Файл: Организация технологического процесса уборки зерновых культур однофазным способом мта ск5а нива.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зная урожайность поля, находят значение потерь в процентах по формуле
Пк%=Пк/ Уз;
где:
-
Пк% - потери зерна за комбайном в процентах. -
Уз – урожайность поля (ц/га). -
Пк – потери зерна за комбайном (кг/га).
Высота среза – должна соответствовать агротехническим требованиям.
Отсутствие огрехов – огрехи не допускаются.
Копны должны располагаться ровными рядами.
Второй этап – производит агроном и бригадир, после выполнения операции. При этой операции проверяют те же параметры контроля, что и на первом этапе, и в зависимости от качества начисляются штрафные баллы. Параметры контроля указаны в таблице №1
Таблица №1
Показатель | Градация нормативов | Балл |
Потери зерна при уборке прямостоящего хлебостоя, % | До 2% 2 - 3% 3 - 4% Более 4% | 5 4 3 0 |
Потери зерна при уборке полеглого хлебостоя, % | До 3% 3 - 4% 4 – 5% Более 5% | 5 4 3 0 |
Высота стерни | Соответствует Не соответствует | 2 0 |
Дробление зерна | До 2% Более 2% | 1 0 |
Засоренность зерна | До 3% Более 3% | 1 0 |
Наличие огрехов | Нет Случайные устранимые Систематические | 3 2 0 |
Анализ применяемых способов уборки
Большое количество комбайнов «Нива» СК-5А позволяет производить уборку зерновых культур вовремя и в лучшие агротехнические сроки. Для отвоза зерна использовать автопоезда КАМАЗ 55102, для подстраховки, на случай поломки, могут использоваться другие автомобили, например ЗИЛ ММЗ 4554.
Для проведения организационных мероприятий по подготовки поля к уборке нужны трактора с плугом, трактор МТЗ-80 с водораздатчиком, автопередвижная мастерская со сваркой
, оперативная машина.
Звено технического обслуживания имеет следующую структуру: автомобиль АПМ с небольшим набором запчастей, инструментов и приспособлений, передвижная САК, передвижной заправочный агрегат.
Звено бытового обслуживания обеспечивает доставку хлеборобам питания в поле.
Обмолоченное зерно доставляется на зерноочистительный ток, который должен располагать погрузчик ЗПС-100-2 ЗМ-100, а также зерноочистительные машины ОВС-20 ЗАВ – 40.
Затягивание сроков уборки может отрицательно сказаться на качестве зерна и его урожайности.
Так, например: при прорастании зерна в колосе при обильной влажности переводит его из кондиционного в фуражное и реализуется по более низким ценам.
Неровные дороги к полю увеличивают продолжительность рейса автомобилей, снижает производительность труда, что ведет к дополнительным материальным затратам.
Выбор наиболее рационального способа уборки зерновых культур.
Учитывая опыт передовых хозяйств области по уборке зерновых культур, а также финансовые возможности и наличие техники в хозяйстве, наиболее рациональным будет применение прямого комбайнирования, которое по сравнению с раздельным способом уборки исключает операцию скашивания в валки, то есть является более эффективным. Применение большегрузных автомобилей так же является эффективным.
Технологический процесс комбайна «Нива» СК – 5А
Технологический процесс комбайна «Нива» СК-5А протекает следующим образом:
Полосу стеблей убираемой культуры, отделяемую делителем от хлебостоя, захватывают лопасти мотовила и подводят к режущему аппарату. Срезанные стебли подаются с мотовила к шнеку жатки. Шнек, имея спирали правого и левого направления, перемещает срезанные стебли от краев к центру жатки, где расположен пальчиковый механизм. Пальчиковый механизм шнека захватывает их, а также стебли, непосредственно поступающие на него, и направляет в окно жатки, из которого масса отбирается битером проставки и передается к транспортеру. Наклонная камера, которая направляет ее в приемную камеру молотилки. В молотильном аппарате масса обмолачивается и большая часть зерна и мелких соломенных фракций выдается через решетчатое подбарабанье на транспортную доску. Из молотильного аппарата хлебная масса выходит в виде двух фракций – соломенного и зернового вороха. Соломенный ворох, содержащий в основном крупную солому, и часть зерна попадает на самотряс, на котором отделяется оставшееся зерно и мелкие соломистые частицы, а солома по самотрясу поступает к копнителю. При сходе с самотряса солома захватывается граблинами соломонабивателя и направляется в камеру копнителя. По мере наполнения копнителя растет усилие подпрессовки соломы, которое воздействует на клапан аварийного заполнения и включает сигнал полного заполнения копнителя. Если механизатор почему-либо не заметил этого сигнала и не сбросил копну, то включается автомат сброса копны.
Зерновой ворох, выделенный через подбарабанье, а также зерно и мелкие соломенные частицы, выделенные на самотрясе, поступают на транспортную доску, которая подает этот ворох на очистку.
На решетах очистки, оборудованных вентилятором, зерно обдувается и окончательно очищается от соломистых примесей. Чистое зерно, прошедшее через оба решета, поступает по скатной доске решетного стана в зерновой шнек и транспортируется элеватором в бункер.
Недомолоченные колоски, сходящие с нижнего решета вместе с примесью свободного зерна и половы, попадают в колосовой шнек и перемещаются шнеком и элеватором к автономному домолачивающему устройству, где выделяется оставшееся зерно.
Образовавшийся после домолота ворох, поступает в горловину распределительного шнека, который сбрасывает его на конец транспортной доски. При этом труднообмолачиваемые колоски могут несколько раз циркулировать по контуру «домолот - очистка», пока не произойдет их полный вымолот.
Мелкая соломистая часть транспортируется воздушным потоком и решетами к половонабивателю, который подает ее в камеру копнителя или в шнек половооборотника – измельчителя.
При использовании навесного измельчителя солома с соломотряса поступает непосредственно на измельчающий аппарат и после измельчения молотковыми ножами выбрасывается через дефлектор в тележку или на поле. При этом она проходит через нижний люк и лопатки разбрасывателя, которые можно устанавливать в одно из двух положений: для выбрасывания на поле или укладки в валок.
Комбайны СК-5А при комплектации соответствующими приспособлениями могут использоваться на уборке кукурузы, подсолнечника, сои, сорго, крупяных культур, семенных трав.
В этом случае технологический процесс в молотилке комбайна практически не изменяется. Все рабочие органы остаются на месте. Однако, чтобы усилить воздействие этих рабочих органов на убираемую культуру с учетом ее свойств их подвергают некоторой доработке. Так, например, при уборке семенных трав, на переднюю часть подбарабанья молотилки устанавливается специальная сетка, которая способствует лучшему вытиранию семян, а в очистку вводят семенное решето, что улучшает сход в нижний полосовой шнек.
При уборке кукурузы функции молотильного аппарата остаются теми же, но для улучшения технологического процесса пространство между бичами перекрывают специальными щитками, а для повышения эксплуатационной надежности соломотряса так же закрывают щитками его первый и второй каскады.
Наибольшее изменение жатвенная часть претерпевает при уборки кукурузы и подсолнечника, для которых применяют принципиально новые приспособления.
Уборка некоторых других культур требует доработки шнека и мотовила. Так при уборке сорго на трубы граблин устанавливают специальные лопасти, обтянутые с одной стороны полотном, что способствует значительному снижению потерь зерна.
При уборке люпина на мотовила монтируются граблины с удлиненными пальцами.
Обмолоченное зерно выгружается в автопоезд КАМАЗ 55102, который отвозит погруженное зерно на механизированный ток, используется с прицепом и перевозит одновременно 23 тонны зерна. Высота бортов увеличивается, что позволяет увеличить объем кузова. Разгрузочное устройство позволяет открывать и закрывать борта автоматически, что сказывается на производительности.
Привезенное автопоездом зерно разгружается на площадку, а затем погрузчиком ЗПС-100 грузится в автомобиль ГАЗ-САЗ 35-07 и отправляется на доочистку на механизированный ток ЗАВ-40.
Очищенное зерно буртуется в ворох и хранится на крытом току для его последующей реализации.
Организация работ на уборке зерновых нераздельным способом уборки.
Перед началом уборки устанавливают очередность полей с учетом фазы спелости зерна.
Высокопроизводительная и качественная работа уборочно-транспортного комплекса зависит от организационных и технических мероприятий, используемых в хозяйстве.
Уборку зерновых производят по «Эпатовскому» методу, то есть все комбайны и автопоезда, а также звено по техническому обслуживанию и ремонту находятся, на одном убираемом поле, так как этот метод показал себя с наилучшей стороны и используется по всей России на протяжении более 20 лет. Он исключает простой комбайнов и транспорта, сокращает сроки ремонта и технического обслуживания.
Используются современные средства связи, что позволяет увеличить производительность труда.
На одном поле сосредотачиваются: пожарная машина, трактор с плугом, автопередвижная мастерская, сварочный аппарат, обслуживающий медицинский персонал, водовозы и повара.
Применение высокопроизводительной техники позволяет снизить все затраты, по сравнению с комбайнами «Нива» СК-5А и использование на перевозках автомобилей малой грузоподъемности.
Комбайны «Нива» СК-5А по своим эксплуатационным качествам могут вести прямое комбайнирование на всех сельскохозяйственных культурах и являются высокопроизводительными машинами. Однако требуется повышенная организация работ,
исключающий простой на отвоз зерна, поэтому более предпочтителен автопоезд КАМАЗ 55102. Большегрузный автосамосвал, выпущенный специально для уборки сельскохозяйственных культур, для эксплуатации которых требуются выравненные дороги.
Перед началом уборки полевые дороги выравниваются автогрейдером, в полях делаются прокосы, края поля опахиваются для предотвращения попадания на поля постороннего транспорта, а также от воспламенения посевов от искры, случайно выброшенной сигареты.
Поля опахиваются трактором с плугом, что позволяет уберечь урожай от огня. Для проезда автотранспорта делаются прокосы, чтобы исключить потери урожая на колее.
Перед началом уборки на поле разбивают временный полевой стан для технического обслуживания комбайнов и автотранспорта, а также для приема пищи и удовлетворения санитарно бытовых нужд.
При прямом комбайнировании зерновая часть урожая набирается в бункер и выгружается в кузов подъезжающего автомобиля с прицепом. Для исключения потерь зерна при обмолоте и перевозке наиболее уязвимые места в комбайне и кузове автомобиля герметизируются строительной пеной.
Погруженное зерно транспортируется на расстояние от 3 до 7 км, поэтому для расчетов берется среднее расстояние – 5 км на механизированный зерноток, где взвешивается, регистрируется и разгружается на асфальтированную крытую площадку. Устройство выгрузки автосамосвала КАМАЗ 55102 позволяет водителю выгрузить зерно не выходя из кабины автомобиля, что положительно влияет на условия и производительность труда.
Обобщение передового опыта работы уборочных комплексов и обслуживания их специализированным звеном говорит о том, что многое зависит от наличия квалифицированных кадров, от применения современных способов передвижения и связи и нового современного оборудования для технического обслуживания комбайнов и автомобилей в поле.
Наиболее перспективным является организация ТО и ремонт звеньями в межсменное или ночное время, когда останавливается весь уборочно-транспортный конвейер. Это дает возможность квалифицированно провести техническое обслуживание, отдохнуть комбайнерам, что способствует их более производительной работе днем.
Поэтому целесообразно сделать вторую смену второго звена, которое начинало бы свою работу с 17 часов и продолжало до 12 часов ночи.
Рабочий день в звене обычно начинается с ежесменного технического ухода за тракторами и машинами. Механизаторы очищают машины от пыли и грязи, смазывают узлы и детали в соответствии с заводскими инструкциями, выявляют и устраняют мелкие неисправности. В устранении выявленных поломок и неисправностей принимают участие мастера-наладчики. Периодический технический уход за тракторами и комбайнами звено проводит после выработки или определенного количества часов под нагрузкой. Время проведения такого ухода определяется по мото-счетчику числом отработанных часов или количеству израсходованного горючего.