ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Личность и публицистика Ивана IV Грозного.
Иван IV Грозный родился в семье князя Василия 3 и Елены Глинской. Мальчик рано решился родителей, поэтому не смог стать правителем. По завещанию отца власть отошла в руки боярам, после смерти матери – в руки семибоярщины, по достижению совершеннолетия Ивана она перешла в его руки. У Ивана были опекуны, последним стал Василий Шуйский – князь, который хотел устроить свою личную жизнь вследствие полученного выгодного положения. В то время, как власть переходила из рук в руки бояр, Иван рос без присмотра и заботы, что не могло не повлиять на его характер – отсутствие заботы ожесточило его, и правитель пронес это недоброе отношение к боярам через всю жизнь. Мальчик довольно рано стал выглядеть как взрослый сформировавшийся человек. Освободившись от опеки, он начал вести себя абсолютно бесконтрольно и жестоко. В 16 лет произошло венчание на царство.
Первый царь всея Руси, завоеватель Казани и Астрахани, создатель опричнины и организатор кровавых карательных походов на собственные земли, в царствование которого было окончательно установлено крепостное право, Иван IV был одной из наиболее страшных фигур в истории России. Тиранские черты Грозного сказались ив его творчестве: нагромождение многочисленных и явно фантастических обвинений против своих противников, постоянно нарастающее «самовозбуждение» — все это весьма типично для повелителя, диктующего безгласным секретарям (Грозный, по всей видимости, не писал, а диктовал свои сочинения). Многократное повторение одних и тех же мыслей — черта, которую замечал в своих творениях и сам царь, соглашающийся, что он «едино слово» обращает «семо и овамо» (туда и сюда). Но виновниками этого он, как всегда, объявлял своих врагов, чьи «злобесные умышления», заставляют его снова и снова возвращаться к одними тем же вопросам.
Однако сочинения Ивана IV обнаруживают не только черты неограниченного повелителя, одержимого манией преследования. Иван IV был своеобразной художественной натурой и довольно образованным для своего времени человеком. Несмотря на иосифлянское воспитание и участие в деятельности Стоглавого собора, направленной против «глумотворцев» и «смехотворцев», царь допускал скоморошеские «игры» (в этом он сам признавался в одном из своих посланий) и, очевидно, любил их. «Скоморошеские» вкусы Грозного, склонность к резкой, иногда грубой насмешке обнаруживаются и в его сочинениях.
Иван IV выступал в различных видах литературы: до нас дошли его «речи» — «прение» (диспут) с протестантским проповедником Яном Рокитой и беседы с иностранными дипломатами; вероятно, Ивану IV принадлежит и памятник церковной литературы — канон «Ангелу Грозному», подписанный именем «Парфения Уродивого», Особое место в его творческом наследии занимают некоторые дипломатические документы, во многом выходящие за строгие рамки этого утилитарного жанра и приобретающие публицистическое назначение. Есть основания предположить, что к дипломатической публицистике Ивана Грозного правомерно отнести и группу посланий, формально составленных от лица не самого царя, а его бояр. Здесь наиболее известны грамоты от 1567 г. Это письма от имени И.Д. Бельского, И.Ф. Мстиславского, М.И. Воротынского и И.П. Федорова (Челядина), которые были составлены в 1567 г. в ответ на послания от польского короля Сигизмунда II Августа и гетмана Григория Хоткевича. Но основной жанр, в котором выступал Иван IV, — послания. До нас дошли и полемические послания царя, в числе которых — послания Курбскому, послание в Кирилло-Белозерский монастырь и его дипломатические послания . Но и в последних (сохранившихся в «Посольских делах» XVI в.) постоянно присутствует полемика и обнаруживаются черты его своеобразного стиля — живой спор с противником, риторические вопросы, высмеивание аргументов оппонента и вместе с тем нередкие обращения к его рассудку («ты бы сам себе поразсудил»). Эти индивидуальные черты характерны и для ранних и для поздних посланий царя (с 50-х по 80-е гг.), это черты самого Ивана IV как писателя.
Помимо вышеуказанных особенностей публицистики Ивана Грозного, его речам были свойственны такие характеристики, как столкновение противоположных стихий и чувств, наличие бранной лексики, «жонглирование» и удобное толкование исторических фактов, чередование просторечной и церковнославянской лексики, в своих посланиях Грозный постоянно играет какую-либо роль
. Стиль их меняется в зависимости от взятой им на себя роли. От этого стиль его посланий очень разнообразен. Чаще всего для Ивана Грозного было характерно притворное самоуничижение, иногда связанное с лицедейством и переодеванием. Едва ли не наиболее характерной чертой стиля посланий Грозного является притворно-смиренный тон и просторечные выражения в непосредственном соседстве с пышными и гордыми формулировками, церковнославянизмами, учеными цитатами из отцов Церкви.
Примеры: В группе посланий от 1567 г. царь примеряет на себя «маску» боярина не только, чтобы дать оппонентам ответ на оскорбительное предложение изменить ему. Он использует избранную роль и для достижения другой цели – победить противника в словесном поединке и доказать несостоятельность попыток подтолкнуть кого-либо из своих по-настоящему достойных подданных к измене. Иван IV представляет адресатов Сигизмунда II Августа верными, беспрекословно доверяющими ему людьми. Царь рисует эти образы, создавая «противовес» «крестопреступникам» вроде Андрея Курбского, не столь давний «отъезд» которого дал польскому государю некоторое представление о настроениях боярства и, соответственно, дополнительную надежду на успех. Еще один мотив Грозного – вновь попытаться развеять «слухи», распространяемые Курбским, с которым царь вел полемику в письмах. Л.А. Юзефович отмечает, что в те годы на Западе были распространены легенды об особой жестокости Ивана IV. С ними в том числе полемизирует царь – его цель, помимо прочего, переломить общественное мнение6 и доказать не только номинальному адресату, но и широкому кругу лиц, которые могли прочесть списки с посланий, что в его стране все благополучно и недовольство бояр – это домыслы польского монарха. В смысле более общем главным мотивом этой группы посланий становится тема, так или иначе пронизывающая все публицистическое наследие Грозного. «Защита и обоснование неограниченных прав самодержавной власти – вот основная тема первого послания Курбскому. Эта же тема повторяется и в остальных посланиях. В послании Сигизмунду II Августу от имени Воротынского “волное царское самодержавство” Ивана IV противопоставлено “убогому королевству” Яггеллонов; в послании Стефану Баторию Грозный многозначительно именует себя царем “по божьему изволению, а не по многомятежному человечества хотению” и т. д.». В послании от имени Бельского правитель косвенно противопоставляет себя польскому королю
, уничижая последнего, преимущественно в области дипломатических отношений. Но не только этот вопрос дал пространство для Ивана Грозного - он косвенно обличает оппонента и как отступника от норм божественных, ведь речь идет о «крестном целовании». Не случайно именно этот отрывок начинается с вознесения благодарности Богу от имени обозначенных адресантов. Не удивительно и то, что приведенный фрагмент, рисующий безграничное уважение подданных к Ивану IV, оканчивается его излюбленной формулой власти.
Переписка Ивана IV с Андреем Курбским.
Наиболее важное место в творчестве Ивана Грозного занимает его переписка с Курбским. Выходец из знатного рода (связанного с ярославскими князьями), член правительственной группы 50-х гг. — «избранной рады» и участник казанского похода, А. М. Курбский бежал из России в 1564 г., опасаясь царской опалы. Оказавшись в польской Ливонии, Курбский обратился к царю с обличительным посланием, обвинив царя в несправедливых гонениях на верных воевод, завоевавших для России «прегордые царства». Царь ответил Курбскому обширным посланием, почти целой книгой; завязалась знаменитая переписка.
Особенностью этой переписки, отличавшей ее от большинства посланий предшествующих веков, действительно адресованных конкретным лицам и лишь потом ставших предметом широкого чтения, было то, что переписка царя с Курбским с самого начала имела публицистический характер. Главная черта «Переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским», отличающая ее от других публицистических произведений XVIв - «значительный рост индивидуального начала в стилей произведений». Как писал Д.С.Лихачев: «Индивидуальные особенности стиля, поднявшиеся над жанровыми трафаретами, были уже в достаточной мере ясны у обоих главных антагонистов эпохи - Грозного и Курбского». До Ивана IV не было ни одного писателя, в творчестве которого с такой силой были бы выражены индивидуальное начало и личность автора.
Конечно, царь отвечал Курбскому, а Курбский — царю, но ни тот ни другой не собирались ни в чем переубеждать друг друга. Они писали, прежде всего, для читателей, так же как авторы «открытых писем» в литературе нового времени. Первое послание Ивана IV Курбскому было названо «посланием» против «крестопреступников» (т. е. изменников, нарушителей присяги) «во все его Российское государство».
Споря с «крестопреступниками», царь, естественно, исходил из задач этой полемики. Читателям из «всего Российского государства» нужно было доказать преступность обличаемых в послании бояр.
В споре с Курбским царь отстаивал идею ничем не ограниченной царской власти, доказывая, что вмешательство бояр и духовенства в управление губит государство. При этом царь ставил в вину своему противнику «боярское правление» 30-40-х гг. XVI в., хотя ровесник царя Курбский не мог принимать участия в политике этих лет. Фактически оба противника исходили из одного идеала — из идей Стоглавого собора, укрепивших русское «пресветлое православие», и спорили о том, кто из них более верен этим идеям. И царь, и Курбский охотно обращались в этом споре к «божьему суду». Грозный заявлял в 1577 г., что его успехи в войне — доказательство того, что божье «смотрение» (провидение) на его стороне, а спустя два года Курбский точно так же объяснял неудачи царя божьим судом.
Важное место в полемике (особенно первом послании Грозного) занимали пространные ссылки на церковную литературу. Политическая полемика между обоими противниками дополнялась и чисто литературной полемикой — о границах «ученого» и «варварского» в литературе.В переписке присутствует подлинная литературная полемика, спор о том, в каком стиле должны писаться послания. Но если в политическом диспуте Курбский нередко «побивал» царя, высмеивая наиболее нелепые из его обвинений против казненных советников, то в литературном споре он едва ли мог считаться победителем. Силу «варварских» аргументов царя он, несомненно, ощущал и обнаружил это в своем произведении, написанном в совсем иной, повествовательно-исторической форме.
В творчестве Ивана Грозного отразилось и его положение безраздельного владыки, наследственного и единовластного государя всея Руси, полноправного преемника римских кесарей и помазанника Божьего. Грозный нарушает все литературные жанры, все литературные традиции, как только они становятся ему помехой. Стиль письма Грозного - как бы часть поведения его в жизни. Он постоянно переходит от одного чувства к другому: то до крайности резкий и гневный, то лирически приподнятый, то мастер церковно-славянского стиля, то опускающийся до грубой брани. Смелый новатор, изумительный мастер языка, то гневный, то лирически приподнятый (как, например, в своем завещании 1572 г.), мастер «кусательного» стиля, самодержец всея Руси, любивший игру в смирение, изображавший себя обиженным или приниженным, пренебрегавший многими литературными традициями ради единой цели: убедить и высмеять своего противника, -- таков Грозный в своих произведениях