Файл: Уроках математики в 3 классе. Учитель начальных классов Данилова Наталия Евгеньевна г. Воткинск, 2013 Содержание Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так, учащиеся 3 класса уверенно и быстро складывают многозначные числа столбиком, уверенно указывая, что писать под чертой, что “замечать” наверху. Но задайте вопрос: “А почему надо делать так?” Многие ученики теряются, не знают, что ответить. Это означает, что такие ученики выполняют арифметические действия успешно, но их математического смысла не понимают.

Таким образом, если учащимся раскрыть “секреты” математики, то они легко будут понимать и усваивать её. Если же этого не сделать, то учащиеся будут брать памятью, будут механически производить различные арифметические действия, не понимая их сути и, следовательно, не развивая своего математического мышления.

Обобщённые виды познавательной деятельности могут быть сформированы только при соответствующем построении учебных предметов. Их содержанием должны быть не частные явления, а их сущность.

Овладение общими методами познавательной деятельности позволяет учащимся не только самостоятельно анализировать новые частные явления, но и создавать их.

7

1.4. Мастерство учителя в руководстве познавательной деятельности учащихся
Мастерство управления познавательной деятельностью на уроке зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Ибо интерес, как отмечают учёные, положительно влияет на все психические процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление, волю. “В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ученика обучения, и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности школьника, в конечном итоге способствующая её направленности”

Трудно сказать, по каким путям поведёт школьника его естественный возрастной процесс активности, если он не будет направлен умственными интересами.

Каковы же условия становления учебно-познавательных интересов? Как учитель - мастер формирует их у учащихся на уроке? Что он делает, чтобы активизация учебной деятельности и интерес к учению постоянно развивались?


Учитель - мастер в становлении и развитии учащихся интересов к учению, как правило, постоянно руководствуется такими основными положениями:

1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу обучения, способствует организация обучения, которая решает вопросы проблемного характера.

2. Обучение должно быть трудным, но посильным.

3. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.

  1. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку.


8

Вывод к главе 1.
Большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет учитель. Оттого, как будет построена его работа по изучению нового материала, от его мастерства зависит дальнейшее усвоение знаний детьми.

Но не следует всю ответственность за усвоение материала перекладывать на плечи учителя. Усвоение знаний, умений, навыков также зависит от самих учащихся, их психического состояния и настроя. Как отмечалось в пунктах выше, развитие одного ребёнка во многом отличается от развития другого. Поэтому учителю необходимо применять в обучении различные приёмы и методы, дифференцированный подход в обучении. Одним из ведущих методов, применяемых учителем для успешного усвоения знаний, являются развивающие методы обучения.

9
Глава 2. Приёмы активизации учащихся в процессе обучения математике в 3 классе при изучении внетабличного деления и умножения

2.1. Сущность приёмов активизации

Для того, чтобы добиться активности учащихся на уроке математике, нужно применять приёмы активизации познавательной деятельности.

Приём - составная часть или отдельная сторона метода. В процессе обучения приёмы играют важную роль, поскольку они побуждают учащихся к активному участию в освоении учебного материала: постановка вопросов при изложении учебной информации, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам, побуждение к ведению записей. Также с целью повышения активности учащихся на уроке используются различные методы: проблемные, объяснительно - иллюстративные, логические, метод самостоятельной работы, дидактическая игра,

нестандартные виды уроков, тесты, а также различные формы учебной деятельности

Метод и приём могут меняться местами. Но независимо от этого, учитель обязан включить в структуру своего урока тот или иной приём, метод. В результате у учащихся будет формироваться интерес к учебному процессу, повышаться активность, что имеет немаловажное значение для учителя в его работе.

10

2.2 Приемы, способствующие активизации процесса восприятия
На уроке знакомства с внетабличным умножением и делением для развития самостоятельности предлагается учащимся такая последовательность упражнений.

1) Заменить числа суммой их разрядных слагаемых:

18=10+8 53=…+ 3 39 = …+…
24=20+… 61=…+… 72 = …+…

2) Прокомментировать решение и закончить его:

43+4=(40+3)+4=40+(3+4)=…
35-20=(30+5)-20=(30-…)+5= …
27-3=(20+7)-3=(7- …)+ …= …
38-5=(30+8)-5=(8-…)+…=…
32+7=(30+…)+7= (…+…)+…=…

3) На основе выполненных заданий предположить способ решения следующих примеров:

12 ∙ 5 = (10 + 2) ∙ 5 = (10 ∙ 5)+ (2 ∙ 5) =…+… =

24 ∙ 2 = …

26 : 2 = …

39 : 3 = …

Из приведенной записи видно, что примеры учащиеся решали самостоятельно. В качестве видов помощи было предложено повторение ранее изученного материала, готовое решение первого примера. Это позволило учащимся самостоятельно овладеть решением уже на первом уроке знакомства с внетабличным умножением и делением и приемами самоконтроля.

4) Полезно дать записи таких примеров с целью сравнения результатов:
20 ∙ 2 = 2 ∙ 2 =

90 : 3= 90 : 30=

и затем сравнить результаты в каждой строке.

11

Итоговым вопросом может быть такой: почему произведение (частное) в первом примере больше, чем во втором?

Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют о том, что в развитии познавательной деятельности младших школьников многое зависит от умелого подбора заданий с учетом их разнообразия, творческого характера.

12

2.3. Приемы, способствующие активизации процесса запоминания.
В ходе учебной деятельности ученику приходится многое запоминать. Между тем память младшего школьника характеризуется преимущественно образностью, конкретностью, ограниченностью по объему. «Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера самой мнемической задачи и от владения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения», - замечает психолог В.С. Мухина в книге «Возрастная и педагогическая психология».


1) Установка на запоминание определенного материала на длительный срок и сосредоточения внимания на материале.

Например: урок знакомства с внетабличным случаем умножения вида

23 Х 5 . На уроке раскрывается важность изучаемого материала и показывается, что знание состава чисел будет способствовать быстрому и безошибочному счету в уме.

2) Обязательная проверка понимания учебного материала и сопоставление его с ранее изученным.

Например, задание для самостоятельной работы даже на этапе знакомства с новым материалом подбирается таким образом, чтобы учащиеся сами могли активно выполнять действия.

3) Выполни по аналогии:

22 ∙ 4 = (20 ∙ 4) + ( 2 ∙ 4) =

17 ∙ 3 = (10 ∙…) + ( 7 ∙…) =

19 ∙ 5 = ……………….
75 : 5 = ( 50 +….) : 5 = (…: 5) + ( 15 : …) = …+… =

38 : 2 = ( … + …) : 2 = ( 20 : …) + ( … + 2 ) = … + … =
4) Наглядный материал. Чем моложе учащиеся, тем большую роль в их познавательной деятельности играет чувственное восприятие. Поэтому и для запоминания материала важно опираться на наглядный материал (макеты, пособия, картины, таблицы, алгоритмы, ИКТ). ( Приложение 1)

13

3.4. Активизация логического мышления
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся.

Прежде всего, нужно развивать у ребенка способность к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу позволяет одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепочкой умозаключений. Важно формировать у ребенка продуктивное мышление, то есть способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами и группами фактов. Если ребенок выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает что-то для себя, пусть известное для других, - это уже показатель продуктивности его мышления.

Уже в начальной школе при построении содержания обучения необходимо предусмотреть систему необходимых логических приемов мышления.

С учетом предметных связей используются следующие задания:

1) Установи аналогии и реши:

дерево + земля = 11

маргаритка • королева =

Ответ: 80 (Приложение 2)

2) Найди недостающее число. Рисунки с примерами каждого ряда составлены по определенному правилу, нужно догадаться, в чем состоит это правило, и дорисовать четвертый рисунок так, чтобы это правило сохранялось. (Приложение 3)


3) Блок – схема. Учащимся дается число, которое они вставляют в блок – схему и выполняют указанные действия. (Приложение 4).

4). Приём классификации. Учитель предлагает различные примеры на внетабличное деление и умножение, которые нужно сгруппировать по каким – либо признакам: по действиям, по результатам ( одинаковые) :

22 : 6 38 : 2 18 х 4

4 х 16 17 : 4 72 : 12

38 : 19 24 х 3 27 : 5

96 : 3 59 : 9 18 х 5

5) Прием анализа. Заменить числа суммой разрядных слагаемых:

69, 78, 68, 96, 39, 88, 54, 29, 47, 63.
14

6)Прием синтеза. Составить примеры на деление и умножение, используя только данные числа:

24, 3, 8, 12, 48, 4, 6, 2;

4, 3, 24, 6, 18, 72, 8;

42, 2, 21, 84, 4, 3, 7;

27, 3, 9, 54, 6, 18, 814

15

2.5. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования вычислительных навыков
В практике обучения математике заметно больше влечение детей к текстовым задачам, нежели к вычислительным примерам. И это не удивительно: в задаче, как правило, интерпретируется некоторая реальная ситуация, близкая пониманию детей, явно выражена связь с практикой.

Вычислительные же примеры представляются детям весьма абстрактными, лишенными практической цели, а работа над ними – скучным занятием. Между тем именно вычислительные примеры являются основным средством формирования умений и навыков выполнять вычисления, без чего немыслимо овладеть основами наук, а также почти любым видом практической и профессиональной деятельности.

Сейчас в век компьютеризации отмечается формирование у всех школьников прочных умений выполнять устные и письменные вычисления. И это остается одной из важнейших целей обучения математике, составляет основу математического образования.

Детей следует научить не только вычислять, но и вырабатывать у них чувство числа, способность видения его через наблюдения. По словам выдающегося ученого Петербургской академии наук Л. Эйлера, свойства чисел, известных сегодня, по большей части были открыты путем наблюдений и задолго до того, как их истинность была подтверждена строгими доказательствами.

Говорят, что заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии: ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.

Чтобы активизировать познавательную деятельность детей при выполнении ими вычислительных упражнений, надо внести элемент занимательности как в содержание, так и в форму такой работы.