Файл: Российский государственный социальный университет кейсзадание по дисциплине Технологии реализации образовательных программ.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
КЕЙС-ЗАДАНИЕ
по дисциплине «Технологии реализации образовательных программ»
Дать оценку системе дистанционного обучения в РФ
ФИО студента | Городничев Андрей Владимирович |
Направление подготовки | Организационно-административная деятельность в системе социальной защиты населения. |
Группа | СРБ-М-1-З-2022 |
Москва 2023
Содержание
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
Основная часть…………………………………………………………….. | 5 |
Заключение…………………………………………………………………. | 9 |
Список литературы ……………………………………………………….. | 11 |
Введение
Дистанционное обучение – это обучение с помощью технологий, позволяющих получать образование на расстоянии. 6 мая 2005 года был издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, который гласит: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии педагогического работника и обучающегося…»
Объективность появления дистанционного обучения (ДО) вызвана необходимостью обеспечения качественного, массового индивидуализированного образования. С экономической и организационной точки зрения известные существующие формы обучения не позволяют реализовать это на практике, однако ДО, которое базируется на широком использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), решает эту проблему. Обучение по интернет-технологии [2].
Дистанционное обучение — совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения. Основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая (портфельная) технология, интернет-технология, телевизионно-спутниковая технология. Допускается сочетание технологий [1]. Дистанционное обучение — это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе дистанционного обучения.
Качественно и наглядно такое явление как ДО, его существо и особенности можно представить себе, если описать это явление на повествовательном языке на примере одной из моделей ДО, а именно интернет-обучении. Действительно, если пять-семь лет назад получение знаний с доставкой на дом — через Интернет казалось многим учащимся привилегией иностранцев, то сегодня практически каждая отечественная образовательная организация, учреждение (вуз, школа, учреждения дополнительного образования) готовы предоставить своим учащимся такую возможность. [3].
В настоящее время развитие Интернета и быстрое снижение стоимости предоставляемых ими услуг создают условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой получения образования для все большей части граждан, поскольку позволяет людям получать необходимый им уровень общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных образовательных учреждениях, не прекращая других видов своей деятельности. Дистанционное обучение открывает широкие возможности для образования и повышения квалификации инвалидов, женщин, воспитывающих маленьких детей, лиц, не имеющих возможности прервать свою основную работу, а также для жителей, проживающих в удаленных от образовательных центров районах. Таким образом, развитие системы дистанционного образования представляет для нашей страны важную и актуальную социально-технологическую проблему, которая тесно связана с проблемой информатизации сферы образования [4].
Основная часть
Дистанционная форма обучения как отдельный формат появился в России в конце ХХ века с появлением глобальной сети Интернет, новейших технологий, позволяющих получать информацию с любого уголка планеты за считанные минуты.
В 1995 году была принята концепция по развитию дистанционного обучения в РФ. Целью создания новой формы являлось повышение доступности среднего и высшего профессионального образования, модернизация учебного процесса, повышение качества профессионального становления. Изначально новый формат становления специалистов назывался «электронным обучением». В плане дистанционного обучения Россия значительно отставала от Европы, где данный вариант появился еще в XVIII веке. Первый университет, практикующий именно новую современную дистанционную форму профессионального воспитания и развития, зародился в Великобритании в 1969 году. Первый вариант дистанционного образования строился по принципу почты: учащийся получал письма с заданиями, выполнял их и отправлял по указанному адресу решения.
Началом дистанционного обучения в России принято считать 1997 год, когда Минобразования документально разрешило проводить экспериментальное дистанционное обучение. Сегодня в нашей стране отдельного ВУЗа, который занимается подготовкой кадров исключительно дистанционно, нет. Лишь отдельные образовательные заведения начали практиковать данный вариант подготовки квалифицированных специалистов. Данное право они получили с 2005 года.
Дистанционное обучение в отечественных ВУЗах возможно только на платной основе. Притом стоимость такого обучения будет гораздо привлекательнее, чем на очном или заочном отделении. Как правило, дистанционное обучение позволяет сэкономить не только время на дорогу до ВУЗа, затраты на передвижение, но и стоимость образовательных услуг. Данный формат обходится студентам примерно на треть дешевле, чем очникам, и на четверть дешевле, чем заочникам. Обратите внимание, что качество профессиональной подготовки при этом не страдает, так как оно в любом случае зависит от желаний и усилий учащегося.
К главным недостаткам дистанционного обучения относят отсутствие живых контактов (непосредственного общения между учащимися, студентом и преподавателем). Все взаимодействие между студентами и университетом, преподавателями происходит посредством Интернета и специальных приложений: официальный сайт ВУЗа, личный кабинет студента на сайте, электронная почта, скайп, видеосвязь и пр. Более того многие работодатели до сих пор с опаской относятся к новому формату профессионального становления, полагая, что студенты просто все копируют из Интернета и не имеют должных знаний и навыков. Существенным минусом «дистанционки» является отсутствие практики. Поэтому к этому варианту чаще всего прибегают лица, которые уже работают по определенной специальности, но желают усовершенствовать свой багаж знаний, расширить свою «область применения».
Дистанционное обучение носит больше письменный формат, так как студент должен самостоятельно изучить темы, выполнить учебный план, а промежуточная аттестация проходит в виде письменных контрольных работ, онлайн-тестирований и в крайних случаях в форме собеседования (устного экзамена по скайпу и пр.). Взаимодействие между одногруппниками в данном случае сводится к нулю, так как в 50% случаев учащиеся не знают в лицо друг друга. Каждый из них отвечает только за собственные поступки и достижения.
Проверить готовность и состояние дистанционного обучения всем учащимся пришлось по принуждению в 2020 году из-за угрозы распространения злосчастного китайского вируса Covid-19. Начиная с конца марта и вплоть до конца учебного года, все школьники и студенты перешли на дистанционное обучение.
В ходе этого «вынужденного эксперимента» были выявлены как положительные, так и отрицательные моменты в развитии нового формата обучения.
К позитивным чертам можно отнести:
-
возможность продолжения учебного процесса и освоения учебного плана, невзирая на эпидемиологическую обстановку; -
ученики посещали онлайн-занятия согласно утвержденному расписанию, взаимодействовали с преподавателями с помощью специальных платформ; -
занятия проводились в домашней обстановке. Ученику достаточно было подготовить нужные материалы, тетради и учебники, создать достойные условия (тишина, освещение, доступ к сети Интернет и пр.).
В то же время на этом фоне проявились следующие проблемы:
-
многие родители столкнулись с тем, что детям необходим жесткий контроль в период обучения, иначе они отвлекаются на другие дела; -
не все семьи располагают достаточным количеством гаджетов (сложнее всех пришлось многодетным семьям); -
не во всех городах и населенных пунктах имеется высокоскоростной интернет; -
преподаватели оказались не готовыми к новому формату обучения: у кого-то нет банальных навыков по работе с ПК и программами, кто-то же был вынужден перекраивать план-конспекты занятий; -
в первое время учебные платформы сильно висли из-за того, что провайдеры были перегружены.
Это лишь малая часть явных проблем современного дистанционного обучения в РФ. Притом большую часть из них власти сумели уже устранить.
Некоторые эксперты полагают, что в будущем все люди будут учиться дистанционно. Уже сейчас чиновники отмечают, что дистанционное обучение может вводиться в стране или отдельном регионе при необходимости (например, на фоне вспышек ОРВИ, ухудшения эпидемиологической обстановки).
На сегодняшний день дистанционное обучение основывается на таких видах занятий, как чат-занятие, вебинар, онлайн или оффлайн-урок, телеконференция и пр.
Отказываться от дистанционного обучения Россия не намерена. Спрос на данный вид услуг растет ежегодно. Сегодня около 25% учащихся осваивает выбранную профессию «на расстоянии».
Заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод, что с внедрением дистанционного формата сразу решается множество проблем: дистанционное обучение помогает, как людям с ограниченными возможностями, так и тем, кто выбыл на короткий срок из учебного процесса, не потерять нужные знания и время. Преимущества дистанционное образование очевидны. Однако, нельзя не сказать и о недостатках, которые мы сейчас попытаемся разобрать.
Первый минус: дистанционная форма обучения нуждается в технической базе, но, к большому сожалению, не все учебные заведения могут им похвастать. Онлайн-занятия на старом компьютере, постоянно выходящем из строя, вряд ли смогут дать нужный положительный эффект. Также для подобного обучения важна скорость Интернет-соединения. Таким образом, получается, что некоторые учебные заведения осуществляют дистанционное обучение исключительно «для галочки».
Вторая не менее важная проблема – недостаточная подготовленность к подобным нововведениям, особенно это касается старших по возрасту категорий преподавателей. В результате онлайн-обучение теряет ценность и эффективность занятий близка к нулю. Необходима серьёзная работа по повышению квалификации работников учебных учреждений. Также, и ученики, и родители отмечают, что такое обучение не помогает, а даже сбивает с учёбы. Дети вынуждены узнавать материал из Интернета, потому что видеоурок не может объяснить всего и сразу.
Насколько нам известно, в России не до конца разработана законодательная база, связанная с дистанционным обучением. Хотелось бы, чтобы наше государство чётко определило правовые рамки в этой сфере. Мы полагаем, что тогда и отношение общества к