Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 473
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В магистратуре осваиваются следующие курсы: "Вве- дение в ОТ", "Анатомия для ОТ", "Рост и развитие чело- века", "Биомеханика в ОТ-кинезиология", "Физическая ре- абилитация", "Психосоциальная реабилитация", "Профес- сиональные навыки в ОТ", "Оккупационная терапия и ге- риатрия", "Неврологические науки для ОТ", "ОТ и дети",
"Организация исследований и статистика в ОТ", "Лидер- ство и администрация", "Прикладные исследования в ОТ",
"Применение технологий в ОТ", "Исследование случая (case study)", "Теория и программа практики в ОТ", "Професси- ональные проблемы в ОТ", а также курсы по выбору.
Что же является содержанием оккупациональной те- рапии и кто нуждается в ее услугах?
Оккупациональная терапия начинается с функциональ- ной диагностики, необходимой для определения числа и сте- пени затруднений, которые испытывает человек, а также его ресурсов. Вместе с клиентом и другими членами коман- ды оккупационный терапевт разрабатывает план реабили- тации, зачастую используя обычные повседневные занятия в качестве средств восстановления или развития навыков.
Например, когда человек оправляется от перенесенного инсульта, он возвращается к обычным ежедневным заняти- ям: умыванию, купанию, одеванию, приготовлению пищи,
уходу за домом, возобновляет социальные контакты. Все эти элементы будут являться средствами реабилитации, и во многих случаях необходим совет специалиста, чтобы не допустить слишком резких нагрузок.
Часто важным средством реабилитации для детей, ко- торым необходимо улучшение координации зрения и рук,
развитие мелкой моторики, для того, например, чтобы до- биться успеха в школьных занятиях, становится игровая деятельность. На протяжении курса реабилитации статус пациента часто пересматривается, при этом изменения в реабилитационной программе обсуждаются с членами ко- манды, врачом, самим пациентом и его семьей.
303
Ключевой элемент оккупациональной терапии — это выбор видов занятий, которые не только формируют на- выки, важнейшие для независимого функционирования, но и имеют значение для человека, нуждающегося в реабили- тации. Скажем, достижение самостоятельности в приготов- лении пищи является жизненно важной целью лишь для людей, которые прежде делали это или должны делать сейчас, чтобы оставаться независимыми. Успешное удов- летворение потребностей индивида в контексте его окру- жения есть как бы некий товарный знак оккупациональной терапии.
Таким образом, как направление в социальной реаби- литологии оккупациональная терапия имеет две стороны:
реабилитационную, направленную на продуктивную дея- тельность по собственному обслуживанию (умывание, при- чесывание), и терапевтическую, направленную на восста- новление утерянного навыка с помощью использования раз- ных методов и специального оборудования (вязание, ши- тье и т. п.).
Кому предназначена оккупациональная терапия?
Оккупациональная терапия необходима детям с пробле- мами, связанными со следующими диагнозами:
• недоношенность;
• церебральный паралич или мускульная дистрофия;
• отклонения в развитии, включая умственную отста- лость, spina врожденные аномалии;
• педиатрические заболевания, например, детский рев- матический артрит;
• трудности в обучении (включая дислексию), школь- ная неуспеваемость;
• эмоциональные расстройства, поведенческие пробле- мы, аутизм, фобии.
Ранняя ОТ для детей с подобными проблемами позво- ляет:
• облегчить нормальное развитие и стимулировать ран- нее обучение;
304
• развить двигательные навыки, понимание себя, эмо- циональную зрелость, когнитивную сферу, коммуникацию;
• достичь самостоятельности в жизненных навыках,
включая самообслуживание, мобильность и социальную адаптацию;
ОТ необходима подросткам и молодежи с проблемами:
• семейной и социальной адаптации;
• алкогольной или наркотической зависимости, социо- патологии поведения, расстройства аппетита;
• неврологической недостаточности на почве травм, ра- нений головного и спинного мозга;
• ортопедических ограничений на почве несчастного случая или заболевания;
• нервно-психических расстройств и трудностей в обу- чении.
ОТ для подростков и молодых людей позволит:
• улучшить сенсорику и моторику;
• увеличить мобильность, силу и выносливость;
• облегчить привыкание к протезам и проверять их функционирование;
• стимулировать здоровые, продуктивные взаимоот- ношения;
• получить предпрофессиональные и профессиональ- ные навыки.
ОТ необходима также взрослым с проблемами:
• профессиональных травм, включая ампутации, по- вреждения рук, ожоги;
• сердечно-сосудистых заболеваний (включая инфаркт миокарда), периферийных сосудистых заболеваний;
• психических заболеваний, угрозы психическому здо- ровью (включая реакции на стресс), алкогольной и нарко- тической зависимости, депрессии и шизофрении;
• неврологической дисфункции, включая опухоли моз- га, склероз.
ОТ для этих индивидов позволит:
305
• увеличить возможности для самостоятельного функ- ционирования в ежедневных занятиях, требующих приме- нения физических, социальных и когнитивных навыков;
• расширить функции, используя терапевтическую де- ятельность или реабилитационные технологии, включая протезирование;
• помочь в поддержании и развитии выносливости, при- меняя техники консервации энергии и упрощения работы;
• обеспечить средства и технологии, компенсирующие недостаточность функции;
• развить приемлемые навыки решения проблем и уп- равления жизненными ситуациями.
ОТ необходима пожилым людям с проблемами:
• утраты физических функций в результате артрита,
сердечных заболеваний, рака, цереброваскулярной трав- мы, болезни
• ослабления когнитивного функционирования по при- чине болезни Альцгеймера, органического поражения моз- га, артериального склероза или депрессии.
ОТ для пожилых людей позволит:
• затормозить или предупредить дегенеративные эф- фекты старения или функциональных затруднений;
• увеличить самостоятельность в повседневной дея- тельности и связанных с ней навыков самообслуживания;
• предоставить объективную оценку когнитивного фун- кционирования в связи с важнейшими жизненными навыка- ми, скажем, такими, как обращение с деньгами, планиро- вание питания и приготовление пищи;
• обеспечить адаптирующее оборудование, чтобы под- держать или усилить функциональную независимость;
• оценить жизненную среду в аспекте архитектурных или инвайронментальных барьеров;
• справиться с изменениями и утратами, сопутствую- щими пожилому возрасту;
•
ресурсы в социальном окружении;
306
• распознать и оказать сопротивление депрессии.
Попутно оккупационный терапевт может обучить не- обходимым навыкам и тех, кто ухаживает за больным, пре- старелым или инвалидом, например:
• технике снятия физического и эмоционального стрес- са, связанного с уходом за кем-либо;
• способам определения и усиления возможностей че- ловека для самостоятельной жизни;
• технике передвижения и позиции, позволяющим уменьшить затраты усилий того, кто оказывает уход;
• умению найти занятия, значимые и интересные для человека;
• умению подобрать адаптирующие механизмы, про- тезы и другие средства, которые могут упростить задачу ухода за больным;
• способам нахождения и применения ресурсов окру- жения, таких как временная няня или доставка обеда на дом;
• способам оборудования домашней среды для безопас- ности и мобильности.
Оккупациональная терапия за рубежом, например, яв- ляется интегральной частью основного комплекса услуг здра- воохранения, которые оплачиваются многим людям за счет мощных государственных программ и частных страховок. В
частном секторе существует система фондов страхования от крупных корпораций. В США, например, среди государ- ственных программ, которые покрывают эти расходы яв- ляются программы: Medicare, Medicaid, Программа граж- данского здравоохранения
Федеральная про- грамма здравоохранения служащих
Закон о реа- билитации, Закон об образовании инвалидов, Закон о по- жилых американцах, Программы охраны здоровья матери и ребенка, Программы услуг по охране психического здо- ровья и лечения алкогольной и наркотической зависи- мости, Программы компенсаций государственным работни- кам.
307
терапия выгодна не только с соци- ально-психологической, но и экономической точки зрения,
так как позволяет:
• значительно сократить пребывание человека в боль- нице;
• уменьшить нужду в госпитализации и лизации (содержании и учреждении);
• обеспечить скорейшее возвращение на работу;
• сократить число услуг и время ухода, требуемых после выписки из больницы;
• предотвратить осложнения и последующую инвалид- ность;
• облегчить возвращение человека в общество.
В ряде стран оккупациональные терапевты и их ассис- тенты работают в разнообразных учреждениях и организа- циях, например:
• отделениях "скорой помощи";
• центрах детского здоровья, детских поликлиниках;
• реабилитационных центрах;
• психиатрических больницах;
• общежитиях и центрах "на полпути" (halfway) для людей, возвращающихся к нормальной жизни;
• центрах психического здоровья, психиатрических диспансерах;
• государственных и частных школах;
• поликлиниках;
• центрах дневного ухода за детьми, детских садах;
• центрах для людей с нарушениями развития;
• в частной практике;
• центрах лечения ожогов;
• клиниках, специализирующихся на восстановлении функции рук;
• учебных центрах микрорайонов;
• пренатальных центрах интенсивной терапии;
• ортопедических клиниках;
• домах престарелых.
308
так как позволяет:
• значительно сократить пребывание человека в боль- нице;
• уменьшить нужду в госпитализации и лизации (содержании и учреждении);
• обеспечить скорейшее возвращение на работу;
• сократить число услуг и время ухода, требуемых после выписки из больницы;
• предотвратить осложнения и последующую инвалид- ность;
• облегчить возвращение человека в общество.
В ряде стран оккупациональные терапевты и их ассис- тенты работают в разнообразных учреждениях и организа- циях, например:
• отделениях "скорой помощи";
• центрах детского здоровья, детских поликлиниках;
• реабилитационных центрах;
• психиатрических больницах;
• общежитиях и центрах "на полпути" (halfway) для людей, возвращающихся к нормальной жизни;
• центрах психического здоровья, психиатрических диспансерах;
• государственных и частных школах;
• поликлиниках;
• центрах дневного ухода за детьми, детских садах;
• центрах для людей с нарушениями развития;
• в частной практике;
• центрах лечения ожогов;
• клиниках, специализирующихся на восстановлении функции рук;
• учебных центрах микрорайонов;
• пренатальных центрах интенсивной терапии;
• ортопедических клиниках;
• домах престарелых.
308
Таким образом, оккупациональная терапия представ- ляет собой профессиональную деятельность в сфере соци- ального развития, здравоохранения и реабилитации. Спе- циалисты по ОТ оказывают услуги людям любого возраста,
имеющим физическую, эмоциональную, социальную статочность и вследствие этого нуждающихся в особой по- мощи, обучении функциональным навыкам, позволяющим вести независимую, продуктивную и удовлетворяющую их
В России эта специальность пока еще не получила сво- его официального статуса. Но как новое направление дея- тельности она, безусловно, перспективна.
Являясь междисциплинарной, она требует соединения усилий различных министерств и ведомств для ее дальней- шего развития и лицензирования как самостоятельного вида деятельности. Поэтому, на наш взгляд, большой интерес представляет работа модельного центра в Социально-тех- нологическом институте (СТИ) Московского государствен- ного университета сервиса (МГУС).
В учебных планах всех факультетов определенное ме- сто отведено реабилитационным технологиям как неотъем- лемой составляющей в работе с уязвимыми группами насе- ления. Еще до того, как в апреле 2000 г. реабилитоло- гия — новая профессия в социальной сфере — получила свой официальный статус, в СТИ была разработана учеб- ная программа для практических работников социальных служб Московской области, имеющих высшее образование,
по специализации "Трудотерапия и реабилитология". В июне
2000 г. они успешно защитили дипломные работы, связанные с этим направлением социальной работы, получили дипло- мы о втором высшем образовании.
С 2000/2001 учебного года СТИ МГУС начал обучение студентов на очном отделении факультета социальной ра- боты со специализацией "Трудотерапия и реабилитоло-
309
Благодаря участию в проекте СТИ МГУС получил воз- можность развивать существующую в вузе систему повы- шения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для социальной сферы. Отделение дополнительного образования СТИ включилось в работу по повышению ква- лификации и переподготовке кадров в сфере социальной реабилитологии. Этому способствовали как создание и ос- нащение специализированным оборудованием учебного мо- дельного центра с лабораторией оккупациональной тера- пии, так и ознакомительные поездки и стажировки членов профессорско-преподавательского состава СТИ в британию, обучающие семинары, проведенные в Москве и
Московской области тренерами из Великобритании и Фран- ции, конференции, организованные в рамках проекта.
Элементы социальной реабилитации и оккупациональ- ной терапии {терапии повседневными занятиями) как важ- ного ее направления включены в учебные планы практи- чески всех курсов повышения квалификации (до 144 учеб- ных часов) и профессиональной переподготовки (от 500 учеб- ных часов) для специалистов разного профиля, работаю- щих с уязвимыми группами населения. Предусмотрены обя- зательные учебные практические занятия и тренинги в ла- боратории оккупациональной терапии.
Цель работы модельного учебного центра СТИ МГУС —
содействие развитию профессии социального лога (трудотерапевта) посредством обучения преподавате- лей, руководителей и сотрудников системы социальной за- щиты населения, исследователей, аспирантов и студентов.
Задачи работы:
• участие в разработке и совершенствовании базового учебного плана подготовки социальных реабилитологов с адаптацией его для других видов обучения;
• обучение "учителей" более эффективным способам подготовки и переподготовки сотрудников социальных служб для инвалидов и престарелых;
310
• обучение профессии реабилитолога персонала соци- альных служб, занимающихся обслуживанием инвалидов и престарелых;
• подготовка научных трудов, разработка учебно- методических пособий и рекомендаций для реабилитоло- гов;
• привлечение студентов к исследовательской и прак- тической работе в области реабилитологии;
• пропаганда новой профессии среди руководителей си- стемы социальной защиты населения, сотрудников соци- альных служб, членов общественных объединений социаль- ного профиля;
• активное использование лаборатории ной терапии СТИ в качестве экспериментальной модели со- циальной службы для инвалидов и престарелых в процессе всех видов обучения.
Модельный учебный центр Социально-технологическо- го института располагает специально оборудован- ной в процессе осуществления проекта ТАСИС лаборато- рией оккупациональной терапии. Она представляет собой модель реабилитационного центра/жилой квартиры, при- способленной к жизнедеятельности индивида с ограничен- ными возможностями. В ее составе кухня со стандартным оборудованием (мебель, электрическая плита, обеденный стол со стульями), приборами и приспособлениями, необ- ходимыми для самообслуживания клиента: приготовления и приема пищи, уборки, мытья посуды и т. п. Спальня обо- рудована кроватью с постельным бельем, мягкими кресла- ми, столом-трансформером.
Комната отдыха предназначена для занятий спортом,
восстановительной гимнастикой, досуговой деятельностью.
Здесь располагаются различные тренажеры для детей и взрослых, небьющиеся зеркала, приборы для определения нуждаемости клиентов в трудотерапии и на- боры специальных игр, приспособления для реабилитаци-
311
и адаптационной работы реабилитологов в соответ- ствии с характером нарушений подопечных. В этом же по- мещении имеется оборудование для трудотерапии, в том числе электрическая швейная машина с набором фурниту- ры, ножниц, игл и других предметов, а также художе- ственные материалы для работы с группой.
В совмещенном санузле размещаются ванна и туалет,
специально оборудованные приспособлениями, необходи- мыми для обеспечения независимого пользования ими людь- ми с ограниченными возможностями (подъемники, стуль- чаки для унитаза, сиденья для ванны и др.).
Мебель, электрическая плита, холодильник, стацио- нарное оборудование ванной и туалета представлены оте- чественной продукцией, соответствующей обстановке и культуре быта населения в России. Большая часть прибо- ров и приспособлений для самообслуживания, продуктив- ной и досуговой деятельности инвалидов и престарелых по- ступила из Великобритании.
Учебный центр руководствуется в своей деятельности следующими положениями.
1. Социальная реабилитация — это комплекс мер, на- правленных на восстановление человека в правах, соци- альном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс на- целен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой соци- альной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
В рамках социально-реабилитационной деятельности выделяются различные компоненты, в их числе: медико- социальный, профессионально-трудовой, социально-психо- логический, социально-ролевой, социально-правовой, со- досуговый, социально-бытовой и др.
2. Сущность и содержание социальной реабилитации лиц с нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и со- циальной недостаточностью заключаются в восстановлении
312
В совмещенном санузле размещаются ванна и туалет,
специально оборудованные приспособлениями, необходи- мыми для обеспечения независимого пользования ими людь- ми с ограниченными возможностями (подъемники, стуль- чаки для унитаза, сиденья для ванны и др.).
Мебель, электрическая плита, холодильник, стацио- нарное оборудование ванной и туалета представлены оте- чественной продукцией, соответствующей обстановке и культуре быта населения в России. Большая часть прибо- ров и приспособлений для самообслуживания, продуктив- ной и досуговой деятельности инвалидов и престарелых по- ступила из Великобритании.
Учебный центр руководствуется в своей деятельности следующими положениями.
1. Социальная реабилитация — это комплекс мер, на- правленных на восстановление человека в правах, соци- альном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс на- целен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой соци- альной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
В рамках социально-реабилитационной деятельности выделяются различные компоненты, в их числе: медико- социальный, профессионально-трудовой, социально-психо- логический, социально-ролевой, социально-правовой, со- досуговый, социально-бытовой и др.
2. Сущность и содержание социальной реабилитации лиц с нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и со- циальной недостаточностью заключаются в восстановлении
312