Файл: Развитие произвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья приемами мнемотехники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра коррекционной педагогики
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИЕМАМИ
МНЕМОТЕХНИКИ
АВТОРЕФЕРАТ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТЫ студентки 2 курса 292 группы направления 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование профиля «Дефектология»
ОСИПОВОЙ НАТАЛЬИ ЛЬВОВНЫ
Научный руководитель:
Доцент кафедры коррекционной педагогики, канд. соц. наук
Е.Б.Щетинина
Зав. кафедрой:
Доктор соц. наук, профессор
Ю.В.Селиванова
2
Саратов 2022
Исследованиями памяти в настоящее время занимаются представители различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и др. Каждая из этих наук имеет свои вопросы, затрагивающие проблемы памяти, свою систему понятий, а значит, и свои теории памяти. Но все эти науки вместе расширяют знания о памяти человека, дополняют друг друга, позволяют глубже проникнуть в неё, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
Память, развитая в детстве, является одной из основных психических функций, с помощью которых строятся все остальные функции. В грамотно организованной психолого-педагогической работе дети с ограниченными возможностями здоровья усваивают понятия, приобретают способность мыслить, обобщать и впоследствии развивать речь. Данные многих исследований указывают на высокую способность к обучению детей с ограниченными возможностями, а также на то, что потенциальные навыки, к сожалению, зачастую остаются недоразвитыми.
Память представляет собой сложный психофизиологический и культурный процесс, выполняющий функции запоминания, хранения и воспроизведения информации в жизнедеятельности человека.
Т. П. Павленко и Р. С. Немов в своих исследованиях пришли к выводу, что процессы памяти нельзя определять как одну из характеристик головного мозга, изолированную от особенностей каждого индивидуума, его предпочтений, интересов и деятельности.
В современном мире основой всех способностей человека являются мнемические способности, без которых невозможен эффективный процесс обучения, приобретения знаний и развития определенных навыков и умений.
Память детей с ОВЗ является навыком, определяющим успешность их обучения. В то же время интенсивная информатизация на современном этапе
3 развития общества вызывает слабость познавательной деятельности, в том числе значительное снижение потенциала развития детской памяти. В настоящее время проблемы развития памяти детей с ОВЗ актуальна и социально значима.
Проблема исследования заключаются в поиске возможностей мнемических приемов как средства для развития произвольной памяти у детей с ОВЗ.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения непрерывного специального развития ребенка с ОВЗ в период начального школьного обучения.
Объектом исследования являются особенности произвольной памяти у детей с ОВЗ.
Предметом
исследования является применение приемов мнемотехники для коррекции недостатков развития произвольной памяти у детей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что произвольная память детей с ОВЗ будет развиваться и формироваться на уроках и во время внеурочной деятельности в с использованием приемов мнемотехники.
Цели и задачи исследования: теоретически и экспериментально изучить произвольную память детей с ОВЗ и возможности ее развития с применением мнемотехники для запоминания информации, познакомиться с методиками изучения и оценки особенностей памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья, изучить мнемотехнику как один из приемов формирования и коррекции произвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья и др.
4
Экспериментальная база исследования Научно-методический центр психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями.
Выборка исследования представлена детьми с ограниченными возможностями здоровья от 9 до 13 лет в количестве 4 человек.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе анализируется и систематизируется материал по вопросу развития произвольной памяти детей посредством мнемических приемов запоминания; разрабатывается и апробируется коррекционно- развивающий комплекс занятий по развитию произвольной памятник детей с помощью мнемотехнических приемов запоминания.
Выпускная квалификационная работка состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (50 наименований) и трех приложений. В работе 15 таблиц, 6 диаграмма. Объем работы составляет 104 страницы.
ОПИСАНИЕ ХОДА РАБОТЫ
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена рассмотрению теоретических аспектов изучения особенностей развития произвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Так же представлены различные методики изучения и оценки особенностей памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассказывается о том, что у детей с ОВЗ наблюдаются нарушения связи с окружающим миром и первостепенной задачей выступает привитие умения решать обыденные жизненные ситуации через понимание из значимости. В результате решаются социально бытовые, социально-трудовые и социально-культурные проблемы.
Первый помощник при решении данных проблем человеческая память.
В 40-50 годы прошлого века весомый вклад в изучение проблем памяти у лиц с ОВЗ внесли экспериментально-психологические исследования Е. М.
5
Кудрявцева, А. И. Липкина, М. М. Нудельмана, И. М. Соловьевой и др.
Труды психологов были посвящены изучению распознавания объектов и изменению зрительных образов при их актуализации детей с ОВЗ. В 50-60 годах исследования продолжались Х. С. Замским, В. Г. Петрозаводским, Б.
И. Пинским и другими; внимание психологов было сосредоточено на воплощении в некоторых этапах исследования принципа единства сознания и действия, направленных на факторы, которые связаны с эффективностью действия.
Методик для диагностики памяти довольно много в психологии. Они помогают выявить ряд особенностей запоминания детьми материала, увидеть какие сложности возникли у детей при воспроизведении картинок с изображением предметов, с которыми они редко встречаются в быту.
Педагог в результате диагностики выясняет, могут ли дети самостоятельно пользоваться мнемическими приемами запоминания, такими как ассоциация.
В результате анализа полученных количественных данных педагог диагностирующий детей придет к выводу, какой процент развития памяти присутствует у ребенка. Это позволить нам запланировать организацию в будущем коррекционной работы с детьми, принимавшими участие в исследовании, направленной на развитие произвольной памяти.
Во второй главе выпускной квалификационной работы представлена технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья. Мы рассказали об истории возникновения мнемотехники и изучили мнемотехнику как один из приемов формирования и коррекции произвольной памяти.
«Секрет» мнемотехники в том, что ребенок объединяет в своем воображении несколько зрительных образов и мозг фиксирует взаимосвязь.
В дальнейшем при запоминании одного из образов мозг проводит ассоциации и воспроизводит остальные связанные с ним образы.
6
Мнемотехника — этот десятки психических операций, которые помогают «соединиться» с мозгом и помогают максимально скорректировать функцию памяти. В целом все мнемонические приемы представляют собой переход от обыденной информации к образам.
Цель использования мнемотехники состроит в том, чтобы научить детей условно понимать наглядную схему закодированного материала, использовать эти умения в предметно-практической деятельности в различных образовательных областях.
В третьей главе рассказывается о практическом изучении произвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Приведены психолого-педагогические характеристики исследуемых детей. Приводятся результаты диагностики произвольной памяти по методике А.Р. Лурия «10 слов». Все результаты диагностики представляются в сравнении с нормотипичным ребенком и между детьми имеющими особенности в развитии (испытуемая группа учащихся имеет синдром Дауна с различными осложнениями). Так же нами составлен коррекционно-развивающий комплекс занятий с испытуемыми детьми, с использованием приемов мнемотехники для развития произвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Представленный комплекс занятий апробирован.
Разработанные рекомендации по ведению коррекционно-развивающей работы могут быть полезны как педагогам, так и родителям, имеющим детей с ОВЗ.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Научно- методического центра психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями. В исследовании принимали участие дети разновозрастной группы в количестве
4 человек, имеющие синдром Дауна с различными осложнениями.
Основной целью деятельности
Центра является научно- исследовательская работа в области психологии, психофизиологии
7 нормального и нарушенного развития, речевого дизонтогенеза, психолого- педагогического сопровождения семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями; разработка, апробация и верификация коррекционно-педагогического инструментария для профилактики и коррекции отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
По результатам диагностики видно, что уровень развития памяти у каждого ребенка развит индивидуально; при этом у каждого ребёнка свой тип памяти доминирует. Несмотря на разные уровни по результатам сравнительного анализа, она так и не поднимается выше «среднего уровня», это говорит о нарушении познавательных процессов у детей с ОВЗ. Для изменения ситуации необходимо педагогу проводить индивидуальные занятия со стимульным материалом. Таким материалом могут служить приемы мнемотехники. Дети активнее включаются в учебный процесс, когда присутствуют яркие, красочные образы. Специальная работа, направленная на коррекцию, способствует устранению недостатков памяти. Планируемая работа, должна проводится с установкой на развитие осмысленного запоминания, которое является самым эффективным приемом восприятия, запоминания, сохранения и в будущем воспроизведения.
Любая психолого-педагогическая коррекция и развитие памяти детей может происходить только при условии целенаправленной, специально организованной работы.
Под психолого-педагогической коррекцией подразумевается систематическая целенаправленная работа дефектолога с детьми, отнесенными к категории детей, имеющие особые образовательные потребности, направленная на конкретную помощь этим детям, а также реализация комплекса индивидуально-ориентированных мероприятий направленных на улучшение процессов памяти.
Для дальнейшей плодотворной и результативной работы нами была составлена индивидуальная коррекционно-развивающая программа
8 учащихся с ограниченными возможностями, разработанная на основе федерального образовательного стандарта и других государственных документов. Данная программа применима для испытуемой группы детей – дети с синдромом Дауна.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа или специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) имеет особую структуру и представляет собой единую систему, которая состоит из нескольких разделов, связанных между собой. Все разделы позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с детьми с ОВЗ по различным направлениям. СИПР имеет разнообразный вид и форму, составляется дефектологом по результатам диагностики; она ориентирована на всестороннее обучение и воспитание ребенка и исправление его недостатков.
Также структура зависит от возраста ребенка, целей программы и решаемых задач. И.М. Бгажнокова, А.Д. Вильшанская, М.В. Жигорева, А.В. Закрепина,
В.В. Коркунов, И.С. Макарьев, Е.А. Стребелева, Е.А. Ямбург и др. описывали разные подходы к структуре индивидуальных программ. Их можно брать за основу и считать шаблоном при составлении СИПР.
В результате реализации коррекционно-развивающей программы продуктивность зрительной, слуховой, моторно-слуховой и зрительно- моторно-слуховой памяти увеличилась из 4 детей у 1 мальчика.
Способностью слухового запоминания овладел ребенок. 1 ребенок не пошел на контакт – очень низкие показатели, девочка не могла организовать себя на работу.
У детей с положительной динамикой развития процессов памяти отмечается появление способности удерживать внимание и сосредотачиваться на объекте. Увеличивается скорость и объем запоминаемой информации, которая со временем будет способна воспроизводиться без искажений. Повышается познавательная активность и происходит усиление учебно-познавательной мотивации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9
Дети с ОВЗ – это та категория детей, которым требуется помощь в их развитии не только со стороны специалистов, но и семьи в большей степени.
Процесс организации развития ребенка, подготовки его к школьной деятельности представляет собой грамотно выстроенную программу развития и применение знаний особенностей развития таких детей. Этот процесс позволяет отрабатывать умения и практические навыки выполнения простых и сложных видовой деятельности; реализовать успешное овладение учебных программ; формировать личность ребенка и эффективность его адаптации и социализации.
Многими педагогами доказано, что мнемотехника помогает развивать память.
Что же такое современная мнемотехника?
1. Возможность накопить в памяти огромное количество информации, причем потратив меньшее время на запоминание.
2. Возможность сохранения информации в памяти.
3. Реальная возможность быстро освоить новую информацию и повысить квалификацию и стать востребованным специалистом в своей области.
4. Способность использовать информацию: пользоваться знаниями можно только тогда, когда они есть в голове.
5. Потрясающее упражнение для мозга — мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.
При использовании приемов мнемотехники в разных видах деятельности педагога-дефектолога можно добиться следующих результатов: у детей появляется желание пересказывать произведения - на уроках и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; воспитывается интерес к процессу познания в целом; дети преодолевают психологический барьер,
10 застенчивость, учатся свободно отвечать. Так как многие педагоги- дефектогоги уже много лет используют мнемотехнику в своей деятельности и имеют огромный опыт работы в данном направлении, мы постарались его перенять и использовать в своей работе с детьми с ОВЗ, мы рады поделиться своими знаниями с родителями и познакомить их с этой методикой.
Наиболее активные родители не только пользуются готовыми моделями, которые им предлагают, но и разрабатывают и применяют собственные схемы подсказок для развития своих детей. Можно констатировать, что использование наглядного моделирования в различных видах деятельности педагога-дефектолога с детьми с ОВЗ влияет на развитие у младших школьников памяти и речи. Представленные методы работы позволяют подвысить эффективность коррекции нарушений в развитии школьников с
ОВЗ.
Мы считаем, чем раньше и больше педагоги будут применять метод мнемотехники в своей работе с детьми с ОВЗ, тем активнее они будут помогать им социализироваться, развивать свои навыки. Работа с моделями творческая, интересная, многоплановая, она имеет огромный потенциальный как для педагогов, так и для детей.
Память необходимо развивать на протяжении всей жизни. В нашей работе изучили и сравнили особенности свойств памяти, ее проявления у нормотипичных детей и детей с ОВЗ. Проанализировав полученные результаты, были замечены определенные различия между нормотипичными детьми и детьми с ОВЗ это и неудивительно, детям с ОВЗ в своем развитии нужно намного больше сил, времени и специальных упражнений, подкрепленных индивидуальными приемами, чтобы процесс запоминания, переработки и воспроизведения был продуктивным. В современной системе образования очень много возможностей для реализации данных действий.
Конечно ребенок с ОВЗ один не справится, ему необходима мотивация, интерес, который должен сформировать педагог.