Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 476
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
60
Хотя в последнее время все более подчеркивается субъектная роль индивида в его участии в онном процессе, значение деятельности негосударствен- ных социальных организаций, благотворительных обществ,
ассоциаций самопомощи лицам с ограниченными возмож- ностями, ведущим в наших условиях должен оставаться принцип государственных социальных гарантий для ин- валидов. Это обусловлено, с одной стороны, провозглаше- нием нашей страны социальным государством, которое, та- ким образом, принимает на себя ответственность за соци- альное благосостояние своих граждан. С другой стороны,
результаты кризиса в экономике, стагнация асоциально- экономических трудностей, снижение возможностей тру- дового самообеспечения даже для вполне здоровых и ква- лифицированных работников, сокращение в обществе тру- довой мотивации приводит к тому, что инвалиды более всех других граждан испытывают затруднение в обеспе- чении своей жизнедеятельности, реализации своих потреб- ностей — от самых первичных нужд до высших социальных и духовных потребностей. Люди с ограниченными возмож- ностями в ряде случаев не могут надеяться на выживание без систематизированной и всесторонней поддержки госу- дарства. Социальная реабилитация как дорогостоящий и ресурсоемкий процесс также должна проводиться на ос- нове зафиксированных в законодательстве социальных га- рантий.
Сказанное, однако, не означает, что государственные гарантии должны обеспечивать иждивенческую позицию самого инвалида — напротив, более прогрессивной при- знается установка на самопомощь и самообеспечение не только потому, что государственные гарантии всегда по определению минимальны, но также и потому, что актив- ная сознательная позиция личности обусловливает более глубокую реабилитацию, возможность саморазвития и по- ложительного социального самочувствия.
61
Деятельность негосударственных организаций социаль- ной направленности при наличии благоприятных условий для ее развертывания постепенно сможет брать на себя определенную часть функций, сегодня осуществляемых го- сударством, и все более эффективно дополнять усилия го- сударства. Однако пока такая ситуация относится скорее к неблизкой перспективе, чем описывает положение в насто- ящем.
Анализируя роль государства в организации помощи лицам с ограниченными возможностями, можно задаться вопросом, чьи интересы должны удовлетворяться в первую очередь в процессе реабилитации инвалидов? Прочные эта- тистские традиции приучили нас к тому, что интересы го- сударства всегда рассматриваются нами как имеющие пре- имущество перед всеми другими. Чаще всего интересы ин- валидов и интересы государства совпадают в конечном сче- те, однако возможны конфликты разной глубины и расхож- дение интересов. Демократический подход, особенно по отношению к инвалидам, требует придерживаться принци- па приоритета прав и законных интересов лиц с ограни-
ченными возможностями в ходе реабилитации и в случае конфликта интересов.
Несмотря на серьезные требования к целостности про- цесса реабилитации, этот последний представляет собой совокупность относительно обособленных и структуриро- ванных элементов, которые могут быть отделены друг от друга в пространстве или во времени. Структура социаль- ной реабилитации является предметом дискуссии. Так,
Л. П. Храпылина предлагает выделять медицинские меры реабилитации, социальные меры реабилитации, профес- сиональную реабилитацию
1
. По мнению А. И. Осадчих, ин- валидность выступает как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора и включает в себя такие аспекты, как правовой, социально-средовой, психо-
См.: Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. М., 1996. С. 12.
62
Важнейшая цель этой деятельности, ее психологичес- кая составляющая — выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях, создание установки на актив- ную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и умениям.
Б отношении взрослых инвалидов педагогическая реа- билитация должна включать подготовку или переподготов- ку к новой профессии, основанной на доступных для них видах продуктивной деятельности. Также это осуществля- ется параллельно с внушением этим лицам уверенности,
что полученные ими знания и навыки помогут в трудоуст- ройстве, в сохранении ими социального статуса и матери- ального достатка.
Федеральное российское законодательство далее вклю- чает такое направление реабилитационной деятельности,
как "социальная реабилитация инвалидов", что подразуме- вает деятельность по социально-бытовой адаптации и со- реабилитации. Подобное употребление терминов, когда одно из направлений реабилитации приво- дится под таким же названием, как и вся совокупность дея- тельности по восстановлению способностей социального функционирования, свидетельствует не только о том, что при разработке документов 1995 г. была допущена некото- рая торопливость, но также о том, что в понимании со- держания этого процесса имеются определенные теоре- тические и методологические противоречия. По нашему мнению, чтобы не допустить редукции целого к одному из его элементов, сведения содержания реабилитационной де- ятельности к содержанию одной, пусть важнейшей формы реабилитации, следует рассматривать эти два направле- ния по отдельности.
Необходимость
реабилитации лиц утраченными функциями обусловлена тем, что инвалид- ность приводит к значительному числу ограничений в воз-
65
Далее система достаточно информативных пиктограмм деет подсказать им порядок действий и способ их соверше- ния (например, включение бытовых приборов, приготовле- ние пищи, выключение и т. д.)- Такая категория нуждается,
кроме того, в патронажной помощи социального работника в силу ограниченной способности осознавать и планировать
За пределами собственной квартиры инвалид также может столкнуться со множеством ограничений,
ных, в первую очередь, инерционностью и слабой воспри- имчивостью градостроительной среды к специфическим нуж- дам инвалидов. Несмотря на то что Указом Президента Рос- сийской Федерации от 1993 г. предусмотрено постепенное переоборудование населенных пунктов к условиям доступ- ной для инвалидов среды жизнедеятельности, а вновь стро- ящиеся здания и комплексы должны включать элементы,
позволяющие обеспечивать безбарьерный характер город- ского пространства, пока в этом отношении делается недо- статочно.
Подобными требованиями предусматривается обустрой- ство пешеходных дорожек, наземных и подземных перехо- дов такими средствами, которые позволили бы индивиду с ограниченной подвижностью — "колясочнику" самостоятель- но передвигаться. Входы в жилые дома и общественные здания должны быть снабжены пандусами, а лифты — иметь достаточное пространство для использовании их инвали- дом со специальными двигательными приспособлениями.
Особые требования предъявляются к оборудованию среды для слабовидящих и слепых; в частности, перекрестки снаб- жаются рельефным покрытием, звуковыми сигналами, до- рожными знаками, указывающими на частую возможность появления лиц, лишенных зрения.
Достаточно сложны вопросы обеспечения транспорта для инвалидов. Лица с ограничениями в передвижении до сих пор имеют мало шансов воспользоваться специальны- ми автобусами или автомобилями с подъемным устройством.
67
Специальные самолеты, поезда или суда с приспособлени- ями для подъема инвалида в коляске пока остаются по большей части недоступными для отечественных инвали- дов. В общественном транспорте недостаточно информаци- онных табло с надписями или "бегущей строкой
1
' для глу- хих, пиктограмм для умственно отсталых. Развитость это- го направления социальной реабилитации лиц с ограничен- ными возможностями за рубежом обусловлена не только более длительными и глубокими традициями обеспечения инвалиду независимой жизни, но также и гораздо более значительными средствами, которые могут быть выделены на эти цели.
Однако в последние годы в нашей стране осуществля- ется относительно интенсивное развитие не только снаб- жения инвалидов некоторыми приспособлениями, но так- же направленное обучение их навыкам и умению пользо- вания этими приспособлениями. Кроме того, в ходе этого процесса происходит укрепление мотивации к самообслу- живанию, воспитание установки на максимально достижи- мую независимость и самостоятельность.
Учитывая активное сотрудничество в этом вопросе с иностранными исследователями и специалистами, адапта- цию ряда методик и технологий к российским условиям,
понятно и оправдано использование также и зарубежной терминологии в сфере социальной реабилитации и соци- ального обслуживания в целом. Однако в данном случае термин "occupational therapy"
1
принято переводить на рус- ский язык как "трудотерапия", что создает для российско- го пользователя определенные сложности.
Исторически термин "трудотерапия" использовался применительно к социально-психологической реабилитации лиц прежде всего с психологическими (или даже психи- ческими) отклонениями в качестве одного из направлений терапии занятиями (наряду с такими технологиями, как
См.: Трудотерапия и реабилитология. М., 1997.
68
Хотя в последнее время все более подчеркивается субъектная роль индивида в его участии в онном процессе, значение деятельности негосударствен- ных социальных организаций, благотворительных обществ,
ассоциаций самопомощи лицам с ограниченными возмож- ностями, ведущим в наших условиях должен оставаться принцип государственных социальных гарантий для ин- валидов. Это обусловлено, с одной стороны, провозглаше- нием нашей страны социальным государством, которое, та- ким образом, принимает на себя ответственность за соци- альное благосостояние своих граждан. С другой стороны,
результаты кризиса в экономике, стагнация асоциально- экономических трудностей, снижение возможностей тру- дового самообеспечения даже для вполне здоровых и ква- лифицированных работников, сокращение в обществе тру- довой мотивации приводит к тому, что инвалиды более всех других граждан испытывают затруднение в обеспе- чении своей жизнедеятельности, реализации своих потреб- ностей — от самых первичных нужд до высших социальных и духовных потребностей. Люди с ограниченными возмож- ностями в ряде случаев не могут надеяться на выживание без систематизированной и всесторонней поддержки госу- дарства. Социальная реабилитация как дорогостоящий и ресурсоемкий процесс также должна проводиться на ос- нове зафиксированных в законодательстве социальных га- рантий.
Сказанное, однако, не означает, что государственные гарантии должны обеспечивать иждивенческую позицию самого инвалида — напротив, более прогрессивной при- знается установка на самопомощь и самообеспечение не только потому, что государственные гарантии всегда по определению минимальны, но также и потому, что актив- ная сознательная позиция личности обусловливает более глубокую реабилитацию, возможность саморазвития и по- ложительного социального самочувствия.
61
Деятельность негосударственных организаций социаль- ной направленности при наличии благоприятных условий для ее развертывания постепенно сможет брать на себя определенную часть функций, сегодня осуществляемых го- сударством, и все более эффективно дополнять усилия го- сударства. Однако пока такая ситуация относится скорее к неблизкой перспективе, чем описывает положение в насто- ящем.
Анализируя роль государства в организации помощи лицам с ограниченными возможностями, можно задаться вопросом, чьи интересы должны удовлетворяться в первую очередь в процессе реабилитации инвалидов? Прочные эта- тистские традиции приучили нас к тому, что интересы го- сударства всегда рассматриваются нами как имеющие пре- имущество перед всеми другими. Чаще всего интересы ин- валидов и интересы государства совпадают в конечном сче- те, однако возможны конфликты разной глубины и расхож- дение интересов. Демократический подход, особенно по отношению к инвалидам, требует придерживаться принци- па приоритета прав и законных интересов лиц с ограни-
ченными возможностями в ходе реабилитации и в случае конфликта интересов.
Несмотря на серьезные требования к целостности про- цесса реабилитации, этот последний представляет собой совокупность относительно обособленных и структуриро- ванных элементов, которые могут быть отделены друг от друга в пространстве или во времени. Структура социаль- ной реабилитации является предметом дискуссии. Так,
Л. П. Храпылина предлагает выделять медицинские меры реабилитации, социальные меры реабилитации, профес- сиональную реабилитацию
1
. По мнению А. И. Осадчих, ин- валидность выступает как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора и включает в себя такие аспекты, как правовой, социально-средовой, психо-
См.: Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. М., 1996. С. 12.
62
логический, общественно-идеологический, производствен- но-экономический,
Каждому из этих аспектов отвечает свое направление реабилитации.
Законодательство о социальной помощи инвалидам включает достаточно противоречивую совокупность элемен- тов, начиная с медицинской реабилитации. К сожалению, в нем менее всего проявлена специфика именно социальных компонентов реабилитационного процесса. Тем не менее практически все источники признают, что начальным зве- ном системы общей реабилитации инвалидов является ме-
дицинская реабилитация, которая представляет собой ком- плекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замеще- ние утраченных органов, приостановление прогрессирова- ния заболеваний. Медицинская реабилитация неразрывна с лечебным процессом — уже в ходе реализации медицинс- ких услуг потерявшего здоровье индивида должен предус- матриваться наиболее полный учет возможностей дальней- шей реабилитации: минимально травмирующая операция,
удобные для протезирования результаты ампутаций и т. д.
Возможно, что этот процесс должны начинать уже специа- листы по социальной работе лечебных учреждений после того, как больной выведен из острого состояния. Теорети- чески лечение больного должно производиться за счет средств фонда обязательного медицинского страхования
(ОМС), то есть бесплатно для самого больного. Однако бюд- жетные трудности ведут не только к сокращению списка услуг по ОМС, но также к невозможности в ряде случаев поддерживать бесплатное предоставление медицинской по- мощи в его рамках.
Предполагается, что медицина приложит все возмож- ные усилия для ликвидации патологии и сглаживания ее последствий. Однако состояние индивида, завершившего
См.: Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации /
Под ред. Л. И.
1999. С. 106.
63
Каждому из этих аспектов отвечает свое направление реабилитации.
Законодательство о социальной помощи инвалидам включает достаточно противоречивую совокупность элемен- тов, начиная с медицинской реабилитации. К сожалению, в нем менее всего проявлена специфика именно социальных компонентов реабилитационного процесса. Тем не менее практически все источники признают, что начальным зве- ном системы общей реабилитации инвалидов является ме-
дицинская реабилитация, которая представляет собой ком- плекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замеще- ние утраченных органов, приостановление прогрессирова- ния заболеваний. Медицинская реабилитация неразрывна с лечебным процессом — уже в ходе реализации медицинс- ких услуг потерявшего здоровье индивида должен предус- матриваться наиболее полный учет возможностей дальней- шей реабилитации: минимально травмирующая операция,
удобные для протезирования результаты ампутаций и т. д.
Возможно, что этот процесс должны начинать уже специа- листы по социальной работе лечебных учреждений после того, как больной выведен из острого состояния. Теорети- чески лечение больного должно производиться за счет средств фонда обязательного медицинского страхования
(ОМС), то есть бесплатно для самого больного. Однако бюд- жетные трудности ведут не только к сокращению списка услуг по ОМС, но также к невозможности в ряде случаев поддерживать бесплатное предоставление медицинской по- мощи в его рамках.
Предполагается, что медицина приложит все возмож- ные усилия для ликвидации патологии и сглаживания ее последствий. Однако состояние индивида, завершившего
См.: Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации /
Под ред. Л. И.
1999. С. 106.
63
лечение, представляет собой достаточно динамичную кар- тину, которая может изменяться как в сторону ухудше- ния, так и в сторону улучшения объективных показателей и субъективного самочувствия. Медицинская реабилита- ция — система комплексных включающих в себя воздействие как на пораженный орган, так и на весь организм инвалида. Вторым крупным разделом медицинс- кой реабилитации является восстановительная и руктивная хирургия, которая восстанавливает пораженные органы, создает органы или их части взамен утраченных, а также устраняет нарушения внешности, полученные в ре- зультате заболевания или травмы. Помимо хирургическо- го пути, восстановление утраченных органов может осу- ществляться при помощи протезирования.
Можно констатировать, что медицинская реабилита- ция инвалида в большинстве случаев должна осуществляться пожизненно, так как для предотвращения негативной дина- мики состояния индивида необходимы меры его медицинс- кой поддержки и оздоровления. Весь цикл лечебно-восста- новительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании больно- го представлений о бесполезности реабилитации.
Кроме того, психологическая реабилитация является самостоятельным направлением реабилитационной деятель- направленным на преодоление страха перед действи- тельностью, изживание социально-психологического ком- плекса "калеки", укрепление активной, деятельной лично- стной
Педагогическая реабилитация включает в себя, в пер- вую очередь, мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении несовершеннолетних инвалидов,
направленные на то, чтобы больной ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтро- ля и осознанного самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительное школь- ное образование.
64
Можно констатировать, что медицинская реабилита- ция инвалида в большинстве случаев должна осуществляться пожизненно, так как для предотвращения негативной дина- мики состояния индивида необходимы меры его медицинс- кой поддержки и оздоровления. Весь цикл лечебно-восста- новительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании больно- го представлений о бесполезности реабилитации.
Кроме того, психологическая реабилитация является самостоятельным направлением реабилитационной деятель- направленным на преодоление страха перед действи- тельностью, изживание социально-психологического ком- плекса "калеки", укрепление активной, деятельной лично- стной
Педагогическая реабилитация включает в себя, в пер- вую очередь, мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении несовершеннолетних инвалидов,
направленные на то, чтобы больной ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтро- ля и осознанного самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительное школь- ное образование.
64
Важнейшая цель этой деятельности, ее психологичес- кая составляющая — выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях, создание установки на актив- ную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и умениям.
Б отношении взрослых инвалидов педагогическая реа- билитация должна включать подготовку или переподготов- ку к новой профессии, основанной на доступных для них видах продуктивной деятельности. Также это осуществля- ется параллельно с внушением этим лицам уверенности,
что полученные ими знания и навыки помогут в трудоуст- ройстве, в сохранении ими социального статуса и матери- ального достатка.
Федеральное российское законодательство далее вклю- чает такое направление реабилитационной деятельности,
как "социальная реабилитация инвалидов", что подразуме- вает деятельность по социально-бытовой адаптации и со- реабилитации. Подобное употребление терминов, когда одно из направлений реабилитации приво- дится под таким же названием, как и вся совокупность дея- тельности по восстановлению способностей социального функционирования, свидетельствует не только о том, что при разработке документов 1995 г. была допущена некото- рая торопливость, но также о том, что в понимании со- держания этого процесса имеются определенные теоре- тические и методологические противоречия. По нашему мнению, чтобы не допустить редукции целого к одному из его элементов, сведения содержания реабилитационной де- ятельности к содержанию одной, пусть важнейшей формы реабилитации, следует рассматривать эти два направле- ния по отдельности.
Необходимость
реабилитации лиц утраченными функциями обусловлена тем, что инвалид- ность приводит к значительному числу ограничений в воз-
65
можностях самообслуживания и передвижения, которые здоровый человек использует, даже не задумываясь об их значимости. Инвалид же может оказаться зависимым от по- сторонней помощи в самых повседневных, простых, интим- ных потребностях. Поэтому должны проводиться два па- раллельных процесса: организация жилища, среды обита- ния инвалида соответствующими приспособлениями, кото- рые обеспечат ему относительно самостоятельное выпол- нение бытовых функций, осуществление санитарно-гигие- нических мероприятий, с одной стороны, и обучение инва- лида пользованию этими приспособлениями — с другой сто- роны.
включает в себя обеспечение достаточно широких дверных проемов, лишенных порогов или ступенек, через которые может проходить кресло-коляска инвалида, про- сторных коридоров, снабжение квартиры настенными по- ручнями и перилами, оборудование квартиры световыми сигналами для глухих и слабослышащих. Мебель должна быть таких размеров и смонтирована на такой высоте, что- бы инвалид без посторонней помощи мог воспользоваться шкафами, полками, приблизиться к столу на кресле-ко- ляске.
Достаточно специфично оборудование туалетов и сан- узлов, которое позволило бы инвалиду обрести относитель- ную самостоятельность в выполнении тех функций, в кото- рых сложнее всего получить постороннюю помощь. Имеет- ся также множество мелких действий типа чистки зубов,
застегивания пуговиц, бритья и т д., которые кажутся ру- тинными и стереотипными, однако затруднения в выпол- нении которых угнетающе действуют на самочувствие ин- валида. Достаточно несложные и недорогие приспособле- ния помогут в выполнении таких действий.
Инвалидам с интеллектуальными и психическими огра- ничениями, проживающим самостоятельно, должны созда- ваться условия, исключающие, в первую очередь, причи- пение ими вреда собственной личности или другим людям.
66
включает в себя обеспечение достаточно широких дверных проемов, лишенных порогов или ступенек, через которые может проходить кресло-коляска инвалида, про- сторных коридоров, снабжение квартиры настенными по- ручнями и перилами, оборудование квартиры световыми сигналами для глухих и слабослышащих. Мебель должна быть таких размеров и смонтирована на такой высоте, что- бы инвалид без посторонней помощи мог воспользоваться шкафами, полками, приблизиться к столу на кресле-ко- ляске.
Достаточно специфично оборудование туалетов и сан- узлов, которое позволило бы инвалиду обрести относитель- ную самостоятельность в выполнении тех функций, в кото- рых сложнее всего получить постороннюю помощь. Имеет- ся также множество мелких действий типа чистки зубов,
застегивания пуговиц, бритья и т д., которые кажутся ру- тинными и стереотипными, однако затруднения в выпол- нении которых угнетающе действуют на самочувствие ин- валида. Достаточно несложные и недорогие приспособле- ния помогут в выполнении таких действий.
Инвалидам с интеллектуальными и психическими огра- ничениями, проживающим самостоятельно, должны созда- ваться условия, исключающие, в первую очередь, причи- пение ими вреда собственной личности или другим людям.
66
Далее система достаточно информативных пиктограмм деет подсказать им порядок действий и способ их соверше- ния (например, включение бытовых приборов, приготовле- ние пищи, выключение и т. д.)- Такая категория нуждается,
кроме того, в патронажной помощи социального работника в силу ограниченной способности осознавать и планировать
За пределами собственной квартиры инвалид также может столкнуться со множеством ограничений,
ных, в первую очередь, инерционностью и слабой воспри- имчивостью градостроительной среды к специфическим нуж- дам инвалидов. Несмотря на то что Указом Президента Рос- сийской Федерации от 1993 г. предусмотрено постепенное переоборудование населенных пунктов к условиям доступ- ной для инвалидов среды жизнедеятельности, а вновь стро- ящиеся здания и комплексы должны включать элементы,
позволяющие обеспечивать безбарьерный характер город- ского пространства, пока в этом отношении делается недо- статочно.
Подобными требованиями предусматривается обустрой- ство пешеходных дорожек, наземных и подземных перехо- дов такими средствами, которые позволили бы индивиду с ограниченной подвижностью — "колясочнику" самостоятель- но передвигаться. Входы в жилые дома и общественные здания должны быть снабжены пандусами, а лифты — иметь достаточное пространство для использовании их инвали- дом со специальными двигательными приспособлениями.
Особые требования предъявляются к оборудованию среды для слабовидящих и слепых; в частности, перекрестки снаб- жаются рельефным покрытием, звуковыми сигналами, до- рожными знаками, указывающими на частую возможность появления лиц, лишенных зрения.
Достаточно сложны вопросы обеспечения транспорта для инвалидов. Лица с ограничениями в передвижении до сих пор имеют мало шансов воспользоваться специальны- ми автобусами или автомобилями с подъемным устройством.
67
Специальные самолеты, поезда или суда с приспособлени- ями для подъема инвалида в коляске пока остаются по большей части недоступными для отечественных инвали- дов. В общественном транспорте недостаточно информаци- онных табло с надписями или "бегущей строкой
1
' для глу- хих, пиктограмм для умственно отсталых. Развитость это- го направления социальной реабилитации лиц с ограничен- ными возможностями за рубежом обусловлена не только более длительными и глубокими традициями обеспечения инвалиду независимой жизни, но также и гораздо более значительными средствами, которые могут быть выделены на эти цели.
Однако в последние годы в нашей стране осуществля- ется относительно интенсивное развитие не только снаб- жения инвалидов некоторыми приспособлениями, но так- же направленное обучение их навыкам и умению пользо- вания этими приспособлениями. Кроме того, в ходе этого процесса происходит укрепление мотивации к самообслу- живанию, воспитание установки на максимально достижи- мую независимость и самостоятельность.
Учитывая активное сотрудничество в этом вопросе с иностранными исследователями и специалистами, адапта- цию ряда методик и технологий к российским условиям,
понятно и оправдано использование также и зарубежной терминологии в сфере социальной реабилитации и соци- ального обслуживания в целом. Однако в данном случае термин "occupational therapy"
1
принято переводить на рус- ский язык как "трудотерапия", что создает для российско- го пользователя определенные сложности.
Исторически термин "трудотерапия" использовался применительно к социально-психологической реабилитации лиц прежде всего с психологическими (или даже психи- ческими) отклонениями в качестве одного из направлений терапии занятиями (наряду с такими технологиями, как
См.: Трудотерапия и реабилитология. М., 1997.
68
библиотерапия,
гарденотерапия и т. д.). В то время в воспитательной практике учреждений по ра- боте с социально дезадаптированными лицами (с подрост- ками исправительных учреждениях, взрослыми в местах отбытия наказания) этот термин применялся в качестве на- звания для такого вида воспитательного воздействия, ко- торое позволяет в процессе продуктивной трудовой дея- тельности восстановить или сформировать у индивидов со- циально желательные качества, скорректировать установ- ку на антисоциальные виды занятий, пробудить трудовую мотивацию.
Поэтому употребление термина "трудотерапия" по от- ношению к деятельности, которая является в первую оче- редь социально-средовой адаптацией, пока еще вызывает определенные затруднения. Затруднения усиливаются тем,
что в учреждениях социальной реабилитации для лиц с ограниченными возможностями (или на базе отделений ком- плексных центров социального обслуживания) все шире применяются технологии трудотерапии именно в таком бук- вальном смысле слова: создаются мастерские или мини-про- изводства, где инвалиды, обслуживаемые центром, могут восстановить или приобрести трудовые навыки, участво- вать в труде производственного коллектива, почувствовать свою общественную востребованность и, кроме того, зара- ботать себе дополнительно некоторые средства.
Поскольку такая деятельность находится на достаточ- но раннем этапе развития, возможно, со временем будет выработана терминология, разводящая содержание значе- ния этих различных видов деятельности.
Социально-трудовая адаптация инвалидов включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероп- риятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требова- ниям производства.
Социальная реабилитация в условиях стандартной производственной среды требует достаточно значительных усилий и расходов, так как по общему правилу проекты
69
гарденотерапия и т. д.). В то время в воспитательной практике учреждений по ра- боте с социально дезадаптированными лицами (с подрост- ками исправительных учреждениях, взрослыми в местах отбытия наказания) этот термин применялся в качестве на- звания для такого вида воспитательного воздействия, ко- торое позволяет в процессе продуктивной трудовой дея- тельности восстановить или сформировать у индивидов со- циально желательные качества, скорректировать установ- ку на антисоциальные виды занятий, пробудить трудовую мотивацию.
Поэтому употребление термина "трудотерапия" по от- ношению к деятельности, которая является в первую оче- редь социально-средовой адаптацией, пока еще вызывает определенные затруднения. Затруднения усиливаются тем,
что в учреждениях социальной реабилитации для лиц с ограниченными возможностями (или на базе отделений ком- плексных центров социального обслуживания) все шире применяются технологии трудотерапии именно в таком бук- вальном смысле слова: создаются мастерские или мини-про- изводства, где инвалиды, обслуживаемые центром, могут восстановить или приобрести трудовые навыки, участво- вать в труде производственного коллектива, почувствовать свою общественную востребованность и, кроме того, зара- ботать себе дополнительно некоторые средства.
Поскольку такая деятельность находится на достаточ- но раннем этапе развития, возможно, со временем будет выработана терминология, разводящая содержание значе- ния этих различных видов деятельности.
Социально-трудовая адаптация инвалидов включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероп- риятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требова- ниям производства.
Социальная реабилитация в условиях стандартной производственной среды требует достаточно значительных усилий и расходов, так как по общему правилу проекты
69
производственных мощностей и инфраструктура предпри- ятий проектируется на основе требований, далеких от нужд инвалидов. Во многих случаях устаревшие технические средства и пространственные решения, складывавшиеся де- сятилетиями, затрудняют деятельность также вполне здо- ровых рабочих. Для инвалидов же данные препятствия мо- гут оказаться практически непреодолимыми.
Имеет значение расстояние между отдельными ями на производстве, длительность пути от стоянки спец- транспорта, если он имеется, до места работы инвалида
Сенсорные ограничения требуют также специфического оформления пространства внутри предприятия.
Подход к месту работы и сами рабочие места инвали- дов нуждаются в специальной организации или переобору- довании, вспомогательные помещения (пункт питания, гар- дероб, туалет) должны быть организованы таким образом,
чтобы ими могли воспользоваться лица с различными вида- ми патологий.
Целый ряд факторов производства может прямо отно- ситься к профессиональным вредностям или быть относи- тельно нейтральным для здоровых работников, но состав- лять вредные условия производства для работающих инва- лидов. Практически все физические параметры трудового процесса могут в различных условиях выступать как вред- ные и опасные для инвалидов — температура, показатели влажности воздуха, излучения, шум, вибрация, ультра- звук, пыли и аэрозоли, освещенность, химические и био- логические воздействия. Вредное воздействие на инвали- дов могут оказать такие факторы трудового процесса, ко- торые характеризуют уровень нагрузки, степень напряжен- ности труда, интеллектуальные усилия, монотонность и т. д. Требуемые для трудоустройства инвалидов оптималь- ные и допустимые условия труда, классифицируемые на основе специальных критериев, являются не всегда дости- жимыми. Переоборудование же рабочих мест в соответ-
Имеет значение расстояние между отдельными ями на производстве, длительность пути от стоянки спец- транспорта, если он имеется, до места работы инвалида
Сенсорные ограничения требуют также специфического оформления пространства внутри предприятия.
Подход к месту работы и сами рабочие места инвали- дов нуждаются в специальной организации или переобору- довании, вспомогательные помещения (пункт питания, гар- дероб, туалет) должны быть организованы таким образом,
чтобы ими могли воспользоваться лица с различными вида- ми патологий.
Целый ряд факторов производства может прямо отно- ситься к профессиональным вредностям или быть относи- тельно нейтральным для здоровых работников, но состав- лять вредные условия производства для работающих инва- лидов. Практически все физические параметры трудового процесса могут в различных условиях выступать как вред- ные и опасные для инвалидов — температура, показатели влажности воздуха, излучения, шум, вибрация, ультра- звук, пыли и аэрозоли, освещенность, химические и био- логические воздействия. Вредное воздействие на инвали- дов могут оказать такие факторы трудового процесса, ко- торые характеризуют уровень нагрузки, степень напряжен- ности труда, интеллектуальные усилия, монотонность и т. д. Требуемые для трудоустройства инвалидов оптималь- ные и допустимые условия труда, классифицируемые на основе специальных критериев, являются не всегда дости- жимыми. Переоборудование же рабочих мест в соответ-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 19