Файл: Уроках математики в 3 классе. Учитель начальных классов Данилова Наталия Евгеньевна г. Воткинск, 2013 Содержание Введение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Б. А. Смирнова»
г. Воткинска
Реферат
Приемы активизации учащихся в процессе обучения внетабличному делению и умножению на уроках математики в 3 классе.
Учитель начальных классов:
Данилова Наталия Евгеньевна
г. Воткинск, 2013
Содержание:
-
Введение. с. 2 - 4 -
Глава 1. Общее понятие о познавательной деятельности. с. 5 - 9
1.1. Познавательная деятельность - продукт усвоения
социального опыта с. 5
1.2. Взаимосвязь практической и теоретической
деятельности человека с. 6
1.3. Специфические приёмы познавательной деятельности с. 7
1.4. Мастерство учителя в руководстве познавательной
деятельности учащихся с. 8
Вывод к главе 1. с. 9
-
Глава 2. Приёмы активизации учащихся в
процессе обучения математике в 3 классе
при изучении внетабличного деления и умножения с. 10 - 18
2.1. Сущность приёмов активизации с. 10
2.2 Приемы, способствующие активизации процесса
восприятия с. 11 - 12
2.3. Приемы, способствующие активизации процесса
запоминания с. 13
2.4. Активизация логического мышления с. 14 - 15
2.5. Активизация познавательной деятельности
учащихся в процессе формирования вычислительных навыков с. 16 - 19
Вывод к главе 2. с. 20
IV. Заключение по работе. с. 21 - 22
-
Литература. с. 23 - 24 -
Приложения.
1
Введение.
В настоящее время большое внимание в школе уделяется активизации познавательной деятельности учащихся. Многие учителя используют в своей практике различные приёмы, способствующие активности учащихся на уроке.
Так как познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека, то педагог принимает в этом немалое участие. Ребёнок не рождается с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ученика вполне определенных познавательных средств. И учитель должен знать, располагает ли этими средствами ученик. Ведь нередко, многие учащиеся не могут усвоить раздел или тему из-за их трудности.
Раздел “Внетабличное деление и умножение” в 3 классе представляет для школьников большую трудность в усвоении. Поэтому, чтобы повысить интерес к изучению данного раздела, необходимо использовать приёмы активизации познавательной деятельности. К таким приёмам относят: дидактические игры, логические задачи, самостоятельные работы и т.д.
В наши дни огромную роль играет развивающее обучение, одним из основателем которого, является Леонид Владимирович Занков. Приёмы активизации считаются средством, позволяющим организовать целенаправленную и систематическую работу над развитием учащихся в процессе обучения математике. Выполняя их, учащиеся овладевают новыми знаниями, приёмами умственной деятельности, закрепляют и совершенствуют умения и навыки.
Использование приёмов активизации учащихся в учебном процессе делает учение для учащихся интересным, ярким и увлекательным. Это способствует повышению успехов младших школьников.
Задача каждого учителя состоит в том, чтобы сформировать познавательную деятельность у всех учащихся. Каждый, кто берётся учить, должен уметь научить. Поэтому интенсивное развитие ребят достигается в процессе всей умело продуманной учебно-воспитательной работы: и приобретения знаний, и овладения навыками, и формирования побуждения к учению.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся в большинстве случаев зависит от работы учителей. Следовательно, каждый преподаватель должен знать требования, обеспечивающие эффективное управление процессом усвоения. В связи с этим следует отметить, что
2
учитель, планируя работу по формированию знаний, различных видов познавательной деятельности, должен брать за основу не урок, а цикл обучения, т. е. необходимую совокупность действий обучающего и учащегося.
В современной школе наблюдается увеличение умственной нагрузки на уроках математики. Поэтому нужно задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
Для этого необходимо разнообразить урок, т.е. включить в его структуру задания развивающего характера. Поскольку само развивающее обучение несёт в себе большие возможности, оно проявляет у учащихся активность и самостоятельность во всех видах учебной работы.
Кроме того, в практике многих учителей нестандартные уроки занимают не последнее место при активизации познавательной деятельности. Они помогают повысить интерес детей не только к какому-либо разделу, но и ко всему предмету в целом.
Однако следует помнить, что перенасыщать урок приёмами активизации не следует, так как в этом случае учебный процесс дети будут воспринимать лишь как игру. А это не принесёт никаких результатов. Школьники должны принимать учебный процесс в серьёзном виде, который способствует формированию знаний, умений, навыков.
Как уже говорилось выше, большую роль в усвоении знаний учащимися играет подготовка учителя к уроку. Поэтому преподавателям необходимо задумываться над разнообразием методов и приёмов, применяемых на уроке.
Почти всегда учащиеся активны лишь на тех уроках, где наблюдается хорошая подготовка учителя, быстрый темп его работы, а также использование приёмов активизации при актуализации ранее изученного.
Из исследований, проведённых среди учащихся 3 классов, изучавших внетабличное деление и умножение, было выявлено: дети, не усвоившие табличные случаи умножения и деления, испытывают трудности при изучении внетабличных случаев. В целях преодоления этих трудностей учитель должен сделать всё необходимое для усвоения учащимися трудного материала. А на помощь учителю для этого и придут логические задачи, дидактические игры, задания проблемного характера и т. д.
Целью данной работы считаю: исследовать влияние приёмов активизации познавательной деятельности учащихся при изучении внетабличных случаев деления и умножения.
3
Объект исследования: процесс активизации учащихся начальных классов.
Предмет исследования: приёмы активизации познавательной деятельности.
Проблема: каковы наиболее эффективные приёмы активизации учащихся при изучении внетабличных случаев деления и умножения.
Гипотеза исследования: эффективность приёмов активизации учащихся начальных классов может быть достигнута при следующих условиях: хорошая подготовка учителя к уроку; интерес учащихся к изучаемому материалу, а также соответствие приёмов активизации данной теме.
Задачи исследования:
1. Определить наиболее эффективные методы и приёмы активизации, отвечающие современным требованиям.
2. Проанализировать особенности обучения учащихся при изучении внетабличного деления и умножения.
3. Определить пути подготовки учителя к использованию приёмов активизации на уроках.
4. Провести экспериментальные исследования деятельности учителя и учащихся на уроках изучения внетабличного деления и умножения.
Методы исследования:
теоретический анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, наблюдение, эксперимент, изучение педагогического опыта.
4
Глава 1. Общее понятие о познавательной деятельности
1. 1. Познавательная деятельность - продукт усвоения социального опыта
О силе человеческого разума сложено немало легенд, написано много книг. Каждый день приносит всё новые и новые доказательства всемогущества человека.
А вот в первый период своей жизни человеческое дитя - самое беспомощное существо в мире.
Человеческое детство, в отличие от детства животных, длится десятилетия. Нередко подготовка к полезной для общества деятельности составляет четверть жизни человека.
Объясняется это тем, что у животных опыт предыдущих поколений закрепляется с помощью нервных механизмов, наследуется. Человек же, став социальным существом, перешёл на новый, социальный способ закрепления своего опыта - в предметах материальной и духовной культуры, в языке. Человек формируется только при наличии общественных условий жизни, без них человека не получается. Об этом говорят красноречиво случаи, когда дети вырастали среди тех или иных животных. Об одном из них ещё рассказывал французский философ Э. Кондильяк в своём “Трактате об ощущениях” (18 в.). Он писал о мальчике из Литвы, который жил среди медведей. Мальчик не умел говорить, не обнаруживал никакого разума, ходил на четвереньках, издавал звуки, совсем не похожие на человеческие.
Человек не приносит на свет никаких готовых форм поведения. Его развитие идёт путём усвоения (“присвоения”) опыта, накопленного предыдущими поколениями. Человек так могуч именно потому, что стоит на плечах предыдущих поколений, использует их многовековой опыт. Человек не рождается с готовыми, сформированными математическими способностями: он их может развить только путём приобщения к миру математики.
Конечно, индивид может внести, потом и свой личный вклад в социальный опыт, и стать, например, знаменитым математиком. Но происходит это не потому, что он родился от математика.
Когда опыт человечества был невелик, он усваивался в процессе практического общения ребёнка с миром при помощи родителей. Но постепенно в обществе появились специальные люди - учителя, общественная функция которых - передавать новому поколению опыт предыдущих.
5
1.2. Взаимосвязь практической и теоретической деятельности человека
Опыт, накопленный человечеством, можно классифицировать по-разному. Если в основу классификации положить содержание, то получим опыт интеллектуальный, этический, эстетический, физический, профессионально - практический и т. п. Можно поделить также весь опыт человечества на практический и теоретический. В каждом из них, в свою очередь, можно выделить опыт предметный и опыт операционный - опыт знаний и опыт способов действий с этими предметами и знаниями.
Человек должен овладеть различными видами как практической, так и теоретической деятельности.
Теоретические действия пронизывают всю человеческую практику. Без них практика была бы слепа, человек не смог бы выполнить даже самых простых практических действий.
Человек в своей жизни выполняет тысячи различных внешних, практических и внутренних, умственных действий, и все они приобретаются им при жизни. Человек не родится ни практиком, ни теоретиком, ни мыслителем. Всему этому он учится у старших.
Роль внешних действий в формировании умственных действий, связанных с изучением начальной математики, хорошо известна учителям. И ни один учитель не будет учить детей считать сразу устно или в уме. Но путь от внешнего к внутреннему проходят все новые умственные действия, и не только у детей младших классов, но и у учащихся старших классов и даже взрослых.
6
1.3. Специфические приёмы познавательной деятельности
Полноценное усвоение знаний предполагает формирование таких познавательных действий, которые составляют специфические приёмы, характерные для той или иной области знаний. Так, нельзя, например, сформировать приёмы математического мышления, минуя математические знания; нельзя сформировать лингвистическое мышление без работы над языковым материалом.
Приёмы познавательной деятельности не могут быть перенесены на любой предмет. Так, например, человек, великолепно владеющий специфическими приёмами мышления в области математики, может не уметь справиться с историческими задачами, и наоборот.
В школе открываются большие возможности для формирования различных приёмов мышления. Уже в начальных классах надо заботиться о математических приёмах мышления. Наибольшие затруднения у учащихся вызывает математика. Поэтому, если приёмы математического мышления не формируются у учащихся, то они, изучив весь курс математики, так и не научатся думать математически. А это означает, что математика изучена формально, что учащиеся не поняли её специфических особенностей.