Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.2 Система социального обслуживания населения
1.3 Нормативно правовое регулирование социального обслуживания населения
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное обслуживание: формы и виды
2.2 Проблемы, возникающие при реализации права граждан на социальное обслуживание и пути их решения
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное обслуживание: формы и виды
Современная трансформация социальной действительности проявляется в форсировании социальных изменений во всех сферах общественного развития. Услуги социальной сферы являются важным инфраструктурным компонентом реализации социальной политики и повышения качества жизни населения. Сущностным ядром деятельности системы социального обслуживания являются социальные услуги, ориентированные на улучшение социального благополучия и качества жизни человека. И.В. Малофеев подчеркивает, что «в настоящее время предоставление социальных услуг ориентировано на активизацию собственного потенциала человека, формирование ответственности индивида за себя и благополучие своей семьи, тем самым отказываясь от политики государственного патернализма».
Предоставление социальных услуг населению основывается на следующих принципах: 1) обеспечение равного, свободного доступа граждан к социальному обслуживанию не зависимо от их возраста, расы, пола, национальности, происхождения, языка, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; 2) адресное предоставление социальных услуг; 3) приближенное расположение поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточное количество поставщиков социальных услуг для удовлетворения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; 4) обеспечение сохранения пребывания гражданина в привычной для него благоприятной среде; 5) добровольность; 6) конфиденциальность. Разнообразие социальных услуг требует эффективной системы классификации, которая позволяет рассмотреть их с точки зрения системности, комплексности и единой направленности. Согласно ФЗ N 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»1 по видам решаемых проблем представлены такие социальные услуги: — социально-бытовые услуги направлены на оказание помощи человеку в быту; — социально-медицинские услуги ориентированы на сохранение здоровья клиента, организуя ему необходимый уход, оказывая содействие в осуществлении оздоровительных процедур, проводя систематические наблюдения за состоянием его здоровья; — социально-психологические услуги направлены на коррекцию психологического
самочувствия клиента для адаптации в социуме; — социально-педагогические услуги ориентированы на профилактику отклоняющегося поведения, личностное развитие клиента, формирование у него положительных интересов, организацию досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; — социально-трудовые услуги направлены на трудоустройство клиента и решение других вопросов, связанных с его трудовой адаптацией; — социально-правовые услуги содействуют в получении юридических услуг, направленные на защиту прав и законных интересов клиента; — услуги, повышающие коммуникативный потенциал клиента, имеющего ограничения жизнедеятельности;— срочные социальные услуги предоставляются в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, имеющие обстоятельства, ухудшающие или которые могут ухудшить условия их жизнедеятельности. Следует отметить, что утверждение примерного перечня социальных услуг по их видам законодатель отнес к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания, предоставив субъектам РФ право утверждения перечня социальных услуг, дополняющих примерный перечень. Охарактеризуем систему социальных услуг с точки зрения субъекта. Главным субъектом оказания социальных услуг населению является государство. Оно гарантирует определенный минимум услуг для тех категорий населения, которые, находясь в трудном положении, не в состоянии решить проблемы самостоятельно. В настоящее время в России предоставлением социальных услуг занимаются помимо государственных учреждений также и коммерческие, некоммерческие организации (НКО), индивидуальные предприниматели, оказывающие помощь и поддержку населению в отдельные периоды жизнедеятельности. Субъектом предоставления услуг может выступать «сам человек, который находит дополнительные ресурсы для поддержки своих жизненных сил в условиях социальных рисков, т.е. самопомощь как вид социальной услуги». Социальные услуги по уровню предоставляющего субъекта делятся на федеральные, то есть это услуги, которые предоставляются в рамках законодательных актов государством. Государство оставило за собой обязанность предоставления услуг
лицам с ограниченными возможностями здоровья, детям (детское пособие), матерям (материнский капитал); региональные социальные услуги, которые предоставляются определенным категориям населения в рамках региона; а также социальные услуги, предоставляемые на уровне муниципальных образований, где разрабатываются программы, направленные на поддержку граждан и предоставления им отдельных видов социальных услуг. По объекту предоставления социальных услуг можно отметить индивидуальные и групповые услуги. Индивидуальные услуги предоставляются конкретному клиенту, учитывая его потребности и запросы. Групповые (коллективные) услуги предоставляются сразу группе клиентов, объединенных общими интересами. Например, услуги по обучению пожилых людей работе с компьютером, услуги в организации досуговой деятельности. С точки зрения оплаты, социальные услуги можно классифицировать таким образом: — бюджетные услуги: право на получение социальных услуг бесплатно имеют: дети; лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; а также лица, имеющие на дату обращения среднедушевой доход ниже или равный размеру устанавливаемой предельной величины; — внебюджетные социальные услуги (за счет средств благотворительных взносов и пожертвований); — внебюджетные социальные услуги, за счет средств получателей социальных услуг, т.е. предоставление социальных услуг за плату или частичную плату. Социальные услуги могут предоставляться получателям в различных формах социального обслуживания, такими являются: стационарные, полустационарные формы социального обслуживания, а также социальное обслуживание в домашних условиях. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания вопределенное время суток. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1-7 статьи 20 Федерального закона N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
1. При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены: — возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией; — возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации; — дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;— дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика; — оказание иных видов посторонней помощи.
2.2 Проблемы, возникающие при реализации права граждан на социальное обслуживание и пути их решения
С 1 января 2015 г. вступил в силу новый кодификационный закон в сфере социального обслуживания - Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ1, который, как предполагалось, модернизирует систему социального обслуживания населения. Однако в настоящее время обозначился ряд проблем правового регулирования отношений по социальному обслуживанию, позволяющих сделать определенные выводы о совместимости нормативных положений данного Закона с реалиями жизни, правоприменительной практикой и сущностными принципами института социального обслуживания, предпосылки для формирования которого в структуре социально-обеспечительного законодательства были заложены еще первыми актами о формах социального обслуживания пожилых граждан, принятыми к середине 80-х гг.
С началом разгосударствления сферы социальных услуг еще большую остроту приобретает проблема обеспечения эффективного контроля, выявления и устранения фактов жестокого обращения с пациентами - получателями социальных услуг в стационарной форме, которые отмечаются как в учреждениях психоневрологического профиля, так и в стационарах общего типа, как в "частном секторе" социальных услуг, так и в государственных и муниципальных стационарах.
Следует отметить, что ныне действующий Федеральный закон N 442-ФЗ хотя и закрепляет в части 1 статьи 4 положение о том, что социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека, однако в качестве принципов социального обслуживания в ч. 2 ст. 4 данные положения не закреплены. Если обратиться к нормам ранее действовавшего Федерального закона N 122-ФЗ1, то видим, что принцип соблюдения прав и свобод человека прямо был закреплен в ст. 3 в числе основных принципов деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а Федеральный закон N 195-ФЗ2 в числе принципов социального обслуживания прямо закреплял принцип гуманности. Закон N 442