Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине Управление персоналом в образовательных организациях.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рефлексивность взаимообразно влияет на внутренние стимулы развития потребности учителя в самообразовании, самосовершенствовании и тесно связана с высоким уровнем творчества в профессиональной сфере, с осознанием своих способностей и оценкой эффективности своей деятельности не только «для себя», но и «для других».
Важность рефлексивности заключается в том, что она способствует развитию двух других личностных качеств, тесно с ней взаимосвязанных – гибкости и эмпатичности. В своем единстве они и обеспечивают активный поиск новых методов взаимодействия, их наличие является исходным условием начала формирования проблемно-исследовательского подхода учителя к собственной профессиональной деятельности.
-
Гибкость.
Это качество является одним из профессионально значимых в силу следующих обстоятельств.
А. Творческий, исследовательский характер внутренне присущ педагогической деятельности. Характер труда педагога приводит его к осознанию необходимости проявлять креативность, изменяться вместе с сегодняшним миром и ситуациями педагогического взаимодействия. Динамизм личности педагога объясняется необходимостью быстрой адаптации к особенностям разных ученических групп, а также необходимостью варьирования средств, форм, приемов коммуникации в зависимости от возраста школьников, их индивидуальных характеристик и уровня их образованности.
Деятельность педагога направлена на постоянное решение бесчисленных учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах. Решение любых педагогических задач – процесс личностно ориентированный, предполагающий отказ от готовых рецептов, шаблонов. Поэтому повышение психолого-педагогической компетентности зависит не от усвоения учителями неких нормативных образцов, эталонов, а от расширения возможного спектра поведения. Будучи инициатором решения педагогических задач, учитель должен уметь рассматривать разные варианты воздействия на конкретного ребенка или группу учащихся, поскольку подход к любой проблеме может быть различным.
Б. Осмысление новых подходов и появление новых приоритетных направлений в теории и практике образовательных систем приводит к необходимости изменения педагогических ориентиров, перестройки профессиональных ценностей. Личность рассматривается как главная цель, объект и субъект развития, как приоритет воспитания. Но постоянно изменяющаяся социальная ситуация развития требует именно творческой личности, которая, активизируя свой потенциал, была бы способна адекватно реагировать на эти изменения. Понимание творчества как готовности к инновационным процессам, к новым типам отношений, к выражению себя в любых проблемных ситуациях адекватно пониманию такой динамичной характеристики личности, как гибкость. Если
способность педагога к творчеству служит гарантией его индивидуальности, неповторимости, нестандартности, то гибкость как личностное качество – это способность «быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире» (тем более в ситуациях педагогического взаимодействия), умение психологическими средствами адекватно выразить свою индивидуальность.
В. Способность к творчеству тесно связана с таким свойством личности, как гибкость. В рамках рассмотрения профессионально значимых качеств личности учителя важны не столько философский и психологический аспекты понятия «творчество», сколько педагогический. Творчество педагога – это средство развития способности к творчеству у школьников. Каждый учащийся имеет невостребованные творческие ресурсы, и задача учителя – помочь им раскрыться. Гибкость педагога становится в ситуации педагогического взаимодействия необходимым условием развития потенциальных личностных возможностей учащихся, увеличения степени их деятельностной активности и расширения областей приложения способностей. Творчество как процесс создания нового, благодаря гибкости личности, становится способом ее существования.
Г. Восприятие педагогом содержательных аспектов общения в системе «учитель – ученик» во многом опосредуется системой психологических критериев, лежащих в основе оценки личностных особенностей учащихся. Чем больше дифференцирована и структурирована эта система, чем многомернее модель личности ученика, тем адекватнее оценка учителем личностных качеств ребенка, тем выше у него уровень эмпатии по отношению к учащимся, тем точнее он предвидит поведение ребят в разных ситуациях, предвосхищает результат педагогического воздействия
Таким образом, гибкость как умение взглянуть на ситуацию и поведение человека с разных точек зрения существенно влияет на развитие эмпатичности, рефлексивности, общительности, способности к сотрудничеству.
-
Эмпатичность – «постижение эмоционального состояния, проникновение (вчувствование) в переживания другого человека» (Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – С. 463.). Как особые формы эмпатии выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек через отождествление с ним; сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
В контексте межличностного взаимодействия и восприятия речь идет о способности учителя эмоционально откликнуться на проблемы окружающих, в частности учеников. Это умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на вещи, события с его точки зрения. Проявление педагогом эмпатичности означает, что линия поведения
ученика понимается и принимается в расчет, а собственная стратегия поведения строится по-другому, более гибко.
Связь эмпатии с рефлексией и гибкостью усиливает необходимость причисления ее к разряду профессионально значимых качеств. Эмпатичность влияет на формирование типичных для личности отношений с людьми, выработку привычных для педагога способов поведения в различных педагогических ситуациях.
-
Общительность. Общение в профессии учителя играет роль не только процесса коммуникации и взаимодействия, но и средства достижения педагогических целей. Общительность как способность легко входить в контакты, усиливать и поддерживать их следует считать доминирующим профессионально значимым личностным качеством учителя.
Учителей с высоким уровнем потребности в общении отличает стремление к поддержанию контактов с детьми, склонность проявлять участие к детским проблемам. Его общительность направляется в русло решения педагогических задач, и общение становится целью деятельности.
-
Способность к сотрудничеству. Это личностное качество возникает на основе искреннего интереса к партнеру, к его деятельности, на базе желания работать вместе.
Способность к сотрудничеству предполагает способности и умения:
-
формулировать свою точку зрения, слушать и слышать другого, выяснять точки зрения своих партнеров, разрешать разногласия с помощью аргументации, не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений, поощрять активность окружающих и своевременно проявлять инициативу; -
оказывать другим эмоциональную и содержательную поддержку, первоначально понять, кто в этом особо нуждается; -
предоставлять людям возможность утвердиться, попробовать силы в разных видах деятельности; -
вставать на позиции партнеров и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями; -
выбирать диалогичный, а не монологичный вариант общения; -
органически сочетать «ролевые» и «межличностные» позиции, деловые и человеческие отношения.
В единстве своих характеристик способность к сотрудничеству предполагает открытость педагога любому содержанию и готовность к любым формам взаимодействия.
-
Эмоциональная привлекательность. Речь не идет об абсолютизации внешнего облика, хотя он оказывает влияние на общение: может либо отталкивать, либо привлекать окружающих. Внешность воспринимается в комплексе и целостности всех ее признаков, в том числе и поведения учителя.
Учитель, как и все люди, подает себя через вербальные и невербальные средства общения. Окружающие обращают внимание не только на то, что он говорит, но и на внешнее выражение его чувств в мимике. Всем манерам эмоционально привлекательного педагога, как правило, присуща одна общая черта – соблюдение педагогического такта, включающего в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другим человеком, которая позволила бы ему сохранить личное достоинство.
Успешность и конструктивность взаимодействия также базируются на психологических особенностях вступающего в общение педагога, включает их в себя, хотя и не сводится к ним. Особая система типичных эмоционально-чувственных, рациональных и волевых реакций поведения придает неповторимость и индивидуальность каждому учителю. Поэтому, когда эмоциональная привлекательность называется в числе профессионально значимых качеств, учитывается целостность восприятия людьми друг друга.
Диагностика ППК учителя
Выявление и изучение профессиональных трудностей в деятельности учителя невозможны без разработки и совершенствования научно-методического инструментария, без привлечения обоснованных статистических данных, необходимых и для комплексного исследования профессионально-личностных характеристик. Диагностика профессиональных затруднений создает возможность постепенного, осознанного перехода учителя к личностно-ориентированному взаимодействию с учащимися. Сам факт проведения диагностики является одним из способов формирования мотива повышения профессиональной компетентности.
Для диагностики ППК учителя может быть использована методика изучения коммуникативной компетентности учителя, предложенная М.И. Лукьяновой – методика групповой оценки коммуникативной компетентности (ГОКК). Ее использование позволяет:
-
дать учителю некоторые ориентиры для профессионально грамотного поведения при решении педагогических задач, обратить его внимание на собственный стиль работы; -
выявить качества, необходимые педагогу-профессионалу для того, чтобы его труд был максимально эффективным; -
помочь учителю осознать свои профессиональные возможности, личностные качества, сориентировать его на поиск собственных резервов и компетентное владение собой как инструментом педагогической деятельности.
Данная методика – это комплекс, включающий в себя основные коммуникативные функции (влияния, организации, передачи информации), успешная реализация которых обеспечивает достижение педагогических целей. Обобщенным показателем компетентности в ней служат демонстрируемые учителем в различных ситуациях способы поведения, которые, как известно, интегрируют в себе и психолого-педагогические знания, и соответствующие умения, и личностные качества. Она позволяет судить о том, как то или иное личностное качество проявляется в деятельности, в общении с учащимися, как компетентность влияет на успех взаимодействия педагога в условиях образовательного процесса.
Возможности методики ГОКК, на наш взгляд, заключаются в следующем:
-
получение разнообразной информации об уровне профессиональной деятельности педагогов, их коммуникативной компетентности и развитости ПЗЛК; -
определение уровня ППК учителей конкретного образовательного учреждения и составление индивидуальной и групповой программ ее повышения; -
организация индивидуальной и групповой работы психолога с педагогическим коллективом по развитию ППК; -
оказание помощи учителю в осознании своих личностно-профессиональных проблем, развитие потребности в самосовершенствовании.
Программа развития ППК учителя
В работе по развитию ППК учителя выделяются четыре аспекта [21]: (Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с. – С. 76.).
-
системно-результативный, характеризующий качественный эффект системы деятельности школьного психолога по развитию ППК учителя и отражающийся в критериях результативности и целесообразности предлагаемой деятельности; -
системно-компонентный, описывающий элементы системы деятельности школьного психолога по развитию ППК учителя; -
системно-структурный, отражающий связь и взаимодействие компонентов системы деятельности школьного психолога по развитию ППК учителя; -
системно-функциональный, раскрывающий содержательные и методические вопросы функционирования системы деятельности школьного психолога по развитию ППК учителя.
Задача школьного психолога, ориентированного на взаимодействие с учителем и развитие его ППК, заключается в создании условий для приобретения педагогом принципиально нового образовательного опыта, пересмотра профессионального мировоззрения, формирования нового поведения, развития профессионально значимых личностных качеств.