ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 478

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
устройство, транспорт, предостав- ление работы, обучение, адаптация, выплата специальных пособий и компенсаций. Последние предусмотрены для про- ведения мероприятий социально-реабилитационного харак- тера, способствующих повышению дееспособности инвали- да, а также на протезирование, профессиональную подго- товку или общее образование.
Адаптационная подготовка помогает инвалиду приспо- собиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. К адаптационной подготовке привле- каются члены семьи и близкие инвалидов. Ее цель — обес- печить социальную и психологическую самостоятельность,
укрепить дееспособность инвалида. Подготовка к труду при- звана облегчить трудоустройство инвалида, укрепить его стремление приспособиться к работе и добиться Б ней ус- пеха.
Помощь инвалиду в обустройстве жилья призвана со- здать условия для нормального и независимого быта, са- мообслуживания. Благодаря переустройству квартиры, при- обретению специальных приспособлений удается наладить жизнь инвалида дома, а не в стационаре. Устранить или уменьшить неудобства — это главное в перестройке квар- тиры. К приспособлениям, повышающим дееспособность ин- валида, относятся: автомобиль, специально оборудованный мотороллер, дополнительное оборудование для автомоби- ля, информационно-текстовая аппаратура к телевизору, те- лефон с подключенным дисплеем, устройства, позволяю- щие заниматься посильными видами физкультуры и спорта.
Для их приобретения инвалиду выплачивают специальные пособия.
Оказывая транспортные услуги, социальные службы доставляют человека с тяжелыми формами инвалидности на работу, в учебное заведение, на культурные мероприя- тия, в бассейн и т. д.
293

Большой интерес представляет практика социального обслуживания инвалидов и людей, имеющих физические недостатки, в Великобритании. Здесь широкий круг орга- низаций обеспечивает помощь которых можно разделить на 3 группы: частные владельцы домов,
зарабатывающие тем, что они обеспечивают уход; обще- ственный сектор, состоящий из благотворительных органи- заций, которые оплачивают штат и другие расходы за счет государственных фондов, пожертвований отдельных граж- дан и гонораров за предоставляемые услуги; местные влас- ти, которые обеспечивают большую часть социальных ус- луг инвалидам. Обычно они ищут квалифицированных ра- ботников для работы по месту жительства, в дневных цен- трах, в пансионатах и общежитиях, в больницах или в условиях интернатов или дневных школ.
Социальные службы мобилизуют все возможности для того, чтобы помочь людям жить дома. Те, кто нуждается в дополнительной поддержке в дневное время, могут посе- щать дневной центр, находящийся в пределах досягаемос- ти от их дома.
Существуют несколько типов дневных центров — как в подчинении местных органов, так и независимых или обще- ственных агентств. Многие из центров включают обслужи- вание людей с физическими недостатками или трудностями в обучении. В них работают профессиональные команды,
которые кроме социальных работников включают психоло- гов, терапевтов, штат медсестер, инструкторов и учите- лей. Центры подготовки взрослых (ЦПВ) и центры социаль- ного обучения (ЦСО) продолжают тренинг с молодыми людь- ми, имеющими трудности в обучении после окончания шко- лы. Упор делается на самообслуживание и приобретение социальных умений, таких как совершение покупок, при- готовление пищи, обращение с деньгами, пользование общественными местами. Это позволяет пациенту жить в обществе и рассчитывать на собственные силы. В центрах
294

также проводятся занятия по рисованию, рукоделию, ра- боте по дереву, физкультуре, чтению и письму.
Некоторые и ЦСО имеют специальные подразде- ления по уходу за теми, кто страдает очень серьезными трудностями в обучении и нуждается в интенсивном лече- нии и поддержке. Часть ЦПВ имеют рабочие места для ин- валидов (работа от простой сборки компонентов и рукоде- лия до более сложных процессов, включающих использо- вание резных и электроинструментов). Прогресс пациентов регулярно оценивается во время подготовки, и в некото- рых случаях они могут перейти на самостоятельную работу под наблюдением. Штат ЦПВ включает инструкторов, учи- телей и руководителей мастерских.
В центрах социального обучения внимание обращается на приобретение навыков общения и социализации. Служ- бы социального обучения также предлагают альтернатив- ные виды деятельности в дневное время, такие как груп- повая работа по месту жительства и др.
Не всегда бывает возможно обеспечить интенсивный или продолжительный уход за людьми с серьезными нару- шениями на дому, особенно если они одиноки или семьи и друзья не справляются с этим. В таких случаях поддержка и уход за больными осуществляется непосредственно в ин- тернате или пансионате.
В последнее время практикуется создание маленьких семейных групп из 3 или 4 инвалидов, которые проживают общиной рядом с магазинами, общественным транспортом и развлекательными заведениями. Штат таких пансионатов зависит от функций, размера центра и нужд проживающих там людей. В большинстве интернатов есть старший слу- жащий, смотритель или надзиратель, заведующий или от- ветственный по уходу за детьми и ряд лиц вспомогательно- го персонала, имеющих различные должности, например помощник по уходу и др. Многие пансионаты нанимают по- варов, уборщиц и садовников.
295

Инвалидам часто бывает нужно медицинское лечение,
и больницы предоставляют кратко- и долговременные ус- луги по уходу амбулаторно или в клинике. Кроме меди- цинского и сестринского ухода, поддержки со стороны со- циального работника в больнице, инвалиды также могут получать лечение и терапию от психотерапевтов или тру- дотерапевтов. Инвалидов иногда помещают в больницу на короткие периоды, чтобы дать облегчение родственникам.
Интересен опыт Польши по комплексной реабилитации ин- валидов в рамках кооперации, которая осуществляет необ- ходимые меры по подбору соответствующей профессии и обучению ей; обеспечению условий труда, отвечающих со- стоянию здоровья; по приспособлению рабочего места к имеющемуся дефекту и т. д. Кооперация инвалидов распо- лагает возможностями для проведения не только медицин- ской, но и социальной реабилитации: организация актив- ного отдыха во время работы и вне ее, проведение отпус- ка, обеспечение разнообразных форм социально-бытовой помощи инвалидам и их семьям.
Важными с этой точки зрения представляются Стан- дартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН.
Однако остаются нерешенными многие сложные про- блемы инвалидов. Некоторые инвалиды теряют не только трудовые, но и основные жизненные навыки и поэтому об- речены на умирание. В такой ситуации особенно остро ощу- щается недостаток специальных служб и центров, в кото- рых инвалидам могла бы быть оказана квалифицированная социальная, медицинская, психологическая и другие виды
Проблемы инвалидов решаются социальными работни- ками совместно с трудотерапевтами. Трудотерапия — одна из сравнительно молодых и быстроразвиваюпдихся профес- сий. Главная цель трудотерапии — коррекция физического и психологического состояний инвалидов посредством спе-
296

цифической деятельности осуществляемой для оказания помощи инвалидам и достижения их независимос- ти во всех аспектах повседневной жизни.
работают с инвалидами (различных возрастных групп) и престарелыми в центрах, в госпита- лях, в школах, в департаментах социальных служб, в об- щине и на дому у клиентов.
В функции трудотерапевтов входят: оценка состояния инвалида, терапевтическая активность (советы, поддерж- ка, подбор и установка оборудования, подбадривание, ме- тоды лечения), придание макси- мума независимости инвалиду и улучшение качества его
Работа трудотерапевта многогранна. Помощь и поддер- жка клиента трудотерапевтом подбирается конкретно под каждый индивидуальный случай. Это может быть: совет или практическая помощь; совместные усилия по оказанию по- мощи трудотерапевтом и социальным работником; измене- ние планировки дома инвалида или приобретение специ- ального оборудования для него.
При обследовании клиента-инвалида на дому сначала производится оценка его нужд. Затем решается, какой вид помощи или услуг наиболее приемлем для него. Для оказа- ния помощи в повседневной жизни возможно привлечение помощника по дому, работающего по необходимости каж- дый день или же несколько часов каждую неделю. Помощ- ник по дому делает покупки, готовит пищу, стирает бе- лье, моет инвалида.
Социальный работник из департамента социальных служб определенного региона различных графств Велико- британии оказывает инвалиду помощь в виде совета, под- держки и консультирования по личным и семейным делам инвалида. Трудотерапевт может оказать инвалиду помощь на дому в решении, какое оборудование или приспособле- ние необходимо подобрать для облегчения жизни инва- лиду.
297

Из общей суммы выделенных средств в комитеты социальной защиты в графствах Великобритании пример- но 30% выделяется на социальную поддержку инвалида.
Департамент социальных служб имеет возможность предоставить взаймы необходимое оборудование для инва- лида. Совет графства может выделить субсидию (дотацию)
для оплаты частичной стоимости приобретения приспособ- ления к дому инвалида (например, ската для кресла-коляс- ки или установки туалета на 1 этаже дома инвалида).
Оказывается инвалиду помощь по телефону или по другим средствам связи (при необходимости). •
Департамент социальных служб графства Норфолк ока- зывает помощь непосредственно 25 000 клиентам одновре- менно. Этот департамент более 700 тыс. ф. ст. в год тратит на оборудование и приспособления к домам инвалидов с физическими недостатками. Община поддерживает свыше тысячи душевнобольных инвалидов. Кроме того, получают субсидии и другие платежи более 180 добровольных орга- низаций.
Трудотерапевты и социальные работники помогают инвалидам и престарелым клиентам быстрее реабилитиро- ваться после болезни и вернуться домой. В каждом госпи- тале есть отделение трудотерапии, где социальный работ- ник и трудотерапевт вырабатывают совместную программу для каждого клиента. Эта программа согласовывается не- посредственно с клиентом и его семьей. Методы, использу- емые для пациентов в отделении трудотерапии, включают:
применение адаптационного оборудования или инструмен- тов; методы релаксации и управления стрессом; специфи- ческую физическую активность; активность (деятельность)
повседневной жизни; консультирование; индивидуальную или групповую работу по повышению социальной, физи- ческой и психологической функции; работу по оценке и подбору колясок для пациента.
Для больных детей и детей-инвалидов есть специаль- ные детские отделения трудотерапии в госпиталях граф-
298

ства Норфлок. Возраст детей — клиентов отделения самый различный — от нескольких месяцев до 19 лет. Трудотера- певты в области педиатрии ставят главной задачей в своей работе развивать у детей оптимальный уровень независи- мости в повседневной жизни с точки зрения физической,
психологической и социальной. Трудотерапевты также по- могают инвалидам вести нормальную и интересную куль- турную жизнь вне дома; научиться новому мастерству в специальных дневных центрах. Если у инвалида возникает необходимость выехать из дома, то департамент социальных служб предоставляет ему транспорт (автомобиль, или автобус, или автомобиль с гидравлическим лифтом).
Для облегчения жизнедеятельности существует масса различных реабилитационных фирм, которые могут пре- доставить по заказу инвалида (или по выбранному катало- гу) любое оборудование, инструменты или средства для об- легчения жизни (специальные сиденья в ванну, круговые ложки и вилки, а также различное физиотерапевтическое оборудование).
При социальных службах в Великобритании сущест- вуют специальные службы по найму инвалидов на работу.
В них инвалидам оказывается помощь в поисках работы,
выделяется пособие для оплаты специального транспор- та, обеспечивается рабочее место клиента необходимым оборудованием. Учреждения, которые принимают на ра- боту инвалидов, получают месячное пособие в размере
6000 фунтов для приобретения специальной техники (инва- лидных колясок, лифтов для инвалидов, сигнальных сис- тем со вспышками для слабослышащих пациентов). Инва- лиды с тяжелыми заболеваниями могут выполнять работу на дому, и для этих целей им устанавливается специаль- ное компьютерное оборудование. Для пациентов с полной или частичной потерей зрения выдается пособие для опла- ты услуг чтеца (человека, который ему читает).
В Великобритании существует комплексная схема, до- ступная для помощи инвалидам в работе. В нее включены:
299
специальные виды помощи по схеме занятости; доплата для рабочей силы на транспорт; приобретение приспособ- ления к дому и оборудования; служба личного чтеца; рабо- та на дому с технологией; введение в работу и т. д.
Информация о таких схемах и службах занятости для инвалидов размещена в Кодексе хорошей практики инва- лидов и в буклетах, выпускаемых консультативными служ- бами и центрами занятости инвалидов.
Инвалиды принимаются на работу с испытательным сро- ком (6 недель), при этом выплачивается субсидия в разме- ре 45 фунтов в неделю. Штат центра занятости помогает обсудить каждую кандидатуру инвалида и подходящую для него работу с работодателями во всех конкретных случаях.
Таким образом, социальной работе с инвалидами в
Великобритании уделяется очень большое внимание. Соци- альной защитой инвалидов занимаются как государствен- ные, так и общественные и частные организации. Такая со- циальная работа с инвалидами и работа трудотерапевтов дает нам образец качества социальных услуг, оказываемых инвалидам, и способа их организации. Способствует разви- тию международно признанных норм обучения трудотера- певтов в различных странах Всемирная организация трудо- терапевтов.
Теперь рассмотрим одно из успешных направлений ра- боты с уязвимыми группами, получившее на Западе назва- ние "оккупациональной терапии".
терапия — терапия повседневными занятиями — форма профессиональной социальной рабо- ты, существующая в большинстве стран мира и занимаю- щая важное место в команде специалистов социальной ра- боты, здравоохранения, образования. Occupational therapy является интегральной частью комплексной программы ме- дицинской, социальной и психолого-педагогической реаби- литации. Это необходимый компонент эффективной помо- щи людям, испытывающим трудности функционирования в
300

повседневных ситуациях. Применение терапии достаточно широко начиная от стимуляции реф- лексов недоношенного младенца до обеспечения безопасно- сти и независимости слабого пожилого человека. Специа- листа по оккупациональной терапии в англоязычных нах называют Occupational Therapist, а для краткости ис- пользуют аббревиатуру "ОТ". В шведском языке эта же профессия называется arbeitsterapi, что ближе в русскому "трудотерапия".
Термин "трудотерапия" входит сегодня в профессио- нальную лексику сферы социально-реабилитационных тех- нологий.
Министерство труда и социального развития в цент- рах социальной реабилитации вводит ставки тов. Специалисты, работающие в этой области, нередко называют себя "инструкторами по труду", способствующи- ми посредством труда ускорить восстановление утрачен- ных жизненных функций человека и его выздоровление или способность самостоятельно обслуживать себя в бытовой среде.
Но в то же время было бы ошибкой приравнивать та- кой вид терапии к лечебной физкультуре. В российской прак- тике многое из того, чем владеет оккупациональная тера- пия в странах Запада, имеется в арсенале медика, инст- руктора лечебно-физкультурного кабинета, дефектолога,
с недавнего времени социального работника, поскольку терапия социальным окружением входит в его сферу ком- петенции. Часто социальный работник выступает в роли координатора услуг, необходимых ребенку, взрослому или всей семье, добиваясь согласованной деятельности врача,
педагога, психолога, трудотерапевта, других представите- лей социального окружения клиента, упрочивая сеть со- циальной и профессиональной поддержки всей семьи.
Поэтому трудотерапия, используемая как вид реаби- литационной деятельности, это далеко не оккупациональ-
301
ная терапия. За рубежом специалистов этого направления готовят уже почти 70 лет. Особенно большое развитие терапия получила в Великобритании, а также в США.
Посмотрим на образовательную программу по циональной терапии одного из крупнейших американских университетов, чтобы понять, какими знаниями и навыка- ми должен располагать этот специалист. Данная программа главным образом нацелена на формирование профессиона- ла, способного работать в клинических центрах, обладаю- щего развитыми исследовательскими и административны- ми навыками.
Университет Северной Каролины в Чапел-Хилле с
1976 г. имеет магистратуру по оккупационной терапии, куда поступают и те, кто получили степень бакалавра по дру- гой специальности. Однако, чтобы поступить в магистрату- ру по оккупационной терапии (ОТ), абитуриент должен иметь сертификаты по следующим университетским кур- сам, которые он может пройти отдельно в других универ- ситетах или колледжах:
• анатомия и физиология человека с лабораторным практикумом;
• психология развития;
• психология аномального развития;
• социология: семья и общество;
• социология: социальные проблемы;
• исследовательский курс по статистике.
Поступив в магистратуру по ОТ, студенты изучают спе- циальные дисциплины и в течение двух полных лет прохо- дят две практики в летнее время, защищают исследова- тельский проект и сдают экзамен перед окончанием образо- вания. Для профессиональной сертификации существует специальный государственный экзамен, а в некоторых шта- тах требуется дополнительное лицензирование на право профессиональной практики, которую получить пос- ле выпускных экзаменов.
302