Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 477
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• ориентация обучаемых на новые сферы трудовой де- ятельности (предпринимательство, малый бизнес);
• обучение конкурентоспособным профессиям;
• дифференцированный подход к обучению с учетом характера дефекта и степени функциональных нарушений;
• единство процесса профессионального образования и социализации личности, возможность ее реинтеграции в общество;
• социальная защищенность инвалида в период про- фессиональной
Существует три варианта образовательных учрежде- ний для профессионального обучения инвалидов:
• обычные учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования;
• специальные учебные заведения для инвалидов;
• условия производства.
В системе Министерства труда и социального разви- тия Российской Федерации имеется 12 средних специаль- ных учебных заведений и 31 профессионально-техническое училище. В отличие от учебных заведений массового типа в специальные учебные заведения принимаются лица с раз- личными отклонениями в физическом и умственном разви- тии, с различным уровнем подготовки (от 4 до 12 классов),
разного возраста (от 16 до 40 лет).
Основной задачей профтехучилищ и натов является обучение определенным квалификационным профессиям в тех случаях, когда они не имеют специаль- ности, а также переобучение инвалидов, если по состоя- нию здоровья они не могут продолжать работу по своей профессии. Срок обучения зависит от выбранной профессии и составляет от 1 года до 4 лет. Техникумы-интернаты го- товят для производства специалистов со среднетехничес- ким образованием.
Главной задачей учреждений начального профессио- нального образования инвалидов системы социальной за- щиты населения является проведение профессиональной
283
реабилитации, в том числе профессиональной ориентации,
получение инвалидами профессионального образования в комплексе с мероприятиями по медицинской и социально- бытовой реабилитации, содействие в трудоустройстве.
Профессиональное училище осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалифи- кации с получением среднего (полного) общего образова- ния.
В специализированные учреждения начального профес- сионального образования принимаются инвалиды I, II, реже
III группы с основным общим образованием, средним (пол- ным) образованием, начальным профессиональным.
Процесс обучения и профессионального становления тесно связан с процессом социализации личности. Процесс профессионализации рассматривается как составляющая процесса самоопределения.
Выделяют три уровня процесса профессионального ста- новления личности в системе профессиональной подго- товки:
1. Существенное развитие личности, становление че- ловека.
2. Формирование и самореализация личности в процес- се трудовой деятельности как существенной составляющей социального и профессионального становления личности.
3. Регуляция и саморегуляция формирования личности как биосоциальной системы.
Помимо профессионально-технических училищ и тех- никумов имеются и высшие учебные заведения для инва- лидов. Так, в Москве с 1991 г. работает институт-интернат для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигатель- ной системы, в котором инвалиды получают высшее обра- зование на факультетах иностранных языков, экономичес- ком, юридическом, прикладной математики, редакционно- издательском. При институте работает центр социальной
284
получение инвалидами профессионального образования в комплексе с мероприятиями по медицинской и социально- бытовой реабилитации, содействие в трудоустройстве.
Профессиональное училище осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалифи- кации с получением среднего (полного) общего образова- ния.
В специализированные учреждения начального профес- сионального образования принимаются инвалиды I, II, реже
III группы с основным общим образованием, средним (пол- ным) образованием, начальным профессиональным.
Процесс обучения и профессионального становления тесно связан с процессом социализации личности. Процесс профессионализации рассматривается как составляющая процесса самоопределения.
Выделяют три уровня процесса профессионального ста- новления личности в системе профессиональной подго- товки:
1. Существенное развитие личности, становление че- ловека.
2. Формирование и самореализация личности в процес- се трудовой деятельности как существенной составляющей социального и профессионального становления личности.
3. Регуляция и саморегуляция формирования личности как биосоциальной системы.
Помимо профессионально-технических училищ и тех- никумов имеются и высшие учебные заведения для инва- лидов. Так, в Москве с 1991 г. работает институт-интернат для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигатель- ной системы, в котором инвалиды получают высшее обра- зование на факультетах иностранных языков, экономичес- ком, юридическом, прикладной математики, редакционно- издательском. При институте работает центр социальной
284
реабилитации, который помогает решать проблемы психо- логической и физической реабилитации студентов-инвали- дов. Имеется тренажерный зал, комнаты психологической разгрузки с опытными инструкторами и индивидуальной программой реабилитации.
Таким образом, задачей образовательных реабилита- ционных учреждений является не только дать возможность инвалидам овладеть специальными знаниями, умениями,
навыками, но и создать условия для успешной социально- психологической адаптации.
В последние годы в России растет число реабилитаци- онных центров самого разного профиля. Так, в Пензенской области работает Центр реабилитации молодых инвалидов
(ЦРМИ), в котором социальная реабилитация осуществля- ется через проведение социально-бытовой адаптации и со- циально-средовой ориентации инвалидов.
Социально-бытовая адаптация это:
• специальное обучение навыкам самообслуживания,
ухода за собой, передвижения и перемещения;
• помощь в подборе технических средств реабилита- ции и обучение пользованию ими;
• разработка индивидуальных решений вопросов адап- тации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд инвалида.
Для проведения этой работы в ЦРМИ оборудованы учеб- ные модели кухни, гостиной, санитарно-бытовых помеще- ний. Эти помещения оснащены мебелью и всем основным оборудованием, которое встречается инвалиду в его соб- ственном доме или квартире. Кроме основного оборудова- ния (холодильник, электрическая плита, раковина, утюг,
швейная машина, телевизор и др.) помещения снабжены специальным оборудованием, поставленным по программе
ТАСИС и помогающим инвалиду быть независимым в по- вседневной деятельности и в самообслуживании. Очень час- то наши клиенты испытывают трудности в элементарных действиях, т. е. они не могут включить плиту, нарезать хлеб,
285
Таким образом, задачей образовательных реабилита- ционных учреждений является не только дать возможность инвалидам овладеть специальными знаниями, умениями,
навыками, но и создать условия для успешной социально- психологической адаптации.
В последние годы в России растет число реабилитаци- онных центров самого разного профиля. Так, в Пензенской области работает Центр реабилитации молодых инвалидов
(ЦРМИ), в котором социальная реабилитация осуществля- ется через проведение социально-бытовой адаптации и со- циально-средовой ориентации инвалидов.
Социально-бытовая адаптация это:
• специальное обучение навыкам самообслуживания,
ухода за собой, передвижения и перемещения;
• помощь в подборе технических средств реабилита- ции и обучение пользованию ими;
• разработка индивидуальных решений вопросов адап- тации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд инвалида.
Для проведения этой работы в ЦРМИ оборудованы учеб- ные модели кухни, гостиной, санитарно-бытовых помеще- ний. Эти помещения оснащены мебелью и всем основным оборудованием, которое встречается инвалиду в его соб- ственном доме или квартире. Кроме основного оборудова- ния (холодильник, электрическая плита, раковина, утюг,
швейная машина, телевизор и др.) помещения снабжены специальным оборудованием, поставленным по программе
ТАСИС и помогающим инвалиду быть независимым в по- вседневной деятельности и в самообслуживании. Очень час- то наши клиенты испытывают трудности в элементарных действиях, т. е. они не могут включить плиту, нарезать хлеб,
285
сделать бутерброд, почистить овощи, принять пищу без посторонней помощи. Используя же специальные коврики из нескользящего материала, накладные бортики для та- релки, клиент самостоятельно может принимать пищу.
Инвалид с одной рабочей рукой или лица, страдающие используя разделочную доску с шипами или специ- альное устройство для закрепления овощей и фруктов, мо- гут отрезать себе хлеба, сыра, колбасы, почистить карто- фель, лук и т. д. Пациенты, испытывающие затруднение с подвижностью пальцев рук, могут воспользоваться столо- выми приборами с большими ручками, контурными ус- тройствами, позволяющими без труда повернуть какие-либо выключатели, например, включить или выключить элект- рическую плиту.
Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппа- рата учатся одеваться при помощи деревянной палочки с крючком, облегчающим одевание, ложкой для обуви с длин- ной ручкой, расческой с длинной ручкой, приспособления- ми для надевания носков и чулок. Для особо тяжелых боль- ных, передвигающихся с помощью кресла-коляски, очень удобен поднос для мытья головы в раковине, передвижной стульчак на колесиках, велокресло для душа, кроватное подъемное устройство "веревочная лестница".
Для решения вопросов адаптации жилых помещений к потребностям инвалидов специалист-реабилитолог посещает дома пациентов и дает рекомендации по перепланировке жилых и санитарно-гигиенических помещений, использова- нию поручней, пандусов и т. п.
Социально-средовая ориентация — это коррекция ког- нитивного, социокультурного, духовного компонентов дея- тельности индивида.
Для реализации этих задач в ЦРМИ используются:
Инвалид с одной рабочей рукой или лица, страдающие используя разделочную доску с шипами или специ- альное устройство для закрепления овощей и фруктов, мо- гут отрезать себе хлеба, сыра, колбасы, почистить карто- фель, лук и т. д. Пациенты, испытывающие затруднение с подвижностью пальцев рук, могут воспользоваться столо- выми приборами с большими ручками, контурными ус- тройствами, позволяющими без труда повернуть какие-либо выключатели, например, включить или выключить элект- рическую плиту.
Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппа- рата учатся одеваться при помощи деревянной палочки с крючком, облегчающим одевание, ложкой для обуви с длин- ной ручкой, расческой с длинной ручкой, приспособления- ми для надевания носков и чулок. Для особо тяжелых боль- ных, передвигающихся с помощью кресла-коляски, очень удобен поднос для мытья головы в раковине, передвижной стульчак на колесиках, велокресло для душа, кроватное подъемное устройство "веревочная лестница".
Для решения вопросов адаптации жилых помещений к потребностям инвалидов специалист-реабилитолог посещает дома пациентов и дает рекомендации по перепланировке жилых и санитарно-гигиенических помещений, использова- нию поручней, пандусов и т. п.
Социально-средовая ориентация — это коррекция ког- нитивного, социокультурного, духовного компонентов дея- тельности индивида.
Для реализации этих задач в ЦРМИ используются:
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19
•
работа.
Большая роль в этой деятельности отводится психоло- гу. В частности, для получения навыков общения психоло- гом ЦРМИ разработан социально-психологический комму-
286
никативныи тренинг, цель которого повышение компетент- ности в общении, приобретение знаний, формирование уме- ний, навыков общения, развитие установок, определяю- щих поведение в общении. Кроме того, разработана про- грамма психокоррекционных упражнений, направленных на снижение уровня рассогласования в ной сфере инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
• На базе практически апробирован и действу- ет метод арттерапии (терапии искусством).
Пациенты ЦРМИ воплощают в художественном твор- честве свои чувства, надежды и ожидания, страхи, сомне- ния, конфликты и ожидания. Под руководством педагогов и психолога пациенты Центра рисуют карандашами, лепят,
вышивают, конструируют и мастерят кукол из различных
Реабилитация творчеством достаточно эффек- тивна потому, что предоставляет инвалиду возможность приобрести опыт собственной художественной деятельнос- ти. В ЦРМИ работают педагоги дополнительного образова- ния, которые занимаются преподаванием изобразительно- го искусства и прикладного народного творчества, кото- рые считают, что основой воспитания и образования явля- ются красота природы, человека и человеческой мысли,
красота отношений, красота созданных трудом человека предметов. В основе занятий — метод тематических зада- ний, когда пациенты знакомятся с народным искусством, а затем сами выполняют задания в материале: дереве, тка- ни, бумагопластике и т. д. Педагоги ЦРМИ владеют методи- кой художественного обучения на занятиях,
ривающей необходимость создания поисковых "проблемных"
ситуаций, индивидуальный подход к инвалиду, учитываю- щий нарушение опорно-двигательного аппарата и состоя- ние здоровья пациента, методикой обучения, развивающей самостоятельность и инициативу. Как одно из средств те- рапии — искусство — можно считать создание при центре театральной студии. Уроки театра не ставят цели подгото-
287
• На базе практически апробирован и действу- ет метод арттерапии (терапии искусством).
Пациенты ЦРМИ воплощают в художественном твор- честве свои чувства, надежды и ожидания, страхи, сомне- ния, конфликты и ожидания. Под руководством педагогов и психолога пациенты Центра рисуют карандашами, лепят,
вышивают, конструируют и мастерят кукол из различных
Реабилитация творчеством достаточно эффек- тивна потому, что предоставляет инвалиду возможность приобрести опыт собственной художественной деятельнос- ти. В ЦРМИ работают педагоги дополнительного образова- ния, которые занимаются преподаванием изобразительно- го искусства и прикладного народного творчества, кото- рые считают, что основой воспитания и образования явля- ются красота природы, человека и человеческой мысли,
красота отношений, красота созданных трудом человека предметов. В основе занятий — метод тематических зада- ний, когда пациенты знакомятся с народным искусством, а затем сами выполняют задания в материале: дереве, тка- ни, бумагопластике и т. д. Педагоги ЦРМИ владеют методи- кой художественного обучения на занятиях,
ривающей необходимость создания поисковых "проблемных"
ситуаций, индивидуальный подход к инвалиду, учитываю- щий нарушение опорно-двигательного аппарата и состоя- ние здоровья пациента, методикой обучения, развивающей самостоятельность и инициативу. Как одно из средств те- рапии — искусство — можно считать создание при центре театральной студии. Уроки театра не ставят цели подгото-
287
вить актера, задача — заставить человека раскрепостить- ся, почувствовать радость от деятельности.
• Досуговая деятельность
В рамках этого направления проводятся вечера встреч,
отдыха и общения, дискотеки, тематические просмотры видеофильмов, выпускается информационный материал для инвалидов и т, п.
Схема работы ЦРМИ
В настоящее время ЦРМИ работает в режиме дневно- го стационара и ежедневно может обслужить чело-
ЦРМИ работает преимущественно с детьми и взрослы- ми инвалидами в возрастном интервале от до 50 лет, а иногда, если это интересно и важно с точки зрения успеха реабилитации, и с людьми старшего возраста.
На реабилитацию принимаются инвалиды с нарушени- ями опорно-двигательного аппарата в результате невроло- гических, травматологических, ревматологических заболе- ваний.
Центр обслуживает инвалидов бесплатно.
Противопоказания для пребывания в ЦРМИ:
• острые и подострые стадии основного заболевания;
• острые интеркуррентные заболевания;
• хронические заболевания в стадии обострения или декомпенсации;
288
• Досуговая деятельность
В рамках этого направления проводятся вечера встреч,
отдыха и общения, дискотеки, тематические просмотры видеофильмов, выпускается информационный материал для инвалидов и т, п.
Схема работы ЦРМИ
В настоящее время ЦРМИ работает в режиме дневно- го стационара и ежедневно может обслужить чело-
ЦРМИ работает преимущественно с детьми и взрослы- ми инвалидами в возрастном интервале от до 50 лет, а иногда, если это интересно и важно с точки зрения успеха реабилитации, и с людьми старшего возраста.
На реабилитацию принимаются инвалиды с нарушени- ями опорно-двигательного аппарата в результате невроло- гических, травматологических, ревматологических заболе- ваний.
Центр обслуживает инвалидов бесплатно.
Противопоказания для пребывания в ЦРМИ:
• острые и подострые стадии основного заболевания;
• острые интеркуррентные заболевания;
• хронические заболевания в стадии обострения или декомпенсации;
288
• любые психические заболевания со склонностью к обострениям;
• злокачественные новообразования;
• кахексия;
• обширные трофические язвы и пролежни;
• гнойно-некротические заболевания;
• острые инфекционные и венерические заболевания до окончания сроков изоляции.
Инвалид поступает в ЦРМИ, имея при себе медико- социальную документацию (медицинскую карту, заключе- ние МСЭ, карту индивидуальной программы реабилитации).
В течение одного-двух дней проводится медико-соци- альная оценка нарушений жизнедеятельности пациента,
формируются цели и задачи реабилитации и индивидуаль- ная программа. Оценка производится посредством проведе- ния интервью с пациентом, специальных тестов, выявляю- щих способность к той или иной деятельности, наблюдения за поведением пациента, изучения его социального окру- жения. По результатам оценки формируется индивидуаль- ная программа реабилитации инвалида. Все данные зано- сятся в специальные реабилитационные карты, которые включают в себя результаты оценки жизнедеятельности,
программу реабилитации, план реабилитационных меро- приятий, количественный контроль качества реабилитаци- онного процесса по всем направлениям с помощью конт- рольной оценки. Программа реабилитации в ЦРМИ включа- ет в себя обязательное активное участие пациента в про- цессе. С помощью специалистов-реабилитологов пациенты формируют свои цели и оценивают их достижение.
Продолжительность реабилитации в ЦРМИ индивиду- альна для каждого пациента и зависит от тяжести пораже- ния, эффективности реабилитации, желаний пациента.
Один раз в неделю в ЦРМИ проводятся заседания ме- дико-социальной комиссии с участием представителей служб медико-социальной реабилитации и социальной работы, на которых обсуждаются и корректируются программы реа- билитации инвалидов.
289
Вопросы для самоконтроля
1. Какие задачи решает реабилитационное учреждение?
2. В чем сущность типологии реабилитационных учреж- дений?
3. Какие задачи решает реабилитационный центр для умственно отсталых лиц?
4. В чем состоят особенности деятельности реабилита- ционного центра для инвалидов?
5. В чем проявляется реабилитационная деятельность домов-интернатов?
6. Какова роль отделения социальной реабилитации цен- тра социального обслуживания?
7. Опишите сущность и реабилитационное содержание образовательных учреждений для инвалидов.
Рекомендуемая литература
1. Временное типовое положение об отделении соци- альной реабилитации инвалидов Центра социального об- служивания. Утв. приказом Комитета социальной защиты населения Москвы от 26 июня 1966 г. // Сб.
документов по профессиональной реабилитации и занятос- ти инвалидов. М,: Комитет труда и занятости Правитель- ства Москвы. Некоммерческий фонд "Социальный партнер",
2000. С. 177—183.
2. Вопросы организации Московского института-интер- ната для инвалидов с нарушениями функций опорно-двига- тельного аппарата. Постановление Совета Министров
РСФСР от 31 июля 1991 г. № 414.
Гусева Н.
Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации. Н. Новгород:
1999.
Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граж- дан. М.: ЦИЭТИН, 1991.
290
5. Дементьева
Модестов А. А. Дома-интернаты:
от призрения к реабилитации. Красноярск, 1993.
6. Дементьева Я. Ф. Перспектива реабилитационной ориентации центров социального обслуживания // Ме- дико-социальная экспертиза и реабилитация. 1999. № 2.
С. 11—13.
7. Постановление Минтруда России "Об утверждении примерного Положения о центре социального обслужива- ния граждан пожилого возраста и инвалидов" от 8 июля
1997 г.
36.
8. Положение о геронтологическом центре кино". Утв. приказом Минсоцзащиты России от 4 мая 1994 г.
№ 62.
9. Примерное положение о реабилитационном учреж- дении. Утв. постановлением Минтруда России, Минздрава
России, Министерством общего и профессионального об- разования России от 23 декабря 1996 г. № 21/417/515.
10. Примерное положение о реабилитационном центре для лиц с умственной отсталостью. Указание Минсобеса
РСФСР от 11 сентября 1990 г. № 1-136-У.
Сборник программ трудового обучения лиц с глубо- кой умственной отсталостью / Под ред. Н. Ф. Дементьевой.
М.: Минсобес РСФСР: ЦИЭТИН, 1989.
12. Соколова И. А. Организация социальной реабилита- ции инвалидов на базе муниципального центра социальной защиты населения // Медико-социальная экспертиза и ре- абилитация. 2000. № 2. С. 35—37.
13. Устав реабилитационного центра для инвалидов. Утв.
приказом Комитета социальной защиты населения г. Моск- вы от 3 апреля 1996 г. № 81.
14. Федеральный закон "О социальной защите инвали- дов в Российской Федерации" // Собрание законодатель- ства. 1995. № 48. Ст. 4563.
15.
Г. Д. Социальная защита пожилых людей в Самарской области. М., 2002.
291
16. Лазарев В. Ф., Долгушин А. К. Модель центра меди- ко-социальной реабилитации молодых инвалидов. М., 2002.
§ 2. Опыт реабилитации инвалидов за рубежом
Особенности развития реабилитации инвалидов всегда находятся под воздействием специфических условий раз- вития каждой отдельной страны.
Так, характерным примером в этом отношении служит сравнение двух моделей социального обслуживания — ев- ропейской и американской. На европейском континенте со- циальное обслуживание формировалось под воздействием распада общинных и межобщинных связей и, соответствен- но, ослаблением поддержки нуждающихся со стороны их ближайшего окружения.
В Америке же акцент смещался в сторону опоры на собственные силы, на личную инициативу, на высвобожде- ние от влияния государственных структур. Это нашло свое отражение в социальной политике США, где роль госу- дарства (до 1933 г.) была весьма слабой.
В США инвалиды в первую очередь обеспечиваются пенсией и страхованием от несчастных случаев. Для них организуется медицинское обслуживание. Специализиро- ванные виды обслуживания предусмотрены для нетрудос- пособных.
На основании законов об обеспечении инвалидов и лиц,
имеющих недостатки умственного развития, местные орга- ны власти США в пределах своей территории отвечают за социальную поддержку инвалидов. Практически она осуще- ствляется с помощью специализированных инвалидных орга- низаций и фондов, так как муниципалитеты (за плату) при- влекают их для оказания инвалидам значительной части положенных по закону услуг. Основными среди услуг явля-
292