Файл: Уроках математики в 3 классе. Учитель начальных классов Данилова Наталия Евгеньевна г. Воткинск, 2013 Содержание Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Можно красочно оформить таблицы, сочинить стихи, зарифмовать задачи и придумать игры. И тогда в глазах учащихся засветится неподдельный интерес. Каждый день они будут делать для себя маленькие открытия и легко усваивать материал.

16

Упражнения в игровой и занимательной форме всегда вызывали интерес и способствовали прочному усвоению учебного материала.

Еще во втором классе при подготовительных упражнениях к табличному умножению и делению учащиеся считали:

  • Сколько ног у двух гусей? У двух цыплят? У двух петухов?

  • Сколько ножек у двух столов? А у двух журнальных столиков?

  • Я вижу 12 птичьих ног. Сколько воробьев прыгает?

  • По дороге бегут 16 собачьих лап. Сколько собак бежит?

  • В стойле стоят 28 лошадиных ног. Сколько лошадей в стойле?

  • У одного стола 4 ножки. А у 5 столов сколько?

Даже серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с преобладанием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.

Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий,


установлений межпредметных связей. Кроме того она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их
17

более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей:

злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на активность детей, может привести к пробелам в их знаниях.

Активизация деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать числа и множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра, ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.

Ценность дидактической игры определяется не только потому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, но и учитывается то, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу. Подбирая какую-либо игру для урока, необходимо продумывать следующие вопросы:

  • цель игры;

  • какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения?

  • какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?

  • понятна ли она для учащихся моего класса?

  • все ли учащиеся в одинаковой степени будут участвовать в игре?

  • подведение итогов игры.

Дидактические игры помогают в формировании ряда умений и навыков, обеспечивающих включение детей в учебную деятельность Трудное легко запоминается в игре. Поэтому при объяснении нового материала или закреплении пройденного игра помогает эффективно решать учебную, а иногда и воспитательную задачу.

(Приложения:

  1. Игра «Да, нет»

  2. Игра «Молчанка»

  3. Игра «Кто быстрее?»

  4. Игра «По порядку»

  5. «Круговые примеры»

  6. Игра «Какой ряд быстрее полетит на Луну?»

18

  1. Игра «Какой ряд лучше?»

  2. «Математическое домино»

  3. Игра «Телефон»

  4. Игра «Математическая эстафета»

  5. Игра «Не ошибись»

  6. Игра «Ладонь – кулак»

  7. Игра «Числа – перебежки»

  8. Игра «По какой тропинке ты пойдешь?»

  9. Игра «Бабочки» )



19
Вывод к главе 2.
Это лишь некоторые виды работ на уроках математики, которые активизируют деятельность учащихся. При выполнении описанных выше заданий ребята думают, сравнивают, анализируют. И это способствует более прочному и осознанному усвоению знаний. Данные математические игры можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений и навыков.

Использование игр на уроках математики позволяет более творчески подходить к оценке знаний учащихся, привлекать к работе всех учащихся класса, способствует формированию интереса к предмету, активизирует мыслительную деятельность учеников, развивает смекалку и наблюдательность.


20

Заключение.
В ходе анализа особенностей учащихся 3-го «и» класса при изучении темы «Внетабличное деление и умножение» выявлено, что в период с декабря 2012 г. по февраль 2013 г., благодаря следующим приемам активизации познавательной деятельности на уроках математики:

  1. Комментирование - развивает коммуникативные, предметные, личностные умения.

2) Игровые приемы - развивают коммуникативные, предметные, личностные умения.

3) Работа по аналогии, работа по алгоритму - учащиеся развивают регулятивные умения;

у учащихся заметен рост в снижении ошибок при решении примеров по данной теме.

Внетабличное умножение:



21

Внетабличное деление:



Тем самым, установлено, что приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики важны для повышения качества знаний учащихся. (Приложение 20)

Следует учесть, что класс со средним и низким уровнем подготовленности. Есть четверо учащихся, которым тема очень сложна для понимания, и на всех уровнях проверки знаний по изучаемой теме эти учащиеся показали неудовлетворительный результат.

Как показало исследование, тема является актуальной и требует дальнейшего изучения методов и приемов.

Ребенок, который не научится управлять своими мыслями и своим вниманием, будет постоянно отвлекаться на уроках по пустякам. На его успеваемости это скажется самым негативным образом. Понятные мотивации и организованный процесс мышления детей очень быстро сделали свое дело – учиться им стало легче и интереснее.


Организация развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.

22

Литература:
1. Акимова С. Занимательная математика. - Санкт - Петербург, (Тритон), 1997 - 608 с.

2. Алиева С. К. «Грамматика русского языка и математика в таблицах и схемах» для начальных классов. Москва, Лист, 2001, 63 с.

3. Аргинская И. И., Дмитриева Н. Я., Полякова А. В., Романовская З. И. Обучаем по системе А. В. Занкова: 1-й год обучения: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.

4. Баженова И. Н. Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

5. Балашов М.М. Дидактическая игра на уроке. Игру любят все! Школьные технологии. – 1998. – № 5 – С. 137 – 140.

6. Баранов С. П. Педагогика: Учеб. Пособие для педагогических училищ по специальности № 2001 (Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы) - 2-е изд., переработанное - М.: Просвещение, 1987 - 368 с.

7. Данченко, Т. Игровые технологии в начальной школе. Учитель. – 2007. – № 6. – С. 44 – 46.

8. Жигалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989 - 47 с.

9. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Начальная школа. – 2004. – № 11 – С. 49 – 52.

10. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

11. Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике в 3 классе. В помощь школьному учителю. - М.: «ВАКО», 2005. – 205с.

12. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1996. - 144 с.

13. Полякова А. В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. - М.,1078.

14. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. -175 с .

15. Тихомирова Л. Ф. «Математика в начальной школе» Развивающие игры, задания, упражнения. Москва, Сфера, 2001, 59 с.

16. Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах (книга для учителя) 2 изд. Дополн. - М.: АО (Столетие), 1995. -272 с.

23

17. http://text.tr200.biz/referat_pedagogika/?referat=173957&page=1

18.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/diplomnaya-rabota


19. Р

20. sbornik_zadaniy.docx