Файл: Учебник по мхк. От истоков до xvii в. 10 класс Даниловой Г. И. и учебник по всеобщей истории с древнейших времен до конца xix в..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интегрированный урок (МХК + изо) в 10 классе по теме «Орнамент в жизни древних народов»

Форма урока: интегрированный урок (МХК + изо)

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: сформировать представление учащихся об орнаменте

Задачи:

Обучающие: уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент для предметов, вещей;

Развивающие: формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Продолжить развитие умения грамотно и доступно выражать свои мысли, работать в группах и оценивать свою деятельность.

Воспитательные: формирование уважительного отношения к культуре народа; бережного отношения к результатам своего труда;

Оборудование: Интерактивная доска, проектор, кейсы, учебник по «МХК. От истоков до XVII в. 10 класс» Даниловой Г.И. и учебник по «всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в.» В.И. Уколовой и А.В. Ревякина.

План урока:

1. Организационный момент – 2 минуты;

2. Входной контроль – 5 минут;

3. Изучение нового материала – 30 минуты;

4. Подведение итогов – 15 минут;

5. Рефлексия – 5 минут;

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые на уроке УУД

1.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами очень интересный и необычный урок. Мы с вами продолжим изучение очень интересной и важной темы – орнамент в жизни древних народов.

Настраиваются на работу на уроке.

__________

2.

Для продолжения темы, давайте вспомним, что такое орнамент?

Сейчас вам необходимо составить таблицу в тетради (Приложение 1). Вы будете записывать в таблицу информацию, полученную в ходе нашего занятия.



Учащиеся отвечают на вопрос.
Составляют таблицу.


Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

3.

Вашим домашним заданием было разделиться на группы и найти информацию в учебниках ИЗО: у первой группы тема «Древний Египет», у второй — «Древняя Греция», у третьей — «Древний Рим». Первая группа должна рассказать про символику цвета в древнем Египте, вторая группа про мотивы греческого орнамента, третья про мотивы римского орнамента.

Для начала давайте узнаем, что было в древнем Египте, а после послушаем первую группу.
Орнамент в Египте был не просто декором, это были символичные письмена, то есть, каждый элемент орнамента подразумевал в себе скрытый смысл. Самым известным для нас символом был лотос.

Лотос - символ возрождения, солнца и творчества.

В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь, антилопа, обезьяна, рыба, цапля, жук-скарабей, змея. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

Теперь давайте обсудим орнамент древней Греции. Основа для развития орнамента древней Греции - орнамент эгейского мира.

В геометрическом периоде (11–9 вв. до н. э) развития орнамента, который еще называют «Гомеровской Грецией», стиль был полностью геометрическим. При создании орнаментальных композиции используется циркуль и линейка. В керамике поверхность всего сосуда покрывалась рядами геометрического орнамента. Формируется характер элементов (меандр, зубцы, треугольник, волна, сетка).

В архаический период (8–4 вв. до н. э ), который исторически характеризуется процессом образования греческих колоний в Малой Азии, на формирование орнамента Греции повлияла Месопотамия. В орнаменте появились вертикальные композиции, восточные мотивы, зооморфные элементы.

В классический период (5–4 вв. до н. э.) орнамент становится более гармоничным, формируются традиции сюжетной росписи. В орнаменте появляются новые элементы.

В эллинистический период (середина 4 —1 в. до н. э) В этот период развиваются архитектурный орнамент, мозаика, настенная роспись.

У Древних греков в декоративно прикладном искусстве применялся чаще всего белый, желтый, красный, черный. Также использовался зеленый (аттическая и малахитовая зелень), синий и серый. Огненно-красный миниум был священным цветом. Было известно несколько синих оттенков: темно-синий, ярко-синий, а также три небесно-голубых цвета. Наиболее чистым и красивым считался египетский голубой, за ним следовали скифский и кипрский. Пурпурную краску делали из пурпуровых улиток. Порядок популярности был такой: красный, желтый, синий, зеленый.


Переняв у греков орнаментальные мотивы, римляне их использовали, в соответствии со своими вкусами. В орнаменте присутствуют хорошо знакомые нам пальметты, меандры, свастики, розетки, лотос, спираль, волны, листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги. Кроме этого, повсеместно можно встретить в орнаментах жертвенники, факелы, воинские доспехи, театральные маски, музыкальные инструменты, гирлянды из цветов и плодов, ленты.



После сказанного учителем про древний Египет, первая группа рассказывает про символику цвета в древнем Египте. Остальные группы записывают информацию себе в таблицу.

Вторая группа рассказывает про мотивы греческого орнамента. Остальные группы записывают информацию себе в таблицу.

Третья группа рассказывает про мотивы римского орнамента. Остальные группы записывают информацию себе в таблицу.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; взаимодействие с учителем и одноклассниками; умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: целеполагание (соотнесение того, что уже известно, а что еще предстоит узнать); планирование

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение;

Осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме;

4.

После заполнения нашей таблицы и просмотра орнамента, перейдем к творческой части. Перед вами листы А4 и карандаши/фломастеры/краски. Нарисуйте понравившийся вам орнамент или создайте свой. На уроке ИЗО покажите их учителю, и вам поставят пятерки!


Подводят итог, выполняют творческое задание.

Познавательные УУД: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

5.

Ну и в заключение нашего урока проведем небольшую рефлексию. Какой орнамент вам больше всего понравился?

Учащиеся проводят анализ своей деятельности на уроке, отвечая на вопрос, осуществляя рефлексию учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценка (осознание того, что было усвоено, а на что следует обратить внимание)



Приложение 1.




Характеристики

Древний Египет

Белый цвет. Цвет, включающий в себя все цвета спектра. Изначальный цвет, тот, кто рождает все остальные цвета. Цвет ритуальной чистоты и сакральности.

Черный цвет. Цвет таинства мистерий. Черный цвет символизирует подземный мир, но также он мог обозначать воскрешение из смерти и даже плодородие.

Зеленый цвет. Символ роста и самой жизни. Зеленый цвет - знак воскрешения, победы над смертью. "Делать зеленые вещи" буквально означает - творить добро. Нередко зеленый и бирюзовый имели одинаковую символику.

Красный цвет - противоположный зеленому. Это цвет, ассоциирующийся с огнем и кровью. Красный может символизировать опасные силы, а также жизнь и возрождение.

Синий цвет. Этот цвет может означать как небеса, так и первозданные воды, и в любом случае синий цвет является символом жизни и возрождения.

Желтый цвет. Это цвет солнца, символ вечного и непреходящего.


Древняя Греция

Мотивы греческого орнамента

Орнамент Древней Греции Греческий орнамент использовал мотивы египетского, в какой-то степени финикийского, ассирийского, однако это было по-новому переосмыслено.

Зигзаг, в отличие от плавного эгейского, стал более острым. Зигзаги означали струи падающей на землю небесной воды.

Мотив плетенки встречается повсеместно. Для греческого орнамента характерен мотив двойной линейной плетенки.

Меандр – ломанная под прямым углом линия. Культовый элемент, с которым большинство несведущих ассоциирует весь орнамент Древней Греции. Широко использовался не только в греческой керамике, охватывая тело вазы сплошными поясами, но и в архитектуре, при декорировании тканей. Композиция линейных меандров применялась как самостоятельный орнамент и как в разделитель между элементами росписи.

Спираль была очень популярная в критской, минойской и микенской цивилизациях. Соответственно, она по наследству перешла Грекам. Однако, Греки не считали спираль выразителем идеи вечного движения, для этого у них был меандр. Волну можно было бы считать разновидностью меандра, но все-таки это самостоятельный элемент. Линия, или лента разграничивала отдельные полосы орнамента.

Квадрат и прямоугольник – основная форма в геометрическом орнаменте. Хотя они и служат для того, чтобы быть заполненными орнаментальными мотивами, но могут быть и самостоятельными элементами. Ромб был очень популярен при декорировании керамики в геометрическом периоде. Крестообразные мотивы встречаются в разных вариантах, в том числе крест в квадрате.

Растительный

Чередование лотосов и пальметт можно встретить на вазах и в архитектуре. Лотос, естественно, пришёл из Египта, греки его интерпретировали по-своему. Акант у древних греков был основополагающим декоративным элементом при создании коринфского ордера, стилизованные лист этого растения украсил капитель.

Лавр у древних греков был не только символом славы. Он посвящался богу Аполлону и был символом очищения. Естественно, лавровые венки можно обнаружить в орнаментах. Виноградная лоза была почитаема у древних Греков и отразилась в орнаментах, как непременный атрибут бога Вакха, позднее христиане сделают этот мотив орнамента символом страданий Христа. Плющ можно обнаружить в орнаменте, которым украшались сосуды для вина. Морская раковина, из которой вышла богиня Афродита, тоже встречается в орнаментальных композициях.


Древняя Рим

Распускающийся цветок в римском орнаменте превратился в торжественный цветок-факел. Лист аканта стал более естественным. Мотив виноградных листьев и винограда сохранил греческо - этрусский вид. Плющ, лавр, олива, гирлянды, лавровые ветки были традиционными элементами декора, в том числе в архитектуре. Из зооморфных элементов еще были модны грифоны и химеры родом из Месопотамии, а также сфинксы родом из Египта. Человеческая маска, окруженная листьями, была традиционным элементом римского орнамента, она произошла от головы Медузы, которой украшали щиты. Мотивы разных видов оружия использовались повсеместно.