Файл: Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный технический университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный технический университет
Инженерно-экономический факультет Кафедра Экономика и управление организацией
Функционально-стоимостной анализ в системе управления персоналом Самара 2015

4 Издается по решению методического совета ИЭФ
ББК 67.401 У 80-4
Функционально-стоимостной анализ в системе управления персоналом Учеб.пособ./ Самар. гос. техн. унт Г.П. Гагаринская. 2015. с. Предназначено для обучающихся направлений подготовки 38.04.03. Управление персоналом.
© Гагаринская Г.П.., составление, 2015 Самарский государственный технический университет, 2015

5 Введение Цель учебного пособия - сформировать знания методики оценки существующей системы управления персоналом и разработки рекомендаций по ее совершенствованию с использованием методики ФСА. Задачи
1. Рассмотреть методы совершенствования организационных структур
2. Рассмотреть области применения ФСА;
3. Изучить подходы к классификации функций
4. Изучить принципы построения функциональной модели (FAST- диаграммы
5. Составить диаграмму объекта исследования
6. Рассмотреть основные группы затрат, приходящихся на функцию управления
7. Оценить полученную функционально-стоимостную диаграмму
8. На основе функционально-стоимостной диаграммы провести анализ соответствия значимости каждой функции понесенным для её выполнения затратам
9. Выявить причины несоответствия значимости понесённых затрат и полученных результатов, а также предложить рекомендации по устранению причин, вызывающих низкую эффективность функционирования объекта исследования (путем выявления излишних функций
10. Прогнозировать результаты внедрения рекомендаций, разработанных входе проведения ФСА. Далее в учебном пособии приводятся примеры решения задач системы управления персоналом, разработанные выпускниками направления подготовки
38.03.03 Управление персоналом под руководством д.э.н., профессора Г.П. Гагаринской.

6
1. Применение функционально-стоимостного анализа в системе управления персоналом государственных и муниципальных учреждений
1.1. Функционально-стоимостной анализ введения должности заместителя директора по профильному обучению в ГБОУ
ИСОШ Объектом исследования в данной работе является Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области. Предмет исследования – система кадрового обеспечения в ГБОУ ИСОШ. Цель работы разработать мероприятия по совершенствованию системы кадрового обеспечения профильного обучения в ГБОУ ИСОШ. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач изучить теоретические аспекты и нормативно-правовое обеспечение реализации кадрового обеспечения профильного обучения на старшей ступени общего образования рассмотреть особенности подготовки педагогического состава школы в рамках реализации профильного обучения учащихся дать краткую характеристику объекта исследования и провести анализ состояния кадров в ГБОУ ИСОШ; провести диагностирование образовательных запросов учащихся х классов ГБОУ ИСОШ; разработать мероприятия в сфере обеспечения процесса профилизации школы педагогическими кадрами. Методы исследования


7 анализ специальной литературы и законодательных актов анализ локальных документов образовательного учреждения опросы и анкетирование

функционально-стоимостной анализ. В целях осуществления общего руководства профильным обучением в образовательном учреждении целесообразно расширить организационную структуру ГБОУ Исаклинской СОШ и ввести должность заместителя директора по профильному обучению. Однако существует два варианта введения должности. Работник может исполнять свои функциональные обязанности на основании
- совмещения должностей
- занятости на полный рабочий день. Для выявления основных и вспомогательных функций, осуществляемых заместителем директора по профильному обучению, необходимо построить диаграмму FAST. Основные функции должности располагаются на горизонтальной линии. Все вспомогательные функции располагаются либо над, либо под основными функциями.

8
Схема функциональных взаимосвязей позволяет выявить горизонтальные и вертикальные связи должности заместителя директора по профильному обучению с другими должностными лицами и подразделениями образовательного учреждения (табл. Таблица 1 – Схема функциональных взаимосвязей заместителя директора по ПО с другими функциональными подразделениями

п/п Наименование функции Наименование функциональных подразделений Заместитель директора по ПО Заместитель директора по
УВР Методист Директор школы
1 Ведение школьной документации по
ППП и ПО ОП ПР Работа по комплектованию профильных классов О У
-
-
3 Организация методической работы по ПО О
- У
-
4 Организация переподготовки и повышения квалификации педагогов ОП- Р
5 Организация консультирования по вопросам ППП и ПО О У
-
-
6 Разработка учебного плана ППП и ПО О УПР Формирование плана и расписания элективных курсов О УПР Разработка плана- графика мероприятий ОП У Р
по ПО
9 Анализ динамики образовательных запросов учащихся О У П
-
10 Проведение оценки оценки результатов учащихся профильных классов У О
-
-
11 Проведение экспертизы учебно- методических пособий О У У
-
12 Разработка комплексно-целевых программ по организации ПО О У
- Р
13 Составление плана- графика повышения квалификации работников О
-
- Р
14 Организация самообразования педагогов в аспекте подготовки к ведению ПО У П
-
-
15 Консультативная помощь педагогам в диагностике качества знаний О У
-
-
16 Консультативная помощь учащимся по формированию портфолио О У
-
- О – отвечает за выполнение данной функции, организует ее использование, подготавливает и оформляет необходимую документацию П – представляет

исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции У – участвует в выполнении данной функции Р – принимает решение, утверждает, подписывает документ. На основании построенной функциональной модели (диаграммы FAST) целесообразно оценить сумму затратна каждую функцию, выполняемую при совмещении работником должностей. Для этого воспользуемся специальной формой (табл.
Таблица 2 – Определение затратна осуществление функций (при совмещении должностей)
№ п/п Полное наименование функций заместителя директора по ПО Вид функции О – основная, В – вспомогательная) Технические средства, необходимые для обработки документов или данных по функциям Стоимость тех. средств и доля амортизационных отчислений, приходящихся на выполнение функций Должности лиц, участвующих в выполнении функции, их месячные оклады Периодичность выполнения функции в течение года, количество раз Затраты труда на выполнение функции в течение года, ч. Затраты на осуществление функций в течение года, руб.
1 Ведение школьной документации по ППП и ПО О
1. Компьютер
2. МФУ
3. Телефон-факс
1. 30000 руб.
2. 5000 руб.
3. 7000 руб. дао 350 руб. Замдиректора по ПО 12000 руб.
150 120 26 390 2 Работа по комплектованию профильных классов О
1. Компьютер
2. МФУ
3. Телефон-факс
1. 30000 руб.
2. 5000 руб.
3. 7000 руб. дао 350 руб.
1. Замдиректора по ПО 12000 руб.
2. Замдиректора по УВР: 28000 руб.
2 1. 60 2. 32 20 661 3 Организация методической работы по ПО О
1. Компьютер
2. МФУ
3. Телефон-факс
1. 30000 руб.
2. 5000 руб.
3. 7000 руб. дао 350 руб.
1. Замдиректора по ПО 12000 руб.
2. Методист 9000 руб.
24 1. 48 2. 20 12 230

4 Организация переподготовки и повышения квалификации педагогов ПО О
1. Компьютер
2. МФУ
3. Телефон-факс
1. 30000 руб.
2. 5000 руб.
3. 7000 руб. дао 350 руб. Замдиректора по ПО 12000 руб.
2 32 7 294 5 Организация консультирования по вопросам ППП и ПО О
1. Компьютер
2. Телефон-факс
1. 30000 руб.
2. 7000 руб. дао. = 308 руб. Замдиректора по ПО 12000 руб.
50 80 11 158 6 Разработка учебного плана ППП и ПО В
1. Компьютер
2. МФУ
1. 30000 руб.
2. 5000 руб. дао. = 292 руб.
1. Замдиректора по ПО 12000 руб.
2 32 7 294 7 Формирование плана и расписания элективных курсов В
1. Компьютер
2. МФУ
1. 30000 руб.
2. 5000 руб. дао. = 292 руб. Замдиректора по ПО руб.
2. Замдиректора по
УВР: 28000 руб.
2 1. 28 2. 28 12 747 8 Разработка плана- графика мероприятий по ПО В
1. Компьютер
2. МФУ
3. Телефон-факс
1. 30000 руб.
2. 5000 руб.
3. 7000 руб. дао 350 руб. Замдиректора по ПО 12000 руб.
6 60 13 370


9 Анализ динамики образовательных запросов учащихся В
1. Компьютер
2. МФУ
1. 30000 руб.
2. 5000 руб. дао. = 292 руб. Замдиректора по ПО 12000 руб.
4 20 4 632 10 Проведение оценки результатов учащихся профильных классов В
1. Компьютер
2. МФУ
1. 30000 руб.
2. 5000 руб. дао. = 292 руб.
1. Замдиректора по ПО 12000 руб.
2. Замдиректора по
УВР: 28000 руб.
10 1. 92 2. 20 24 813 11 Проведение экспертизы учебно-методических пособий В
1. Компьютер
2. МФУ
3. Телефон-факс
1. 30000 руб.
2. 5000 руб.
3. 7000 руб. дао 350 руб. Замдиректора по ПО 12000 руб.
2. Методист 9000 руб.
4 1. 60 2. 12 14 248 12 Разработка комплексно-целевых программ по организации ПО В
1. Компьютер
2. МФУ
1. 30000 руб.
2. 5000 руб. дао. = 292 руб. Замдиректора по ПО 12000 руб.
4 24 5 500 13 Составление плана- графика повышения квалификации работников В
1. Компьютер
2. МФУ
3. Телефон-факс
1. 30000 руб.
2. 5000 руб.
3. 7000 руб. дао 350 руб. Замдиректора по ПО 12000 руб.
2 12 2 954

14 Организация самообразования педагогов в аспекте подготовки к ведению ПО В
1. Компьютер
2. МФУ
3. Телефон-факс
1. 30000 руб.
2. 5000 руб.
3. 7000 руб. дао 350 руб. Замдиректора по ПО 12000 руб.
6 48 10 766 15 Консультативная помощь педагогам в диагностике качества знаний В
1. Компьютер
2. МФУ
1. 30000 руб.
2. 5000 руб. дао. = 292 руб. Замдиректора по ПО 12000 руб.
50 84 18 520 16 Консультативная помощь учащимся по формированию портфолио В
1. Компьютер
2. МФУ
1. 30000 руб.
2. 5000 руб. дао. = 292 руб. Замдиректора по ПО 12000 руб.
70 120 26 332 ИТОГО
218909 руб.
Затраты на выполнение функций определяются следующим образом. При расчете затратна выполнение функций учитываются фонд заработной платы с начислениями на социальное страхование и расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники. Это составляет
95% всех затратна выполнение функций заместителя директора по ПО. Суммарная стоимость технических средств, используемых при выполнении анализируемых функций, составляет (30000 + 5000 + 7000) = 42 000 руб. Срок службы при укрупненном расчете равен 10 годам. Тогда годовые амортизационные отчисления равны (42 000/10) = 4200 рублей. Надбавка за совмещение должностей составляет 12000 руб (исходя из среднего значения тарифной ставки. Эффективный фонд рабочего времени, вычисленный исходя из суммарного значения затрат труда на выполнение всех функций должности, равен 864 ч. Согласно проведенному исследованию затраты на осуществление всех функций в течение года составляют 218 909 руб. в год. Для выявления функций, на которые приходится наибольший объем затрат, построим диаграмму Парето, где функции располагаются в порядке уменьшения стоимости (рис.
0
5000
10000
15000
20000
25000
30000
Ф1
Ф16 Ф10
Ф2
Ф15 Ф11
Ф8
Ф7
Ф3
Ф5
Ф14
Ф4
Ф6
Ф12
Ф9
Ф13
Рисунок 2 – Диаграмма Парето

На представленном рисунке выделены три группы функций

светло-серой заливкой обозначена группа функций, чья суммарная стоимость составляет 53% общей стоимости функций серой заливкой – 34% общей стоимости темной заливкой – 13% общей стоимости. Для того, чтобы обосновать экономический эффект от совмещения должностей, сравним полученную сумму затрат (таблица 14) с затратами на осуществление функций работником, принятым на полную ставку, с учетом того же эффективного фонда рабочего времени (таблица 15). Должностной оклад вновь принятого работника будет составлять 18000 руб.
Таблица 3 - Определение затратна осуществление функций (полная занятость)
№ п/п Полное наименование функций заместителя директора по ПО Вид функции О – основная, В – вспомогательная) Технические средства, необходимые для обработки документов или данных по функциям Стоимость тех. средств и доля амортизационных отчислений, приходящихся на выполнение функций Должности лиц, участвующих в выполнении функции, их месячные оклады Периодичность выполнения функции в течение года, количество раз Затраты труда на выполнение функции в течение года, ч. Затраты на осуществление функций в течение года, руб.
1 Ведение школьной документации по
ППП и ПО О
1. Компьютер
2. МФУ
3. Телефон-факс
1. 30000 руб.
2. 5000 руб.
3. 7000 руб. дао 350 руб. Замдиректора по ПО 18000 руб.
150 120 39 410 2 Работа по комплектованию профильных классов О
1. Компьютер
2. МФУ
3. Телефон-факс
1. 30000 руб.
2. 5000 руб.
3. 7000 руб. дао 350 руб.
1. Замдиректора по ПО 18000 руб.
2. Замдиректора по УВР: 28000 руб.
2 1. 60 2. 32 27 171 3 Организация методической работы по ПО О
1. Компьютер
2. МФУ
3. Телефон-факс
1. 30000 руб.
2. 5000 руб.
3. 7000 руб. дао 350 руб.
1. Замдиректора по ПО 18000 руб.
2. Методист 9000 руб.
24 1. 48 2. 20 17 439

4 Организация переподготовки и повышения квалификации педагогов ПО О
1. Компьютер
2. МФУ
3. Телефон-факс
1. 30000 руб.
2. 5000 руб.
3. 7000 руб. дао 350 руб. Замдиректора по ПО 18000 руб.
2 32 10 766 5 Организация консультирования по вопросам ППП и ПО О
1. Компьютер
2. Телефон-факс
1. 30000 руб.
2. 7000 руб. дао. = 308 руб. Замдиректора по ПО 18000 руб.
50 80 26 348 6 Разработка учебного плана ППП и ПО В
1. Компьютер
2. МФУ
1. 30000 руб.
2. 5000 руб. дао. = 292 руб.
1. Замдиректора по ПО 18000 руб.
2 32 10 708 7 Формирование плана и расписания элективных курсов В
1. Компьютер
2. МФУ
1. 30000 руб.
2. 5000 руб. дао. = 292 руб. Замдиректора по ПО руб.
2. Замдиректора по
УВР: 28000 руб.
2 1. 28 2. 28 15 785 8 Разработка плана- графика мероприятий по ПО В
1. Компьютер
2. МФУ
3. Телефон-факс
1. 30000 руб.
2. 5000 руб.
3. 7000 руб. дао 350 руб. Замдиректора по ПО 18000 руб.
6 60 19 880 9 Анализ динамики В
1. Компьютер
1. 30000 руб. Замдиректора по
4 20 6 802