Файл: Исследовательский проект по литературе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

                      ПРОЕКТ

              ПО ЛИТЕРАТУРЕ    

   « СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО» И ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ                            А.М.ГОРЬКОГО » .                                                                                  

                                                                                Подготовила      

                                                                                                     ученица 7А класса                                  

        Сорокина Евгения

                                                                                                                                                                             

                                                                                           

 РУКОВОДИТЕЛЬ : Ковалева Светлана Ивановна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14 ст.Ярославской Мостовского района Краснодарского края

                                                                                                                       

                                                         2012 год

Объект исследования– тексты повести Л.Н.Толстого «Детство» и одноименной повести А.М.Горького

Предмет исследования:  приемы создания образов главных героев, совпадения и различия.

Цель: создание алгоритма для использования в дальнейшей работе на уроках литературы «Сравнительная характеристика образов художественного произведения».        

Задачи:

1.     Прочитать повести;

2.  Изучить разделы литературоведения, связанные с созданием образа литературного героя;

3. Выявить сходства и различия в приемах создания главного героя произведения по плану.

4.Систематизировать собранный материал. Обобщить результаты сравнения, сделать  выводы.

5. Создать алгоритм работы над литературным образом.

Методы исследования:анализ научной литературы; сравнение произведений; моделирование гипотезы, создание алгоритма для дальнейшей работы на уроках литературы.


В основе сюжета повести М. Горького «Детство» и  одноименной  повести Л.Н.Толстого факты реальной биографии писателей. Это и определило особенности жанра произведений – автобиографическая повесть. Произведения Горького и Толстого разделяет значительный временной промежуток.

Повесть А.М.Горького была написана в 1913 году, где он описал события, связанные с взрослением маленького человека. Эта повесть автобиографична, в ней писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Первая часть трилогии Толстого была создана в 1851-1852 г.

Сравнительная таблица




    Л.Н.Толстой «Детство»

              А.М.Горький «Детство»

Время создания

          1851-1852 г.

                         1913 г.

Главные герои

Два главных герой: Николенька  Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство

Алеша Пешков (прототип автора)

Художественная идея

Анализ того, что составляет сущность каждого человека.

Влияние обстоятельств и социальной среды на формирование личности ребенка

  Проблема

Нравственно-этическая

  Человеческое самоутверждение  в противоборстве с окружающей средой.

    Принцип построения сюжета

     Хроникальный

      Хроникальный

Конфликт

    Психологический

  Конфликт героя с укладом жизни, личности и среды

Повествование

От лица-героя рассказчика

От лица героя-рассказчика

Способ выражения авторской позиции в произведении

 Субъективная (выражение мнений, суждений автора путем воссоздания жизненных ситуаций)

Субъективная (выражение мнений, суждений автора путем воссоздания жизненных ситуаций)

На основе идейно-художественного анализа представим сходства и различия         



произведений     А.М. Горького и Л.Н.Толстого

В основе повествования произведений лежит субъектная организация. Писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Наиболее важными образами являются образ Николеньки Иртеньева ( «Детство» Л.Н.Толстой) и Алеши Пешкова («Детство» А.М.Горький).

  Своих героев Л.Н.Толстой показывает в тех условиях и в тех обстоятельствах, где их личность может проявиться наиболее ярко.  Маленькими, но невероятно яркими вкраплениями в ткань повествования вплетены моменты, в которых речь идет о том, что выходит за рамки понимания ребенка. Для А.М.Горького, прежде всего жизненные обстоятельства и эстетические мотивы определили потребность  обратиться к детской теме в литературе.

Каждый из писателей по-разному использует  такие традиционные для русской литературы приемы подачи характеристики человека, как описание портрета героя, изображение его жеста, манеры поведения, так как все это — внешние проявления внутреннего мира героя.

Приемы создания художественного образа-персонажа

1.Внешние черты (портрет). Портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу.

2. Психологический анализ. ( Подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений - внутреннего мира персонажа)

3.Характер персонажа. Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи.

4. Прямая авторская характеристика

5. Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им.

6. Изображение условий, в которых живет и действует герой.

7.Изображение социальной среды, общества, в которой живет и действует персонаж.

8.Художественная деталь.

9.Наличие или отсутствие прототипа.

Герой Л.Н.Толстого и А.М.Горького живет в особом мире-мире детства, который включает в себя следующее

МИР ДЕТСТВА

Исходя из представленного плана, рассмотрим, с помощью каких приемов авторы создают литературный образ. Выявим их некоторые сходства и отличия.

Приемы создания образа главного героя в повести Л.Н.Толстого «Детство»

Приемы создания образа главного героя в повести А.М.Горького «Детство»

Как видно из предложенных схем, авторы используют не все приемы создания образа главного героя.


                                   ОБЩИЕ ЧЕРТЫ.                       ОТЛИЧИЯ

Итак, при характеристике героя-ребенка в художественном произведении необходимо учитывать следующее:

1. Психологический анализ. ( Подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений - внутреннего мира персонажа)

2.Характер персонажа. Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи

 3. Прямая авторская характеристика.

 4. Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им.

5.Изображение условий, в которых живет и действует герой.

6.Изображение социальной среды, общества, в которой живет и действует персонаж
­Одноименные произведения Л.Н.Толстого и М.Горького "Детство", объединяет не только одинаковые названия. Общим у них является тема - детство писателей. Обе эти повести имеют одинаковый жанр - автобиографический. Оба писателя, в своих произведениях пытаются донести до читателя взаимоотношения в семье и её влияние на формирование характера и личности.

Наверно не случайно оба писателя обратились к такой теме, как детство. Ведь кому, как не им понимать, что взросление, является важным этапом на жизненном пути человека. Это и познание окружающего мира, распознание добра и зла. Именно детство стало тем фундаментом в их характере, отношению к другим.

Отличия в этих двух повестях в целом - это условия, в которых проходило детство Л.Толстого и М.Горького.

Николенька свое детство провел в достаточно обеспеченной семье, с маменькой, гувернером, нянями, отцом, братьями и сестрами, бабушкой, которые все о нем заботились, оберегали. У Николеньки было счастливое детство, пусть и с различными неприятными случаями, которые так-же вносили свою лепту в формирование характера и взглядов на жизнь.

У Алеши Пешкова детство в доме Кашириных не столь радужное. Наушничество, жестокость, несправедливость, вот что там было много, Но была и бабушка, и слепой мастер и др, которые давали уроки доброты, порядочности, терпимости.

Детство у Толстого и Горького, проходило в семьях , в которых существовали разные порядки и разные взаимоотношения, но... сказать, где было лучше, наверно нельзя. У каждого по жизни свой путь.



Сравнительная характеристика главных героев повестей Л. Н. Толстого “Детство” и М. Горького “Детство”

В русской классической литературе существуют два произведения с одинаковым названием – это повести “Детство”, написанные Л. Толстым и, позже, М. Горьким. Оба произведения автобиографичны – в них писатели рассказывают о своем детстве, окружавших их людях, тех условиях, в которых они воспитывались.
Почему Толстой и Горький решили обратиться именно к этой поре своей жизни? Что они хотели сказать читателю? Думаю, оба писателя считали детство одним из самых важных этапов в жизни человека, когда он познает окружающий мир, учится любить и ненавидеть, решает, что лучше – добро или зло.

В детстве, по мнению Толстого и Горького, закладывается характер ребенка, поэтому так важно, чтобы это время было счастливым.
Именно о счастливом детстве рассказывает нам в своей повести Толстой. Мы видим, что главного героя Николеньку окружают любящие его люди – маменька, гувернер Карл Иванович, няня, отец, братья и сестры, бабушка. Все они заботятся о мальчике, стремятся сделать все, чтобы он был счастлив.
Конечно, в жизни Николеньки случаются и огорчения, неудачи, разочарования.

Однако из них он делает правильные выводы.

https://www.chitalnya.ru/work/3437120/

 Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру.
    Именно поэтому главными героями многих произведений русских писателей являются дети, их психология, отношения с окружающими людьми. Так, Л.Н. Толстой в автобиографической повести «Детство» описывает жизнь Николеньки Иртеньева, который на страницах произведения растет, любит и ненавидит, получает первые уроки жизни.
    Маленький герой окружен любовью и заботой своих близких – маменьки, гувернера, няни. Под их влиянием Николенька растет добрым мальчиком, ему присуще «чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор…»
    Жизнь героя - это уроки в классе, игры с друзьями, общение с маменькой, которую Николенька боготворит. Однако мальчик растет, меняется и его жизнь. Он уезжает в Москву, заводит новых друзей, разлучается и, позже, теряет маменьку.