлексивность связана со стремлением педагога к анализу, обобщению, осмыслению опыта своей работы, к оценке ее с позиций социальной значимости. Такая установка учителя на постоянную обратную связь, умение видеть и оценивать полученную информацию с позиции ученика, оценку результативности и целесообразности педагогических воздействий, способов решения педагогических задач и социально-психологических ситуаций является важнейшим условием развития профессионализма педагога.
При недостаточном уровне рефлексии учитель склонен навязывать ученику свой способ мышления и действия. Помощь ученику в затруднительной ситуации мало чем отличается от его собственных действий при решении подобной задачи. Учитель часто не осознает того, что почти навязывает ученикам свой способ мышления, поведения. Как правило, это не дает эффективного результата, затрудняет и замедляет развитие ребенка. Чрезмерная ориентация педагога «на себя», на свой «взрослый» способ мышления отражает неумение объективно оценивать и анализировать свой стиль взаимодействия. Потому одним из важнейших условий развития ППК учителя можно назвать совершенствование его рефлексивной позиции, а именно способности ставить себя в позицию ученика видеть и оценивать трудности его глазами, прогнозировать необходимые и значимые для него формы помощи.