Файл: Виды и формы социального обслуживания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

2.1 Социальное обслуживание: формы и виды


Современная трансформация социальной действительности проявляется в форсировании социальных изменений во всех сферах общественного развития. Услуги социальной сферы являются важным инфраструктурным компонентом реализации социальной политики и повышения качества жизни населения. Сущностным ядром деятельности системы социального обслуживания являются социальные услуги, ориентированные на улучшение социального благополучия и качества жизни человека. И.В. Малофеев подчеркивает, что «в настоящее время предоставление социальных услуг ориентировано на активизацию собственного потенциала человека, формирование ответственности индивида за себя и благополучие своей семьи, тем самым отказываясь от политики государственного патернализма».

Предоставление социальных услуг населению основывается на следующих принципах: 1) обеспечение равного, свободного доступа граждан к социальному обслуживанию не зависимо от их возраста, расы, пола, национальности, происхождения, языка, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; 2) адресное предоставление социальных услуг; 3) приближенное расположение поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточное количество поставщиков социальных услуг для удовлетворения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; 4) обеспечение сохранения пребывания гражданина в привычной для него благоприятной среде; 5) добровольность; 6) конфиденциальность. Разнообразие социальных услуг требует эффективной системы классификации, которая позволяет рассмотреть их с точки зрения системности, комплексности и единой направленности. Согласно ФЗ N 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»1 по видам решаемых проблем представлены такие социальные услуги: — социально-бытовые услуги направлены на оказание помощи человеку в быту; — социально-медицинские услуги ориентированы на сохранение здоровья клиента, организуя ему необходимый уход, оказывая содействие в осуществлении оздоровительных процедур, проводя систематические наблюдения за состоянием его здоровья; — социально-психологические услуги направлены на коррекцию психологического
самочувствия клиента для адаптации в социуме; — социально-педагогические услуги ориентированы на профилактику отклоняющегося поведения, личностное развитие клиента, формирование у него положительных интересов, организацию досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; — социально-трудовые услуги направлены на трудоустройство клиента и решение других вопросов, связанных с его трудовой адаптацией; — социально-правовые услуги содействуют в получении юридических услуг, направленные на защиту прав и законных интересов клиента; — услуги, повышающие коммуникативный потенциал клиента, имеющего ограничения жизнедеятельности;— срочные социальные услуги предоставляются в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, имеющие обстоятельства, ухудшающие или которые могут ухудшить условия их жизнедеятельности. Следует отметить, что утверждение примерного перечня социальных услуг по их видам законодатель отнес к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания, предоставив субъектам РФ право утверждения перечня социальных услуг, дополняющих примерный перечень. Охарактеризуем систему социальных услуг с точки зрения субъекта. Главным субъектом оказания социальных услуг населению является государство. Оно гарантирует определенный минимум услуг для тех категорий населения, которые, находясь в трудном положении, не в состоянии решить проблемы самостоятельно. В настоящее время в России предоставлением социальных услуг занимаются помимо государственных учреждений также и коммерческие, некоммерческие организации (НКО), индивидуальные предприниматели, оказывающие помощь и поддержку населению в отдельные периоды жизнедеятельности. Субъектом предоставления услуг может выступать «сам человек, который находит дополнительные ресурсы для поддержки своих жизненных сил в условиях социальных рисков, т.е. самопомощь как вид социальной услуги». Социальные услуги по уровню предоставляющего субъекта делятся на федеральные, то есть это услуги, которые предоставляются в рамках законодательных актов государством. Государство оставило за собой обязанность предоставления услуг

лицам с ограниченными возможностями здоровья, детям (детское пособие), матерям (материнский капитал); региональные социальные услуги, которые предоставляются определенным категориям населения в рамках региона; а также социальные услуги, предоставляемые на уровне муниципальных образований, где разрабатываются программы, направленные на поддержку граждан и предоставления им отдельных видов социальных услуг. По объекту предоставления социальных услуг можно отметить индивидуальные и групповые услуги. Индивидуальные услуги предоставляются конкретному клиенту, учитывая его потребности и запросы. Групповые (коллективные) услуги предоставляются сразу группе клиентов, объединенных общими интересами. Например, услуги по обучению пожилых людей работе с компьютером, услуги в организации досуговой деятельности. С точки зрения оплаты, социальные услуги можно классифицировать таким образом: — бюджетные услуги: право на получение социальных услуг бесплатно имеют: дети; лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; а также лица, имеющие на дату обращения среднедушевой доход ниже или равный размеру устанавливаемой предельной величины; — внебюджетные социальные услуги (за счет средств благотворительных взносов и пожертвований); — внебюджетные социальные услуги, за счет средств получателей социальных услуг, т.е. предоставление социальных услуг за плату или частичную плату. Социальные услуги могут предоставляться получателям в различных формах социального обслуживания, такими являются: стационарные, полустационарные формы социального обслуживания, а также социальное обслуживание в домашних условиях. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания вопределенное время суток. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1-7 статьи 20 Федерального закона N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
1. При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены: — возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией; — возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации; — дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;— дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика; — оказание иных видов посторонней помощи.

2.2 Проблемы, возникающие при реализации права граждан на социальное обслуживание и пути их решения


С 1 января 2015 г. вступил в силу новый кодификационный закон в сфере социального обслуживания - Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ1, который, как предполагалось, модернизирует систему социального обслуживания населения. Однако в настоящее время обозначился ряд проблем правового регулирования отношений по социальному обслуживанию, позволяющих сделать определенные выводы о совместимости нормативных положений данного Закона с реалиями жизни, правоприменительной практикой и сущностными принципами института социального обслуживания, предпосылки для формирования которого в структуре социально-обеспечительного законодательства были заложены еще первыми актами о формах социального обслуживания пожилых граждан, принятыми к середине 80-х гг.

С началом разгосударствления сферы социальных услуг еще большую остроту приобретает проблема обеспечения эффективного контроля, выявления и устранения фактов жестокого обращения с пациентами - получателями социальных услуг в стационарной форме, которые отмечаются как в учреждениях психоневрологического профиля, так и в стационарах общего типа, как в "частном секторе" социальных услуг, так и в государственных и муниципальных стационарах.

Следует отметить, что ныне действующий Федеральный закон N 442-ФЗ хотя и закрепляет в части 1 статьи 4 положение о том, что социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека, однако в качестве принципов социального обслуживания в ч. 2 ст. 4 данные положения не закреплены. Если обратиться к нормам ранее действовавшего Федерального закона N 122-ФЗ1, то видим, что принцип соблюдения прав и свобод человека прямо был закреплен в ст. 3 в числе основных принципов деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а Федеральный закон N 195-ФЗ2 в числе принципов социального обслуживания прямо закреплял принцип гуманности. Закон N 442