Файл: Исследовательский проект по литературе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

    В повести Николенька совершает ошибки, пытается исправлять их, делает выводы. Так, он несправедливо думает о добрейшем гувернере Карле Ивановиче, обижается на няню Наталью Савишну, придумывает страшный сон «будто maman умерла и ее несут хоронить». Вместе с приятелями герой издевается над слабым Иленькой Грапом, хотя ему это и не очень нравится: «В эту минуту я не совсем был убежден, что все это очень смешно и весело». Но важно, что из каждого «недостойного» эпизода Николенька выносит свой урок, понимает, почему он поступил неправильно.
    Детство как самый чистый и невинный период в жизни изображается и Буниным в рассказе «Цифры». Маленький Женечка – воплощение непосредственности, наивности, шаловливости и проказливости: «И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее!» Он очень любит своих родных, безмерно уважает дядю, приехавшего из Москвы.
    Писатель подчеркивает, что ребенок очень зависит от взрослых, его легко обидеть или унизить. Но это самое страшное преступление - маленький человек незлоблив, однако причиненную боль может помнить всю жизнь.
    Помнит свои детские обиды, трудное детство и герой повести Горького. После смерти отца Алеше Пешкову пришлось многое перенести в доме деда – терпеть побои и несправедливость, наблюдать за враждой дядьев, голодать и побираться. Лишь бабушка отогревала мальчика - дарила ему свою любовь, тепло, защиту.
    Акулина Ивановка научила Алешу любить людей, быть добрым и справедливым. Именно бабушка открыла мальчику Бога – не сурового и злого, как у Кашириных, а доброго, снисходительного, любящего. Именно бабушка «открывала» мальчику жизнь, объясняя ему все, что происходит вокруг - в доме и за его пределами. И так продолжалось до самой ее смерти. А когда бабушка умерла, закончилось и детство героя - он пошел «в люди».
    Таким образом, детство в произведениях Толстого, Бунина, Горького изображается как важнейшая пора жизни каждого человека. Именно в детстве, по мнению этих писателей, формируется характер и мировоззрение личности. Кроме того, детство, несмотря ни на что, счастливейшая – «золотая» - пора жизни, наполненная светом, радостью ежедневных открытий, чистотой души.



Беру!

  Беру!

В русской классической литературе существуют два произведения с одинаковым названием - это повести «Детство», написанные Л. Толстым и, позже, М. Горьким. Оба произведения автобиографичны – в них писатели рассказывают о своем детстве, окружавших их людях, тех условиях, в которых они воспитывались.

    Почему Толстой и Горький решили обратиться именно к этой поре своей жизни? Что они хотели сказать читателю? Думаю, оба писателя считали детство одним из самых важных этапов в жизни человека, когда он познает окружающий мир, учится любить и ненавидеть, решает, что лучше – добро или зло. В детстве, по мнению Толстого и Горького, закладывается характер ребенка, поэтому так важно, чтобы это время было счастливым.
    Именно о счастливом детстве рассказывает нам в своей повести Толстой. Мы видим, что главного героя Николеньку окружают любящие его люди – маменька, гувернер Карл Иванович, няня, отец, братья и сестры, бабушка. Все они заботятся о мальчике, стремятся сделать все, чтобы он был счастлив.

Читатели выбирают ↴
Литература 7 класс. краткое описание одного из героев рассказа детство


    Конечно, в жизни Николеньки случаются и огорчения, неудачи, разочарования. Однако из них он делает правильные выводы. Это и мысль о том, что не нужно обижать тех, кто тебя любит (вспомним эпизод с Карлом Ивановичем) или кто слабее тебя (эпизод с Иленькой Грапом). Это и мысль, что ценность человека измеряется его душевными качествами, а не социальным положением (эпизод с няней Натальей Савишной). Это и горькое открытие, что близкие люди не всегда будут с тобой, что они смертны (смерть горячо любимой маменьки) и так далее.
    С совершенно иным детством мы сталкиваемся в повести Горького. Ее герою Алеше не так повезло, как Николеньке. После смерти отца Алеша попал в семью деда, где царили суровые нравы. Здесь никто не заботился о детях, не дарил им любовь и ласку, как в семье Николеньки. Каждый из Кашириных жил сам по себе, считая врагами даже членов своей семьи. Поэтому в доме деда часто случались скандалы, ссоры, драки.

Читатели выбирают ↴
Самые дорогие люди Алеши в повести А. М. Горького «Детство»


    Конечно, такая обстановка угнетала маленького героя. Жить в доме деда ему было бы совсем невыносимо, если бы не бабушка, которая стала для Алеши «лучом света». Только она дарила внуку так необходимую ему любовь, ласку, заботу. Без них, я думаю, Алеша превратился бы в озлобленного или пропащего человека, как многие вокруг него. А этот герой нашел в себе силы остаться добрым, справедливым, милосердным. И в этом он похож на Николеньку Иртеньева, который тоже всегда стремился к добру и справедливости.


    Таким образом, повести «Детство», написанные Толстым и Горьким, - это не только образцы «высокой» литературы. Это еще и ценные психологические документы, которые раскрывают внутренний мир ребенка, достоверно и ярко передают его переживания, показывают, что влияет на формирование характера маленького человека.
    Толстого и Горького с полной уверенностью можно назвать писателями-гуманистами, ведь они в своем произведении призывают к гуманному отношению к детям, к проявлению внимания, заботы, любви. Именно поэтому, как мне кажется, их повести «Детство» стоят в ряду лучших произведений отечественной и мировой литературы.

Детство… Детство – это, мне кажется, самая важная часть жизни любого человека. Это то, с чего начинается жизнь, когда человек научается думать о себе, о других, о мире. Если детство жестокое, то и человек вырастет жестоким. Если детство прошло в окружении спокойных и добрых людей, и человек будет добрым. Вот таким стал Николенька Иртеньев, герой повести «Детство» Л.Н.Толстого. Мальчик рос с любящими матерью и отцом, няней Натальей Саввишной, рядом с ним не было людей, которые не любили бы его, и поэтому ясно, почему он вырос спокойным, благополучным, хорошим человеком. А Максим Горький приводит пример детства, в котором мало было приятных моментов. Его можно назвать тяжёлым. Но разве Алёша, а точнее, сам писатель, вырос каким-то преступником, тираном? Нет, он не стал жестоким, потому что видел перед собой пример злых людей и не хотел становиться на них похожим. Такое суровое детство воспитало его, а, слава Богу, не испортило. А могло бы. Ведь есть такие люди, которые вырастают жестокими после подобных испытаний.

Алёша Пешков, герой повести "Детство" М. Горького, провёл свои детские годы не в самом доброжелательном обществе. Было много смертей, детей пороли, взрослые дрались. А мальчик упрямо рос среди всего этого ужаса. Толстой же в своей повести пишет: «Счастливая, счастливая и невозвратимая пора детства! Как не любить его, не лелеять воспоминаний о ней?» Вот такое детство он ценит, дорожит им. А Горький? Ему, наверное, трудно было любить своё детство. Но он не проклинал всех, кто был виноват в этом. Он всегда, везде и во всём искал радость и отраду. Сквозь всю взаимную ненависть, злобу, сквозь повседневную ругань он, как росток, пробивался и стремился к солнцу, к свету.

У героя повести "Детство" Л.Н. Толстого Николеньки Иртеньева часто менялось настроение. То он обижается на свою няньку Наталью Саввишну за то, что та отшлёпала его мокрой скатертью, то через несколько минут, когда нянька принесла ему сладкого рожка, он уже очень-очень любит её. «
И слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда». Именно так обижается, любит, плачет любой маленький ребёнок. А Алёше Пешкову не так везло, он рано перестал быть «маленьким». Если бы он обижался каждый раз, когда его наказывали или несправедливо с ним поступали, он просто устал бы от этого: так много и часто пришлось бы это делать. Но всё же и в его детстве были, пусть и единичные, но счастливые моменты: сказки бабушки, дружба с Цыганком, общение с Хорошим Делом.

Оба писателя, несмотря на то что рассказывали об одном и том же периоде жизни, в свои произведения вложили разные идеи. Толстой пишет про эмоции, переживания, взросление души ребёнка, а у Горького главное – это описание событий, «свинцовых мерзостей» жизни обычного человека. Так что на вопрос: "Счастливая ли пора – детство?", каждый из героев этих произведений ответит по-разному.

Конечно, если в детстве совсем не будет трудностей, то ребёнок в будущем может не справиться с проблемами, но уж точно детство не должно быть тяжёлым, а должно быть обычным, со своими радостями, со своими обидами, такое, какое бывает у большинства людей.

Дарья, 13 лет