Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 481
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лых лиц предусмотрена соответствующая материально-тех- ническая база. Она представляет собой учебную часть с ос- нащенным в соответствии с программами обучения кабине- тами, классами и учебно-производственными мастерскими,
а также подсобное хозяйство с необходимым инвентарем,
механизмами, транспортом для обучения сельскохозяйствен- ным видам труда.
В круг задач РЦ входит и трудоустройство лиц, про- шедших обучение и овладевших программами обучения и приобретенными навыками. Определены варианты трудоус- тройства умственно отсталых лиц (дома-интернаты различ- ного профиля, учреждения здравоохранения, спеццеха при
РЦ, в совхозах и колхозах, на предприятиях коммунально- го хозяйства и др.).
Обусловлено, что после окончания курса обучения каж- дый обучающийся аттестуется квалификационной комисси- ей и в случае приобретения прочных профессиональных навыков получает удостоверение. Трудовое обучение, про- изводительный труд, привитие и совершенствование на- выков социальной адаптации, воспитательный процесс осу- ществляется соответствующим штатом педагогических ра- ботников, нормативы которого специально разработаны.
В РЦ предусмотрено медицинское обслуживание обу- чающихся в нем умственно отсталых лиц. Оно включает проведение профилактических и лечебных мероприятий,
направленных на выявление и лечение соматических забо- леваний на ранних стадиях, своевременное предупрежде- ние обострения хронических болезней, купирование обо- стрений психического состояния, осуществление диспан- серного наблюдения нуждающихся в этом больных, а так- же обеспечение в необходимых случаях техническими вспо- могательными средствами,
ортопеди- ческой обувью, слуховыми аппаратами.
В связи с тем, что реабилитационный центр рассчитан преимущественно на молодой возраст, когда довольно час- то выявляется девиантное поведение и психопатоподоб-
265
а также подсобное хозяйство с необходимым инвентарем,
механизмами, транспортом для обучения сельскохозяйствен- ным видам труда.
В круг задач РЦ входит и трудоустройство лиц, про- шедших обучение и овладевших программами обучения и приобретенными навыками. Определены варианты трудоус- тройства умственно отсталых лиц (дома-интернаты различ- ного профиля, учреждения здравоохранения, спеццеха при
РЦ, в совхозах и колхозах, на предприятиях коммунально- го хозяйства и др.).
Обусловлено, что после окончания курса обучения каж- дый обучающийся аттестуется квалификационной комисси- ей и в случае приобретения прочных профессиональных навыков получает удостоверение. Трудовое обучение, про- изводительный труд, привитие и совершенствование на- выков социальной адаптации, воспитательный процесс осу- ществляется соответствующим штатом педагогических ра- ботников, нормативы которого специально разработаны.
В РЦ предусмотрено медицинское обслуживание обу- чающихся в нем умственно отсталых лиц. Оно включает проведение профилактических и лечебных мероприятий,
направленных на выявление и лечение соматических забо- леваний на ранних стадиях, своевременное предупрежде- ние обострения хронических болезней, купирование обо- стрений психического состояния, осуществление диспан- серного наблюдения нуждающихся в этом больных, а так- же обеспечение в необходимых случаях техническими вспо- могательными средствами,
ортопеди- ческой обувью, слуховыми аппаратами.
В связи с тем, что реабилитационный центр рассчитан преимущественно на молодой возраст, когда довольно час- то выявляется девиантное поведение и психопатоподоб-
265
ные расстройства, обоснована необходимость организации мероприятий, которые должны осу- ществляться психологами. В этой связи предусмотрено раз- вертывание в РЦ психологической службы.
В РЦ предусматривается осуществление социально- бытового устройства инвалидов. Оно включает обеспече- ние их бесплатным жильем и питанием, пользованием ме- белью, одеждой и обувью, необходимым инвентарем и хо- зяйственно-бытовой утварью.
В функции РЦ входит организация содержательного досуга и спортивно-оздоровительных мероприятий. Это предполагает необходимость выделения специальных рек- реационных помещений, спортивных залов и игровых пло- щадок, а для обеспечения указанных мероприятий — вве- дение в штат соответствующих работников: воспитателей,
учителей физкультуры, социальных педагогов.
Реабилитационный центр
инвалидов
В ряде регионов России функционируют реабилитаци- онные центры для инвалидов, являющиеся учреждениями,
предназначенными для профессионального образования и трудового обучения, социальной адаптации, медицинского обслуживания, устройства инвалидов молодого возраста,
неспособных или ограниченно способных к самостоятель- ной жизни в обществе.
В подобных центрах предусматриваются отделения для постоянного, пятидневного и дневного пребывания инвали- дов.
В целях реабилитации в центрах:
• предусматривается медицинская часть с соответству- ющим оснащением лечебно-диагностических и вспомогатель- ных кабинетов для медицинской реабилитации;
• для профессионального и трудового обучения инва- лидов создается учебная часть с оснащенными соответствен-
266
В РЦ предусматривается осуществление социально- бытового устройства инвалидов. Оно включает обеспече- ние их бесплатным жильем и питанием, пользованием ме- белью, одеждой и обувью, необходимым инвентарем и хо- зяйственно-бытовой утварью.
В функции РЦ входит организация содержательного досуга и спортивно-оздоровительных мероприятий. Это предполагает необходимость выделения специальных рек- реационных помещений, спортивных залов и игровых пло- щадок, а для обеспечения указанных мероприятий — вве- дение в штат соответствующих работников: воспитателей,
учителей физкультуры, социальных педагогов.
Реабилитационный центр
инвалидов
В ряде регионов России функционируют реабилитаци- онные центры для инвалидов, являющиеся учреждениями,
предназначенными для профессионального образования и трудового обучения, социальной адаптации, медицинского обслуживания, устройства инвалидов молодого возраста,
неспособных или ограниченно способных к самостоятель- ной жизни в обществе.
В подобных центрах предусматриваются отделения для постоянного, пятидневного и дневного пребывания инвали- дов.
В целях реабилитации в центрах:
• предусматривается медицинская часть с соответству- ющим оснащением лечебно-диагностических и вспомогатель- ных кабинетов для медицинской реабилитации;
• для профессионального и трудового обучения инва- лидов создается учебная часть с оснащенными соответствен-
266
но процессу обучения кабинетами, классами и учебно-про- изводственными мастерскими;
• для социально-бытовой ориентации инвалидов созда- ется служба психологов и социальных педагогов (воспита- телей), оснащенная специальными помещениями для про- ведения работы по реабилитации и адаптации инвалидов.
Основными задачами центра являются:
• определение реабилитационного потенциала инва- лида;
• разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации;
• проведение медицинской реабилитации инвалидов;
проведение профессиональной реабилитации инва- лидов, включающей профессиональную ориентацию, проф- отбор, трудовое и профессиональное обучение, професси- онально-производственную адаптацию;
• проведение социальной реабилитации инвалидов,
включающей адаптацию, социально- бытовую адаптацию;
• материально-техническое обеспечение проживающих в центре;
• организация социальной защиты инвалидов, вклю- чающая консультирование инвалидов по правовым вопро- сам, обеспечение инвалидов специализированными издели- ями, облегчающими их труд и быт.
В соответствии с задачами центр осуществляет:
• прием инвалидов и организацию их адаптации к но- вой обстановке;
• профессиональное обучение в соответствии со спе- циальными программами, учебными пособиями и т. д.;
• обеспечение проживающих благоустроенным жиль- ем, мебелью, инвентарем, постельными принадлежностя- ми, одеждой и обувью;
• организацию рационального питания проживающих;
• медицинское и консультативное обслуживание в ос- нащенных лечебно-диагностических и вспомогательных ка- бинетах;
267
• для социально-бытовой ориентации инвалидов созда- ется служба психологов и социальных педагогов (воспита- телей), оснащенная специальными помещениями для про- ведения работы по реабилитации и адаптации инвалидов.
Основными задачами центра являются:
• определение реабилитационного потенциала инва- лида;
• разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации;
• проведение медицинской реабилитации инвалидов;
проведение профессиональной реабилитации инва- лидов, включающей профессиональную ориентацию, проф- отбор, трудовое и профессиональное обучение, професси- онально-производственную адаптацию;
• проведение социальной реабилитации инвалидов,
включающей адаптацию, социально- бытовую адаптацию;
• материально-техническое обеспечение проживающих в центре;
• организация социальной защиты инвалидов, вклю- чающая консультирование инвалидов по правовым вопро- сам, обеспечение инвалидов специализированными издели- ями, облегчающими их труд и быт.
В соответствии с задачами центр осуществляет:
• прием инвалидов и организацию их адаптации к но- вой обстановке;
• профессиональное обучение в соответствии со спе- циальными программами, учебными пособиями и т. д.;
• обеспечение проживающих благоустроенным жиль- ем, мебелью, инвентарем, постельными принадлежностя- ми, одеждой и обувью;
• организацию рационального питания проживающих;
• медицинское и консультативное обслуживание в ос- нащенных лечебно-диагностических и вспомогательных ка- бинетах;
267
санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;
культурно-массовую работу;
• оздоровительную и спортивную работу.
Все лица, имеющие показания к пребыванию в центре,
принимаются независимо от наличия родственников,
занных содержать их по закону.
Противопоказаниями к приему в центр являются:
• острые и подострые стадии основного заболевания,
нуждающиеся в специальном стационарном лечении;
• любые приступообразные и прогредиентно текущие психические заболевания со склонностью к частым обостре- ниям или рецидивам болезни с частыми декомпенсациями,
требующие лечения в стационаре;
• эпилепсия с частыми припадками, склонностью к се- рийным припадкам, эпилептическому статусу, сумеречным состояниям сознания, дисфориям;
• хронический алкоголизм, наркомания, а также дру- гие заболевания, осложненные хроническим алкоголизмом или любыми видами наркомании.
Лица, получившие профессиональную подготовку с вру- чением диплома или другого документа (свидетельства,
справки), считаются закончившими обучение в центре.
Так, в соответствии с лицензией центр г. Москвы ведет подготовку по специальностям:
0206 — издательское дело;
0512 — живопись;
0513 — скульптура;
0514 —• дизайн;
0515 — декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Центр имеет право на изменение и расширение спе- циальностей в соответствии с государственными образова- тельными стандартами.
Обучающиеся в центре:
268
культурно-массовую работу;
• оздоровительную и спортивную работу.
Все лица, имеющие показания к пребыванию в центре,
принимаются независимо от наличия родственников,
занных содержать их по закону.
Противопоказаниями к приему в центр являются:
• острые и подострые стадии основного заболевания,
нуждающиеся в специальном стационарном лечении;
• любые приступообразные и прогредиентно текущие психические заболевания со склонностью к частым обостре- ниям или рецидивам болезни с частыми декомпенсациями,
требующие лечения в стационаре;
• эпилепсия с частыми припадками, склонностью к се- рийным припадкам, эпилептическому статусу, сумеречным состояниям сознания, дисфориям;
• хронический алкоголизм, наркомания, а также дру- гие заболевания, осложненные хроническим алкоголизмом или любыми видами наркомании.
Лица, получившие профессиональную подготовку с вру- чением диплома или другого документа (свидетельства,
справки), считаются закончившими обучение в центре.
Так, в соответствии с лицензией центр г. Москвы ведет подготовку по специальностям:
0206 — издательское дело;
0512 — живопись;
0513 — скульптура;
0514 —• дизайн;
0515 — декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Центр имеет право на изменение и расширение спе- циальностей в соответствии с государственными образова- тельными стандартами.
Обучающиеся в центре:
268
• получают образование в соответствии с государствен- ными образовательными стандартами и приобретают зна- ния, адекватные современному уровню развития науки, тех- ники и культуры;
• обучаются в рамках государственных образователь- ных стандартов по индивидуальным учебным планам;
• получают дополнительные (в том числе платные) об- разовательные услуги.
Дома-интернаты как учреждения
типа
Дома-интернаты как стационарные учреждения систе- мы социальной защиты в течение многих лет выполняют реабилитационные функции. Деятельность их профилиро- вана и дифференцирована. В центре реабилитационной де- ятельности — медико-социальная реабилитация. На эти учреждения распространяются сложившиеся понятия о медицинской, социальной и трудовой реабилитации.
Профилирование основано на особенностях континген- та, которые определяются рядом факторов: возраст, нозо- логическая принадлежность заболевания, тяжесть патоло- гических проявлений и др. С учетом этих факторов разли- чаются дома-интернаты общего типа (для инвалидов и по- жилых людей) и психоневрологические интернаты.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19
В домах-интернатах для инвалидов и пожилых людей
(общего типа) находятся лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, с последствиями травм, врожденными урод- ствами (инвалиды с детства) и др. Деятельность этих уч- реждений носит дифференцированный характер. В основу дифференциации их деятельности положены такие крите- рии, как способность к самообслуживанию и передвиже- нию.
В связи с указанными обстоятельствами в стационар- ных реабилитационных учреждениях (специализированных
269
домах-интернатах) с учетом особенностей цели реабилитации различны.
В домах-интернатах реабилитационного типа осново- полагающей является медицинская реабилитация, содер- жание которой заключается в восстановлении соматическо- го здоровья, в компенсации защитных сил организма, в оживлении адаптационно-приспособительных механизмов.
Для реализации этих задач в домах-интернатах реаби- литационного типа имеется материально-техническая база:
физиотерапевтические кабинеты, комнаты ЛФК, кабинеты массажа, комнаты оксигетерапии, ортотерапии и др.
Предпочтение при организации медицинской реабили- тации отдается немедикаментозному воздействию, приемам активизирующего характера, которые способствуют акти- визации моторики и психической деятельности пожилых.
В домах-интернатах реабилитационного типа суще- ственная роль отводится социально-средовой реабилитации,
в которой в равной степени важны как социально-психоло- гическая адаптация, так и социально-бытовая реабилита- ция. Первая направлена на снятие стрессовой ситуации,
связанной с поступлением в дом-интернат и трудностями приспособления к новым условиям. Вторая имеет целью вос- становление утраченных навыков самообслуживания в свя- зи с болезнью, травмой и другими причинами.
В задачи социально-средовой реабилитации входит так- же предупреждение и устранение конфликтов между раз- нопоколенными контингентами (между молодыми инвалида- ми и лицами пожилого возраста), организация содержа- тельного и занимательного досуга, организация связей с окружающей (внешней) средой и др.
Социально-трудовая реабилитация в домах-интернатах общего типа носит специфический характер. Она не ставит целью овладение профессиональными навыками, хотя в от- дельных случаях это не исключено. Главная задача соци- ально-трудовой реабилитации пожилых людей в домах-ин-
270
В домах-интернатах реабилитационного типа осново- полагающей является медицинская реабилитация, содер- жание которой заключается в восстановлении соматическо- го здоровья, в компенсации защитных сил организма, в оживлении адаптационно-приспособительных механизмов.
Для реализации этих задач в домах-интернатах реаби- литационного типа имеется материально-техническая база:
физиотерапевтические кабинеты, комнаты ЛФК, кабинеты массажа, комнаты оксигетерапии, ортотерапии и др.
Предпочтение при организации медицинской реабили- тации отдается немедикаментозному воздействию, приемам активизирующего характера, которые способствуют акти- визации моторики и психической деятельности пожилых.
В домах-интернатах реабилитационного типа суще- ственная роль отводится социально-средовой реабилитации,
в которой в равной степени важны как социально-психоло- гическая адаптация, так и социально-бытовая реабилита- ция. Первая направлена на снятие стрессовой ситуации,
связанной с поступлением в дом-интернат и трудностями приспособления к новым условиям. Вторая имеет целью вос- становление утраченных навыков самообслуживания в свя- зи с болезнью, травмой и другими причинами.
В задачи социально-средовой реабилитации входит так- же предупреждение и устранение конфликтов между раз- нопоколенными контингентами (между молодыми инвалида- ми и лицами пожилого возраста), организация содержа- тельного и занимательного досуга, организация связей с окружающей (внешней) средой и др.
Социально-трудовая реабилитация в домах-интернатах общего типа носит специфический характер. Она не ставит целью овладение профессиональными навыками, хотя в от- дельных случаях это не исключено. Главная задача соци- ально-трудовой реабилитации пожилых людей в домах-ин-
270
тернатах состоит в организации их трудовой занятости и общественно-полезной деятельности.
Для реализации этих задач в домах-интернатах созда- ны лечебно-трудовые мастерские (в 80,1% учреждений),
подсобное хозяйство (в 85,7% учреждений), осуществля- ется трудоустройство.
Несмотря на довольно ограниченные потенциальные возможности пожилых людей, часть из них трудоустроена на штатных должностях в домах-интернатах.
Следует отметить, что специализированных реабили- тационных отделений для молодых инвалидов в домах-ин- тернатах общего типа не существует, несмотря на явную необходимость в них. В этих отделениях должны решаться вопросы протезирования, обеспечения этих инвалидов раз- личными приспособлениями для приема пищи, осуществ- ления рабочих операций, передвижения и т. д. Для моло- дых инвалидов важна помощь в обучении пользованию тех- ническими средствами реабилитации, в получении образо- вания, в приобретении профессий и в трудоустройстве. Для этой категории инвалидов необходима и ная работа, направленная на совершенствование межлич- ностных отношений, адаптацию к условиям проживания и т.
Для усиления реабилитационного аспекта деятельнос- ти домов-интернатов общего типа необходимо осуществить ряд мероприятий:
• разработать нормативно-правовую базу для стацио- нарных учреждений системы социальной защиты для при- дания им статуса учреждений реабилитационного типа;
• создать оптимальную материальную базу для реали- зации реабилитационных целей этих учреждений (оснаще- ние техническими средствами реабилитации, оборудование вспомогательными устройствами и приспособлениями);
• разработать программы обучения и адаптации;
• ввести в штат домов-интернатов реабилитационного типа психологов, специалистов по социальной работе, ре-
Для реализации этих задач в домах-интернатах созда- ны лечебно-трудовые мастерские (в 80,1% учреждений),
подсобное хозяйство (в 85,7% учреждений), осуществля- ется трудоустройство.
Несмотря на довольно ограниченные потенциальные возможности пожилых людей, часть из них трудоустроена на штатных должностях в домах-интернатах.
Следует отметить, что специализированных реабили- тационных отделений для молодых инвалидов в домах-ин- тернатах общего типа не существует, несмотря на явную необходимость в них. В этих отделениях должны решаться вопросы протезирования, обеспечения этих инвалидов раз- личными приспособлениями для приема пищи, осуществ- ления рабочих операций, передвижения и т. д. Для моло- дых инвалидов важна помощь в обучении пользованию тех- ническими средствами реабилитации, в получении образо- вания, в приобретении профессий и в трудоустройстве. Для этой категории инвалидов необходима и ная работа, направленная на совершенствование межлич- ностных отношений, адаптацию к условиям проживания и т.
Для усиления реабилитационного аспекта деятельнос- ти домов-интернатов общего типа необходимо осуществить ряд мероприятий:
• разработать нормативно-правовую базу для стацио- нарных учреждений системы социальной защиты для при- дания им статуса учреждений реабилитационного типа;
• создать оптимальную материальную базу для реали- зации реабилитационных целей этих учреждений (оснаще- ние техническими средствами реабилитации, оборудование вспомогательными устройствами и приспособлениями);
• разработать программы обучения и адаптации;
• ввести в штат домов-интернатов реабилитационного типа психологов, специалистов по социальной работе, ре-
абилитологов, трудотерапевтов, геронтологов, юристов и других специалистов;
• переориентировать весь персонал на изменение ста- туса учреждения, на смещение акцентов деятельности с "обслуживания" на активизацию, вовлечение проживающих в широкое самообслуживание и самообеспечение;
• организовать реабилитацию на основе обучающих программ.
Психоневрологический интернат как стационар по принципам содержания больных по существу представля- ет собой учреждение, где организована "больничная" и "вне- больничная" реабилитация, характерная для лечебных уч- реждений системы здравоохранения.
Реабилитационные мероприятия складываются из ме- дикаментозного воздействия, трудовой терапии и терапии средой. В связи с тем, что клиническое состояние боль- ных, находящихся в психоневрологических интернатах,
отличается преобладанием не продуктивных, а ных симптомов и характеризуется относительной стабиль- ностью, медицинская реабилитация носит "подчиненный"
характер. Значительно больший акцент делается на орга- низации образа жизни, на воздействие "организованной"
среды, если учесть многолетнее пребывание инвалидов в условиях социальной изоляции.
Реабилитационные мероприятия в рамках терапии сре- дой, социально-средового воздействия осуществляются в зависимости от особенностей контингента. Выделяются три категории психически больных в этих учреждениях: лица с
выраженной и глубокой умственной отсталостью (40,7%),
больные шизофренией (25,0%) и инвалиды с интеллекту- ально-мнестическими расстройствами (34,3%) различного генеза.
Создание терапевтической среды для умственно отста- лых лиц преследует цель организации направленного об- раза жизни, формирование санитарно-гигиенических и хо- зяйственно-бытовых навыков, вовлечение их в активную
272
• переориентировать весь персонал на изменение ста- туса учреждения, на смещение акцентов деятельности с "обслуживания" на активизацию, вовлечение проживающих в широкое самообслуживание и самообеспечение;
• организовать реабилитацию на основе обучающих программ.
Психоневрологический интернат как стационар по принципам содержания больных по существу представля- ет собой учреждение, где организована "больничная" и "вне- больничная" реабилитация, характерная для лечебных уч- реждений системы здравоохранения.
Реабилитационные мероприятия складываются из ме- дикаментозного воздействия, трудовой терапии и терапии средой. В связи с тем, что клиническое состояние боль- ных, находящихся в психоневрологических интернатах,
отличается преобладанием не продуктивных, а ных симптомов и характеризуется относительной стабиль- ностью, медицинская реабилитация носит "подчиненный"
характер. Значительно больший акцент делается на орга- низации образа жизни, на воздействие "организованной"
среды, если учесть многолетнее пребывание инвалидов в условиях социальной изоляции.
Реабилитационные мероприятия в рамках терапии сре- дой, социально-средового воздействия осуществляются в зависимости от особенностей контингента. Выделяются три категории психически больных в этих учреждениях: лица с
выраженной и глубокой умственной отсталостью (40,7%),
больные шизофренией (25,0%) и инвалиды с интеллекту- ально-мнестическими расстройствами (34,3%) различного генеза.
Создание терапевтической среды для умственно отста- лых лиц преследует цель организации направленного об- раза жизни, формирование санитарно-гигиенических и хо- зяйственно-бытовых навыков, вовлечение их в активную
272