Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине Управление персоналом в образовательных организациях.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сущность программы развития ППК учителя заключается в создании образовательной среды, насыщенной современными психолого-педагогическими идеями, представлениями и организованной таким образом, чтобы содействовать появлению нового опыта педагогического взаимодействия, отличного от его традиционных форм (Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с. – С. 77 – 78.).
Для программы развития ППК учителя характерными являются следующие особенности.
Первая характерная особенностьзаключается в ее личностно ориентированной направленности.
ППК как готовность к осуществлению профессиональной педагогической деятельности на высоком уровне включает в себя два содержательно-методических блока. Первый («Я»-блок) предполагает знания педагога «о другом» (т.е. о воспитуемом), относительно «другого» и применительно к «другому» (например, индивидуальные и возрастные особенности, поведенческие характеристики и др.), а также владение педагогом умениями по отношению к «другому» (например, обучить чему-либо, убедить в чем-то и т.д.). Второй («Другой»-блок) включает знания «о себе» (например, изменить интонацию голоса, сделать речь более выразительной, преодолеть собственное раздражение и др.).
Связующим звеном между «Я»- и «Другой»-блоками служат личностные качества педагога (в том числе и профессионально значимые). Эти качества потому и личностные, что имеют внешнюю направленность, позволяют человеку реализоваться в другом (по В.А. Петровскому – теория персонализации).
Таким образом, многоаспектная программа работы психолога по развитию ППК в первую очередь предполагает постановку следующих проблем.
-
Расширение совокупности знаний, умений и навыков учителя по вопросам общей, возрастной, педагогической, социальной и дифференциальной психологии. -
Работа над созданием адекватного образа «Я-учитель» как одного из основных параметров профессионального самосознания, необходимого для формирования индивидуальных программ личностного развития, собственного стиля педагогической деятельности и развития ПЗЛК. -
Формирование умений и навыков по самоуправлению, развитие способности осуществлять внутренний контроль в эмоционально значимых ситуациях и организовывать «этическую защиту» собственной личности [217]. -
Овладение навыками самодиагностики уровня профессионального развития своей личности и ее профессиональных установок, а также умение определять свое эмоционально-ценностное отношение к профессии. -
Осознание значимости и ценности педагогических воздействий, выбор средств и методов персонализации. -
Овладение навыками коммуникативной культуры, обеспечивающими самопрезентацию учителя в педагогической деятельности и благоприятную психологическую атмосферу как для всестороннего развития учащихся, так и для собственного личностного роста. -
Овладение психопедагогической техникой, предполагающей следующие умения [80]:
-
управлять своим психофизическим состоянием и настроением; -
использовать себя в качестве инструмента педагогической деятельности (жесты, мимика, пластика, речь); -
вступать во взаимодействие с разными людьми, общаться с ними; -
использовать предметы и технические средства в профессиональной работе.
Вторая особенность – использование личностно-развивающего подхода, что позволяет конкретизировать личностно ориентированную направленность программы.
Третья особенность– связь программы с практикой школьной жизни(т.е. педагогическая направленность всех ее составляющих).
Четвертая характерная особенностьпрограммы – сочетание традиционных форм работы с учителями и активных методов их обучения.
В качестве основных организационно-методических методов реализации программы развития ППК используются:
-
Традиционный сообщающий метод (в том числе объяснительно-иллюстративный). Они обязательно должны содержать живой экспериментальный материал, облегчающий понимание закономерностей обучения и воспитания, их соотношение с психическим развитием, а также обучающий педагогов использованию методов исследования личности ребенка на практике. -
Проблемный метод, позволяющий повысить уровень мотивации деятельности самого педагога. Здесь следует использовать анализ педагогических вопросов из практики учителя, решение психологических задач. -
Активные (практические) методы обучения (тренинги, обучающие игры, апробирование психодиагностических методик), используемые для формулирования конкретных приемов работы, овладения психотехникой. -
Наилучший эффект дает комплексное использование различных методов, разнообразие и оригинальность применяемых методик. (Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с. С 78 – 81.).
Реализации программы развития ППК включает в себя следующие этапы.
-
Диагностический этап – выявление уровня компетентности и степени выраженности профессионально значимых качеств личности для каждого учителя и коллектива в целом. -
Этап дифференцированно-группового образования (повышение психолого-педагогической грамотности) – проведение диагностического практикума и психолого-педагогического семинара. -
Этап индивидуального образования и саморазвития (параллелен предыдущему) включает в себя консультации с психологом, самостоятельную работу учителей с рекомендованной литературой и частично занятия диагностического практикума. -
Этап работы в тренинговой группе, на котором развиваются навыки общения и взаимодействия, а участники нацеливаются на установление межличностных отношений и проявление ПЗЛК. -
Этап условного подведения итогов и заключительной (относительно) диагностики включает в себя повторное использование тестов и методики групповой оценки компетентности, что позволяет выявить динамику развития ПЗЛК, влияние работы психолога на адекватность самооценки учителя, повышение психолого-педагогической грамотности и личностный рост.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов и руководителей. В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.
Высокая эмоциональная включённость в деятельность, жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), организационные моменты педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет) и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцирует возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. В связи с этим встаёт необходимость теоретического и практического изучения данного вопроса.
Для начала рассмотрим причины возникновения этого синдрома.
Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации, возникающей от нервно-психического напряжения. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома- это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жёсткой, нерациональной политикой администрации. Результат тотального контроля- возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и , соответственно, к выгоранию.
Представим ситуацию, когда у человека возникает несоответствие между собственными этическими принципами и ценностями и требованиями, которые предъявляет работа. Если для работника важно удержаться на этом рабочем месте, то постепенно идёт привыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость.
Как уже сказано, СЭВ выступает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание- это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
Данное явление «заразно»: те, кто подвержен СЭВ, становятся циниками, негативистами и пессимистами, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».
Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения .
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека .
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.
СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
-начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
-исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
-возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
-возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
-неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
-притупляются представления о ценностях жизни