ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ВИСЫ И УПОРЫ
Для студентов 2 курса очного отделения «Физическая культура и спорт»
Учебная дисциплина: Виды школьной программы с методикой преподавания.
(Гимнастика)
Пояснительная записка
Гимнастика с методикой преподавания - одна из дисциплин учебного плана. Важное место в этом курсе отводится методике подготовки и проведения уроков по основной гимнастике в школе. Основная гимнастика является базовой частью комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и государственного стандарта.
Средства гимнастики, безусловно, являются наиболее эффективными в физическом воспитании детей и подростков, оказывают значительное влияние на их здоровье, развитие физических качеств.
Урок физической культуры с гимнастической направленностью как основная форма занятий считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально – педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних общеобразовательных школ. Однако, как показывает анализ научно – методической литературы, учебников, в которых более детально и систематизировано, раскрывалась бы технология планирования учебного материала, обучения и применения на уроках и при самостоятельных занятиях традиционных и нетрадиционных видов упражнений, использование современных методов и средств, на сегодняшний день практически не имеется.
Методическое пособие в определенной степени восполнит этот пробел.
Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса.
В I классе учащиеся овладевают лазанием на гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и подлелезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.
Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивания тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выполнение упражнения в висах и упорах, оказывают обще укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств,
особенно статической силы, а перемещение тела из одного положение в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.
Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) – положительно влияют на работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положение своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Роль мышечного чувства чрезвычайно многообразна . Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошей осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.
Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от коррекционной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся.
Висы лежа
1. Вис лежа (рис.1). Выполняется из виса на согнутых руках поочередным или одновременным преставлением ног вперед. Угол наклона тела к полу менее 45°. Плечи должны быть почти в вертикально плоскости под перекладиной (жердью брусьев).
2. Вис лежа согнувшись (рис.2). Из виса лежа согнуться в тазобедренных суставах и принять вис лежа согнувшись.
3.Вис лежа сзади (рис. 3). Из виса присев сзади, передвигая ноги назад, принять вис лежа сзади
Рис. 1 Рис.2 Рис.3
Упражнения в смешанных и простых упорах (на гимнастической скамейке, бревне, коне)
1.Упор присев на гимнастической скамейке (рис. 4) можно выполнять поперек и продольно. Учащиеся с этим положением уже знакомы при обучении лазанью по гимнастическим скамейкам. Упор присев можно также выполнять на коне, козле и бревне.
2.Упор стоя на коленях (рис.5) или упор стоя на одном колене, другую ногу назад (рис. 6).
Рис. 4 Рис.5 Рис.6
3.Упор лежа (рис7 ) может выполняться на полу, гимнастической скамейке (руки или ноги на скамейке), на бревне.
4.Упор лежа сзади (рис 8) выполняется из упора сидя сзади спиной к гимнастической скамейке. Разгибая руки и выпрямляясь в тазобедренных суставах, принять упор лежа сзади. Простейший вариант на полу.
5.Упор лежа боком (рис.9) выполняется на полу, на гимнастической скамейке, бревне, коне.
Рис.7 Рис.8 Рис.9
6. Упор стоя (рис.10) — наклонное положение тела стоя с опорой руками о гимнастический снаряд (гимнастическая стенка, конь, козел, бревно).
6. Упоры (рис.11) выполняются на коне, козле, бревне. В отличие от
смешанных упоров, в которых опора осуществляется не только руками, но и еще какой-то частью тела, в простых упорах ученик опирается только руками. Для закрепления упражнения в висах и упорах можно рекомендовать следующей связки.
Рис.10 Рис.11
Упражнения в смешанных висах
1. Вис стоя — вис присев. 2. Вис стоя на согнутых руках — вис стоя
— вис стоя на согнутых руках. Вис лежа — вис лежа согнувшись — вис лежа. 4. Вис стоя на согнутых руках — вис присев — вис стоя в стоя на согнутых руках. 5. Вис стоя на согнутых руках — вис стоя — вис стоя сзади - вис присев сзади.
Упражнения в смешанных упорах
2. Упор стоя — упор стоя на согнутых руках — упор стоя. 2. Упор лежа, руки на гимнастической скамейке — сгибая ноги, сед на пятках — упор лежа. 3. Упор лежа, руки на гимнастической скамейке поочередное преставление ног вперед — упор присев, ноги на полу, руки на скамейке — обратное
3. На полу фронтально имитировать основные положения тела в лазанье в три приема:
— о. с., руки вверх (и. п. для лазанья в три приема);
— присед, руки вверх — первый прием;
— из приседа, руки вверх, встать и согнуть руки — второй прием;
— о. с. с согнутыми руками — руки поочередно вверх (третий прием, перехват).
4. Эти же движения, но на гимнастической стенке:
—стоя лицом к гимнастической стенке, взяться прямыми руками за рейку повыше (и.п. для лазанье в три приема);
—толчком двумя ногами вис, присев на второй (третьей) рейке, — первый прием;
—разгибая ноги, согнуть руки — второй прием;
—выполнить перехват повыше — третий прием. Опускание начинать с перехвата:
—перехват руками в вис стоя на согнутых руках;
—разгибая руки, согнуть ноги и принять вис присев;
Последовательность обучения.
1. Произвольное лазанье вверх и вниз. 2. Лазанье вверх, наступая на каждую рейку поочередно двум ногами. 3. Имитация движений рук и ног на полу для лазанья одноименным способом. 4. Лазанье по стенке вверх и вниз одноименным способом. 5. Имитация движений рук на полу для лазанья разноименными способом. 6. Лазанье по стенке вверх и вниз разноименным способом до определенной высоты. Лазанье влево и вправо. Упражнение выполняется приставными шагами с попеременной перестановкой сторону одноименной ноги и руки. Сначала передвигаются стоя на нижней рейке по 2-3 пролетам, затем по всей длине стенки. После этого лазанье выполняется на большей высоте (до 5-6-й рейки).
Висы стоя
1. Вис стоя на согнутых руках (рис. 1 Взяться руками на уровне плеч хватом сверху, ноги должны находиться под проекцией места хвата, руки согнуты в локтевых суставах. Упражнение можно выполни! на перекладине, нижней жерди брусьев разной высоты, на одной из жердей брусьев одинаковой высоты, ь гимнастической стенке.
2.Вис стоя (рис. 2). Из виса стоя на согнутых руках, разгибая руки, перейти в вис стоя. Туловище голову держать прямо, угол наклона туловища к полу не более 45°.
3.Вис стоя согнувшись (рис. 3). Из виса стоя согнуться в тазобедренных суставах до угла 90°, рук прямые, голову держать прямо.
4.Вис стоя сзади (рис.4). Из виса стоя повернуться крутом, отпуская одну руку, и снова взяться ею за снаряд на ширине плеч хватом снизу.
5.Вис присев (рис.5). Из виса стоя на согнутых руках, разгибая руки, присесть и принять вис присев.
6.Вис присев сзади (рис. 6). Из виса стоя сзади сделать небольшой шаг вперед и присесть, не сгибая рук.
—опустить ноги на пол и принять и. п.
6.В висе на канате на прямых руках захватить канат йогами и коленями. Выполнить 2-3 раза.
7.В висе на канате с захватом его ногами, разгибая ноги, подтянуться как можно выше. Повторить 6 раз.
Б.Лазанье в три приема по канату.
Типичные ошибки: I) неправильный захват ногами; 2) при выполнении второго приема ноги проскальзывают вниз; 3) при выполнении второго приема тело недостаточно высоко подтягивается; 4) при выполнении третьего приема недостаточно высоко выполняется перехват руками; 5) не соблюдают приемы при опускании вниз.
Висы и упоры
Вис согнувшись (рис. 1) выполняется на перекладине, брусьях, кольцах. Тело согнуто тазобедренных суставах примерно под углом 50-70°, спина округлена, голова слегка наклонена к груди; руки прямые. Закончить упражнение можно переходом в вис стоя сзади или, опуская таз, в вис присев.
Вис утлом (рис. 2) выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях. Из виса поднять прямые ноги до горизонтального положения. Можно выполнить и следующим образом: из виса принять вис согнув ноги и после этого разогнуть ноги в вис углом.
Вис прогнувшись выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях.
Рис. 1, 2
Вису прогнувшись желательно начинать обучать на гимнастической стенке. Из виса стоя согнувшись к гимнастической стенке толчком ног перейти в вис прогнувшись. В положении виса прогнувшись руки должны быть абсолютно прямыми (не подтягиваться). Затылок, спина, ноги и пятки касаются стенки, голова несколько наклоняется назад
(рис. 3) Выполнять с помощью. Помощь оказывать, стоя сбоку, под плечо и ноги.
Рис. 3