Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине Управление персоналом в образовательных организациях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Опыт работы некоторых школ г. Красноярска и Красноярского края показывает, что практическая деятельность учащихся должна сочетаться с большой систематической разъяснительной работой: с беседами и рассказами о труде и его героях, с экскурсиями на производство, встречами с передовиками производства. Все это помогает созданию положительного отношения умственно отсталых учащихся к труду. Главной идеей бесед и рассказов о труде является показ трудовой деятельности как подвига, раскрытие духовного мира героя-труженика. Эти рассказы в школе VIII вида лучше строить на материале из жизни людей, которых знают учащиеся, с которыми они встречаются. От рассказов из жизни тружеников города и села можно перейти к рассказам о героях труда, известных всей стране, важнейших трудовых достижениях всех людей.

Ценность такой разъяснительной работы заключается в том, что она проводится с учетом возрастных особенностей детей, в соответствии с возрастом усложняются виды и характер труда, изменяется и содержание форм воздействия на сознание учащихся.

Так, например, в рассказах, обращенных к школьникам I-IV классов, идея трудового подвига раскрывается на конкретных ярких примерах (спасение саженцев плодовых деревьев от мороза). Подросткам уже можно рассказать о том, что только определенным усилием воли, упорством и настойчивостью можно достигнуть намеченной цели.

Рассказы учителей и воспитателей, наблюдения учащихся, а главное, непосредственное участие детей в трудовой деятельности убеждают их, что трудовой подвиг не исключительное событие нашей жизни, что повседневный творческий труд является решающим условием борьбы за достойную жизнь. В VII-IX классах педагоги раскрывают перед детьми перспективы их жизненного пути в связи с будущей профессией. Такие беседы должны быть серьезными разговорами о будущем, о месте каждого в жизни, о моральных основах предстоящей трудовой деятельности. В этот период производительный труд занимает важное место в жизни учащихся вспомогательных школ: они овладевают специальностями, готовятся стать рабочими. В это время педагогические коллективы должны подготовить учащихся к большому труду в жизни, побуждая их думать и спорить о самых насущных вопросах труда, о долге, чести, совести рабочего человека. Школьники должны чаще привлекаться кактивному участию в чествовании лучших людей шефствующего предприятия. Большое значение имеют также праздники труда, устраиваемые в школе, на которых отмечаются учащиеся, добившиеся больших трудовых успехов в мастерских, на
подсобных хозяйствах, в трудовом лагере, и т.д. Однако вся эта работа по разъяснению и показу без практического труда самих учащихся не принесет большого воспитательного эффекта. Поэтому необходимо, чтобы ребята сами практически участвовали в разнообразной трудовой деятельности.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка - это не отдельные мероприятия, а целостная система работы с учащимися, направленная на осознание ими труда окружающих людей и своего собственного трудового опыта, на создание устойчивого интереса к трудовой деятельности. В этой работе должен найти свое место каждый учитель школы, а не только преподаватели по труду, как это часто бывает. Учителя литературы и русского языка, например, многое могут сделать для психологической подготовки учащихся к труду, читая и разбирая с ними художественные произведения с трудовой тематикой, проводя читательские конференции, просматривая и обсуждая кинофильмы на соответствующие темы. Сбор пословиц и поговорок о труде также имеет большое воспитательное значение. Создание образа рабочего, фермера, отображение труда в произведениях живописи и скульптуры - хороший материал для бесед с детьми учителя рисования, Отображение героики труда в песнях и музыке должен показать ребятам учитель пения.

Психологические основы межличностного общения и взаимодействия в образовательной организации. Потребность в общении – одна из жизненно важных потребностей и необходимость личности, гарантия и условие нормального развития человека как личности. Общение в ряде профессий,  где успех или неуспех зависит от взаимодействия с другими людьми (например, педагог, психолог, юрист),  выступает основным профессиональным орудием.

Общение –   это довольно сложный, многоплановый процесс, который включает в себя не только  обмен  значимой для собеседников информацией, мыслями и чувствами, но и восприятие, понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия  в  процессе  организации  совместной  деятельности.

К сожалению, в процессе взаимодействия с другими людьми человек довольно часто сталкивается с определенными трудностями, барьерами, справиться с которыми трудно, поэтому ему не всегда удается установить доброжелательные отношения, взаимопонимание. Для этого необходимо овладеть  техникой общения с людьми. Овладев техникой, общение не будет конструктивным, если не адекватно её использовать.



Техника общения – это способы, какими человек устанавливает взаимоотношения и взаимопонимание, организует взаимодействие с другими людьми.        Общение зависит от того, в какой степени человеку удалось вызвать в партнере желательные формы поведения. На улыбку, как правило, отвечают улыбкой, на приветствие приветствием, на вопрос – конкретным ответом.

Искусство общения состоит в том, чтобы непринужденно вызывать в другом человеке  те действия, которые поддерживают общение, чтобы быть естественным, таким, какой он есть. Быть естественным в общении – одна из труднейших задач

Чтобы беседа состоялась, нужно, чтобы собеседник  увидел, что вы в нем действительно нуждаетесь.

Искусство общения состоит в том, чтобы техника общения соответствовала тем потребностям, которые мы хотим удовлетворить в процессе этого общения, чего мы хотим добиться от этой встречи. Любое отклонение от этого принципа, в конечном счете, ведет к нарушению динамики общения, разочарованию партнера, к обиде и неудовлетворенности.

Для продуктивности взаимодействия необходимо знать несколько правил совершенствования техники общения:

 

1. Любое общение следует рассматривать с точки зрения ответа на вопрос: какие потребности находят удовлетворение в этом общении, какие мотивы придают и поддерживают смысл общения. (Что побудило  вас  на  встречу с человеком?)

 

2. Контролируйте свои потребности, которые удовлетворяются в общении. Чрезмерная потребность (решение нескольких вопросов в одной встрече) может не довести общение до желаемого конца. 

3. Ясно и отчетливо определяйте цели общения – как свои, так и партнера. Постарайтесь четко ответить на вопросы: «Чего я хочу?», «Чего хочет он?».

4. Если человек общается с другим человеком, приписывая цели и мотивы партнёру, а он отказывается от данного предположения, то их необходимо менять, перестроиться  в зависимости от ситуации и личности человека.

5. Не навязывайте собеседнику свои шаблоны поведения и свою мотивацию, это вызовет  у  партнера желательные  для  вас реакции.

6. Стремитесь быть естественным и не принимайте на себя роль, которую трудно исполнить. Для этого надо быть правдивым не только перед партнером, но, прежде всего, перед самим собой.


7. Помните, что искусство общения полностью исключает решение задач общения с помощью силы и навязывания. Любое насилие в общении порождает защитное поведение партнера, что приводит к отчуждению людей.  Партнеры должны соответствовать целям и задачам общения и иметь желание к такому общению.

8. Умение слушать является обязательным условием эффективного общения.

 

Одна из самых эффективных техник воздействия на партнера – техника игнорирования. Всегда можно что-то не услышать, не заметить, не придать значения, т.е. обесценить. Уметь не реагировать на необоснованные оскорбления, сохраняя при этом чувство собственного  достоинства, заставить себя молчать, когда вас задевают.

 

Особенности педагогического общения

 

Известный французский летчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае – это «роскошь», а в другом – профессиональная необходимость. Через живое и непосредственное общение педагога с воспитанниками (независимо от их возраста) осуществляется главное в педагогической работе – воздействие личности на личность.

            Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития контактов, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и обучающимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Общение в педагогической работе выступает:


§  как средство решения учебных задач;

§  как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса;

§  как способ организации взаимоотношения субъектов педагогической деятельности, обеспечивающих успешность обучения и воспитания.

«Я убежден, - писал А.С. Макаренко, - что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах, потому что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю… вашу личность. Этому нужно учиться».                                2

Общение – система многофункциональная, включает познание личности, обмен информацией, организацию совместной деятельности и управление ею, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.

Одной из функций педагогического общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога – содействовать осознанию каждым учащимся своего «я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки, перспектив личности  и  уровня  притязаний.

            Реализация такой важной функции, как сопереживаниеобеспечивает условия для понимания чувств  другого человека, формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в учебном коллективе.

Педагогу важно понять учащегося, его потребности и проблемы, чтобы осуществлять взаимодействие, исходя из его представлений о характере отношений «педагог – воспитанник».

Педагог в своей деятельности должен реализовывать все функции общения – выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.

 

Оптимальное педагогическое общение – такое общение педагога  с детьми в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития учебной мотивации и творческого характера их познавательной деятельности, для правильного формирования их личности; обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения  и управление социально-психологическими процессами в учебном коллективе, позволяет максимально использовать в образовательно-воспитательном процессе  личностные  особенности  педагога.