Файл: Нормативноправовое регулирование сферы дошкольного образования в России.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Нормативно-правовое регулирование сферы дошкольного
образования в России
Основы правового регулирования дошкольного образования в
Российской Федерации заложены Конституцией РФ, которая в ст. 43 гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях, возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права.
Однако конституционные нормы не конкретизируют содержание данного права и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений. Более детальная регламентация осуществляется на уровне Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 273-ФЗ).
Одним из новшеств Федерального закона № 273-ФЗ применительно к дошкольному образованию стало отнесение последнего к системе общего образования.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон Российской Федерации «Об образовании») в ст. 19 устанавливал три ступени обязательного для каждого общего образования: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, рассматривая тем самым дошкольное образование как взаимосвязанное с общим (об этом свидетельствует, в частности, общая целевая направленность дошкольного и общего образования на развитие личности и приобретение основополагающих знаний, умений, навыков, а также нормы ст. 17, устанавливающие преемственность образовательных программ дошкольного и общего образования), но отграниченное от него.
При этом Закон Российской Федерации «Об образовании» в части
2 дошкольного образования делал акцент на особой роли родителей как первых педагогов.
Новейшим законодательством об образовании предложен иной подход к конструированию системы общего образования: дошкольное образование определено в качестве ее составной части, начальной ступени. Это в первую очередь означает отнесение к дошкольному образованию всех требований, установленных для общего образования.
Вместе с тем отметим очевидное разночтение в нормах Федерального закона № 273-ФЗ. Так, ч. 5 ст. 66 определяет, что начальное общее, основное общее, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Тем самым презюмируется, что дошкольное образование обязательным не является.
При этом ч. 4 ст. 44, определяя права и обязанности родителей
(законных представителей), предусматривает, что родители (законные представители) обязаны обеспечить детьми получение общего образования
(термин «общее образование» здесь используется в широком смысле). Такая двусмысленность норм Закона представляется некорректной и может внести сложности в практику правоприменения.
Законодательной новеллой является определение в Федеральном законе № 273-ФЗ самого понятия «дошкольное образование».
Закон Российской Федерации «Об образовании» не содержал четкого определения данного термина, однако устанавливал, что дошкольные учреждения создаются и функционируют в помощь семье в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей.
Федеральный закон № 273-ФЗ конкретизирует цели дошкольного образования, называя в их числе:
- формирование общей культуры;
3
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
1
Федеральный закон № 273-ФЗ делает акцент на общеразвивающей цели дошкольного образования.
Дошкольный возраст – возраст ускоренного физического и психического развития ребенка, формирования в нем общих навыков и умений, предопределяющих его дальнейшее физическое, интеллектуальное, психическое развитие и являющихся базовыми для последующего становления индивидуальных особенностей развития.
Немаловажными являются охрана и укрепление здоровья дошкольников. Эти приоритеты в дошкольном образовании подчеркиваются названным Федеральным законом, закладывая фундамент архитектуры содержания дошкольного образования.
Среди новаций Федерального закона № 273-ФЗ – определение понятия
«присмотр и уход». Этим понятием оперировал и Закон Российской
Федерации «Об образовании» в контексте установления платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, однако конкретного содержательного наполнения его Закон не предусматривал.
Новейшее законодательство об образовании под присмотром и уходом понимает комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Таким образом, присмотр и уход как особый вид услуг дошкольной образовательной организации отграничивается от образовательных услуг.
1
https://7universum.com/ru/psy/archive/item/4580 дата общения 06.06.2021
4
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 64 Федерального закона № 273-ФЗ за присмотр и уход учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату.
Вопросы, касающиеся родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях и компенсации родительской платы, в Федеральном законе № 273-ФЗ претерпели некоторые изменения по сравнению с ранее действовавшим законодательством.
Так, названный Федеральный закон скорректировал перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы.
Если раньше к таким категориям относились посещающие государственные и муниципальные образовательные учреждения дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети с туберкулезной интоксикацией, то сейчас этот перечень был расширен посредством включения в него детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а категория детей с ограниченными возможностями здоровья заменена категорией «дети-инвалиды».
Федеральный закон № 273-ФЗ в отличие от Закона Российской
Федерации «Об образовании», не содержит каких-либо параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход, оставляя, очевидно, это на усмотрение органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми.
Однако ч. 4 ст. 65 предусматривает недопустимость включения в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций.
2 2
https://7universum.com/ru/psy/archive/item/4580 дата общения 06.06.2021
5
Еще одно новшество Федерального закона № 273-ФЗ в части присмотра и ухода – право учредителя снижать размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей).
При этом учредитель самостоятелен в определении случаев и порядка применения подобных преференций. Таким образом, законодатель закрепил сложившуюся во многих субъектах Российской Федерации практику установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы.
Более четкое содержательное наполнение получил и термин
«воспитанники». К воспитанникам Федеральный закон № 273-ФЗ относит лиц, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, а также лиц, осваивающих основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.
3
Новеллой Федерального закона № 273-ФЗ стало закрепление права за родителями несовершеннолетних, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, на получение методической, психолого- педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы.
Такая помощь может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях, однако не исключается и создание специальных консультационных центров. Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
3
https://7universum.com/ru/psy/archive/item/4580 дата общения 06.06.2021
6
Отметим, что в Законе Российской Федерации «Об образовании» организация и координация методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, предусматривалась в качестве полномочия органов местного самоуправления.
Федеральный закон № 273-ФЗ, затрагивая полномочия органов местного самоуправления, оставил за ними и прежде закрепленное полномочие по учету детей, имеющих право на получение общего образования, однако расширил его за счет включения в такой учет также форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При этом Закон предусмотрел обязанность родителей информировать орган местного самоуправления в том случае, если ими была выбрана форма семейного образования.
В целях обеспечения доступности реализации обучающимися гарантированного Конституцией РФ права на образование Федеральный закон № 273-ФЗ ввел норму о транспортном обеспечении (ст. 40).
Данная норма сформулирована в целом в отношении обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, а значит, распространяется и на дошкольные образовательные организации, отвечающие установленным
Законом требованиям.
Транспортное обеспечение Федеральным законом № 273-ФЗ рассматривается в качестве обязанности учредителя организации
4
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования
ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО) - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных
4
https://7universum.com/ru/psy/archive/item/4580 дата общения 06.06.2021
7 программ дошкольного образования.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Стандарт разработан на основе
Конституции
Российской
Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Основными нормативными документами, регламентирующими введение и реализацию ФГОС являются:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»от 17.10.2013 № 1155;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» требования
ФГОС являются обязательными при реализации основных образовательных программ ДОУ и лицензированных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В структуру ФГОС входят: а) требования к результатам освоения основной образовательной программы; б) требования к структуре основной образовательной программы; в) требования к условиям реализации основной образовательной программы.
8
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013
№ 1155). Извлечения:
Структура документа
Обзор документа
І. Общие положения.
II.
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.
III.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
IV.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы). Он является основой для разработки программы, вариативных примерных образовательных программ, нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, стандарт используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации указанным требованиям, формирования содержания профессионального образования и дополнительногопрофессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации. Положения стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Стратегические аспекты развития сферы дошкольного образования были заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. В числе задач Концепцией обозначено повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей
5 5
https://7universum.com/ru/psy/archive/item/4580 дата общения 06.06.2021
9
Кроме того, Постановлением правительства РФ государственная программа «Развитие образования» переводится на проектное управление с
2018 года. В новой редакции госпрограммы определены три основные цели: качество образования, доступность образования, онлайн-образование. Срок реализации госпрограммы – 2018–2025 годы. Ответственный исполнитель –
Минобрнауки России.
Извлечения из государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования» на 2018-2025 годы (утв. распоряжением
Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642):
Структура документа
Обзор документа
Направление
(подпрограмма) "Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования"
Направление (подпрограмма)
"Развитие дошкольного и общего образования":
- Федеральный проект
"Современная школа"
- Федеральный проект "Успех
каждого ребенка"
- Федеральный проект
"Поддержка семей, имеющих
детей"
- Федеральный проект
"Цифровая образовательная
среда"
- Федеральный проект
"Учитель будущего"
Цели Программы: цель 1 - качество образования, которое характеризуется: обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; цель 2 - доступность образования, которая характеризуется доступностью дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до
3 лет; цель 3 - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Общий объем финансового обеспечения государственной программы - 4930873417,9 тыс. рублей
Федеральный проект "Успех каждого ребенка" ставит целью обновление к концу 2024 года для
935 тыс. детей не менее чем в 7000 образовательных организаций, расположенных в сельской местности, материально-технической базы для занятий физической культурой и
10
- Федеральный проект
"Содействие занятости
женщин - создание условий
дошкольного образования для
детей в возрасте до трех лет"
Направление (подпрограмма)
"Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики"
Направление
(подпрограмма)
"Совершенствование управления системой образования" спортом.
Федеральный проект "Поддержка семей, имеющих детей" предусматривает создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет, путем предоставления в 2024 году не менее 20 млн. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей.
Федеральный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" ставит целью создание дополнительных мест, в том числе с обеспечением необходимых условий пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, для детей в возрасте до трех лет за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Госпрограмма также содержит такие позиции, как правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ; перечень объектов капитального строительства, укрупнённых инвестиционных проектов, объектов недвижимости; перечень целевых показателей (индикаторов). Оценка эффективности реализации госпрограммы будет производиться ежегодно на основе использования системы показателей и индикаторов, говорится в документе
Министерство Просвещения РФ издало Приказ № 373 от 31 июля
2020 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления