Файл: Проектноисследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Естествознание с методикой преподавания
Практическое занятие 3.
Выполнил:
Обучающийся Белякова Анна Викторовна
Преподаватель:
Музафарова Екатерина Александровна
ЗАДАНИЕ 1
Максимальное количество баллов — 4.
Решите педагогическую задачу:
Вы являетесь молодым специалистом одной из лучших школ города. Администрация школы предложила Вам выступить на педагогическом совете по теме «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя».
Тема вашего выступления «Продукт проектной деятельности в начальной школе». Вопросы:
-
Приведите примеры разнообразных видов «конечного продукта» в проектной деятельности. -
Заполните таблицу «Структура проектной деятельности педагога», в которой опишите все элементы ведения проектной деятельности; сформулируйте темы проектов, реализуемые в рамках начальной школы (класс определите самостоятельно); опишите проектный продукт с учетом практического значения.
Таблица 1 – Структура проекта деятельности педагога
Тип проекта | Цель проекта | Тема проекта | Описание проектного продукта |
Практико- ориентированный | Решение практических задач | 1. Проект школьного участка | Нацелен на интересы самих участников процесса. Продукт исследования может быть использован школой, городом и т.д Учебные пособия, макеты, модели, памятники и т.д. |
2.Культура здоровья | |||
Исследовательский | Доказательство или опровержение гипотезы | 1.Путешествие по берегу реки | Научное исследование, применение его в жизни. Результат исследования, оформленный определенным образом. |
2. Дом, в котором я хочу жить | |||
Информационный | Сбор информации об объекте или явлении | 1.Наша школа. | направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм. Результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов. |
2.Битва за Сталинград. | |||
Творческий | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | 1. Моя семья | Литературные произведения, произведения прикладного искусства, видеофильм. |
2.Распорядок дня. | |||
Игровой (ролевой) | Предоставление публике опыта участия в решении проблемы | 1.История мягкой игрушки | Мероприятия (игра, состязание, викторины и т.д) |
2.Шахматы на льду |
1. Ожидаемым результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка:
-
Умение работать с информацией. -
Опыт целеполагания. -
Опыт планирования. -
Расширение кругозора. -
Развитие мышления. -
Развитие эмоциональной сферы. -
Развитие творческих способностей. -
Опыт публичного выступления.
ЗАДАНИЕ 2
Максимальное количество баллов — 3.
Решите педагогическую задачу:
В официальной группе одной из социальных сетей вашего образовательного учреждения разместили фрагмент открытого урока вашей коллеги, учителя 2 класса, по теме «Земля. Модель Земли» (учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»). В видеосюжете учитель проводит с ребятами игру «Да – нет», где дети отвечают на вопросы учителя только «да» или «нет».
Прочитайте предложенный фрагмент из этой игры.
Ответы отразите в таблице содержательно и ёмко.
Таблица – Разбор урока по теме «Земля. Модель Земли» (учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»)
№ п/п | Вопрос/задание | Пояснение/обоснование ответа |
1. | УМК | «Перспективная начальная школа» |
2. | Предмет | Окружающий мир |
3. | Тема урока | Земля. Модель Земли |
4. | Класс | 2 |
5. | Цель урока | Расширить представления о глобусе как модели Земли. Создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир» |
6. | Задачи урока |
|
7. | Поясните, на каком этапе урока используется игра «Да-нет» (обоснование ответа) | Итог урока Динамическая пауза |
8. | Дополните материал, который бы вы рекомендовали использовать (на том же этапе урока с той же целью) | Теперь вы выполните следующее задание. У вас на столах лежат карточки с заданием. Соединить линиями предметы и те модели, которые им соответствуют. - Теперь давайте проверим. Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Посмотрите на экран, за каждый правильный ответ поставьте плюс. - У кого 3 плюса – поднимите одну руку, у кого 2 или меньше плюса – поднимите обе руки. - Кто мне выйдет и покажет у доски нарисованные модели? |
ЗАДАНИЕ 3
Максимальное количество баллов — 3.
Вы являетесь учителем начальных классов.
На этапе самостоятельной работы урока «Окружающий мир» в 4 классе по теме «Животноводство в нашем крае» вы планируете проведение самопроверки по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с образцом правильных ответов (эталоном), и сами оценивают свою работу.
Вопросы:
-
Подготовьте эталоны описаний животных. Выберите не менее трёх видов животных, которых планируете изучать по теме урока, и опишите их по плану: -
Название животного -
Отличительная особенность\ -
Внешнее строение -
Размножение -
Значение в природе края/региона -
Заполните эталоны ответов в виде таблицы «Эталоны ответов».
Таблица – Эталоны ответов
Эталон 1 | |
Название животного | птицы |
Отличительная особенность | Это класс яйцекладущих теплокровных животных. |
Внешнее строение | – Тело покрыто перьями – Два крыла, две лапы – На голове клюв |
Размножение | Развиваются из яиц |
Значение в природе края/региона | Они уничтожают насекомых-вредителей, являются переносчиками семян растений, уничтожают слабых и больных животных. дятел долбит кору дерева и достаёт спрятавшихся там личинок вредных насекомых. Человек разводит многих птиц (домашние птицы: куры, утки, гуси и др.), использует перо птицы при изготовлении подушек, курток. Куриные и перепелиные яйца широко используются при приготовлении пищи. |
Эталон 2 | |
Название животного | корова |
Отличительная особенность | Млекопитающие |
Внешнее строение | – Тело покрыто шерстью, волосяным покровом – Две пары конечностей |
Размножение | – Рождают живых детенышей – Вскармливают детей молоком |
Значение в природе края/региона | Является источником молока и мяса. |
Эталон 3 | |
Название животного | пчелы |
Отличительная особенность | насекомое |
Внешнее строение | – Тело разделено на три части – голова, грудь, брюшко Шесть лапок – Два глаза, два или четыре крыла, пара усиков |
Размножение | Развиваются из яиц |
Значение в природе края/региона | Пчеловодство имеет большое значение для человека и природы. Пчёлы даруют людям здоровье и долголетие. Их справедливо называют «крылатыми врачами». Пчелиные продукты - мед, пыльца, воск и прополис широко применяются в медицине и косметике, поэтому должны быть экологически чистыми. Пчелы опылители многих растений. |
Задание 4
Таблица – Анализ проведенного этапа урока
№ п/п | Вопрос для анализа этапа просмотренного урока | Обоснованный аналитический ответ проведенного урока |
1. | Этап урока | Включение нового знания в систему знаний. |
2. | Название метода, который использует учитель | Дневник путешествия |
3. | Выбор именно этого метода, целесообразность и эффективность применения, соответствие принципам обучения | формирует положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; развитие познавательных интересов к урокам окружающего мира; формирует умения сравнивать, анализировать, наблюдать, оформлять результаты наблюдений; уметь организовывать свою деятельность. |
4. | Ваше дополнение работы учителя на данном этапе урока | 1 группа у нас – ботаники. Что изучает наука ботаника? (растения) 2 группа – зоологи. Что изучает наука зоология? (животных) 3 группа – экологи. Что изучает наука экология? (влияние человека на окружающую его среду) -А теперь в работу включаются все научные группы. Материалы для «ботаников». Ваш проблемный вопрос: Разнообразен ли растительный мир этой зоны? Вам нужно выяснить: Какие растения растут в этой природной зоне Отличительные особенности растений. Материалы для «зоологов» Ваш проблемный вопрос: Разнообразен ли животный мир этой зоны? -Вам необходимо заполнить таблицу -Найти материал об: -обитателях суши – обитателях суши, которые добывают себе пищу в море Материалы для «экологов» - Вам нужно ответить на вопрос: как люди влияют на природу черноморского побережья. - Как вы думаете, где вы можете взять нужный вам материал, чтобы ответить на вопросы? |
5. | Ваш план дальнейшей работы с составленной на уроке картой знаний | подготовить сообщение о достопримечательностях Черноморского побережья. |
ЗАДАНИЕ 5
Максимальное количество баллов — 5.
Вы учитель начальных классов и готовитесь приступить к изучению раздела «Родной край – часть большой страны» в 4 классе (учебник «Окружающий мир», Плешаков А. А.).
Вопросы:
-
Проведите отбор материала с целью развития интереса к изучению вашего края/региона/области, совершенствованию и углублению первоначальных знаний о географии, экономике и экологии. -
Составьте план урока открытия нового знания по одной из тем учебника, используя отобранный материал по краеведению. Заполните технологическую карту урока «открытия» нового знания, предложенную в таблице 3.
Таблица 3 – Технологическая карта
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная, подготовка учащихся к усвоению учебного материала | - Приветствие - Давайте, составим тему урока из рассыпавшихся слов: часть, край, большой. Родной, страны. - Сегодня последний урок по этому разделу. Сформулируйте цель нашего урока. | Формулируют тему: «Родной край – часть большой страны». Формулируют цель урока: обобщить и проверить знания по данному разделу. | Фронтальная, индивидуальная | | Устные ответы, организация рабочего места. |
II. Актуализация опорных знаний. | Защита проекта «Географическое положение» | - Я предлагаю провести не просто урок обобщения, а отправиться в путешествие по родному краю. С собой берём самое необходимое – наши знания, смекалку, взаимовыручку и хорошее настроение. Желаю вам успехов и новых интересных открытий! - На административной карте России видим все республики, края, округа, области. А где здесь место Сахалинской области? Кто наши соседи? Заслушаем проект «Географическое положение Сахалинской области». | Называет цель проекта. Показывает на карте России Сахалинскую область. Называет главный город. Показывает соседей. Называет природную зону нашего края. Показывает на карте море, омывающее о. Сахалин. Показывает карту Сахалинской области и находит на ней Смирныховский район. Называет соседние районы. Подводит итог своей работы. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: Осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиски выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно сроят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого характера; используют знаково – символические средства представления информации для решения практических задач. Регулятивные: контролируют выступления, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют своё мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; осуществляют постановку вопросов, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осознают ответственность за общее дело; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве; имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат; проявляют познавательный интерес к изучению предмета. | Презентация проектов. Взаимопроверка Защита проекта Самопроверка по образцу |
Определение степени усвоения | Работа с контурной картой | - На контурной карте Сахалинской области найдите Смирныховский район, обведите его. - Проверьте, как вы справились с этим заданием. | Находят и отмечают на карте | Работа в парах | ||
| Защита проекта «Полезные ископаемые Костромской области» | - Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Россия богата различными полезными ископаемыми. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из руд выплавляют различные металлы, из некоторых солей делают удобрения. Послушайте сведения о полезных ископаемых в Сахалинской области. | Называет цель проекта. Рассказывает о месторождении нефти и угля в Сахалинской области | | ||
Определение степени усвоения | Работа по карточке | - Соедините название полезного ископаемого и место его добычи в Сахалинской области | Выполняют задание на карточке | Индивидуальная | ||
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «ЁЛОЧКА» | ||||||
| Защита проекта «Кто живёт в лесу?» | - Эта разминка подсказка для вас, на какую тему будет представлен следующий проект. Смирныховский район является одним из самых лесных районов в Сахалинской области, в частности с. Онор. Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. А кто живёт в нашем лесу, узнавала Полина. | Ставит цель. Знакомит с понятием леса и природного сообщества. Рассказывает о площади лесного массива. Показывает виды растений и животных леса. Говорит об охране лесов и его обитателей. Обращает внимание на правила поведения в лесу и пожарной безопасности. Делает вывод. | | ||
Определение степени усвоения | Составление рассказа. | - Дополните выступление Полины рассказом об обитателе наших лесов. Работаем в группе. | Готовят сообщение и выступают. | Работа в группах. | | Вспомнить правила работы в группе. |
III. Проверочная работа | Работа с карточками | - мы с вами закончили изучать большой раздел и даже посмотрели и выслушали интересные проекты, поэтому на остаток времени предлагаю вам пройти тест по изученной теме . | Выполняют тест | индивидуальная | | |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок. | - Понравилось ли вам путешествовать по родному краю и изучать его? - Что особенно запомнилось, было интересно? - Сумели ли мы достигнуть поставленной цели? - Что бы ещё хотели узнать о нашем крае? - Продолжайте изучать свой край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, каким он будет в будущем. - После окончания школы вы получите профессию. А вы видите себя в родном краю? Кем? Отметьте это на схеме. Оценки за урок. | Отвечают на вопросы Прикрепляют карточку со своей фамилией около названия отрасли | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности. | Устные ответы |
V. Домашнее задание | | Написать сочинение «Что я расскажу иностранцам о своём районе». | | | | |