Файл: Билет Аграрная политика царизма в Казахстане во второй половине 19 века.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет № 28

Билет 28.

1.Административные реформы 1867-1868 гг.

В 1865 г. для подготовки реформы образована Степная комиссия, ее возглавил член совета Министерства внутренних дел Ф.К.Гирс.Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и известный исследователь Казахстана А. Левшин.

В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями.11 июля 1867 г. царь Александр II утвердил «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», а 21 октября 1868 г. — «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства». Вся казахская территория делилась на 3 генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское.

Военная и гражданская власть сосредоточивалась в руках генерал-губернатора Каждое генерал- губернаторство делилось на области.

  • Уральская и Тургайская области относились к Оренбургскому.

  • Акмолинская и Семипалатинская — к Западно-Сибирскому,

  • Семиреченская и Сырдарьинская — к Туркестанскому генерал-губернаторствам.

Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 г. была включена в состав Астраханской губернии. Мангыстау в 1870 г. отошел под управление Кавказского военного округа, а позже в Закаспийскую область. Сосредоточение военной и гражданской власти в рукахгенерал-губернатора составляло одну из узловых задач реформ. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право ведения дипломатических переговоров с Китаем и Ираном. Стоявший во главе области военный губернатор одновременно являлся наказным атаманом казачьих войск. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные правления.Согласно реформам области делились на уезды.Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости — на административные аулы, состоявшие из 100-200 кибиток.

Согласно реформам 1867-1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии,уездные суды. Реформы 1867-1868 гг. создали предпосылки для освоения богатств края. Усилилось социальное расслоение, формировалось жатачество — уход обедневших казахов на заработки в прилинейные поселки и города, на первые промышленные предприятия. (последствия реформы подвергались критике Абая Кунанбайулы, Ыбрая Алтынсарыулы).


2.Определите последствия первой (1928-1932 гг) и второй (1933-1937 гг) пятилеток индустриализации для экономики Казахстана.

В первой половине 1920-х гг. в стране утвердилась советская власть, были созданы ее государственные органы, образован СССР, принята его Конституция. Также в основном было восстановлено народное хозяйство, разрушенное революциями и Гражданской войной. Поэтому с середины 1920-х гг. в СССР начинается практическая реализация социализма. Она включала в себя три главных звена: индустриализацию; коллективизацию; культурную революцию — борьба с неграмотностью. По времени процесс индустриализации в Казахстане совпал с I пятилеткой развития народного хозяйства СССР (1928-1932 гг.)

Основная задача первой пятилетки:наращивание военной и экономической мощи за максимально короткие сроки, превращение страны из аграрно-индустриальной в индустриальную. Усиление производства средств производства, рост тяжелой и легкой индустрии, транспорта и сельского хозяйства.

Основные постройки:

  • ДнепроГЭС-1932 г, угольные шахты в Донбассе и Кузбассе.

  • Металлургические заводы в городах - Магнитогорск, Липецк, Челябинск, Новокузнецк, Норильск, Свердловск (Уралмаш).

  • Построены тракторные заводы в городах: Сталинград, Челябинск, Харьков, Нижний Тагил (Уралвагонзавод).

  • Построены автомобильные заводы: ГАЗ, ЗИС.

  • Введена в эксплуатацию Туркестано-Сибирская железная дорога,построена в 1927-1930 гг.

  • Валовая продукция промышленности в 3 раза превысила уровень 1913 года.

  • 2-е место в мире по машиностроению, выплавке чугуна и добыче нефти и 3-е место по производству электроэнергии.

  • В 3 раза выросло производство тяжёлой промышленности и в 20 раз - машиностроения, ликвидирована безработица.

  • Ввод в строй более 1500 промышленных предприятий.

Цели и задачи второй пятилетки(1933-1937 гг):дальнейшее развитие промышленности.

"Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут".

(И.В.Сталин)

Основные постройки:

  • Построены каналы - Беломоро-Балтийский (227 км) и Москва-Волга (128 км).

  • Урало-Кузбасс — вторая угольно-металлургическая база страны.


Последствия:

  • СССР- крупная промышленная держава.

  • Рост национального дохода и промышленного производства (в 2 раза), сельского производства - в 1.5 раза.

  • Ввод в строй более 4500 промышленных предприятий.

Плюсы пятилеток:

Чёткое планирование всей экономической деятельности страны.

Огромный скачок в экономике в период первых пятилеток за относительно короткий срок.

Повышение активности, энтузиазма народа, стремление выполнить пятилетку в четыре года, дух соревнования, стахановское движение.

Высокие цели и задачи, стремление построить сильную державу, повысить обороноспособность страны, уровень жизни народа.

Минусы пятилеток:

Необъективность показателей, стремление скрыть отрицательные моменты, завысить показатели.

Выполнение плана любой ценой, да ещё в четыре года, приводило к смещению многих талантливых руководителей, особенно в период сталинских репрессий.

Создание завышенных планов пятилеток без учёта реальных возможностей экономки страны.

3."Законы хана Есима"

Положения:


Последствия:

"Есім ханның ескі жолы» (Древний путь Есим хана)

Дополения к кодексу Касым хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права.Есим хану пришлось выдержать тяжелую внутриполитическую борьбу, итогом которой было коренное реформирование политической системы Казахского государства. Формально новый правовой акт был дополнением к старым законам. В нем определялись полномочия хана, султанов, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права. По нему высшей представительно-законодательной властью продолжал оставаться Маслихат, в состав которого входили все представители, предводители всех казахских общин. На каждое маслихатское заседание, проводившееся раз в год, собиралось огромное количество народа. Полномочия хана же, согласно закону, были существенно ограничены.
Разделы "Древнего пути" также предусматривали разбор уголовных дел, материальные иски и положение женщин в обществе. Правовой акт, созданный Есимом, получил широкое признание у народа, так как нормы адата и шариата в нем были оптимально сближены к образу жизни кочевников-скотоводов.


Билет № 30.

1.Педагог-просветитель казахского народа Шакарим Кудайбердиев

2.Определите, какое влияние оказала советская идеология на казахскую культуру в 20-30г 20века

3. Таблица «шаньюй Аттила»

Государство Период правления политика

1.Шакарим Курдайбердиев родился в предгорьях Чингистау нынешнего Абаевского района Семипалатинской области в 1858г. В семилетнем возрасте он остался без отца, и его воспитывал родной дядя – великий Абай. Величайший казахский поэт Абай стал духовным наставником и учителем Шакарима. Юноша освоил азы изобразительного искусства и резьбы по камню. Он научился моделировать и шить одежду, создовал музыкальные инструменты (домбры, скрипки).

Уже в юном возрасте он начинает писать стихи, сочинять трактаты. В 20 лет Шакарим становится волостным управителем. Административная деятельность мешала ему развиваться и самоопределятся, - чванство богачей и невежество степных жителей. Поиски своего пути, сомнения и душевные терзания этого периода жизни Кудайбердиев описал в поэме «Жизнь забытого».

1898г Шакарим оставил административные обязанности и посвятил себя творчеству и путешествием. Объездил много стран и городов, в Турции, где изучал древние тексты в

Стамбульской библиотеке; совершил паломничество в Мекку. По совету дяди изучал творчество Толстого и Пушкина.

В 1904г умер Абай и два его сына. Это стало большим потрясением для Кудайбердиева. На некоторое время он удаляется от мира. В начале 1920-х поэт возвращается и поселяется в городке Шакпан. Он становится участником национально-освободительного движения «Алаш». Поэт погиб в возрасте 73лет. Он стал одной из многих жертв советского режима.

Основная цель жизни и творчества великого казахского мыслителя – поиск пути познания истины. Главные темы его произведений – свобода личности, моральность, духовное развитие. В своей философской лирике поэт неоднократно обращается к темам самопознания человека, к идее его духовного совершенствования, сохранение внутренней свободы.

2.



Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

1

Высокий темп ликвидации неграмотности

Истребление интеллигенции

2

Осуществление всеобщего обязательного начального образования

Тоталитарное идеологизирование культуры народа

3

Сформирование профессиональной системы образования

Отсутствие понятия национальная культура и замена ее на «интернациональная культура»

4

Формирование новых отрядов интеллигенции




5

Становление культурных очагов






3.

государство

Период правления

политика

Объединил под своей властью тюркские, германские и др племена, создавший державу, простиравшуюся от рейна до волги.

Неизвестные азиатские племена гуннов, обитавших в Центральной Азии, в том числе, на территории Казахстана, при Аттиле достигли своего могущества.

Правитель гуннов в 434-453г

Аттила был мудрым политиком, храбрым воином, дальновидным полководцем, хитроумным дипломатом.