Файл: Руководство по выполнению лабораторных работ по предмету Вычислительная математика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА АВТОМАТИЗАЦИИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Методическое руководство
по выполнению лабораторных работ
по предмету «Вычислительная математика»
с использованием математического пакета Маткад
Тюмень - 2013
Лабораторный практикум включает первоначальное знакомство с системой MATHCAD, семь лабораторных работ по разделам курса «Численные методы», каждая из которых имеет краткое описание метода, задания по вариантам и контрольные вопросы, а также фрагменты выполнения работ на MATHCAD. Практикум снабжен таблицами и литературой.
ВВЕДЕНИЕ
На персональном компьютере сегодня можно решать задачи научно-технических расчетов не прибегая к их кодированию на каком бы не было алгоритмическом языке (Бейсик, Паскаль, СИ). Использование интегрированных программных систем автоматизации математических расчетов (Eureka, MatLab, Maple, Mathematica, MathCAD и др.) позволяют решать поставленные задачи на входном языке, который максимально приближен к естественному математическому языку.
В MathCAD описание решения математических задач дается с помощью привычных математических формул и знаков. Такой же вид имеют и результаты вычислений. Так, что системы MathCAD вполне оправдывают аббревиатуру CAD (Computer Aided Disign), говорящую о принадлежности к сложным и продвинутым системам автоматизированного проектирования – САПР. MathCAD своего рода САПР в математике.
К задачам, решаемым в системе MathCAD, можно отнести:
-
подготовку научно-технических документов, содержащих текст, и формулы, записанные в привычной для специалистов форме; -
вычисление результатов математических операций, в которых участвуют числовые константы, переменные и размерные физические величины; -
операции с векторами и матрицами; -
решение уравнений и систем уравнений (неравенств); -
статистические расчеты и анализ данных; -
построение двумерных и трехмерных графиков; -
тождественные преобразования (в том числе упрощение), аналитическое решение уравнений и систем; -
дифференцирование и интегрирование, аналитическое и численное; -
решение дифференциальных уравнений; -
проведение серий расчетов с различными значениями начальных условий и других параметров.
Технология работы в системе MATHCAD проста и удобна в работе.
Практикум включает первоначальное знакомство с системой, технологию работы, а также лабораторные работы, предусмотренные государственным стандартом.
Знакомство с системой MathCAD
Пользовательский интерфейс системы создан так, что пользователь, имеющий элементарные навыки работы с Windows-приложениями, может сразу начать работать с MathCAD.
Под интерфейсом понимается не только легкое управление системой, как с клавишного пульта, так и с помощью мыши, но и просто набор необходимых символов, формул, текстовых комментариев с последующим запуском документов (Worksheets) в реальном времени.
Запустив систему MathCAD из Windows, вы увидите на экране диалоговое окно, первоначально пустое (Рис. 1).
Р
ис. 1
Над ним видна строка с основными элементами интерфейса. Опции главного меню, содержащиеся в этой строке, легко изучит самостоятельно; некоторые из них очень похожи на стандартные опции, принятые в текстовых редакторах Windows.
Работа с документами MathCAD не требуют обязательного использования возможностей главного меню, так как основные из них дублируются кнопками быстрого управления, которые расположены в удобных перемещаемых с помощью мыши наборных панелях – палитрах. Наборные панели появляются в окне редактирования документов при активизации кнопок – пиктограмм. Они служат для вывода заготовок – шаблонов математических знаков (цифр, знаков арифметических операций, матриц, знаков интеграла, производных, приделов и др.). Указатель мыши подводим к “Вид” в главном меню, щелкаем левой кнопкой мыши; указатель подводим к “Панели инструментов” и щелкаем левой кнопкой мыши; Выпадает следующее меню. Указатель мыши подводим к “Математика” и щелкаем левой кнопкой мыши. Выпадают наборные панели. (Рис. 2)
Р
ис. 2
ВЫЧИСЛЕНИЯ И ОПЕРАЦИИ В MATHCAD
Приведем примеры решения некоторых типовых математических задач.
Примечание. Решение завершаем щелчком левой кнопки мыши, предварительно уводя указатель мыши за пределы выделенной области набора примера.
Пример 1. Упростить выражение:
a2 – b2 .
2a + 2b
Решение. В окне редактирования (далее на экране) набираем исходное выражение
Указатель мыши подводим к опции “Символы” в главном меню и щелкаем левой кнопкой мыши один раз (далее входим в “Символы”). В выпавшем меню указатель мыши подводим к опции “Упростить” и активизируем (щелчком левой кнопкой мыши) указанную опцию. На экране отображается наше выражение, но уже в выделенном виде. Повторяем наши действия: входим в “Символы” (подводим указатель мыши и щелкаем левой кнопкой мыши) и активизируем “Упростить”. На экране появляется ответ : a - b.
Пример 2. Вычислить: 10x2 –5y2 , при x=1,5 и y=-1,6.
Решение. На экране набираем; с клавиатуры набираем знак =, компьютер сам поставит знак :=.
x: =1.5 y: =-1.6
10. x2 – 5. y2=
рядом со знаком равенства читаем ответ : 9.7.
Пример 3. Преобразуйте в многочлен: (a + 2. b) . (a – 2. b) . (a2 + 4. b2).
Решение. На экране набираем исходное выражение
(a + 2. b) . (a – 2. b) . (a2 + 4. b2)
Входим в меню “Символы”, активизируем “Расширить”. На экране читаем ответ:
a4 – 16. b4 .
Пример 4. Разложите на множители: 4z4 – 25k2.
Решение. На экране набираем
4.z4 – 25.k2
Входим в меню “Символы”, активизируем “Фактор”. На экране читаем ответ:
-(5.k – 2.z2).(5.k2 + 2.z2).
Пример 5. Разложите на множители: 12x3 – 3x2y – 18xy2.
Решение. На экране набираем 12. x3 – 3. x2. y – 18. x . y2 .
Входим в меню “Символы”, активизируем “Фактор”. На экране читаем ответ:
3. (4. x2 – x. y –6 . y2).
Пример 6. Сократите дробь: x2 – 2.m.x+ 3.x - 6.m .
x2 + 2. m. x + 3. x + 6. m
Решение. На экране набираем исходное выражение.
Входим в меню “Символы”, активизируем “Упростить”. На экране читаем ответ: (x – 2.m) .
(x + 2. m)
Пример 7. Вычислите: 36-1/2 .
271/3 – 811/4 . 5
Решение. На экране набираем искомый пример. Ставим знак равенства и читаем ответ: -0. 014.
Пример 8. Решите уравнение: 2. (5. x – 1)2 + 35. x – 11 = 0.
Решение. Аналитическое решение. Набираем ключевое слово given (дано).
Вводим уравнение 2. (5. x – 1)2 + 35. x – 11 = 0. Здесь при вводе знака =, мы вводим знак - логическое равно из палитры, а не с клавиатуры.
Набираем find(x), рядом читаем решение:
- 3 3
5 10
Пример 9. Решите уравнение: y3 + 6. y2 – 16. y = 0.
Решение. Численный поиск корней уравнения.
Для поиска корней искомой переменной, надо присвоить начальное значение, а затем при помощи вызова функции root(f(x),x) находим корень.
Набираем на экране
y:=1
root(y3 + 6. y2 – 16. y, y)=
читаем ответ: -8.
Если в качестве начального значения возьмем y:=-2, то получим ответ: 0.
Пример 10. Решите систему уравнений:
x2 + y +8 = x. y
y – 2. x = 0.
Решение. Набираем ключевое слово given и систему уравнений
x2 + y +8 = x. y
y – 2. x = 0.
Между левыми и правыми частями уравнений ставим знак логическое равно = .Набираем вызов функции find(x,y), читаем на экране ответ:
-2 4
-4 8
Пример 11. а) Решите неравенство: 5. x – 3 =< 4.
Решение. На экране набираем неравенство и входим в палитру “Символические операторы”, активизируем “solve”, набираем x
5. x – 3 =< 4 solve, x
на экране читаем ответ: x=< 7/5.
б) Решите неравенство: 2. a2 – 5 < 15.
На экране набираем неравенство и входим в палитру “Символические операторы”, активизируем “solve”, набираем а
2. a2 – 5 < 15 solve, a
на экране читаем ответ:(- 10 10).
Пример 12. Вычислите: cos 340 . cos 560 – sin 340 .sin 1240.
Решение. Набираем на экране
cos (34 . deg) . cos (56 . deg) – sin (34 . deg) . sin (124 . deg)=
и читаем ответ: 0.
Примечание. Набираем deg, если угол задан в градусах; rad – в радианах.
Пример 13. Построить график функции y=2 . sin 2. x.
Решение. Набираем на экране y(x):=2 . sin (2. x). Отводим указатель мыши от выделенной части и щелкаем левой кнопкой мышки. Указатель мыши подводим к “Построение графиков” и входим, активизируем “Декартов график”. Появляется шаблон для построения графика. На ней выделены метки. Указатель мыши подводим к нижней метке, активизируем. Набираем x. Появляются по горизонтали еще две метки, где мы должны указать интервалы построения графика. Указатель мыши подводим к левой метке, щелкая левой кнопкой мыши активизируем и вводим левую границу 0. Указатель мыши подводим к правой границе, активизируем и вводим 5. Уводим указатель мыши к метке оси Y, активизируем его и вводим y(x). Появляются метки нижней и верней границ оси Y. В нижней набираем –2, в верхней 2. Отводим указатель мыши от шаблона для графиков, щелкаем левой кнопкой мыши. Появляется искомый график. Для форматирования графика нужно дважды щелкнуть в области графика. В выпавшем меню м
ожно управлять отображением линий, масштабом и др.
Пример 14. Построить графики функций:
y(x)=4sin(2 x +3) и f(x)=x2-4x+3.
Решение. Решение аналогично предыдущему примеру. В шаблоне для построения графиков имена функций набираем через запятую. Ограничений для значений аргументов и функций не ставим. Далее щелкаем мышью вне поля графиков.
Пример 15. Построить график функций z=sin(x2+y2) для x от –2 до 2 и y от –2 до 2. Фрагмент выполнения задания приведен ниже.
Пример 16. Вычислите предел многочлена: 2. x3 – 3. x2 +3.
Решение. Из палитры “Высшей математики”, активизируем lim, заполняем выведенный шаблон; завешаем набор знаком палитры “Операторы отношений”. На экране читаем ответ: 7.
Пример 17. Вычислите производную: cos x + x. sin x.
Решение. Из палитры “Высшей математики”, активизируем , заполняем выведенный шаблон; завешаем набор знаком палитры “Операторы отношений”. На экране читаем ответ: x.