Файл: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 464

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1 этап - уточнения диагноза болезни.

2 этап- определение риска рождения больного ребенка.

3 этап - врач-генетик должен сделать вывод о риске возникновения болезни у обследуемых детей и дать им соответствующие рекомендации.

4 этап - корректный ответ и вероятные осложнения или исход ожидаемой беременности на доступном для их понимания языке.

Задачей медицинской генетики является выявление, изучение, профилактика и лечение наследственных болезней, а также разработка путей предотвращения вредного воздействия факторов среды на наследственность человека. Болезней, не имеющих абсолютно никакого отношения к наследственности, практически не существует. Условно наследственные болезни можно подразделить на три большие группы: болезни обмена веществ, молекулярные болезни, которые обычно вызываются генными мутациями, и хромосомные болезни.

2. Врач Walter Moby (1962) сообщает: его пациент обратился с жалобой, о том, что на следующий день после приема ванны в воде, налитой из реки Нил у него появился зуд и сыпь на коже туловища и левой руки. Спустя 55 дней возникла лихорадка, боли в животе, понос со слизью и кровью. При исследовании фекалий были обнаружены яйца желтоватого цвета с шипом.

Объясните, каким паразитом инвазирован больной. Какая стадия была инвазионной, а какая патогенной? Дайте систематическое положение паразита.

Ответ:

Человек заражен шистосоматозом. Диагноз можно поставить при исследовании осадка мочи, где обнаруживаются яйца с шипиком – это яйца шистосомы. Шистосома (Schistosoma haemotobium) – тип плоские черви – Plathelminthes, Класс сосальщики: trematodes.Возб. мочевого шистосоматоза.

01:09:12




Здесь будет выводиться история переписки.

Миша набирает сообщение..

3. Пельгеровская аномалия сегментирования ядер лейкоцитов наследуется как аутосомный неполностью доминирующий признак. У гомозигот по этому признаку сегментация ядер отсутствует полностью, а у гетерозигот она необычная Глухота - аутосомно - рецессивный признак. У родителей, имеющих необычную сегментацию ядер, родился глухой ребёнок. Определите генотипы родителей. Какое потомство можно ожидать в этой семье?


Утверждено на заседании кафедры биологии с экологией и курсом фармакогнозии протокол № от « « 2011г.
Зав. кафедрой биологии с экологией

и курсом фармакогнозии /Т.Я.Орлянская /

название кафедры подпись ФИО

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №17

на 2010 -2011 учебный год

по дисциплине «Биология с экологией»

для специальности 060101 Лечебное дело

шифр специальности название специальности
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

д.м.н., проф. С.Ю. Никулина

_________________________

«___» ______________2011 г.



    1. Предмет экологии человека. Специфика среды жизни людей. Экологическая дифференцировка человечества. Понятие об экологических типах людей и их формировании. Понятие об экологической безопасности человека.

Ответ: Экология человека изучает закономерности возникновения, существования и развития антропоэкологических систем, которые представляют собой сообщество людей, находящееся в динамической взаимосвязи со средой и удовлетворяющее благодаря этому свои потребности.

Предметом изучения экологии человека являются различные стороны и направления индивидуальной и групповой адаптации человека, вся совокупность условий жизни и экологических связей людей.

Человек как экологический фактор в отличие от животных не только пользуется природными ресурсами, но и адаптирует условия к своим потребностям. Это достигается благодаря тому, что человек применяет различные источники энергии, в том числе недоступные другим живым организмам. Еще одна особенность человека как экологического фактора заключается в активном, то есть возможность широкого расселения достигается не путем изменения людьми их собственной биологии, а путем создания очеловеченной среды.

Среда обитания человека включает естественную и искусственную среды. В естественной и искусственной средах человек представлен как социальное существо.

В настоящее время в экологической дифференциации населения Земного шара, подразделении его на расы и адаптивные типы Социальные факторы обусловливают образование и закономерную смену хозяйственно-культурных типов сообществ людей. Они представляют собой комплекс хозяйства и культуры, характеризующий народы, которые различаются по происхождению, но обитают в сходных природно-ресурсных условиях и находятся на одинаковом социально-экономическом уровне. Формирование хозяйственно-культурных типов зависит от естественной среды обитания людей. Эта зависимость была наиболее сильна на ранних стадиях развития человеческого общества. Инструментом такого приспособления служит трудовая деятельность людей.



Под действием экстремальных адаптаций сформировались несколько типов людей: «спринтеры», «стайеры» и «миксты».

1. Стайер - слабо приспособлен к выдерживанию мощных кратковременных нагрузок, но способен переносить длительные равномерные воздействия экологических факторов

2. Спринтер - может осуществлять мощные физиологические реакции в ответ на сильные, но непродолжительные воздействия экстремальными экологическими условиями. Длительное действие небольшой интенсивности переносится плохо.

3. Микст - характеризуется средними адаптационными способностями.

Экологическая безопасность – это состояние защищенности биосферы и человеческого общества от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. Входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.



    1. При патологоанатомическом обследовании трупа охотника, проживавшего в поселке Туруханск Красноярского края, в печени было обнаружено новообразование, состоящее из плотных беловатых узелков, вросших в ткань органа. Какой паразит мог вызвать такие поражения? Как мог заразиться охотник? Назовите инвазионную и патогенную стадии паразита. Укажите систематическое положение паразита и особенности жизненного цикла.

Ответ: Охотник страдает альвеококкозом, а заражение его произошло при попадании в его организм яиц от главного хозяина, которым являются пушные звери – песцы, лисицы. Альвеококк, тип плоские черви – Plathelminthes, Класс ленточные черви – Cestodes. Профилактика: мытье рук после контакта с собаками. Общ. Проф-ка: дегельинтизация собак, соблюдение правил личной гигиены.
3. У человека различия в цвете кожи обусловлены в основном двумя парами неаллельных генов В и В1. Люди с генотипом ВВВ1В1 имеют черную кожу, с генотипом ввв1в1 - белую кожу. Различные сочетания доминантных генов В и В1 обеспечивают пигментацию кожи разной интенсивности. Какие дети могут быть в семье мулатов?

Утверждено на заседании кафедры биологии с экологией и курсом фармакогнозии протокол № от « « 2011г.


Зав. кафедрой биологии с экологией

и курсом фармакогнозии /Т.Я.Орлянская /

название кафедры подпись ФИО

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет


имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18

на 2010 -2011 учебный год

по дисциплине «Биология с экологией»

для специальности 060101 Лечебное дело

шифр специальности название специальности
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

д.м.н., проф. С.Ю. Никулина

_________________________

«___» ______________2011 г.
1. Основные направления и способы морфофункциональных преобразований скелета хордовых в процессе эволюции. Причины и клеточные механизмы онто-филогенетически обусловленных пороков развития скелета у человека.

Ответ:




Направление эволюции: морфо-физиологический прогресс.
Эволюция осевого скелета
Способы эволюционных преобразований:
Субституция(хорда замещается позвоночником)
Усиление функции опоры(соеденительнотканный-хрящевой-костный).
расширение функции(защита спинного мозга,опора для поясов клнечностей,движение вокруг оси,кроветворение)
Интеграция
a) с нервной системой(нервная трубка-индуктор развития и смыкания дуг позвонков)
b) с мышечной (обеспечение движения)
c) кровеносной(кроветворение)
дыхательной(обеспечивает акт вдоха и выдоха у наземных животных,а следовательно,один из механизмов нагнетающей способности грудной клетки) .
ПОЛИМЕРИЗАЦИЯ(осевой скелет-число позвонков увеличивается)
Клеточные механизмы
1. Клеточная индукция
2. пролиферация
3. дифференциация
4. клеточная адгезия
5. перемещение клеток
6. частичная клеточная гибель

Пороки и их причины: Аплазия позвоночника-4,6; аплазия отдельных позвонков-2,4,6; несмыкание дуг позвонков-1,2,4,5; сохранение шейных,поясничных ребер-2,3,6; наличие хвоста-2,5.
Эволюция скелета головы
Мозговой череп
Усиление функции опоры и защиты (соеденительнотканный-хрящевой-костный)
Компенсация функции (усиление защитной и опорной функции осуществляется за счет уменьшения числа костей. При этом объем и прочность значительно возрастают)
Интеграция а)с нервной системой (развитие зависит от степени развития головного мозга) б) висцеральным скелетом(соединение мозгового черепа с челюстями: у низших позвоночных-гиостильный,у амфибий и рептилий-аутостильный, у млекопитающих-нижняя челюсть присоединяется непосредственно,образуя подвижный сустав)
Олигомеризация(меньший объем костей)
Пороки и их причины: Аплазия костей черепа(полная,отдельных костей)-3,4,5; мозговые грыжи(лобная.затылочная,основания черепа)-1,2,5.
Висцеральный череп
Направление эволюции:морфо-физиологический регресс
Смена функции(изначально висцеральный скелет являлся опорой для передней части пищеварительного тракта и состоял из 6 висцеральных дуг. Затем дуги претерпевают сложные превращения, преобразуясь6€1 и 2 в челюсти,а у высших позвоночных-в подъязычную(тело,передние рожки) и слуховые(столбик у амфибий,молоточек,наковальня,стремечко у млекопитающих)
3-задние рожки подъязычной кости
4-задние рожки подъязычной кости и щитовидный хрящ
5,6 хрящи гортани,возможно трахеи.
Пороки развития и причины(клеточ. механизмы):аномалии строения подъязычной кости,наковальни,молоточка,стремечка,хрящей гортани-гибель клеток,дифференцировка,клеточная индукция.
Эволюция скелета конечностей
Направление эволюции: морфо-функциональнй прогресс.
Способы преобразований:
1.Расширение функций(у рыб непарные и парные плавники-органы удержания тела на определенном уровне и создания устойчивости,затем они становятся рулями глубины и направления движения,а у донных рыб-органми передвижения по дну и опоры. Появление и совершенствование движений в конечностях наземного типа. Рука человека орган и продукт труда).
2. активация функций (превращение пассивных органов в активные на примере развития подвижных плавников рыб из боковых кожных складок и замены прочного соединения элементов скелета плавника подвижными сочленениями в виде суставов в конечностях наземного типа)
3.Усиление функции (на примере появления и совершенствования конечности наземного типа:упрощение строения и уменьшение числа элементов,появление подвижных сочленений-сложного рычага,части которого подвижны относительно друг друга,приводят к увеличению двигательной активности)
4.Интеграция функции(мышечной,кровообращения,нервной системами органов)
Пороки развития и причины:Аплпзия конечностей-клеточная адгезия,адгезия,перемещение клеток,частичная клеточная гибель; Аплазия отедльных элементов- клеточная адгезия,адгезия,перемещение клеток,частичная клеточная гибель; Полидактилия-пролиферация,клеточная индукция,дифференциация; Синдактилия-адгезия,индукция,перемещение клеток,частичная клеточная гибель.



2. В сельскую поликлинику обратился больной с жалобами на изнурительный кашель, кровохарканье, насморк, зуд, субфебрильную температуру, продолжающихся около 2 недель. Анализ крови показал высокое значение СОЭ. Для уточнения паразитологического диагноза врач назначил анализ мокроты, где были обнаружены микроскопические личинки.

Укажите, каким паразитом инвазирован пациент. Опишите систематическое положение и жизненный цикл паразита, его морфологические особенности. Найдите данного паразита на препарате.

Ответ:

ОТВЕТ 1-миграционный аскаридоз 2-при несоблюдении правил личной гигиены
3-яйца. Этот больной заражен аскаридозом. Заражение произошло алиметнарным путем. Инвазионная стадия – яйцо с личинкой.

Аскарида человеческая (Ascaris lumbricoides). Возб. Аскаридоза. Инвазионная форма – яйцо. Локализация: кишечник. Диагностика: обнаружение яиц в фекалях. Путь инвазирования: алиментарный. Профилактика: соблюдение правил личной гигиены.

01:02:00




Здесь будет выводиться история переписки.

3. Синтез интерферона у человека зависит от двух генов, один из которых находится в хромосоме 2, а другой - в хромосоме 5. Назовите форму взаимодействия между этими генами и определите вероятность рождения ребёнка, не способного синтезировать интерферон, в семье, где оба супруга гетерозиготны по указанным генам.

Утверждено на заседании кафедры биологии с экологией и курсом фармакогнозии протокол № от « « 2011г.

Зав. кафедрой биологии с экологией

и курсом фармакогнозии /Т.Я.Орлянская /

название кафедры подпись ФИО

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19

на 2010 -2011 учебный год

по дисциплине «Биология с экологией»

для специальности 060101 Лечебное дело

шифр специальности название специальности
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

д.м.н., проф. С.Ю. Никулина

_________________________

«___» ______________2011 г.



  1. Характеристика и значение основных этапов эмбрионального развития: гаструляция, гисто- и органогенез. Образование 2-х и 3-х слойных зародышей. Способы образования мезодермы. Производные зародышевых листков. Регуляторные механизмы этих процессов на генном и клеточном уровнях.