Файл: Виды и формы социального обслуживания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В разделе II Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года признается взаимосвязь возникновения внутрисемейных конфликтов с экономическими проблемами, которые испытывает семья. Концепция рассматривает предоставление социальных услуг и реализацию мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия, в качестве важного элемента в преодолении таких ситуаций. Своевременное предоставление социальных услуг семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, позволяет сократить численность детей, родители которых лишаются родительских прав, сократить число выявляемых детей-сирот.

В Конституции РФ1 нет прямых указаний на социальное обслуживание кроме пояснения, что в Российской Федерации, как в государстве социальном, развивается система социальных служб. Согласно статье 15 части 4 Конституции РФ, данные принципы и нормы являются составной частью правовой системы России; причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то подлежат применению нормы международного договора.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому лицу гарантировано социальное обеспечение по возрасту, болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом. Провозглашение Основным законом социальных гарантий предполагает и наличие у каждого права на получение социальной помощи и поддержки, в форме предоставления соответствующих услуг, которые оказываются специально уполномоченными органами в связи с возникающими отношениями между ними и лицами, которые эти услуги получают. Особое место в системе социального обеспечения России занимает социальное обслуживание, предусматривающее предоставление определенным категориям населения (инвалидам, престарелым, лицам со сложной семейной ситуацией и др.) социальных услуг, направленных на удовлетворение основных потребностей нуждающихся в таких услугах лиц.

Принципы социального обслуживания декларируются рядом законодательных и нормативных актов. Непосредственно, данные общественные отношения регулирует Федеральный закон от 28.12. 2012 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».1 В соответствии ФЗ, правовое регулирование социального обслуживания граждан производится на основании данного Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов России и субъектов Российской Федерации. Данный нормативный правовой акт регламентирует следующие вопросы: предмет регулирования настоящего закона; основные понятия, принципы социального обслуживания; система социального обслуживания; полномочия федеральных органов
государственной власти в сфере социального обслуживания; права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг; предоставление социального обслуживания. Анализ положений Федерального закон в таблице 1 свидетельствует о закреплении на федеральном уровне значительного числа норм рекомендательного характера, реализация которых на местах должна осуществляться путем нормотворчества субъектов Российской Федерации.

Кроме того, указанный Федеральный закон включает следующие положения: формы и виды социального обслуживания; организация предоставления социальных услуг; финансирование социального обслуживания; условия оплаты социальных услуг; организация контроля в области социального обслуживания; заключительные и переходные положения.

До 1 января 2005 года в систему социальных служб входила также муниципальная система социальных служб в связи с исключением из полномочий органов местного самоуправления функции предоставления населению мер социальной поддержки. В силу этого Закон о социальном обслуживании 2013г. не упоминает напрямую ни о муниципальных образованиях, ни о муниципальных учреждениях. Вместе с тем они были и остаются ключевыми участниками системы социального обслуживания. Предусматривает два вида вовлечения муниципальных органов в систему социального обслуживания: делегирование государственных полномочий и добровольно.

Существуют особенности оказания социальных услуг различным категориям граждан. Так, Федеральный закон N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»1 предусматривает следующие положения: о понятии «инвалид», социальной защите инвалидов; недопустимости дискриминации по признаку инвалидности; о компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов; о Федеральном реестре инвалидов; об ответственности за причинение вреда здоровью, что способствовало инвалидности. Данный Федеральный закон устанавливает порядок и условия проведения медико - социальной экспертизы; реабилитации и абилитации инвалидов, обеспечения жизнедеятельности инвалидов; условиях труда инвалидов; ответственности за нарушение прав инвалидов; об общественных объединениях инвалидов.

Кроме того, Федеральный закон от 12.01. 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»

2 устанавливает следующие положения: о категориях ветеранов; о социальной защите ветеранов; о мерах социальной поддержки различных категорий ветеранов и т.д. В соответствии со статьей 13 Закона в качестве одной из мер социальной защиты ветеранов предусмотрен внеочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому.

Существуют также 26 Национальных стандартов социального обслуживания населения. Государственные стандарты социального обслуживания регламентируют социальные услуги, обеспечивающие важнейшие потребности человека: социально-бытовые; социально-психологические; социально-правовые; социально-педагогические; социально-медицинские и другие потребности граждан.

К этим нормативным актам относятся шесть ГОСТов социального обслуживания населения. Эти нормативы, по сути – технические и не дают основополагающих правовых норм. Они определяют основные требования к объёму, качеству и формам социальных услуг.

Статья 72 Конституции Российской Федерации1 устанавливает, что социальная защита относится к предмету совместного ведения России и субъектов Федерации. Тем самым, имеет место и двойное нормативное регулирование данных правовых отношений. Сложившаяся в настоящее время система социального обслуживания в России носит территориально-ведомственный характер, то есть максимально приближена к населению. Отсюда в субъектах РФ с учетом своих финансовых возможностей, региональных особенностей принимаются свои нормативно – правовые акты, регламентирующие порядок оказания социальных услуг.

В ведение субъектов РФ переданы полномочия по установлению государственных стандартов социального обслуживания по объему и качеству услуг и установление порядка и условий социального обслуживания. Кроме того, определяется порядок предоставления бесплатного социального обслуживания и порядок оказания платных услуг.

Законодательно регулирует необходимость профилактики обстоятельств, которые обуславливают нуждаемость гражданина в социальном обслуживании путем:

  1. обследования условий жизни и деятельности гражданина и определения причин, влияющих на ухудшение этих условий;

  2. анализа данных государственной статистической отчетности;

  3. проведения при необходимости выборочных социологических опросов.


Выводы по первой главе.

Согласно ст. 7 Конституции РФ1 Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 7 сказано, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

С каждым годом элементов социальной защиты становится всё больше. Социальным обслуживанием является осуществление деятельности по предоставлению социальных услуг различным категориям населения России:

  • лицам пожилого возраста;

  • детям и семьям, нуждающимся в поддержке государства;

  • инвалидам независимо от возраста;

  • лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию независимо от возраста.

Принципы социального обслуживания декларируются рядом законодательных и нормативных актов. Их перечень приведен в ст. 4 Федерального закона и является ограниченным: добровольность, доступность, адресность, конфиденциальность, гуманность, приоритетность. Особенностью социального обслуживания является то обстоятельство, что оно предоставляется исключительно на основании заявления.

В России существует двухуровневая система законодательной базы социальной защиты. Так, на первом уровне, федеральном, обеспечивается соответствие нормативных правовых актов субъекта РФ законодательству РФ. На втором уровне, региональном, учитывается специфика, а также экономические и социальные возможности конкретного региона, что предполагает конкретику тех положений федерального законодательства, которые требуют расшифровки. Например, дается полный перечень социальных услуг по социальному обслуживанию населения, ежегодно устанавливаются тарифы на данные услуги и т.д.

Для муниципальных образований права издавать нормативно- правовые акты не предоставлено, но в то же время субъекты Федерации делегируют им ряд своих полномочий.

Анализ законодательства в сфере социального обслуживания показал:

  • на современном этапе сформирована законодательная и нормативная база государственной социальной службы социального обеспечения;

  • Гражданский кодекс РФ по сути не касается вопросов социальной защиты и социального обеспечения, а собственного кодифицированный акта в праве социального обеспечения нет;

  • характерное для социального обеспечения в целом непостоянство;

  • большое количество подзаконных актов (в том числе акты министерства труда и социальной защиты, внебюджетных фондов);

  • в начале марта 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 18-ФЗ «паллиативная медицинская помощь в России»1. Теперь минимальный уровень паллиативной помощи прописан законодательно и приблизился к мировым стандартам.


Вывод по первой главе должен быть коротким

Социальным обслуживанием является осуществление деятельности по предоставлению социальных услуг различным категориям населения России:

  • лицам пожилого возраста;

  • детям и семьям, нуждающимся в поддержке государства;

  • инвалидам независимо от возраста;

  • лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию независимо от возраста.

Принципы социального обслуживания декларируются рядом законодательных и нормативных актов. Их перечень приведен в статье 4 Федерального закона и является ограниченным: добровольность, доступность, адресность, конфиденциальность, гуманность, приоритетность. Особенностью социального обслуживания является то обстоятельство, что оно предоставляется исключительно на основании заявления.