Файл: Введение школа табличный деление.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение
В данной курсовой работе был рассмотрен обучение младших школьников табличному умножению и делению. Вспомним, умножение - это математическое действие, посредством которого из двух чисел (или величин) получается новое число (или величина), которое (для целых чисел) содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во втором. Умножению соответствуют такие предметные действия с совокупностями (множествами, группами предметов) как объединение равных (равночисленных) совокупностей. Поэтому, прежде чем знакомиться с символикой записи действий и вычислениями результатов действий, ребенок должен научиться моделировать на предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т. е. правильно представлять) их со слов учителя, уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.

Действие деления рассматривается в начальной школе как действие, обратное умножению. Деление - это обратное умножению математическое действие: нахождение одного из сомножителей по произведению и другому сомножителю. Смыслу деления соответствует операция разбиения множества на равночисленные подмножества. Таким образом, процесс нахождения результатов действия деления связан с предметными действиями двух видов:

а) разбиение множества на равные части

б) разбиение множества на части по сколько - то в каждой части

Таким образом, изучение таблицы умножения является центральной задачей обучения математике в начальных классах. Знание табличных случаев должно быть доведено до автоматизма, так как только в этом случае учащиеся смогут успешно справиться с устными вычислениями при умножении и делении двузначного числа на однозначное, при делении двузначного числа на двузначное, а также с письменными случаями умножения и деления. Но это не значит, что дети должны механически зубрить готовые таблицы. Речь идет о формировании сознательных навыков, основанных на понимании смысла действий умножения и деления; на умении применять переместительное свойство умножения; на усвоении взаимосвязи между компонентами - и результатом действия умножения. К табличному умножению относят случаи умножения однозначных натуральных чисел на однозначные натуральные числа, результаты которых находят на основе конкретного смысла действия умножения (находят суммы одинаковых слагаемых). Результаты табличного умножения в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам дети должны знать наизусть.


Список использованной литературы
. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 138 стр.: ил. - (Вузовское образование).

. Беспалько В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. - М.: Педагогика, 1988. - 160 стр.

. Гельфман Э. Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника, интеллектуальное воспитание уч-ся.-Спб.: Питер, 2006. - 384.: ил.

. Журнал «Начальная школа» №10 - 1991 г., с 37 - 38.

. Начальная школа №9 - 1998 г., с 94.

. Начальная школа №9 - 2001 г., с 74.

. Зуев Д.Д.// Российская педагогическая энциклопедия. - Т.2/ Главная редакция В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - с. 480-482

. Истомина Н.Б. и др. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения»/ Н.Б. Истомина, Л.Г. Латохина, Г.Г. Шмырёва. - М.: Просвещения, 1986. - 176 стр. ил.

. Математика. Учеб.для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2. (Второе полугодие)/ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 96 с.: ил.

. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В.Виноградова - 4-ое издание дополненное. М.: ООО «ИТИ Технологии» 2006г., 944 стр.

.Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс: Методические рекомендации для учителей. - Изд. 2-е, перераб. И доп. - М: Издательство «Ювента», 2005. - 336 с.: ил.

. Педагогика: педагогические теории системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений/ С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.

. Справочник руководителей и учителей начальной школы. Редактор Г. Губанова. Корректор И. Лукьяненкова 1999 г. «Родничок», г. Тула

. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы// Под научной редакцией Г.В. Дорофеева. Вып.3, - М.: УМЦ «Школа 2000. - 272 стр.

. «Школа 2000…». Математика для каждого: Технология. Дидактика. Мониторинг. Вып. 4. - УМЦ «Школа 2000…», 2002
Приложение
Тема: "Табличные случаи умножения и деления (закрепление)"

Цель: закрепить знание таблиц умножения и деления



Задачи:

совершенствовать вычислительные навыки (сложение и вычитание в пределах 100, табличное умножение и деление), умение решать задачи, выражения;

развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать; развивать память, логическое мышление учащихся;

совершенствовать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

воспитывать активность, ответственность, самостоятельность.

Ход урока:

. Организационный момент.

. Постановка учебной задачи.

.1 Задания на развитие внимания.

На доске и на столе у детей двуцветная картинка с числами:

Что интересного в записанных числах? (Записаны разными цветами: все «красные» числа - четные, а «синие» - нечетные.)

Какое число лишнее? (10 - круглое, а остальные нет; 10 - двузначное, а остальные однозначные; 5 - повторяется два раза, а остальные - по одному.)

Закрою число 10. Есть ли лишнее среди остальных чисел? (3 - у него нет пары до 10. а у остальных есть.)

Найдите сумму всех «красных» чисел и запишите ее в красном квадрате. (30.)

Найдите сумму всех «синих» чисел и запишите ее в синем квадрате. (23.)

На сколько 30 больше, чем 23? (На 7.)

На сколько 23 меньше, чем 30? (Тоже на 7.)

Каким действием искали? (Вычитанием.)

.2 Задания на развитие памяти и речи. Актуализация знаний

Повторите по порядку слова, которые я назову: слагаемое, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. (Дети пытаются воспроизвести порядок слов.) Компоненты каких действий назвали? (Сложение и вычитание.) С каким новым действием мы познакомились? (Умножение.)

Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, про изведение.) Что обозначает первый множитель? (Равные слагаемые в сумме.)

Что обозначает второй множитель? (Число таких слагаемых.)

Запишите определение умножения. (а + а + ... + а = а * n) n раз

Рассмотрите записи. Какое задание будете выполнять?

+12+12+12+1233 + 33 + 33 + 33а + а + а

(Заменить сумму произведением.)

Что получится? (В первом выражении 5 слагаемых, каждый из которых равен 12. поэтому оно равно 12 × 5. Аналогично - 33 × 4. а ×3)

Назовите обратную операцию. (Заменить произведение суммой.)

Замените произведение суммой в выражениях:


× 2, 8 × 4. b × 3. (99 + 99. 8 + 8 + 8 + 8, b + b + b.)

На доске записаны равенства: 81 + 81 = 81 × 2 21 × 3 = 21+22 + 23

+ 44 + 44 + 44 = 44 + 4 17 + 17 - 17 + 17 - 17 = 17 × 5

Учитель рядом с каждым равенством помещает картинки соответственно цыпленка, слоненка, лягушонка и мышонка.

Зверюшки лесной школы выполняли задание. Правильно ли они его выполнили? Дети устанавливают, что слоненок, лягушонок и мышонок ошиблись, объясняют, в чем их ошибки.

Сравните выражения:

× 5...5 × 8 34 * 9...31 * 2

× 6...3 ×6 а × 3...а ×2 + а

(8 × 5 = 5 × 8. так как от перестановки слагаемых сумма не изменяется; 5 × 6 > 3 × 6, так как слева и справа по 6 слагаемых, но слева слагаемые больше: 34 × 9 > 31 × 2. так как слева слагаемых больше и сами слагаемые больше: а ×3 = а × 2 + а. так как слева и справа по 3 слагаемых, равных а.)

Какое свойство умножения использовали в первом примере? (Переместительное.)

Физкультминутка.

Сегодня в гости к нам придет один герой, а как его зовут вы узнаете, расшифровав запись:

[Р] (18+2)-8 [О] (42 + 9) + 8

[А] 14 - (4 + 3) [Н] 48 + 26 - 26

[Ф] 9 + (6 + 1) [Т] 15 + 23 - 15

У каждого ученика - карточка с заданием. Дети самостоятельно выполняют вычисления и расшифровывают запись:
Ф

О

Р

Т

Р

А

Н

- К кому же мы приглашены в гости? (К Фортрану.)

Профессор Фортран - знаток компьютеров. Отправляемся к нему в гости.

Нас встречает профессор Фортран со своими учениками. Его лучшая ученица - гусеница - приготовила для вас задание: «Я задумала число, вычла из него 7, прибавила 15, потом прибавила 4 и получила 45. Какое число я задумала?»

7 +15 +4

Обратные операции надо делать в обратном порядке:

- 4 - 15 + 7 =31.

А сам профессор Фортран предложил нам поиграть в игру «Вычислительные машины».

Таблица в тетрадях у учеников. Они самостоятельно выполняют вычисления и заполняют таблицу. Выигрывают первые 5 человек, которые справляются с заданием правильно.

Гусеница предложила решить еще несколько заданий на карточках для самостоятельного выполнения на отдельных листках. После его выполнения сдаем


. Запиши числа в виде произведения с множителем 2 (двумя способами):
= 4 × 2 = 2 ×4 6 = ?× ? = ? ×?

= ?× ? = ? ×? 18 = ? × ? = ? ×?

= ?× ? = ? ×? 14 = ? × ? =? ×?

= ?× ? = ? ×? 2 = ? × ? = ? ×?

2. Ластик стоит x руб. Сколько стоят 2 ластика? Составь выражение и найди его значение для x = 4, x = 9.

. Реши уравнения:

: х = 3 12 : у = 4

Кто решил задания кладет их на край стола и после урока сдаем их.

Итог урока.

Фортран говорит вам спасибо за хорошую работу на уроке. Ему очень понравилось у нас, и он сказал, что снова придет к вам с новыми заданиями.