Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.2 Система социального обслуживания населения
1.3 Нормативно правовое регулирование социального обслуживания населения
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное обслуживание: формы и виды
2.2 Проблемы, возникающие при реализации права граждан на социальное обслуживание и пути их решения
В разделе II Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года признается взаимосвязь возникновения внутрисемейных конфликтов с экономическими проблемами, которые испытывает семья. Концепция рассматривает предоставление социальных услуг и реализацию мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия, в качестве важного элемента в преодолении таких ситуаций. Своевременное предоставление социальных услуг семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, позволяет сократить численность детей, родители которых лишаются родительских прав, сократить число выявляемых детей-сирот.
В Конституции РФ1 нет прямых указаний на социальное обслуживание кроме пояснения, что в Российской Федерации, как в государстве социальном, развивается система социальных служб. Согласно статье 15 части 4 Конституции РФ, данные принципы и нормы являются составной частью правовой системы России; причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то подлежат применению нормы международного договора.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому лицу гарантировано социальное обеспечение по возрасту, болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом. Провозглашение Основным законом социальных гарантий предполагает и наличие у каждого права на получение социальной помощи и поддержки, в форме предоставления соответствующих услуг, которые оказываются специально уполномоченными органами в связи с возникающими отношениями между ними и лицами, которые эти услуги получают. Особое место в системе социального обеспечения России занимает социальное обслуживание, предусматривающее предоставление определенным категориям населения (инвалидам, престарелым, лицам со сложной семейной ситуацией и др.) социальных услуг, направленных на удовлетворение основных потребностей нуждающихся в таких услугах лиц.
Принципы социального обслуживания декларируются рядом законодательных и нормативных актов. Непосредственно, данные общественные отношения регулирует Федеральный закон от 28.12. 2012 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».1 В соответствии ФЗ, правовое регулирование социального обслуживания граждан производится на основании данного Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов России и субъектов Российской Федерации. Данный нормативный правовой акт регламентирует следующие вопросы: предмет регулирования настоящего закона; основные понятия, принципы социального обслуживания; система социального обслуживания; полномочия федеральных органов
государственной власти в сфере социального обслуживания; права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг; предоставление социального обслуживания. Анализ положений Федерального закон в таблице 1 свидетельствует о закреплении на федеральном уровне значительного числа норм рекомендательного характера, реализация которых на местах должна осуществляться путем нормотворчества субъектов Российской Федерации.
Кроме того, указанный Федеральный закон включает следующие положения: формы и виды социального обслуживания; организация предоставления социальных услуг; финансирование социального обслуживания; условия оплаты социальных услуг; организация контроля в области социального обслуживания; заключительные и переходные положения.
До 1 января 2005 года в систему социальных служб входила также муниципальная система социальных служб в связи с исключением из полномочий органов местного самоуправления функции предоставления населению мер социальной поддержки. В силу этого Закон о социальном обслуживании 2013г. не упоминает напрямую ни о муниципальных образованиях, ни о муниципальных учреждениях. Вместе с тем они были и остаются ключевыми участниками системы социального обслуживания. Предусматривает два вида вовлечения муниципальных органов в систему социального обслуживания: делегирование государственных полномочий и добровольно.
Существуют особенности оказания социальных услуг различным категориям граждан. Так, Федеральный закон N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»1 предусматривает следующие положения: о понятии «инвалид», социальной защите инвалидов; недопустимости дискриминации по признаку инвалидности; о компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов; о Федеральном реестре инвалидов; об ответственности за причинение вреда здоровью, что способствовало инвалидности. Данный Федеральный закон устанавливает порядок и условия проведения медико - социальной экспертизы; реабилитации и абилитации инвалидов, обеспечения жизнедеятельности инвалидов; условиях труда инвалидов; ответственности за нарушение прав инвалидов; об общественных объединениях инвалидов.
Кроме того, Федеральный закон от 12.01. 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»
2 устанавливает следующие положения: о категориях ветеранов; о социальной защите ветеранов; о мерах социальной поддержки различных категорий ветеранов и т.д. В соответствии со статьей 13 Закона в качестве одной из мер социальной защиты ветеранов предусмотрен внеочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому.
Существуют также 26 Национальных стандартов социального обслуживания населения. Государственные стандарты социального обслуживания регламентируют социальные услуги, обеспечивающие важнейшие потребности человека: социально-бытовые; социально-психологические; социально-правовые; социально-педагогические; социально-медицинские и другие потребности граждан.
К этим нормативным актам относятся шесть ГОСТов социального обслуживания населения. Эти нормативы, по сути – технические и не дают основополагающих правовых норм. Они определяют основные требования к объёму, качеству и формам социальных услуг.
Статья 72 Конституции Российской Федерации1 устанавливает, что социальная защита относится к предмету совместного ведения России и субъектов Федерации. Тем самым, имеет место и двойное нормативное регулирование данных правовых отношений. Сложившаяся в настоящее время система социального обслуживания в России носит территориально-ведомственный характер, то есть максимально приближена к населению. Отсюда в субъектах РФ с учетом своих финансовых возможностей, региональных особенностей принимаются свои нормативно – правовые акты, регламентирующие порядок оказания социальных услуг.
В ведение субъектов РФ переданы полномочия по установлению государственных стандартов социального обслуживания по объему и качеству услуг и установление порядка и условий социального обслуживания. Кроме того, определяется порядок предоставления бесплатного социального обслуживания и порядок оказания платных услуг.
Законодательно регулирует необходимость профилактики обстоятельств, которые обуславливают нуждаемость гражданина в социальном обслуживании путем:
-
обследования условий жизни и деятельности гражданина и определения причин, влияющих на ухудшение этих условий; -
анализа данных государственной статистической отчетности; -
проведения при необходимости выборочных социологических опросов.
Выводы по первой главе.
Согласно ст. 7 Конституции РФ1 Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 7 сказано, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
С каждым годом элементов социальной защиты становится всё больше. Социальным обслуживанием является осуществление деятельности по предоставлению социальных услуг различным категориям населения России:
-
лицам пожилого возраста; -
детям и семьям, нуждающимся в поддержке государства; -
инвалидам независимо от возраста; -
лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию независимо от возраста.
Принципы социального обслуживания декларируются рядом законодательных и нормативных актов. Их перечень приведен в ст. 4 Федерального закона и является ограниченным: добровольность, доступность, адресность, конфиденциальность, гуманность, приоритетность. Особенностью социального обслуживания является то обстоятельство, что оно предоставляется исключительно на основании заявления.
В России существует двухуровневая система законодательной базы социальной защиты. Так, на первом уровне, федеральном, обеспечивается соответствие нормативных правовых актов субъекта РФ законодательству РФ. На втором уровне, региональном, учитывается специфика, а также экономические и социальные возможности конкретного региона, что предполагает конкретику тех положений федерального законодательства, которые требуют расшифровки. Например, дается полный перечень социальных услуг по социальному обслуживанию населения, ежегодно устанавливаются тарифы на данные услуги и т.д.
Для муниципальных образований права издавать нормативно- правовые акты не предоставлено, но в то же время субъекты Федерации делегируют им ряд своих полномочий.
Анализ законодательства в сфере социального обслуживания показал:
-
на современном этапе сформирована законодательная и нормативная база государственной социальной службы социального обеспечения; -
Гражданский кодекс РФ по сути не касается вопросов социальной защиты и социального обеспечения, а собственного кодифицированный акта в праве социального обеспечения нет; -
характерное для социального обеспечения в целом непостоянство; -
большое количество подзаконных актов (в том числе акты министерства труда и социальной защиты, внебюджетных фондов); -
в начале марта 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 18-ФЗ «паллиативная медицинская помощь в России»1. Теперь минимальный уровень паллиативной помощи прописан законодательно и приблизился к мировым стандартам.
Вывод по первой главе должен быть коротким
Социальным обслуживанием является осуществление деятельности по предоставлению социальных услуг различным категориям населения России:
-
лицам пожилого возраста; -
детям и семьям, нуждающимся в поддержке государства; -
инвалидам независимо от возраста; -
лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию независимо от возраста.
Принципы социального обслуживания декларируются рядом законодательных и нормативных актов. Их перечень приведен в статье 4 Федерального закона и является ограниченным: добровольность, доступность, адресность, конфиденциальность, гуманность, приоритетность. Особенностью социального обслуживания является то обстоятельство, что оно предоставляется исключительно на основании заявления.