Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине Управление персоналом в образовательных организациях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сущность программы развития ППК учителя заключается в создании образовательной среды, насыщенной современными психолого-педагогическими идеями, представлениями и организованной таким образом, чтобы содействовать появлению нового опыта педагогического взаимодействия, отличного от его традиционных форм (Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с. – С. 77 – 78.).

Для программы развития ППК учителя характерными являются следующие особенности.

Первая характерная особенностьзаключается в ее личностно ориентированной направленности.

ППК как готовность к осуществлению профессиональной педагогической деятельности на высоком уровне включает в себя два содержательно-методических блока. Первый («Я»-блок) предполагает знания педагога «о другом» (т.е. о воспитуемом), относительно «другого» и применительно к «другому» (например, индивидуальные и возрастные особенности, поведенческие характеристики и др.), а также владение педагогом умениями по отношению к «другому» (например, обучить чему-либо, убедить в чем-то и т.д.). Второй («Другой»-блок) включает знания «о себе» (например, изменить интонацию голоса, сделать речь более выразительной, преодолеть собственное раздражение и др.).

Связующим звеном между «Я»- и «Другой»-блоками служат личностные качества педагога (в том числе и профессионально значимые). Эти качества потому и личностные, что имеют внешнюю направленность, позволяют человеку реализоваться в другом (по В.А. Петровскому – теория персонализации).

Таким образом, многоаспектная программа работы психолога по развитию ППК в первую очередь предполагает постановку следующих проблем.

  1. Расширение совокупности знаний, умений и навыков учителя по вопросам общей, возрастной, педагогической, социальной и дифференциальной психологии.

  2. Работа над созданием адекватного образа «Я-учитель» как одного из основных параметров профессионального самосознания, необходимого для формирования индивидуальных программ личностного развития, собственного стиля педагогической деятельности и развития ПЗЛК.

  3. Формирование умений и навыков по самоуправлению, развитие способности осуществлять внутренний контроль в эмоционально значимых ситуациях и организовывать «этическую защиту» собственной личности [217].

  4. Овладение навыками самодиагностики уровня профессионального развития своей личности и ее профессиональных установок, а также умение определять свое эмоционально-ценностное отношение к профессии.

  5. Осознание значимости и ценности педагогических воздействий, выбор средств и методов персонализации.

  6. Овладение навыками коммуникативной культуры, обеспечивающими самопрезентацию учителя в педагогической деятельности и благоприятную психологическую атмосферу как для всестороннего развития учащихся, так и для собственного личностного роста.

  7. Овладение психопедагогической техникой, предполагающей следующие умения [80]:


  • управлять своим психофизическим состоянием и настроением;

  • использовать себя в качестве инструмента педагогической деятельности (жесты, мимика, пластика, речь);

  • вступать во взаимодействие с разными людьми, общаться с ними;

  • использовать предметы и технические средства в профессиональной работе.

Вторая особенность – использование личностно-развивающего подхода, что позволяет конкретизировать личностно ориентированную направленность программы.

Третья особенность– связь программы с практикой школьной жизни(т.е. педагогическая направленность всех ее составляющих).

Четвертая характерная особенностьпрограммы – сочетание традиционных форм работы с учителями и активных методов их обучения.

В качестве основных организационно-методических методов реализации программы развития ППК используются:

  1. Традиционный сообщающий метод (в том числе объяснительно-иллюстративный). Они обязательно должны содержать живой экспериментальный материал, облегчающий понимание закономерностей обучения и воспитания, их соотношение с психическим развитием, а также обучающий педагогов использованию методов исследования личности ребенка на практике.

  2. Проблемный метод, позволяющий повысить уровень мотивации деятельности самого педагога. Здесь следует использовать анализ педагогических вопросов из практики учителя, решение психологических задач.

  3. Активные (практические) методы обучения (тренинги, обучающие игры, апробирование психодиагностических методик), используемые для формулирования конкретных приемов работы, овладения психотехникой.

  4. Наилучший эффект дает комплексное использование различных методов, разнообразие и оригинальность применяемых методик. (Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с. С 78 – 81.).

Реализации программы развития ППК включает в себя следующие этапы.

  1. Диагностический этап – выявление уровня компетентности и степени выраженности профессионально значимых качеств личности для каждого учителя и коллектива в целом.

  2. Этап дифференцированно-группового образования (повышение психолого-педагогической грамотности) – проведение диагностического практикума и психолого-педагогического семинара.

  3. Этап индивидуального образования и саморазвития (параллелен предыдущему) включает в себя консультации с психологом, самостоятельную работу учителей с рекомендованной литературой и частично занятия диагностического практикума.

  4. Этап работы в тренинговой группе, на котором развиваются навыки общения и взаимодействия, а участники нацеливаются на установление межличностных отношений и проявление ПЗЛК.

  5. Этап условного подведения итогов и заключительной (относительно) диагностики включает в себя повторное использование тестов и методики групповой оценки компетентности, что позволяет выявить динамику развития ПЗЛК, влияние работы психолога на адекватность самооценки учителя, повышение психолого-педагогической грамотности и личностный рост.




Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов и руководителей. В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.

Высокая эмоциональная включённость в деятельность, жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), организационные моменты педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет) и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцирует возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. В связи с этим встаёт необходимость теоретического и практического изучения данного вопроса.

Для начала рассмотрим причины возникновения этого синдрома.

Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации, возникающей от нервно-психического напряжения. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома- это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жёсткой, нерациональной политикой администрации. Результат тотального контроля- возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и , соответственно, к выгоранию.

Представим ситуацию, когда у человека возникает несоответствие между собственными этическими принципами и ценностями и требованиями, которые предъявляет работа. Если для работника важно удержаться на этом рабочем месте, то постепенно идёт привыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость.


Как уже сказано, СЭВ выступает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание- это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Данное явление «заразно»: те, кто подвержен СЭВ, становятся циниками, негативистами и пессимистами, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения .

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека .

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.

СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

-начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;

-исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

-возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

-возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

-неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

-притупляются представления о ценностях жизни