ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дзержинский педагогический колледж»
(ГБПОУ ДПК)
Выполнила:
студентка группы ПНК-3А Катаева Алина
ДОКЛАД
На тему: «Падение Хазарского Каганата»
(учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»)
Преподаватель безопасности жизнедеятельности: Баландин Сергей Игоревич
Дзержинск-2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ХАЗАРИИ
-
Устройство Хазарии
1.2 Хазарская Армия
1.3 Данники
ГЛАВА 2 ПОХОДЫ ОЛЕГА И ИГОРЯ
2.1 Торговые отношения
2.2 Святослав Хоробрый
2.3 Разгром
Заключение
Список использованных источников
Электронные ресурсы
Введение
История Хазарского Каганата неразрывно связана с историей Руси – об этом известно каждому, кто был внимателен на школьных уроках. Несколько веков подряд две соседствующих державы находились в противостоянии.
К сожалению, свидетели тех событий оставили нам ничтожно мало достоверной информации, однако кое-какие сведения все же есть.
Каким было государство, покорившее множество племен, и вынудившее считаться с собой не только Русь, но и Византию?
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ХАЗАРИИ
1.1 Устройство Хазарии
Каганат можно смело назвать одной из наиболее развитых и прогрессивных держав своего времени. Сказывалось выгодное географическое расположение на перекрестке двух важнейших торговых путей всего материка: Шелкового и Мехового (который «из варяг в греки»), развитая торговая инфраструктура, сильная армия с прекрасным финансированием. Немалую роль в экономике государства играла работорговля.
Первые упоминания о поселении хазар в Предкавказьи (на территории современного Дагестана) относятся к периоду, последовавшему за великим гуннским нашествием, а точнее, к 4му веку текущей эры. С тех пор начало формироваться государство, которое за свою историю сменило несколько столиц. Последняя из них, имеющая непосредственное отношение к описываемым событиям – это город Саркел. Окруженный протоками Дона, выстроенный на острове и защищённый стенами, город казался неприступным.
Номинально правителем страны считался Каган. Примечательно, что власть Кагана не передавалась по наследству – эта должность была выборной. Стать правителем мог любой гражданин страны. Чем не замечательный пример народовластия, просто поразительный для раннего Средневековья?
Однако о реальной власти и речи не было. Фактически она принадлежала каган-беку, неприметному «серому кардиналу», главным делом которого было не участие в показательных мероприятиях, а реальное управление государством. Каган-бек был вершителем судеб и власти. А вот этот титул был наследным. Правящая элита, а не только каган-бек, хазарами не были. Реальная власть была в руках иудеев-рахдонитов. Доходы от таможни и торговли тоже распределялись выходцами из знатных семейств, приближенных к каган-беку. Рахдониты контролировали и армию: как государственную дружину, так и частные войска. В их же руках находилась работорговля.
1.2 Хазарская армия
Многие исследователи выделяют как наиболее интересную часть военного устройства Хазарского Каганата ал-арсиев (ал-ларисиев). Некоторые историки склонны предполагать, что эта часть войска не была наемнической (в смысле, иноземной), а набиралась из местных. Неоспоримым остается высокое жалование и отличное обеспечение подразделения, как и его внушительная численность. Подразделение представляло собой тяжелую конницу, состоящую из отрядов лучников, мечников и копейщиков.
Достоверно установлено, что, несмотря на прекрасное вооружение и подготовку, ал-арсии первыми в бой не вступали. Со свойственной Востоку поэтичностью, их называли «Закатом победы». А перед «Закатом» были еще «Утро» и «Полдень».
«Утро Собачьего лая» - таким названием именовали легковооруженные подразделения, сформированные из рабов, нищих, дешевых наемников и преступников. Они могли лишь внести сумятицу в стройные боевые порядки противника и принять на себя первый удар. За ними следовал «Полдень Помощи» - уже кое-как обученные расчеты, путь которых пролегал, что называется, по телам союзников. И лишь финальным аккордом вступали ал-арсии – настоящий спецназ своего времени. Они не только играли решающую роль в битве, но и являлись своеобразным заград-отрядом. В случае победы, их ждала награда. В случае поражения – казнь.
Вот с каким противником предстояло сразиться тому, кто вздумает поднять меч на неприступный Хазарский Каганат!
1.3 Данники
Племена, населяющие огромные территории, платили Каганату дань. Установлено, что хазары сделали своими данниками волжских булгар, несколько мерянских племен (буртасов, черемисов, эрзю, мерю), аланов, касогов, вайнахов.
Попали под ярмо и славянские народы:
• северяне;
• радимичи;
• вятичи;
• поляне.
Какой же была плата? Свидетельств об этом сохранилось немного. К примеру, Нестор пишет об одной «беле веверице», взимаемой раз в год с дыма – то есть с одного огромного семейства. Славяне в старые времена называли веверицей или векшей лесную белку. Казалось бы, не такой уж обременительный груз, чтоб ради него ввязываться в войну с опаснейшим противником.
Но могло ли это быть правдой? Действительно ли государство, экономика которого строилась на паразитизме и эксплуатации, удовлетворилось бы несчастной шкуркой не самого ценного пушного зверя, взимаемой за целый год с семьи лесных охотников? Не ошибся ли Нестор?
Ответ на вопрос дает Радзивиловская летопись. «По беле девице» – уверяет автор, а чтобы ни у кого и сомнений не возникло, приводит и картинку: старик склонился в почтительном поклоне перед чужеземцем, а рядом несколько молодых дев, опутанных веревкой. Это уже похоже на правду. Хозяева хазар рахдониты, контролирующие работорговлю, скорее уж заинтересовались бы славянскими красавицами, нежели обычными белками.
Здесь стоит обратиться к эпосу. Народные сказания порой отражают дух эпохи лучше десятка летописцев. Откуда в древних сказах могли появиться образы чудища Кошерища и чуда-Юда, подозрительно созвучных словам «кошер» и «иудей»? А былина о битве Ильи Муромца с Жидовином? А антигерой «иудейский царь», которого в старых сказках неизменно побеждает русский богатырь? Логично предположить, что все эти сюжеты навеяла горькая правда тогдашней жизни данников Каганата.
ГЛАВА 2 ПОХОДЫ ОЛЕГА И ИГОРЯ
2.1 Торговые отношения
Стихотворение Пушкина о Вещем Олеге, предавшем села и нивы неразумных хазар огню, многие помнят еще со школы. Разумеется, произведения великого классика, как и художественную литературу в целом, нельзя воспринимать, как исторический источник, но Александр Сергеевич в этом случае ничего не придумал. Олег действительно воевал с хазарами и даже переподчинил Киеву несколько славянских племен.
Однако не всегда хазары и русичи жили во вражде. Во время правления Олега в столице Руси существовало урочище Козары – что-то вроде посольства и центра диаспоры в одном лице. Между двумя народами существовали вполне мирные торговые отношения. Но не стоит забывать о том, что в те времена нарушение торговых обязательств вполне могло послужить поводом к войне. Даже причиной одного из самых разгромных походов Олега на Византию послужило выселение русских купцов с торжища под Царьградом.
Несколько походов предпринял на Каганат и Игорь. Он даже ворвался в Тмутаракань, находившуюся во владении Каганата. А пользуясь междоусобицами внутри хазарского государства и его разногласиями с Византией, русский князь совершил несколько успешных набегов и на Константинополь, в том числе и через хазарские владения.
2.2 Святослав Хоробрый
Вышло так, что человек, сыгравший решающую роль в противостоянии Хазарии и Руси, сегодня является одной из самых спорных фигур. Даже описать облик Святослава не сподобился ни один из его соотечественников-современников.
Спорны и годы жизни. Судя по «Повести Временных лет», Ольга родила Святослава в возрасте хорошо за 50, а погиб он лет в 30, успев к тому времени одержать несколько блистательных побед. Если верить этим данным, в момент разгрома Хазарского Каганата князю было всего 23 года!
Летописец упоминает, что серединой своей земли Святослав называл город Переяслав на Дунае. Но, судя по карте тех лет, это место было почти западной окраиной, а уж никак не срединой. Отсюда можно предположить, сколь амбициозными были планы молодого князя-воина. Стоит полагать, что поводом похода на Хазарию стало не только благородное желание спасти от иудейского ига молоденьких славянок, свойственное былинным героям, но и вполне рациональный расчет раздвинуть границы Руси еще и на восток.
О самом походе и его подробностях Нестор дает столь же скупые комментарии. Видимо, церковь так и не смогла простить последнего князя-язычника…
2.3 Разгром
Установлено, что в 965 году Святослав ударил на Хазарию с земли вятичей, усилив свою дружину их ополчением, оттуда прошел вниз по Волге, через земли булгар и буртасов, продвинулся в низовья, к самому стольному Саркелу. Где-то в тех краях он встретил и разгромил хазарское войско
, с самим «князем каганом» во главе. О ком речь, доподлинно установить уже вряд ли удастся. Не то летописец так перевел двойной титул каган-бека, не то назвал так номинального правителя.
О встрече с ал-арсиями, хазарскими коммандос, на землях вассалов Каганата молодому князю можно было не переживать. Хозяева Хазарии не заботились о тех, кого называли гоями – Святославу это было прекрасно известно. Лишь на подступах к столице случились первые стычки с наемниками-профессионалами.
Не сложно понять, что лобовая атака на хазарскую столицу эффективной быть не могла. Саркел располагался на днище природного котлована между Северским Донцом и Доном. С севера в тыл русскому войску могли ударить вассалы Каганата – буртасы, а из-за Донца можно было ждать опасности в виде ополчения черных болгар. Наступающему на Каганат князю пришлось бы постоянно заботиться о тылах. Армия Руси понесла бы здесь слишком страшные потери. Кроме того, Святослав не мог не понимать, что сердцем Каганата была вовсе не столица, а торжище – оно и приняло один из первых ударов.
Для проникновения на земли противника русский князь выбрал территории народов, особо притесняемых хазарами.
Его войска, словно мрачные жнецы смерти, прошлись по Волге, сметая на своем пути дрожащие боевые порядки, наспех собранные или подтянутые со столицы рахдонитами.
Участь Итиля представить не сложно. Археологи до сих пор по крупицам собирают его немногочисленные останки.
Потом был поход на земли Предкавказья. По свидетельствам арабских и армянских летописцев, русы опустошили мечети, церкви и синагоги, а местное население (касогов-адыгеев и аланов) переподчинили Киеву.
И лишь после этого наступила очередь Саркела, которому уже просто неоткуда было ждать помощи. Впервые за историю города враг подошел к нему не с северо-западных степей, а с юго-востока, коренных земель хазар, врезавшись стремительным броском в спину, абсолютно не готовую к обороне.
Молодой князь просчитал всё. Его победа делалась не только кровью и солдатским потом, но и умением договариваться, искать союзников, объединять людей перед лицом общего врага.
Его расчет оказался верным: ударная сила – тридцатитысячное войско – ждала его в столице, а в землях булгар и тем более на вотчине славянского племени вятичей он не встретил сопротивления. Идея помериться силушкой с Каганатом пришлась по душе и недавним союзником его отца – печенегам.