Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1842

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Привлечение общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества

В рамках совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предполагается:

- обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сотрудничества с неправительственными организациями, со средствами массовой информации, изучения общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и близких, публичная реакция на получившие общественный резонанс запросы и жалобы в адрес учреждений уголовно-исполнительной системы;

- принятие мер по содействию общественным наблюдательным комиссиям, в том числе рассмотрение возможности их участия в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения, подготовке решений об изменении условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения или взыскания, применяемых к осужденному;

- взаимодействие с представителями средств массовой информации в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышения престижности службы в уголовно-исполнительной системе, противодействия дискредитации ее деятельности. Содействие формированию в обществе позитивного и уважительного отношения к труду работников уголовно-исполнительной системы, их роли в обеспечении общественной безопасности; расширение практики размещения актуальной информации на официальных интернет-сайтах Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов, а также крупных информационных агентств;


- повышение роли общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;

- активное включение в воспитательный процесс деятелей культуры и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке;

- содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы;

- привлечение общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы;

- использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

- развитие благотворительности, попечительства, создание в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы, а также при исправительных учреждениях попечительских советов.


3. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Концепция призвана на период до 2020 года обеспечить основу дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы, приближения ее деятельности к международным стандартам и потребностям общественного развития.

Реализация Концепции приведет в 2020 году к расширению сферы применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы, созданию условий, исключающих распространение в обществе криминальной субкультуры, созданию системы регламентированных стимулов правопослушного поведения осужденных, разработке системы новых исправительных технологий работы с осужденными, основанных на достижениях в области психологии и медицины, педагогики и права, повышению уровня материального обеспечения работников уголовно-исполнительной системы, их социально-правовой защиты.

Ожидаемым результатом реализации Концепции является повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы, направленной на достижение целей наказания и минимизацию негативных социальных последствий, связанных с изоляцией осужденных от общества.
Вопросы и задания для самопроверки

              1. Определите важнейшие показатели результативности воспитательного процесса в местах лишения свободы.

              2. Какова основная цель Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года?

              3. Назовите основные направления развития уголовно-исполнительной системы?

              4. Дайте характеристику основных факторов, влияющих на расширение круга социально-педагогических задач, решаемых пенитенциарными учреждениями.

              5. Назовите основные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы.

              6. Каков ожидаемый результат реализации Концепции?


Литература

  1. Концепция Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544.

  2. Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы: Сборник научных трудов. М.: НИИ УИС Минюста России, 2004.



  3. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. – Рязань, 2010.

  4. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Учеб. пособ. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2005. С. 34-36.

  5. Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. – М., 2006.

  6. Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М., 2004.

  7. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

  8. Всероссийское совещание сотрудников воспитательных аппаратов исправительных учреждений по проблемам работы с несовершеннолетними правонарушителями и осужденными молодежного возраста. Сборник материалов / Под ред. С.Н. Болткова. М.: PRI, 2003.

  9. Социальные и правовые проблемы зарубежной пенитенциарной науки и практики: Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики». М.: НИИ УИС Минюста России, 2004.

  10. Профессиональная переподготовка сотрудников УИС по социальной работе с осужденными: опыт и перспективы: Матер. междунар. проблемного семинара преподавателей российско-швейцарского проекта (Владимир, 15-20 мая 2006 г.). М.: ИД «Юриспруденция», 2006.

  11. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. М.: Инст. пед. инноваций РАО, УВЦ «Инноватор», 1995.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в ряду актуальных проблем, требующих своего изуче­ния и решения, выдвигается проблема организации воспитательной работы осужденными в местах лишения свободы. Воспитательная работа, включенная в систему основных средств исправления осужденных, законодательно закреп­ленная задача ресоциализации в процессе исполнения наказания и организован­ная в соответствии с новейшими достижениями науки, способна значительно повысить результативность деятельности уголовно-исполнительной системы.

В педагогическом процессе исправительных учреждений в центре воспита­ния должна быть поставлена личность осужденного как главного объекта и непосредственного субъекта процесса исправления. Для успешного воздействия на личность необходимо использовать различный педагогический инструмен­тарий, позволяющий изменить модели негативного мышления, обучить более совершенным поведенческим навыкам осужденного.

Система воспитания в условиях исправительного учреждения эффективна, когда обеспечивает формирование нравственных ценностных ориентаций лич­ности, осуществляет психолого-педагогическую поддержку осужденных, спо­собствует расширению их социального опыта, подготовку к жизненной саморе­ализации после освобождения, создает комплекс педагогических условий, по­вышающих эффективность процесса.

Воспитательная деятельность должна строиться на основе комплексного подхода, используя при этом разнообразные формы и методы, привлекая к воспитательной работе опытных сотрудников ис­правительного учреждения и специалистов различного профиля.

ПРИЛОЖЕНИЕ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

ЗАКОНЫ

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

  2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".

  3. Закон Российской Федерации от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

  4. Закон Российской Федерации от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

  5. Закон Российской Федерации от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

  6. Закон Российской Федерации от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».


УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. Указ Президента Российской Федерации от 04.08.2006 № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1997 № 1295 «Об утверждении примерного положения о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно–исполнительной системы».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1237 «Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении».

СОВМЕСТНЫЕ С ДРУГИМИ МИНИСТЕРСТВАМИ ПРИКАЗЫ

1. Приказ Минюста России и Минобрнауки России от 27.03.2006 № 61/170 "Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы".

ПРИКАЗЫ МИНЮСТА РОССИИ

Общие

1.. Приказ Минюста России от 30.05.2007 № 110 «Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании».

    1. Приказ Минюста России от 20.11.2006 года № 333 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

    2. Приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 "Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений".

    3. Приказ Минюста России от 26.12.2006 № 383 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных, и лиц, содержащихся под стражей».