ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 475

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
статуса иждивенца, получателя пособий. В ситуации, ког- да вполне здоровые и работоспособные люди не всегда мо- гут обеспечить за счет собственного труда себя и свою се- мью, пенсии и пособия инвалидов могут быть единственным вариантом приобретения средств к жизни.
Однако социальная реабилитация не должна быть на- правлена на то, чтобы сформировать иждивенца, доволь- ствующегося (и довольного) социальным статусом получа- теля пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реа- билитации направлен на восстановление и развитие актив- ного социального субъекта, личности, способной к воле- вым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию.
В этом аспекте нужно констатировать, что больные,
получившие травму, люди с нарушенными функциями яв- ляются не только объектом реабилитационного процесса.
Они должны являться и признаваться полноправными уча- стниками этой деятельности, субъектом социальной реаби- литации, успех которой в значительной мере зависит от степени глубины их установки на восстановление действен- ной социальной роли, а отсутствие сотрудничества может минимизировать эффективность социальной реабилитации или сделать ее совершенно невозможной.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите, пожалуйста, социальные ограничения инвалидов.
2. В чем разница медицинской и социальной модели ин- валидности?
3. Охарактеризуйте политико-правовую модель инва- лидности.
В чем состоит сущность модели культурного плюра- лизма?
5. Есть ли разница в понятиях "инвалид" и "лицо с ог- раниченными
52

Рекомендуемая литература
1. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И.
А. И.
2. Смирнова Е. Р. Семья нетипичного ребенка. Саратов,
1998.
3. Ким Е. Концепция "независимой жизни" в социаль- ной работе с детьми с ограниченными возможностями. М.,
1997.
4. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т.
М., 1997.
§ 4. Принципы и структура социальной реабилитации
Институт социальной реабилитации инвалидов реали- зуется в комплексной включающей в себя организационные, экономические, градостроительные, соб- ственно реабилитационные действия. Она осуществляется
всей совокупностью государственных и муниципальных ор- ганов и учреждений социальной защиты, образования, здра- воохранения, других сфер в сотрудничестве с негосудар- ственными органами.
Деятельность как государственных, так и негосудар- ственных структур, реализация различных моделей помо- щи инвалидам в социальной политике по отношению к ли- цам с ограниченными возможности в своей основе имеет программу реабилитационных мероприятий, позволяющих индивиду не только адаптироваться к своему состоянию,
но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей.
В основе таких мероприятий должна лежать базовая реабилитационная программа, разработка которой предус- мотрена законодательными актами 1995 г.
53


См.:
С. Н. Указ. соч. С.
54
Объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей дея- тельности субъекты реабилитации, общество в целом, го- сударство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы.
Социальная политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально на принципах изоляции и компен-
сации
1
. Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению ин- валидов, формированию разного рода фобий и предрассуд- ков по их адресу. Сегодня он выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегре- гированных от общих систем: специальных домов для по- стоянного, иногда пожизненного проживания, особых учеб- ных заведений, специализированных предприятий и т. д.
В такой системе реализуется уход за инвалидами и удов- летворение их особых нужд, однако в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды таким образом исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.
Принцип компенсации реализуется в мероприятиях,
нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной фор- ме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот (на пользование транспортом, на лекарства, на квартплату и пр.). Сами по себе подобные льготы необходимы, однако,
будучи единственным механизмом помощи, они не способ- ствовали интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования (на уровне про- житочного минимума или ниже его). Кроме того, целый ряд потребностей инвалидов не может быть выражен в де-
нежной форме, а восстановление социального статуса, пол- ноценность интеграции в общество лишь опосредованно свя- зана с материальным фактором.
Изменение идеологии политики в отношении инвали- дов, переход к восприятию социальной модели инвалиднос- ти привели к тому, что на инвалидов и инвалидность рас- пространяется ведущий принцип социального устройства современного общества — принцип равных социальных прав
и возможностей индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физичес- ких, психических, интеллектуальных и прочих особеннос- тей
1
. В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъек- ты своей собственной жизнедеятельности. Социальные пра- ва индивида прирождены и неотъемлемы, ими очерчивает- ся определенный, зависящий от культурно-исторических традиций общества, возможностей государства, доступный каждому минимум социальных благ. Они включают в себя не только удовлетворение элементарных потребностей,
обеспечение выживания, но также и всю полноту соци- альных потребностей индивида. Разумеется, наличие и осоз- нание этих потребностей лимитируется развитием способ- ности инвалида к пониманию и оценке окружающей дей- ствительности, себя самого и своего места в социальном мире. Правда, актуализация этой возможной доступности и степень ее гарантированности в немалой степени зависят от ряда объективных и даже субъективных обстоятельств,
ограничиваются объемом социально-экономических ресур- сов данного общества и государства.
Все более влиятельно заявляет о себе принцип ак-
тивного участия самих инвалидов в организации работы
служб помощи для них, в формировании и реализации го- сударственной социальной политики по отношению к ли- цам с ограниченными возможностями. Изложенный в ряде
См.: Теория социальной работы, М., 1997. С. 24.
55

международных правовых документов, в том числе в Стан- дартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов
1
, этот принцип в последнее время активно лощается в практике реабилитационных служб ряда зару- бежных стран в качестве программы "Shape your life" —
"Формируй свою жизнь". В соответствии с этой программой инвалиды либо получают средства на руки, либо получают право распоряжаться средствами, выделяемыми государ- ственными или муниципальными органами для их реабили- тации. Они охотно оплачивают деятельность тех служб или отделений, которые считают полезными для себя, работу тех сотрудников, со стороны которых получают заботли- вое и компетентное отношение
2
. Зарубежные исследовате- ли практики социальной работы признают, что сами инва- лиды являются наилучшими экспертами в оценке политики и программ в отношении инвалидов. Хотя, по нашему мне- нию, такая точка зрения является крайностью, однако ее перспективное значение несомненно.
Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой
лиц с ограни- ченными возможностями
3
, который заключается в их мак- симальном развитии и использовании способностей к само- обслуживанию, самопомощи и самообеспечению. Помощь и содействие, оказываемые инвалиду различными учрежде- ниями и организациями, должны быть адекватными его со- стоянию и самочувствию, приниматься (или отвергаться)
на добровольной основе, содействовать самопомощи и по- буждать к ней
4
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвали- дов, Вена. 1993. С. 42.
См.: Российский журнал социальной работы. 1998. № 8/2.
См.: Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. М., 1997. Т. 2;
Ким Е.
Концепция "независимой жизни" в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями.
1997; и др.
1991 году Московский городской клуб инвалидов иниции- ровал движение за независимую жизнь людей, имеющих инвалидность, в
России, организовал первый в нашей стране Центр независимой жизни для детей и подростков с ограниченными возможностями.
56

Независимая жизнь — это не только социально-пси- хологическая установка на полноценную интеграцию инва- лидов в социальное и творческое развитие. В философском понимании независимая жизнь — это способ мышления,
психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими людьми, обществом и окру- жающей средой
1
. В социально-политическом значении неза- висимая жизнь — это право человека быть неотъемлемой частью общества и принимать активное участие во всех аспектах его жизни, право на свободу выбора и самоопре- деление. Для суверенной личности в современных условиях ведущей социальной ценностью является свобода выбора,
которая зависит от степени социализации индивида, с од- ной стороны, и уровня развития общества и общественных отношений — с другой. Взаимозависимые связи между чле- нами общества не лишают их свободы выбора и права на эту свободу.
Идеология независимой жизни рассматривает инвалид- ность как ограниченное умение человека ходить, видеть,
слышать, говорить или мыслить обычным образом, обус- ловленное психологическими, физиологическими, функци- ональными нарушениями или аномалиями. Помощь в осу- ществлении этих функций человек, имеющий инвалидность,
может ожидать и получить от социальных служб, создание которых должно быть нормой в обществе, если оно руко- водствуется принципом равенства прав человека.
В 1978 году Гербен Делонг (Новый английский меди- цинский центр, Бостон) сформулировал три теоретических суждения, которые были положены в основу идеологии дви- жения за независимую жизнь и впоследствии стали основ- ными элементами при создании служб в структуре центров независимой жизни.
1. Суверенитет потребителя. Человек, имеющий инва- лидность, — основной потребитель социальных служб и
См.: Ким Е. Н. Независимая жизнь для лиц с ограниченными возможностя- ми. Деятельность московского клуба инвалидов
М., 1997.
5 7

является главным защитником своих интересов. Он должен быть допущен к прямому участию в решении социальных проблем, связанных с инвалидностью.
2. Самоопределение. Люди, имеющие инвалидность, дол- жны в первую очередь опираться на свои способности и уме- ния, для того чтобы добиться прав и привилегий, на кото- рые они претендуют.
3. Политические и экономические права. Люди, имею- щие инвалидность, должны получить право участвовать в политической и экономической жизни общества
1
Поскольку каждый индивид многими нитями связан со своим социальным окружением и воздействие на него ве- дет к изменению в микросоциуме, социальные перемены ведут за собой личностные изменения. К числу важнейших относится также принцип неразрывной связи индивида с
ограниченными возможностями и социальной среды. Разу- меется, среда влияет на инвалида по многим направлени- ям — через общие социальные связи и чувства, через бли- жайшую социальную сеть, через общественные настрое- ния, предрассудки и ожидания. Даже в стационарном соци- альном учреждении индивиды находятся под воздействием своего социального окружения — однообразного, монотон- ного и бедного. Личность инвалида формируется в конкрет- ных социальных условиях.
Однако и сами инвалиды сознательно или бессознательно формируют свое социальное окружение, в большей мере влияя на ближайшие звенья своей социальной сети, в зна- чительно меньшей мере — на общество в целом. Это нахо- дит отражение в феномене созависимости
2
, в неблагопри- ятном эмоциональном фоне многих инвалидных семей, в сознательном или бессознательном стремлении ряда инва- лидов к манипулированию теми лицами, с которыми они общаются. Разумеется, сказанное не означает, что всякое
См.: Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. М., 1997. Т. 2.
Там же.
58
общение инвалида манипулятивно или контрпродуктивно.
Социальные коммуникации каждого индивида, независимо от его физических или психических условий, являются важ- нейшей частью его социальной роли. Лицам с ограниченны- ми возможностями труднее, чем другим, строить эгалитар- ный тип отношений, поэтому в своих социальных связях они могут соскальзывать к асимметричной системе взаимо- действия, тем более если инвалидность наступила в детстве.
Принцип связи индивида и социальной среды позволя- ет избежать сведения всех проблем лиц с физиологически- ми, психическими или интеллектуальными ограничениями только к медицинским вопросам. В этот круг изучения вклю- чаются обстоятельства проживания, воспитания, обучения,
общения инвалида, возможность или невозможность удов- летворения всех присущих ему потребностей, а не только первичных, витальных.
Одним из основополагающих является принцип изуче-
ния и сохранения семейных и социальных связей инвалида,
ибо для каждого индивида его семья должна являться наи- более совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой. Что касается детей с объектив- ными ограничениями, лиц с нарушениями функций, пожи- лых людей, переживающих возрастные изменения, то ис- следованиями статистически достоверно установлено, что только в условиях семьи они могут добиться высоких пока- зателей в развертывании своей жизнедеятельности, сохра- нении социальной и интеллектуальной адекватности, во всяком случае, по сравнению с лицами, находящимися в государственных стационарных учреждениях. В домах-ин- тернатах консервируется социально-психологический ком- плекс медленнее происходит восстановле- ние функций и компенсация нарушений, более быстрыми темпами угасают интеллектуальные и физические способ- ности.
по социальной работе. М., 1997. С. 56.
5 9


Однако, помимо бесспорно положительного влияния семьи на статус и развитие лица с ограниченными возмож- ностями, не следует забывать и о том, что семья может являться сильнейшим патологизирующим фактором, кото- рый порождает и консервирует комплекс самосознания ин- валида ("калеки") в его собственных глазах и глазах окру- жающих
1
. Исследования последних пяти лет в нашей стра- не, более длительные зарубежные исследования и кросс- культурные программы выявили определенную привязан- ность семьи к имиджу и психологии "особенной", трудность расставания с тем ореолом "мученичества", которым счи- тают себя окруженными члены ряда семей, в которых про- живают инвалиды.
Эта парадоксальная привязанность нередко блокирует социально-психологическую реабилитацию таких групп,
снижает эффективность лечебно-восстановительных мероп- риятий и провоцирует рецидивы инвалидного самоощуще- ния у самого инвалида и лиц, его окружающих, даже тог- да, когда для такого самоощущения уже может не быть реальных оснований. Поэтому помощь человеку с ограни- ченными возможностями может включать также элементы защиты его от семьи, от ее невротизирующего, патологи- зирующего воздействия.
Чрезвычайно важен принцип
и после-
довательности реабилитационных мероприятий, посколь- ку отдельные несистематизированные меры могут не при- нести полноценного положительного результата или в редких случаях сказаться негативно. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых на- правлений сокращают возможности реализации индивиду- ального реабилитационного потенциала
2
См.: Диагностика детей с ограниченными возможностями и их семей в струк- туре психологической реабилитации. Ростов, 1996; Созависимость // Рос- сийская энциклопедия социальной работы: В 2 т. М., 1997. Т. 2. С. 256.
См.: Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред. А. И.
1999. Т. 1.С. 11.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19