Файл: Отчет по учебной практике пм. 02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов и финансовых обязательств организации программы подготовки специалистов среднего звена.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
Таблица 5 – Положения и нормативные акты по учету кредитов и займов
Нормативный документ
Описание
Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н (ред. от
06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ
15/2008)"[5].
Написано про то, с какой частотой начисляются про- центы, а также про особенности для заемных средств, взятых на приобретение инвестиционного актива
Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от
06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99"[6].
Указывается, что, кроме случаев с инвестиционными активами, проценты по кредитам и займам включа- ются в прочие расходы. Подробнее описывается по- рядок их признания
Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 N 11н "Об утверждении
Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении де- нежных средств"(ПБУ 23/2011)" [7]
Определяется принадлежность денежных прито- ков/оттоков, которые связаны с кредитами и зай- мами, к типу хозяйственных операций
Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от
08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) "Об утверждении Положе- ния по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность ор- ганизации" (ПБУ 4/99)"[8].
Фиксируется необходимость пересчета валютных кредитов и займов в рубли, а также разделения обя- зательств на долгосрочные и краткосрочные
Рисунок 4 – Виды кредитов и займов
Счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" предназначен для обобщения ин- формации о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.
Согласно Плану счетов бухучета, который утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000
№ 94н, на счете 66 учитываются расчеты, относящиеся к одолженным средствам (кредитам и зай- мам, в т. ч. полученным посредством размещения облигаций и получения векселей, которые с дис- контом оплачивает банк), имеющим срок возврата не более одного года. Здесь же должны отра- жаться начисляемые по заемным средствам проценты.

12
Перечня обязательных субсчетов для счета 66 в Плане счетов бухучета не содержится. Опре- делить их количество, последовательность и номера придется самостоятельно, исходя из того, что применяемая по счету аналитика должна давать раздельные данные:
 по видам заемных средств с выделением среди них не оплаченных в срок и тех, данные о которых потребуют включения в сводную бухотчетность;
 контрагентам;
 рассчитываемым процентам.
Например, могут применяться такие субсчета:
 66-1 — для рублевых кредитов;
 66-2 — для процентов по рублевым кредитам;
 66-3 — для рублевых займов;
 66-4 — для процентов по рублевым займам;
 66-5 — для займов по облигациям;
 66-6 — для учета дисконтных векселей;
 66-21 — для валютных кредитов;
 66-22 — для процентов по валютным кредитам;
 66-23 — для валютных займов;
 66-24 — для процентов по валютным займам.
Таблица 6 – Типовые проводки по счету 66
Содержание операции
Дебет
Кре- дит
Получение товарного (коммерческого) кредита/ссуды
07, 08 66
Поступление краткосрочного кредита/займа. Размещение облигаций по номи- нальной стоимости
50, 51,
52, 55 66
Перевод задолженности поставщику/подрядчику/в бюджет в краткосрочное кредиторское обязательство
60, 76 66
Перемещение долгосрочного кредита в краткосрочный
67 66
Начисление процентов/расходов по полученным займам/кредитам в стоимость инвестиционного актива/прочие расходы. Отражение разницы от превышения номинала над ценой обращения ценных бумаг. Начисление отрицательной кур- совой разницы (по валютным займам/кредитам)
08,
91.2 66


13
Продолжение таблицы 6
Содержание операции
Дебет Кредит
Погашение краткосрочного кредита/займа
66 51
Погашение взаимных требований
66 62
Начисление положительной курсовой разницы (по валютным займам/креди- там). Списание непогашенной кредиторской задолженности
66 91.1
Когда организация получает займы или кредиты на срок более 12 месяцев, их учет должен вестись обособленно от краткосрочных заемных обязательств. Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению для учета долгосрочных кредитов и займов предусмотрен пас- сивный счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (Приказ Минфина от 31.10.2000
№ 94н).
Организация вправе самостоятельно установить перечень субсчетов к счету 67 с учетом осо- бенностей своей деятельности. При этом необходимо, как минимум, предусмотреть обособленное отражение на счете 67 (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):
 долгосрочных займов, привлеченных путем выпуска и размещения облигаций;
 операций учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств со сроком погаше- ния более 12 месяцев;
 расходов по кредитам и займам (в т.ч. начисленным процентам);
 кредитов и займов, не погашенных в срок;
 операций в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой со- ставляется сводная бухгалтерская отчетность.
Принятые организацией субсчета необходимо закрепить в рабочем плане счетов, утверждае- мом в Учетной политике организации в целях бухгалтерского учета.
Таблица 7 – Типовые проводки по счету 67
Содержание операции
Дебет
Кредит
Получен долгосрочный кредит или денежный заем
50
«Касса»
51 «Расчетные счета»
52
«Валютные счета»
55 «Специальные счета в банках»
67
Получен долгосрочный заем материалами, товарами
10
«Материалы»
41 «Товары»
67
Признаны расходы по кредитам и займам в составе прочих рас- ходов
91 «Прочие доходы и рас- ходы»
67
Проценты по долгосрочным кредитам и займам отнесены на увеличение стоимости инвестиционного актива
08 «Вложения во внеобо- ротные активы»
67
Погашена задолженность по долгосрочному кредиту или займу 67 50, 51, 52,
55, 10, 41

14
Для получения кредита организация представляет в банк заявление и пакет документов, под- тверждающих ее платежеспособность (бухгалтерский баланс с приложениями; отчет о прибылях и убытках; копии договоров и других документов, подтверждающих кредитуемую сделку). При вы- даче долгосрочных кредитов представляется дополнительно бизнес-план, включающий расчет экономической эффективности и окупаемости кредитуемого проекта и другие документы в соответствии с законодательством.
1.3
Нормативно-правовое регулирование и документальное оформление операций по формированию и изменению собственного капитала
Уставный капитал — это сумма, которую учредители вносят при создании компании. Его размер указывается в уставе ООО и закрепляется в едином государственном реестре. Оплатить уставный капитал можно имуществом. Деньги могут храниться в кассе или на расчётном счёте, а имущество — на балансе организации.
Таблица 8 - Нормативные документы по формированию уставного капитала
Нормативный документ
Описание
Федеральный закон от
26.12.1995 №208-ФЗ «Об акци- онерных обществах» [26]
Настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реоргани- зации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и инте- ресов акционеров
Федеральный закон от
08.02.1998 №14-ФЗ «Об обще- ствах с ограниченной ответ- ственностью»
Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок созда- ния, реорганизации и ликвидации общества.
Федеральный закон от
14.11.2002 №161-ФЗ « О
Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Граждан- ским кодексом Российской Федерации правовое положение государ- ственного унитарного предприятия и муниципального государственных и муници- пальных унитарных предприя- тиях» имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Налоговый Кодекс Российской
Федерации (от 5.08.2000 №118-
ФЗ)
Изложены правила учета и налогообложения операций по формирова- нию и изменению уставного капитала, налогообложения средств, пере- данных в уставный капитал, а также налогообложения расчетов по вы- плате доходов (дивидендов).
Резервный капитал – это запасной источник финансовых средств, который используется в качестве страховки на случай, если инвестор вдруг потерпит какие-либо убытки или возникнет ост- рая необходимость в денежных средствах.
Денежные резервы относятся к деньгам, которые компания или частное лицо держит под ру- кой для удовлетворения краткосрочных и чрезвычайных потребностей в финансировании.


15
Таблица 9 - Нормативные документы по формированию резервного капитала
Нормативный доку- мент
Описание п. 1 ст. 35 Федераль- ного закона от
26.12.1995 № 208-ФЗ
[9].
Создание резервного фонда носит обязательный характер. Размер ка- питала акционеры устанавливают самостоятельно, ориентируясь на ми- нимальный показатель – 1/20 уставного капитала. Принятое решение отражают в уставных документах. п. 1 ст. 30 Федераль- ного закона от
08.02.1998 № 14-
ФЗ[12].
Учредители ООО вправе самостоятельно принимать решение о необходимости создания резервного фонда. Законодательно не установлен и его минимальный показатель, основное условие установив размер фонда, необходимо отразить его в Уставе компании.
Добавочный капитал – это источник средств компании, который образуется при переоценке имущества или при продаже акций выше их номинальной стоимости, а также при реинвестировании прибыли на капитальные вложения.
Капитализированная прибыль – часть чистой прибыли, направляемая на финансирование прироста активов.
Таблица 10 - Нормативные документы по формированию добавочного капитала
Нормативный доку- мент
Описание
Приказ Минфина
России от
29.07.1998 N 34н
[30]
Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, со- ставления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-пра- вовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муни- ципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними по- требителями бухгалтерской информации.
Приказ Минфина
России от
27.12.2007 N 153н
[31]
Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгал- терском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской
Федерации
Письмо Минфина
РФ от 29.01.2008 N
07-05-06/18 [32]
Вклад в имущество общества с ограниченной ответственностью подлежит отраже- нию в бухгалтерском учете этим обществом по дебету счетов учета имущества и кредиту счета добавочного капитала.
Финансовый результат — это экономический итог хозяйственной жизни организации, кото- рый выражается в виде полученной прибыли или убытка. Прибыль — это сумма, на которую полу- ченная выручка превышает понесенные расходы.
Виды деятельности, которые закреплены учредительной документацией, можно отнести к обычным. Для учета финансовых результатов предназначен счет 90. «Обычные» доходы и расходы удобнее вести на открытых к нему субсчетах:
 1 — «Выручка».
 2 — «Себестоимость продаж».


16
 3 — «НДС» (с продаж или «исходящий» НДС).
 4 — «Акцизы».
 9 — «Прибыль/убыток от продаж». Именно на этом субсчете сводится заключитель- ный итог учета финансовых результатов.
Финансовый результат (чистая прибыль) от деятельности формируется как разность между доходами и расходами от производственной, финансовой и инвестиционной деятельности.
Таблица 11 - Нормативные документы по формированию финансового результата
Нормативный документ
Описание
Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н
27.11.2020
(ред.
От
27.11.2020) [14]
Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтер- ском учете информации о доходах коммерческих организаций
Приказ Минфина Росси от
06.05.1999 № 33н (ред. От
06.04.2015)
Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтер- ском учете информации о расходах коммерческих организаций
Приказ Минфина
РФ
от 06.07.1999 N
43н[8].
Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, яв- ляющихся юридическими лицами по законодательству Российской Феде- рации
Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н[15].
В ПБУ 10/99 приводится группировка расходов для отображения в бухгалтер- ском учете и отчетности, даются их определение и порядок признания в учете.
В соответствии с данным положением расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организа- ции подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Приказ Минфина
РФ
13.06.1995 N 49[16].
Указания устанавливают цели и общие правила финансовых обязательств ор- ганизации и оформления ее результатов.
Капитал — стоимость, используемая для получения прибыли посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.
Рисунок 5 – Виды капитала

17
Таблица 12 – Типовые проводки с капиталом
Содержание операции
Дебет
Кредит
Отражена величина уставного капитала, зафиксированная в учредительных документах организации
75 80
Внесены вклады в уставный капитал
08, 10, 41 ,50,
51, 52 и др.
75
Отражено уменьшение уставного капитала при возврате стоимости доли участнику
80 75
Отражено уменьшение уставного капитала без возврата стоимости доли участнику (в т.ч. при доведении величины уставного капитала до чистых активов)
80 84
Уменьшен уставный капитал за счет аннулирования доли, принадлежащей организации
80 81
Увеличен уставный капитал за счет дополнительных вкладов участников
(принятия новых участников)
75 80
Отражено увеличение уставного капитала за счет нераспределенной при- были
84 80
Увеличен уставный капитал за счет добавочного капитала
83 80
В настоящее время, в условиях существования различных форм собственности, особенно ак- туальным становится изучение вопросов формирования, функционирования и воспроизводства предпринимательского капитала.
Возможности становления предпринимательской деятельности и ее дальнейшего развития могут быть реализованы лишь только в том случае, если собственник разумно управляет капиталом, вложенным в предприятие.
1.4
Нормативно-правовое регулирование и документальное оформление операций по формированию финансовых результатов
Финансовый результат по обычным видам деятельности (как прибыль, так и убыток) — это разница между доходами от продажи (без НДС и акцизов) и расходами, которые относятся к изго- товлению и продажам. Это указано в п. 5 ПБУ 9/99 и п. 5 ПБУ 10/99.
Таблица 13 - Нормативные документы по формированию финансового результата по обычным ви- дам деятельности
Нормативно пра- вовой акт
Описание п. 5 ПБУ 9/99
[33]
Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций п. 5 ПБУ 10/99
[21]
Настоящее
Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций
Финансовый результат по прочим операциям — это разница между прочими доходами (без
НДС) и прочими расходами. Прочие доходы указаны в п. 7 ПБУ 9/99, а прочие расходы — в п. 11
ПБУ 10/99.


18
Таблица 14 - Нормативные документы по формированию финансового результата по прочим опе- рациям
Нормативный пра- вовой акт
Описание п. 7 ПБУ 9/99[14].
Настоящее
Положение устанавливает правила формирования в бухгалтер- ском учете информации о доходах коммерческих организаций п.11 ПБУ 10/99[6].
Настоящее
Положение устанавливает правила формирования в бухгалтер- ском учете информации о расходах коммерческих организаций
Целевое финансирование - это средства, поступившие от других предприятий, государствен- ных и муниципальных органов и предназначенные для осуществления мероприятий целевого назна- чения. Особенностью такого вида финансирования может быть то, что капитальные вложения могут осуществляться в рамках совместной деятельности.
Таблица 15 - Документы, регулирующие бухгалтерский учет средств целевого финансирования.
Нормативный доку- мент
Описание
Указ Президента РФ от 08.07.1994 N
1484[17].
В период реализации программ структурной перестройки производства, обеспече- ния эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на финансовую поддержку предприятий, и повышения ответственности руководи- телей предприятий за целевое использование получаемых средств
Налоговый кодекс
Российской Федера- ции (НК РФ)[10].
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего
Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
Приказ Минфина
России от
16.10.2000 N
92н[18].
Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с услови- ями, приведенными в пункте 5 настоящего Положения, отражаются в бухгалтер- ском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капи- тальных вложений и т.п.
Приказ Минфина
РФ от 06.07.1999 N
43н [8].
Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридиче- скими лицами по законодательству Российской Федерации
Счет 99 "Прибыли и убытки" предназначен для обобщения информации о формировании ко- нечного финансового результата деятельности организации в отчетном году.
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финан- сового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов. По дебету счета 99 "Прибыли и убытки" отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (до- ходы) организации.