Файл: Уроках математики в 3 классе. Учитель начальных классов Данилова Наталия Евгеньевна г. Воткинск, 2013 Содержание Введение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Можно красочно оформить таблицы, сочинить стихи, зарифмовать задачи и придумать игры. И тогда в глазах учащихся засветится неподдельный интерес. Каждый день они будут делать для себя маленькие открытия и легко усваивать материал.
16
Упражнения в игровой и занимательной форме всегда вызывали интерес и способствовали прочному усвоению учебного материала.
Еще во втором классе при подготовительных упражнениях к табличному умножению и делению учащиеся считали:
-
Сколько ног у двух гусей? У двух цыплят? У двух петухов? -
Сколько ножек у двух столов? А у двух журнальных столиков? -
Я вижу 12 птичьих ног. Сколько воробьев прыгает? -
По дороге бегут 16 собачьих лап. Сколько собак бежит? -
В стойле стоят 28 лошадиных ног. Сколько лошадей в стойле? -
У одного стола 4 ножки. А у 5 столов сколько?
Даже серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с преобладанием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.
Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий,
установлений межпредметных связей. Кроме того она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их
17
более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей:
злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на активность детей, может привести к пробелам в их знаниях.
Активизация деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать числа и множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра, ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
Ценность дидактической игры определяется не только потому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, но и учитывается то, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу. Подбирая какую-либо игру для урока, необходимо продумывать следующие вопросы:
-
цель игры; -
какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения? -
какие воспитательные цели преследуются в процессе игры? -
понятна ли она для учащихся моего класса? -
все ли учащиеся в одинаковой степени будут участвовать в игре? -
подведение итогов игры.
Дидактические игры помогают в формировании ряда умений и навыков, обеспечивающих включение детей в учебную деятельность Трудное легко запоминается в игре. Поэтому при объяснении нового материала или закреплении пройденного игра помогает эффективно решать учебную, а иногда и воспитательную задачу.
(Приложения:
-
Игра «Да, нет» -
Игра «Молчанка» -
Игра «Кто быстрее?» -
Игра «По порядку» -
«Круговые примеры» -
Игра «Какой ряд быстрее полетит на Луну?»
18
-
Игра «Какой ряд лучше?» -
«Математическое домино» -
Игра «Телефон» -
Игра «Математическая эстафета» -
Игра «Не ошибись» -
Игра «Ладонь – кулак» -
Игра «Числа – перебежки» -
Игра «По какой тропинке ты пойдешь?» -
Игра «Бабочки» )
19
Вывод к главе 2.
Это лишь некоторые виды работ на уроках математики, которые активизируют деятельность учащихся. При выполнении описанных выше заданий ребята думают, сравнивают, анализируют. И это способствует более прочному и осознанному усвоению знаний. Данные математические игры можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений и навыков.
Использование игр на уроках математики позволяет более творчески подходить к оценке знаний учащихся, привлекать к работе всех учащихся класса, способствует формированию интереса к предмету, активизирует мыслительную деятельность учеников, развивает смекалку и наблюдательность.
20
Заключение.
В ходе анализа особенностей учащихся 3-го «и» класса при изучении темы «Внетабличное деление и умножение» выявлено, что в период с декабря 2012 г. по февраль 2013 г., благодаря следующим приемам активизации познавательной деятельности на уроках математики:
-
Комментирование - развивает коммуникативные, предметные, личностные умения.
2) Игровые приемы - развивают коммуникативные, предметные, личностные умения.
3) Работа по аналогии, работа по алгоритму - учащиеся развивают регулятивные умения;
у учащихся заметен рост в снижении ошибок при решении примеров по данной теме.
Внетабличное умножение:
21
Внетабличное деление:
Тем самым, установлено, что приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики важны для повышения качества знаний учащихся. (Приложение 20)
Следует учесть, что класс со средним и низким уровнем подготовленности. Есть четверо учащихся, которым тема очень сложна для понимания, и на всех уровнях проверки знаний по изучаемой теме эти учащиеся показали неудовлетворительный результат.
Как показало исследование, тема является актуальной и требует дальнейшего изучения методов и приемов.
Ребенок, который не научится управлять своими мыслями и своим вниманием, будет постоянно отвлекаться на уроках по пустякам. На его успеваемости это скажется самым негативным образом. Понятные мотивации и организованный процесс мышления детей очень быстро сделали свое дело – учиться им стало легче и интереснее.
Организация развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.
22
Литература:
1. Акимова С. Занимательная математика. - Санкт - Петербург, (Тритон), 1997 - 608 с.
2. Алиева С. К. «Грамматика русского языка и математика в таблицах и схемах» для начальных классов. Москва, Лист, 2001, 63 с.
3. Аргинская И. И., Дмитриева Н. Я., Полякова А. В., Романовская З. И. Обучаем по системе А. В. Занкова: 1-й год обучения: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
4. Баженова И. Н. Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
5. Балашов М.М. Дидактическая игра на уроке. Игру любят все! Школьные технологии. – 1998. – № 5 – С. 137 – 140.
6. Баранов С. П. Педагогика: Учеб. Пособие для педагогических училищ по специальности № 2001 (Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы) - 2-е изд., переработанное - М.: Просвещение, 1987 - 368 с.
7. Данченко, Т. Игровые технологии в начальной школе. Учитель. – 2007. – № 6. – С. 44 – 46.
8. Жигалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989 - 47 с.
9. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Начальная школа. – 2004. – № 11 – С. 49 – 52.
10. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
11. Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике в 3 классе. В помощь школьному учителю. - М.: «ВАКО», 2005. – 205с.
12. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1996. - 144 с.
13. Полякова А. В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. - М.,1078.
14. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. -175 с .
15. Тихомирова Л. Ф. «Математика в начальной школе» Развивающие игры, задания, упражнения. Москва, Сфера, 2001, 59 с.
16. Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах (книга для учителя) 2 изд. Дополн. - М.: АО (Столетие), 1995. -272 с.
23
17. http://text.tr200.biz/referat_pedagogika/?referat=173957&page=1
18.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/diplomnaya-rabota
19. Р
20. sbornik_zadaniy.docx