ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 480

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
70
ствии с требованиями безопасности часто затруднено или невозможно.
Разумеется, такая деятельность ведет к росту затрат на обеспечение труда инвалидов. Сама же продукция, вы- пускаемая ими, редко бывает настолько выгодной, чтобы предприниматели по собственной инициативе стремились к развертыванию производственной деятельности инвали- дов. Внутренняя этическая мотивация на создание возмож- ностей социальной реабилитации на бескорыстной основе пока не является господствующей среди работодателей.
Поэтому системой нормативно-экономических рычагов го- сударство принуждает предпринимателей создавать рабо- чие места для инвалидов, наказывая за недостаточную ак- тивность в этой сфере. К сожалению, такие механизмы эф- фективно действуют только в эффективно работающей эко- номике. В условиях же, когда нет возможности загрузить работой здоровый и квалифицированный персонал, потен- циал развития трудовой занятости инвалидов будет огра- ниченным.
Одним из перспективных направлений реабилитации является обучение и переобучение инвалидов, предоставле- ние им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по прежней спе- циальности в условиях утраты ряда возможностей или фун- кций.
Профориентация и профессиональное обучение инва- лидов строится на основе углубленной профессиональной диагностики их в процессе взросления (для детей-инвали- дов) или после завершения медицинской реабилитации (для взрослых инвалидов). Разрабатываются показания к тем про- фессиями, которыми могут заниматься инвалиды. Чаще все- го речь идет о массовых профессиях, требующих сравни- тельно скромной общеобразовательной и профессиональ- ной подготовки. Такой подход оправдан, если речь идет о лицах с ограничениями по интеллекту или об умственно полноценных лицах, не имеющих возможности по услови-
71
ям своей социализации получить качественное образова- ние. Однако в ряде случаев инвалиды могут иметь высокий уровень образования, а современные виды занятости все более предъявляют требования не к физической силе или ловкости инвалида, а к его интеллектуальной содержатель-
Поэтому развитие информационно-компьютерных технологий раскрывает новые возможности обеспечения трудовой занятости инвалидов — с использованием возмож- ностей высококвалифицированного надомного труда, уда- ленного доступа и т. д.
Еще одним ресурсом расширения возможностей соци- ально-трудовой реабилитации инвалидов является сфера творческих занятий. Несмотря на двигательные или даже интеллектуальные ограничения, творческий реабилитаци- онный потенциал как юных, так и взрослых инвалидов мо- жет быть довольно значительным (не говоря уже о лицах с психическими проблемами, которые иногда несут в себе настоящую талантливость). Создание возможностей для ре- ализации в этой области представляет собой дополнитель- ный канал реабилитационной деятельности для инвалидов.
Образовательная реабилитация инвалидов — сложный комплекс, который включает в себя процессы получения инвалидами необходимого общего образования, при необ- ходимости — различных уровней и видов специального или дополнительного образования, профессиональной перепод- готовки для получения новой профессии. Образовательная реабилитация частично перекрывается педагогической, од- нако социальный смысл этого явления шире. В современ- ных условиях доступ к современному и качественному об- разованию является одним из важнейших социальных ре- сурсов, обеспечивающих достойный социальный старт, раз- витие и полноценное существование индивидов. Блокада этого доступа для лиц с ограниченными возможностями
См Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации /
И.
1 С 102.
72

практически перекрывает для них потенциал социального развития, перспективы материальной самообеспеченности,
достойной карьеры, высокого социального статуса.
В то же время наличие образования высокого уровня востребованной обществом направленности в некоторой мере гарантирует индивида при наступлении инвалидности от необходимости заниматься низкоквалифицированным тру- дом, от сведения всей их личности к статусу работника сте- реотипного примитивного труда. Поэтому образовательная реабилитация является в значительной мере путем и сред- ством восстановления и повышения социального статуса индивида с расстройством тех или иных функций. Разуме- ется, этот путь доступен только для лиц с высоким сохран- ным интеллектом, с наличием способностей осваивать дос- тижения культуры, заниматься современными видами дея- тельности.
Вообще социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения.
Относительная самостоятельность эмоционально-твор- ческой сферы психики, отсутствие жестко детерминиро- ванных связей ее с физическим или интеллектуальным ста- тусом индивида приводит к тому, что стимуляция разви- тия этой стороны личности и деятельности человека с огра- ниченными возможностями позволяет иногда "обходными путями" интенсифицировать также реабилитацию умствен- ных или физических возможностей лица с функциональны- ми ограничениями. Социокультурная деятельность высту- пает важнейшим социализирующим фактором, приобщая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая самооценку.
В качестве элемента социокультурной реабилитации рассматривать спортивную реабилитацию инвали-
73
дов, в которой особенно сильны механизмы соперничества,
действующие также зачастую в сфере творческом реаби- литации. Помимо общего оздоравливающего воздействия,
занятия спортом и участие в специальных соревнованиях для инвалидов повышают степень координации движений,
развивают общение, воспитывают командные навыки.
Рассмотрев совокупность элементов системы социаль- ной реабилитации, можно констатировать, что в данном анализе оказалась упущена важная часть процесса восста- новления возможностей социального функционирования индивида. В теоретическом рассмотрении этой деятельнос- ти снова наталкиваемся на противоречие в терминологии.
Социальная реабилитация как искомый результат литационной деятельности, с одной стороны, может дости- гаться только в результате совокупности действий в рам- ках всех названных выше направлений реабилитации, ибо только в ходе их реализации возможно истинное и полно- ценное восстановление способностей индивида к ному функционированию. Поэтому можно говорить, что понятие "социальная реабилитация" является обобщенным,
выражающим итоговое качество форм и направлений.
С другой стороны, помимо содержания перечисленных видов реабилитационной деятельности, есть определенное специальное направление, в рамках которого осуществля- ется восстановление способности к социальной деятельнос- ти как восстановление способности к общению. Поэтому,
чтобы избежать необходимости каждый раз объяснять, в каком значении употребляется термин "социальная реаби- литация", необходимо ввести термин
реабилитация" или просто "коммуникативная реаби- литация" в качестве названия для того направления дея- тельности, которое нацелено на восстановление непосред- ственных социальных взаимодействий инвалида, укрепле- ние его социальной сети. В рамках этой деятельности про- исходит обучение инвалида навыкам общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. На основе
74

адекватной, но благоприятной самооценки инва- лид должен сформировать новый образ "Я" и положительно окрашенную картину мира, что воспрепятствует негатив- ным эмоциональным реакциям в общении с другими людьми.
Восстанавливается потребность в личностных комму- никациях, которая может быть нарушена в период травматического стресса или болезни. Важной особеннос- тью данного процесса является организация специальных каналов или инструментов общения, если индивид в них нуждается, обучение его пользованию такими средствами.
Нередко для этого требуется помощь специалистов или снабжение инвалида специальным оборудованием для обес- печения коммуникации. Кроме того, полезными или даже необходимыми оказываются тренинги коммуникативных уме- ний, которые проводятся с инвалидом с целью формирова- ния у него социальных навыков.
Службы социальной защиты населения должны также прилагать определенные усилия для создания организаци- онных условий и инфраструктуры коммуникации: напри- мер, открывать отделения дневного пребывания в центрах социального обслуживания, клубы инвалидов, места встреч и общения в микрорайоне.
Конечно, все эти виды реабилитации относятся лишь к тем лицам, у которых имеется (или сохранился) достаточ- но обширный потенциал реабилитации. Отсутствие способ- ностей к социальному функционированию, вызванное раз- личными формами слабоумия, рядом психических заболе- ваний, делает излишним в ряде случаев вопрос о социаль- ной реабилитации такого лица.
Подводя итог теоретико-методологическому анализу содержания и структуры процесса социальной реабилита- ции лиц с ограниченными возможностями, следует сделать вывод о том, что процесс этот является целостным и комп- лексным; выпадение или пропуск того или иного направ- ления или формы реабилитации не только ведут к ущем- лению возможностей социального функционирования для
75
индивида с ограниченными возможностями, но также к
неэффективной, неполной реабилитации в тех направлени- ях, которые были реализованы. Это объясняется как цело-
стностью человеческой личности, все стороны и проявле- ния которой взаимосвязаны, так и целостностью социаль- ного бытия. Дифференциация процесса социальной реаби- литации по различным формам, выделение различных на- правлений является действием в известной мере условным,
объясняемым требованиями и рамками отдельных органи- заций и учреждений.
Социальная реабилитация как восстановление способ- к социальному функционированию по общему прави- лу возможна лишь в том случае и в той степени, в которой индивид обладал такой способностью до инвалидности. Раз- вернуть в процессе реабилитации социофункциональные ресурсы индивида более, чем они были развиты в период
его нормального, не развития, чаще всего невозможно. Степень же возможностей и потребностей ин- дивидов в социальном функционировании достаточно раз- нообразна. Разброс возможностей здесь колеблется в широ- ком континууме от полной неспособности индивидов с ин- теллектуальными ограничениями или глубокими физичес- кими патологиями к социальной реабилитации до возмож- ностей сверхреабилитации, когда мобилизация социальных и личностных ресурсов индивида приводит к тому, что в результате реализации реабилитационных программ вид оказывается интегрированным в социальное функцио- нирование больше, чем в своем здоровом статусе.
Социальная реабилитация — процесс, который имеет начало, но не имеет конца. Завершение выполнения инди- видуальной реабилитационной программы вовсе не означа- ет, что структуры социальной помощи могут ограничиться только материальной поддержкой инвалида, выплатой пен- сий и пособий. Социальный патронаж лица с ограниченными возможностями, известный уровень социального надзора и контроля за ним необходимы и на последующих этапах его
76

существования с целью своевременного оказания помощи при необходимости и предотвращения негативной динами- ки процессов.
Вся деятельность по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, будучи системной и может осуществляться со всей совокупностью ор- ганов и учреждений социальной сферы прежде всего на региональном уровне, вне зависимости от их принадлежно- сти к системе социальной защиты, здравоохранения, обра- зования, занятости, культуры и спорта и т. д. Межведом- ственная координация в этом направлении социальной дея- тельности является особенно необходимой; обеспечение этой координации входит в функции органов государственного управления на уровне территории.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите принципы социальной реабилитации.
2. Охарактеризуйте структуру реабилитации.
3. Дайте определение психологической и педагогичес- кой реабилитации.
4. В чем состоит сущность социокоммуникативной реа- билитации?
5. Почему необходима межведомственная координация в организации процесса социальной реабилитации?
Рекомендуемая литература
1. Руководство по медико-социальной экспертизе и ре- абилитации / Под ред. А. И.
1999.
2.
Л. П. Основы реабилитации инвалидов.
1996.
3.
по социальной работе / Под ред.
И. Холостовой. М., 1997.
77

4. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т.
М., 1997.
Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холосто-
вой.
1997.
6.
С. Я, Профессиональная реабилитация и за- нятость населения.
1997.
7. Трудотерапия и реабилитология.
1977.
8. Развитие социальной реабилитации в России.

Раздел II
Социальная среда жизнедеятельности инвалидов
§ 1. Жилая среда
Жилая среда включает микросреду, т. е. жилище, сре- ду обитания, в которой предусматриваются коммунальные удобства, соблюдение санитарных норм жилой площади,
уют жилых помещений, оснащение жилищ мебелью, обес- печивающей безопасность пользования (проживания, пере- движения, самообслуживания, досуга и т. д.) и комфорт- ность.
Понятие комфортности жилища включает: бесперебой- ное энергоснабжение, обеспечивающее возможность осве- щения, обогрева, приготовления пищи; коммунальные ус- луги (водопровод, канализацию, центральное отопление),
наличие лифтов и мусоропроводов, телефонов и ряд дру- гих удобств. Помимо этого общепринятого понятия ком- фортности, самого элементарного его выражения, комфор- тность обеспечивается также и архитектурно-планировоч- ными решениями: увеличение санитарных норм жилой пло- щади вспомогательных помещений (кладовых, антресолей,
лоджий, помещений для тренажеров и др.)
Указанные понятия и требования комфортности жилищ распространяются на все виды жилых помещений для всех категорий жителей. Применительно к инвалидам понятие комфортности жилищ имеет особую специфику. Эта специ- фика объясняется тем, что для инвалида должен быть дос- туп к пользованию комфортными условиями. Этим, по су- ществу, определяется возможность создания доступной сре-
79

ды жизнедеятельности с помощью вспомогательных уст ройств и приспособлений, специальных решений.
В жилых помещениях обеспечивается возможность бес- препятственного перемещения инвалида за счет ния порогов между комнатами и при выходе на балкон, ус- тановки горизонтальных настенных поручней, облегчающих передвижение.
Для инвалидов, пользующихся креслами-колясками,
предусматривается широкий дверной проем лифта, пандус при выезде из подъезда, перила и поручни при сходе с лестницы.
В ВСН 62-91 предусмотрен ряд требований, предъяв- ляемых к жилым зданиям, в которых могут проживать ин- валиды.
При проектировании жилых зданий учитываются воз- можности пользования ими инвалидами, в том числе пере- двигающимися с помощью кресел-колясок или других вспо- могательных средств и приспособлений.
Квартиры пользующихся для передвижения креслами- колясками и другими приспособлениями одиноких инвали- дов и инвалидов с семьями, а также жилые ячейки в спе- циализированных жилых зданиях и общежитиях, номера в гостиницах и санаториях с местами для таких инвалидов рекомендуется располагать, как правило, на первом этаже.
При устройстве выхода на придомовой земельный уча- сток с расположенных на первом этаже здания балконов квартир для инвалидов, пользующихся креслами-коляска- ми, этот выход должен быть снабжен пандусом или подъем- ником.
Площадь кухни в квартирах для инвалидов, пользую- щихся креслами-колясками, должна быть не менее 9 кв. м.
Ширина помещения туалетной комнаты в квартирах дол- жна быть не менее 1,2 м, а ее глубина — не менее 1,6 м.
В передней квартиры или жилой ячейки для инвали- дов, пользующихся креслами-колясками, или в непосред-
80
ственной близости от передней следует предусматривать место или кладовую для хранения кресла-коляски.
При проектировании в составе предназначенной для проживания инвалида квартиры кладовой для хранения ин- струментов, материалов и изделий, используемых при ра- ботах на дому, площадь такой кладовой должна быть не менее 4 кв. м.
Встроенные в жилые здания или встроенно-пристро- енные к ним помещения культурно-бытового и медицинс- кого обслуживания инвалидов следует располагать не выше второго этажа.
Жилые помещения в специализированных жилых зда- ниях проектируются непроходными в составе жилых яче- ек, которые должны объединяться в жилые группы вмес- тимостью не более 25 человек.
В специализированных жилых зданиях для инвалидов и престарелых должны предусматриваться помещения куль- турно-бытового и медицинского обслуживания.
Ниже приведенные требования к входам в здания и помещения, измененные в ВСН 62-91, могут быть распрос- транены и на жилые здания и сооружения.
Все здания и сооружения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть обо- рудован пандусом или другим устройством, обеспечиваю- щим возможность подъема инвалида на уровень входа в зда- ние, его первого этажа или лифтового холла.
Предназначенные для инвалидов входы в здания и со- оружения следует защищать от атмосферных осадков и предусматривать перед входом площадку размерами в пла- не не менее 1,0 х 2,5 м с дренажем, а в зависимости от местных климатических условий — с подогревом.
Предназначенные для инвалидов входные двери в зда- сооружения и помещения должны иметь ширину в све- ту не менее 0,9 м. Применение дверей на качающихся пет-
81