ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 472

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, морально-пси- хологического уверенности в себе, способнос- ти к интеграции в общество.
3. Методики реабилитационного воздействия, дополня- емые соответствующими частными технологиями социаль- ной работы, определяются в зависимости от специфики объекта реабилитации.
Объектами социальной реабилитации являются:
а) дети с проблемами, связанными со следующими ди- агнозами:
• недоношенность;
• церебральный паралич или мускульная дистрофия;
• отклонения в развитии, включая умственную отста- лость, spina врожденные аномалии;
• педиатрические заболевания, например, детский рев- матический артрит;
• трудности в обучении (включая дислексию), школь- ная неуспеваемость;
• эмоциональные расстройства, поведенческие пробле- мы, аутизм, фобии.
Ранняя реабилитация детей с подобными проблемами позволяет:
• облегчить нормальное развитие и стимулировать ран- нее обучение;
• развить двигательные навыки, понимание себя, эмо- циональную зрелость, когнитивную сферу, коммуникацию;
• достичь самостоятельности в жизненных навыках,
включая самообслуживание, мобильность и социальную адаптацию;
б) подростки и молодежь с проблемами:
• семейной и социальной адаптации;
• алкогольной или наркотической зависимости, социо- патологии поведения, расстройства аппетита;
• неврологической недостаточности на почве травм, ра- нений головного и спинного мозга;
313

• ортопедических ограничений на почве несчастного случая или заболевания;
• нервно-психических расстройств и трудностей в обу- чении.
Социальная реабилитация помогает:
• улучшить сенсорику и моторику;
• увеличить мобильность, силу и выносливость;
• облегчить привыкание к протезам и проверять их функционирование;
• стимулировать здоровые, продуктивные взаимоот- ношения;
• получить предпрофессиональные и профессиональ- ные навыки;
в) взрослые с проблемами:
• профессиональных травм, включая ампутации, по- вреждения рук, ожоги;
• сердечно-сосудистых заболеваний (включая инфаркт миокарда), периферийных сосудистых заболеваний;
• психических заболеваний, угрозы психическому здо- ровью (включая реакции на стресс), алкогольной и нарко- тической зависимости, депрессии и шизофрении;
• неврологической дисфункции, включая опухоли моз- га, склероз.
Социальная реабилитация этих индивидов позволит:
• увеличить возможности для самостоятельного фун- кционирования в ежедневных занятиях, требующих при- менения физических, социальных и когнитивных навы- ков;
• расширить функции, используя терапевтическую де- ятельность или реабилитационные технологии, включая протезирование;
• помочь в поддержании и развитии выносливости, при- меняя техники консервации энергии и упрощения работы;
• обеспечить средства и технологии, компенсирующие недостаточность функции;
314


• развить приемлемые навыки решения проблем и уп- равления жизненными ситуациями;
г) пожилые люди с проблемами:
• утраты физических функций в результате артрита,
сердечных заболеваний, рака, цереброваскулярной трав- мы, болезни Паркинсона;
• ослабления когнитивного функционирования по при- чине болезни органического поражения моз- га, артериального склероза или депрессии.
Социальная реабилитация пожилых людей позволит:
• затормозить или предупредить дегенеративные эф- фекты старения или функциональных затруднений;
• увеличить самостоятельность в повседневной дея- тельности и связанных с ней навыков самообслуживания;
• предоставить объективную оценку когнитивного фун- кционирования в связи с важнейшими жизненными навыка- ми, скажем, такими, как обращение с деньгами, планиро- вание питания и приготовление пищи;
• обеспечить адаптирующее оборудование, чтобы под- держать или усилить функциональную независимость;
• оценить жизненную среду в аспекте архитектурных или инвайронментальных барьеров;
• справиться с изменениями и утратами, сопутствую- щими пожилому возрасту;
• найти ресурсы в социальном окружении;
• распознать и оказать сопротивление депрессии.
4. Подготовка, профессиональная переподготовка и по- вышение квалификации специалистов по социальной билитологии, трудотерапии, социально-медицинской рабо- те, оккупациональной терапии организуются с учетом пе- редового отечественного и зарубежного опыта и соответ- ствуют реальным потребностям социальной защиты уязви- мых групп населения во временном и пространственном параметрах.
315

5. В качестве преподавателей и руководителей практи- ки приглашаются ведущие педагоги, ученые, работники управления социальной защиты населения, социальных служб России и других стран.
6. Лаборатория оккупациональной терапии как модель социальной службы для инвалидов и престарелых служит основной базой для проведения занятий по реабилитологии для всех обучающихся в институте.
Вопросы для самоконтроля
1. Расскажите о работе с инвалидами в США.
2. Что такое трудотерапия? Какая страна наиболее преуспевает в развитии этого вида реабилитации?
3. Поясните термины "социальная реабилитация", "тру- дотерапия" и терапия". Что между ними общего и какие существуют различия?
4. Что является ключевым в оккупациональной терапии?
5. Для кого предназначается оккупациональная тера- пия?
Рекомендуемая
1. Социальная работа с инвалидами. / Под ред. Е. И.
А. И. Осадчих. М., 1996.
2.
Е. И. Оккупациональная терапия как но- вое направление реабилитологии // Развитие социальной реабилитации в России.
2000.
3. Лукьянова И. Е. Оккупациональная терапия — ак- тивный компонент медико-социальной реабилитации // Раз- витие социальной реабилитации в России. М., 2000.
4. Основы реабилитации инвалидов в системе социаль- ной работы // Развитие социальной реабилитации в Рос- сии. М., 2000.
316


5. Оккупациональная терапия в Великобритании.
1999.
6. Бадя Л. В., Холостова Е. И. Программа подготовки специалистов по социальной реабилитации в России.
М.. 2002.

Словарь терминов
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

Абилитация. В международной практике комплекс услуг,
направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и фи- зического развития клиента.
Адаптация. Активные усилия индивидов в течение жизни достичь согласия с окружающей средой с целью вы- живания, развития и воспроизводства. А. есть также двусторонний процесс между индивидуумом и окру- жающей средой, часто стремящийся к изменению окружающей среды или к своему изменению под воз- действием среды. Социальные работники, ориентиро- ванные на системные теории, считают, что помощь людям в преодолении периодов стрессов в жизни пу- тем усиления или поддержки адаптационных способ- ностей является центральной частью в их стратегии вмешательства.
Альтруизм. Бескорыстное внимание к благосостоянию дру- гих, сопровождаемое побуждением раздавать деньги,
предметы, услуги или предоставлять свою дружбу.
Амнезия. Частичная или полная неспособность помнить про- шлый опыт, что является результатом ных или органических факторов или комбинации обо- их. Возвратная А. есть неспособность вспомнить собы- тия, происшедшие ранее какого-то времени. Антерог- радная А. есть неспособность помнить события, про- исшедшие после какого-то времени, чаще всего пос- ле начала амнезии.
Аномия. Отсутствие норм, ликвидация или сокращение социальных или личностных ценностей, норм и
318
поведения. А. часто происходит в быстро меняю- щихся обществах или группах, подверженных катас- трофическим стрессам. В подобных обстоятельствах люди становятся апатичными,
ными целей, которые ставились ранее.
Библиотерапия. Использование книг, в первую очередь ху- дожественных, в лечении больных, страдающих от эмо- циональных проблем или умственных расстройств.
Б. часто используется в социальной работе в группо- вой терапии. Б. достаточно эффективна при работе с людьми всех возрастов, особенно с больными — как госпитализированными, так и с амбулаторными.
Благотворительность. Добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денеж- ных средств, бескорыстному выполнению работ, пре- доставлению услуг, оказанию иной поддержки. При- знание социальной значимости Б. может выражаться в предоставлении льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей, других льгот, финансиро- вании на конкурсной основе благотворительных про- грамм и размещении государственных и муниципаль- ных социальных заказов.
Возраст социальный. Понятие, отражающее определенную систему прав и требований, предъявляемых обществом к человеку на определенном этапе его жизни, и сущ- ность его отношений с окружающими, его обществен- ное положение. Специфические характеристики B.C.
определяются особенностями отношений индивида с наиболее референтными для него группами.
Временный уход. Форма ухода, предусматривающая крат- ковременное обслуживание больных, проживающих в определенном районе, с тем чтобы лица, ухаживаю-
319

щие за ними постоянно, могли получить отдых. Такой уход может быть обеспечен на дому или в учрежде- нии.
Гериатрическая служба. Комплексная система медицинской,
психологической и социально-бытовой помощи насе- лению старше трудоспособного возраста.
Геронтология. Наука, изучающая процессы старения, а так- же его отдельные аспекты: биологические, психоло- гические, социальные, медицинские, гигиенические и экономические.
Государственная политика в отношении ветеранов. Госу- дарственная политика в отношении ветеранов предус- матривает: создание государственной службы по де- лам ветеранов; разработку и исполнение целевых го- сударственных и местных программ по социальной за- щите ветеранов, обеспечивающих реализацию прав и льгот, установленных настоящим Федеральным зако- ном и иными нормативными правовыми актами для ве- теранов и членов их семей; выделение из федераль- ного бюджета, бюджетов субъектов Российской Фе- дерации и местных бюджетов средств, необходимых для реализации указанных программ; целенаправлен- ную пропаганду с использованием средств массовой ин- формации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, престижа государственных наград за ратные и трудовые подвиги (ст. 8 Федераль- ного закона "О ветеранах").
Государственный сектор социального обслуживания. В го- сударственный сектор социального обслуживания вхо- дят органы управления социальным обслуживанием
Российской Федерации, органы управления соци- альным обслуживанием субъектов Российской Федера- ции, а также учреждения социального обслуживания,
находящиеся в федеральной собственности и собствен- ности субъектов Российской Федерации (ст. 26 Феде-
320
рального закона "О социальном обслуживании граж- дан пожилого возраста и инвалидов").
Группа взаимопомощи. Формальное или неформальное объе- динение людей, имеющих общие проблемы и встре- чающихся регулярно небольшими группами для ока- зания друг другу помощи, эмоциональной поддержки,
обмена информацией и т. д. Г.В. сходна с группой са- мопомощи, но в ней могут быть профессиональные лидеры.
Дезадаптация. Разрушение адаптивных, приспособитель- ных механизмов. Б пожилом возрасте Д. проявляется в разрушении устоявшихся социальных связей вслед- ствие потери работы, ухода из жизни друзей, близ- ких, изменения социальных ролей и утраты доми- нирующего статуса в семье, ухудшения общего со- стояния здоровья и снижения
Депрессия. Термин, применяемый для описания эмоцио- нальных нарушений (от нормальных колебаний настро- ения в повседневной жизни до подавленности и пси- хических изменений, требующих лечения).
Длительный уход. Любые виды обслуживания, программы или деятельность, направленные на лечение, уход за лицами с длительными нарушениями функций. Обслу- живание может быть обеспечено на дому или в уч- реждениях.
Дневной стационар для пожилых. Структурное подразде- ление в поликлинике, диспансере или стационаре, где пожилые, хронически больные люди, не нуждающие- ся в круглосуточном наблюдении, получают медицин- скую помощь и вечером возвращаются домой.
Дневной центр для пожилых (отделение дневного пребы-
вания для пожилых). В отечественной практике —
структурное подразделение центра социального об- служивания населения. Предназначено для пожилых,
не нуждающихся в специализированном уходе, кото-
321