ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 482

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лях и дверей-вертушек на путях передвижения инвалидов запрещается.
В полотнах входных в здания и сооружения дверей,
предназначенных для инвалидов, следует предусматривать смотровые остекленные панели из противоударного стек- ла, нижняя часть которых должна располагаться не выше
0,9 м от уровня пола. В качестве остекления дверей следует применять закаленное или армированное стекло. Нижняя часть дверных полотен на высоту 0,3 м должна быть защи- щена противоударной полосой.
При проектировании стеклянных входных дверей сле- дует предусматривать автоматическое их открывание и яркую маркировку.
Входы в здания и помещения на путях передвижения инвалидов не должны иметь порогов, а при необходимости устройства порогов их высота не должна превышать
0,025 м.
В зависимости от типа дефекта, функциональных рас- стройств, поражения конкретной области (опорно-двигатель- ной, психической, сенсорной) специальные приспособления носят специфический характер. В связи с этим личное жи- лище инвалида, помимо общих требований (комфорт, уют,
дизайн, санитарные нормы площади и т. д.), должно отве- чать еще и специфическим потребностям инвалидов с уче- том типа дефекта.
Микросреда для инвалидов с поражением опорно-дви- гательного аппарата включает два рода приспособлений и оборудования для осуществления относительной бытовой независимости.
Стационарные устройства:
• поручни (вертикальные, горизонтальные) настенные,
облегчающие вставание с постели, передвижение по квар- тире, самостоятельное пользование туалетом, ванной;
• подъемники в санузле, ванной, жилой комнате, спе- циальное оборудование квартиры (розетки, выключатели,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19

82
дверные и оконные запоры, специальные вентили для ку- хонных плит, кранов);
• функциональные кровати;
• стулья пристенные;
• средства связи и коммуникации (системы внутриквар- тирной связи, аппараты дистанционного управления, экст- ренного вызова);
• устройство для ограждения и подтягивания инвали- да в кровати;
• нескользящее покрытие пола в ванной, туалете;
• крепление для туалетной бумаги,
• лесенка для безопасного переступления в ванну и из нее;
• раковина, регулируемая по высоте;
• раковина, доступная для инвалида в коляске;
• столы с варьируемым наклоном и высотой;
• дверной замок без ключа (кодовый);
• дверной замок с дистанционным управлением;
• сохраняющая пространство дверь
Нестационарные приспособления индивидуального пользования:
• приспособления для приема пищи (ложки, вилки,
ножи с кольцами, объемной ручкой и проч., сосуды для пи- тья, тарелки с бортиками, держатели столовых приборов,
столовой посуды и др.);
• приспособления для приготовления пищи (держате- ли ножей, ножниц, столовой и кухонной посуды, устрой- ства для сливания воды и мытья посуды, для открывания банок, приспособления для чистки и резки продуктов, на- садки для кранов, газо- и электроплит и
• приспособления для одевания и раздевания (для зас- тегивания и расстегивания пуговиц, "молний", одевания и снятия чулок, носков, обуви, насадки и приспособления для одевания и раздевания нижней и верхней одежды);
• приспособления для выполнения санитарно-гигиени- ческих процедур (держатели для зубных щеток, мыла, мо-
83
чалки, щеток, расчесок, электробритвы и проч.,
собления для выдавливания зубной пасты, кремов и др.,
сиденья для унитаза, ванны, противоскользящее устрой- ство для ног в ванне, рычажные приспособления для водо- проводных кранов, душа и проч.);
• приспособления для пользования помещениями и их оборудованием (для уборки квартиры, стирки белья, пользо- вания ключами, для открывания дверей, окон, занавесок,
форточек, замков, специальные бытовые приборы и при- способления для их использования, для чтения, письма,
шитья, настольных и подвижных игр и др.);
• оборудование и приспособления для обычных домаш- них занятий (чтение, письмо, шитье, вязание, вышивание и
• комплект приспособлений для пользования принад- лежностями творческой деятельности (кисти, краски, ка- рандаши и др.);
• вспомогательные приспособления для передвижения
(трости, костыли, ходунки);
• вспомогательные устройства для сохранения позы
(ремни, головодержатели, спинодержатели, бандажи, под- головники, специальные сиденья, подушки и др.);
• приспособления для настольных игр (шашек, шах- мат,
и т. д.).
Перечисленные технические средства реабилитации используются инвалидами не только для самообслужива- ния, они также выполняют функции принадлеж- ностей, обеспечивают любительские занятия.
Микросреда для инвалидов с сенсорными расстройства- ми включает два ряда приспособлений с учетом характера сенсорных расстройств. Для инвалидов с нарушениями слу- ха предусматриваются:
• средства сигнализации, световые и вибрационные сиг- нализаторы времени, каких-либо внешних событий (будиль- ников, телефонных и дверных звонков, сигналов опаснос- ти, плача ребенка и др.), вибротактильные устройства;
84


• специальные приборы (телефонные аппараты с уси- лителями, насадками, "бегущей строкой", "телеавтографы",
декодеры для приема телепередач со скрытыми субтитра- ми, видео- и кинофильмы для глухих, приборы речи" и другие индикаторы звуков).
Инвалиды с нарушениями слуха нуждаются в индиви- дуальных технических средствах в виде различных слухо- вых аппаратов (заушные, карманные, соединенные с очка- ми и др.).
Для инвалидов с нарушениями зрения необходима тиф- лотехника, которая представлена следующим набором:
• приборы и приспособления для ориентировки в про- странстве (трости, электрощупы, ультразвуковые локато- ры, звуковые и импульсные сигнализаторы и др., вибро- тактильные устройства);
• пандусы телескопические;
• приспособления, заменяющие необходимость зри- тельного восприятия (дозаторы сыпучих веществ, лекарств,
приспособления для шитья, для определения уровня жид- кости, оборудование для незрячих: весы, метры, линейки,
часы, термометры и др.);
• специальные устройства и приборы для слабовидя- щих и незрячих (приборы, грифели для письма шрифтом
Брайля и укрупненным шрифтом, пишущие машинки, "го- ворящие книги" на кассетах, пластинках, магнитной ленте и др., вычислительные машинки, географические карты,
приборы для записи нот и др.);
• головоломки с крупной печатью;
• тактильные головоломки;
• брайлеровские книги для раскрашивания;
• тактильная карточная игра;
• индивидуальные технические средства для коррек- ции зрения (очки, лупы, гиперокуляры, телескопические и микроскопические очки, электронно-оптические средства
85

Таким образом, жилая среда для инвалидов,
ограниченные возможности общения с внешним миром,
более широкие функции, чем простое ние комфортным проживанием. Она компенсирует инвали- ду дефицит ряда других видов жизнедеятельности тельские занятия, досуг, обучающая занятость и др.).
Наряду с этим жилая среда для инвалидов может слу- жить базой трудовой деятельности, когда организуется на- домный труд.
В этой связи возникает необходимость оборудования рабочего места:
• стол рабочий — поворотный;
• устройство для подвижного и фиксированного креп- ления руки инвалида над рабочей зоной;
• комплект приспособлений для пользования принад- лежностями творческой деятельности (держатели для ка- рандашей, ручек, инструментов и т. д.);
• приспособления для перелистывания книги различ- ной модификации (с увеличенной зоной охвата, для левой руки и др.);
• приспособление для работы на пишущей машинке;
• опора для рукоделия, к которой можно крепить спи- цу, крючок для вязания, грибок для штопания, раму, пяльца для вышивания и др.);
• специальные устройства для плетения сетей;
• швейные машины с педалями электропривода;
• швейные иглы для слепых и инвалидов с повреж- денными руками;
• пишущая машинка с шрифтом Брайля;
• приспособления для мытья пола, стен, окон;
• ящикообразный совок для сбора мусора;
• щетки половые специальные и совок;
• калькулятор с крупной печатью;
• калькулятор с голосовым выводом;
• тактильные средства для счетных операций.
86


Специалисты по социальной работе должны быть ин- формированы о тех требованиях, которые предъявляются жилищам для инвалидов. Эта информация необходима указанным специалистам при решении вопросов расселе- инвалидов в приспособленных для них квартирах. Не исключено, что в будущем при рассмотрении проектов жи- лых домов с квартирами для инвалидов будут принимать участие специалисты по социальной работе.
Вопросы для самоконтроля
1. Что включается в понятие "жилая среда"?
2. Как вы понимаете стационарные устройства в жилой среде?
3. Что входит в определение "нестационарные приспо- собления индивидуального пользования"?
4. Какие средства предусматриваются в жилой среде для инвалидов с нарушениями слуха?
5. Какие приспособления необходимы в жилой среде для инвалидов с патологией зрения?
6. Какие приспособления необходимы инвалидам в жи- лой среде для осуществления жизнедеятельности?
Рекомендуемая литература
1. Ведомственные строительные нормы (ВСН 62-91)
"Проектирование среды жизнедеятельности с учетом по- требностей инвалидов и маломобильных групп населения".
Госкомархитектура СССР, 1991.
2. Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В., Насыбуллина М, А.
и др. Систематика реабилитационных средств для домов- интернатов, реабилитационных центров и образовательных специальных (коррекционных) учреждений для инвали-
87
дов //Обзорная информация. М.: ЦБНТИ Минтруда России,
1997. Вып. 1.
3.
X, Ю. Жилая среда для инвалида.
Строй- издат, 1990.
4. Колосов Ю. В. Инвалид и его среда // Жилая среда для инвалида. М.: Стройиздат, 1990.
5. Примерное положение о специальном доме для ноких престарелых. Утв. первым заместителем Министер- ства социальной защиты населения РФ и председателем
Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 11 апреля
1994 г. № 1-1132-18.
6. Руководство по обеспечению равных возможностей для инвалидов. Нью-Йорк, 1986.
7. СНиП 02.08.01-89 "Жилые здания". М., 1995.
§ 2. Градостроитеаьная среда
В мире свыше 500 млн. человек являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных рас- стройств. В силу ущербности здоровья они не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноценному участию в общественной жизни. В результа- те этого миллионы людей вынуждены вести такой образ жизни, который ведет к сегрегации и унижению их досто- инства.
Важная задача общества состоит в выявлении и устра- нении барьеров, препятствующих полноценной жизнедея- тельности инвалидов. Для обеспечения нормальной жизне- деятельности инвалидов необходимы комфортные условия,
создание условий беспрепятственного передвижения, ко- торое основывается на устранении строительных барьеров,
дающего возможность свободного доступа инвалидов к объек- там социальной инфраструктуры: жилым, общественным,

зданиям, сооружениям и помещениям,
отдыха и досуга.
Наличие тяжелого физического дефекта формирует у человека определенное отношение к своему заболеванию,
существенно сказывается на социальной активности.
Субъективная оценка тяжести состояния является факто- ром, детерминирующим различную степень социальной ак- тивности.
Круг интересов инвалида столь же широк, как у здоро- вых людей. Можно предположить даже, что он более ши- рок, чем у здорового населения, что объясняется психоло- гически — попыткой компенсировать свой дефект, сделать свою среду обитания более разнообразной. Все жизненно важные потребности инвалидов связаны с необходимостью приспособления среды обитания к анатомическому дефекту и функциональным нарушениям с целью устранения барье- ров и создания для инвалидов равных возможностей.
Среда обитания инвалида на уровне макросреды вклю- чает городскую инфраструктуру с возможностью досягае- мости наиболее нужных объектов быта, культуры, здраво- охранения, социального обслуживания и др. Имеется в виду такое расположение объектов, которое позволяет инвали- ду достичь их беспрепятственно, самостоятельно.
Решение этого вопроса связано с рациональной плани- ровкой микрорайона, который должен иметь бестранспорт- ные зоны, зоны безопасного перемещения инвалидов, при- ближение торговых предприятий, учреждений здравоох- ранения и других объектов к местам наиболее массового заселения лицами, имеющими различные дефекты.
Осуществление трудовой и общественно полезной дея- тельности инвалидов, получение образования, проведение
Досуга сопряжены с необходимостью передвижения, пользо- вания транспортом, пешеходными дорожками и тротуара- ми, входами, лифтами, спусками в подземные переходы и д. На этом пути встречаются непреодолимые препятствия,
89
которые заставляют инвалидов ограничивать свою жизне деятельность.
Законодательной базой создания доступной для инва лида адекватной среды обитания является Указ та РФ от 2 октября 1992 г. № 1156 "О мерах по нию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".
В соответствии с этим Указом не допускается:
• проектирование застройки городов и других поселе- ний;
• разработка проектов на строительство и цию зданий и сооружений без учета требований доступнос- ти их для инвалидов;
• разработка новых средств индивидуального и обще- ственного пассажирского транспорта, связи и информати- ки без модификаций, приспособленных для пользования отдельными категориями инвалидов;
• застройка городов и других поселений, строитель- ство и реконструкция зданий и сооружений без обеспече- ния требований доступности для инвалидов, а также се- рийное производство средств индивидуального и обществен- ного пассажирского транспорта, связи и информатики без модификаций, приспособленных для пользования отдель- ными категориями инвалидов — с 1 января 1994 г.
Во исполнение Указа Президента Российской Феде- рации от 2 октября 1992 г. № 1156 Правительство России приняло постановление от 25 марта 1993 г. № 245
ме- рах по формированию доступной для инвалидов среды жиз-
Этим постановлением Министерству со- циальной защиты населения совместно с Министерством
Министерством образования, Министер- ством науки и технической политик, Министерством транс- порта, Комитетом по машиностроению, Комитетом по обо- ронным отраслям промышленности, Государственным ко- митетом по вопросам архитектуры и строительства, Го- сударственным комитетом по высшему образованию, Ко- митетом по стандартизации, метрологии и сертификации,
90