Файл: Семинарскопрактическое занятие 5 по темам Ощущение и восприятие Представьте краткую.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
с помощью ключа. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл и 0 баллов за не совпавший или неполный ответ.
Ключ
Суммарное количество баллов переводят в нормативные баллы по следующей
схеме:
Задание может предъявляться на слух, в данном случае после зачитывания каждой строки со словами отводится по 10 с на записывание ответа. В таком варианте нормативные баллы будут иными:
Уровень выраженности мыслительной операции обобщения определяется по нормативным баллам:
Ответ: Суммарное количество баллов 13 = Нормативные баллы 3.
Проведя самодиагностику по методике «Исследование обобщения как мыслительной операции», проанализировав результаты, было выявлено, что уровень выраженности мыслительной операции обобщения СРЕДНИЙ.
Получается, что впечатления о реальных событиях намного лучше удерживаются в памяти по сравнению с мысленными образами и представлениями. Можно сделать вывод: естественная, голографическая память человека ориентирована на первую сигнальную систему как базовый элемент психики. Эта система развивалась и совершенствовалась на протяжении сотен тысяч лет, и именно она имеет максимальное значение для работы памяти.
Это очень важная особенность нашей памяти. Ее знание и грамотное применение позволяют оптимально смещать акценты в техниках запоминания, добиваясь при тех же усилиях намного большей эффективности.
Приведу пример. Известно, что, используя в качестве фона запоминания конкретную улицу (метод размещения по пути) или конкретную комнату (метод комнаты или Цицерона), мы запоминаем намного лучше. На этой особенности памяти основана предлагаемая вашему вниманию техника запоминания, которую я назвал «Фоновые карты запоминания» (прошу не путать с «умными», «мозговыми» картами или «картами памяти»).
Семинарско-практическое занятие № 8 по теме «Воображение»
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):
1. Представьте краткую характеристику одного из видов воображения (активного): воссоздающее, творческое, мечта.
Ответ: Мечта.
Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.
Еcли, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.
Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществлённая человеческая мечта/
В любом, даже самом обычном предмете можно увидеть опредмеченную, воплощённую мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.
Сначала каждое новое достижение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя этим процесс их предметного воплощения.
Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Мечтая, человек всегда создает образ желаемого.
- Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов.
- Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым.
- Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время - отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.
Мечта вдохновляет человека, помогает бороться с трудностями в жизни, дает возможность заглянуть в самое отдаленное будущее.Мечты и грезы: сравнительная характеристика (с примерами).
III. Кратко раскройте суть концепций, определяющих связь воображения и творчества (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
Ответ: Этапы творчества по Г. Уоллесу
В 1926 году английский психолог Грэм Уоллес в книге «Искусство мыслить» выделил четыре этапа (стадии) любого творческого процесса:
- подготовка,
- инкубация,
- озарение,
- проверка.
Подготовка
Человек начинает расширять свой кругозор. Здесь предмет его интересов может быть и очень широк, и довольно узок. Как правило, на этапе подготовки субъект творчества идет от более широкого предмета изучения к более узкому. Постепенно формулируется проблема. Иногда просто для корректной формулировки проблемы требуется продолжительное время, на протяжении которого предмет продолжает интенсивно исследоваться.
Так накапливаются интеллектуальные ресурсы, многие из которые лягут в основу решения. Но большинство, обычно, пропадет зря.
Для фазы подготовки важно:
- не стесняться проявлять интерес в какой бы то ни было сфере,
- осознавать свою исследовательскую деятельность, планировать ее,
- управлять своим настроением (иногда может потребоваться изучать скучнейший материал для понимания интересного),
- управлять вниманием (иногда полезна именно длительная концентрация на предмете для глубокого, полного его понимания).
Инкубация
Слово происходит от латинского incubatio - высиживание. Имеются в виду птицы, высиживающие яйца до вылупления из них птенцов.
На периоде инкубации творческая мысль производит бессознательную (в основном) переработку имеющихся данных. К этим данным относятся знания, умения, навыки человека, его разного рода идеи, образы и т.д.
На этапе инкубации человек не совершает прямых усилий по решению проблемы. Внешне это может напоминать что-то вроде свободного полета фантазии, смешения впечатлений, разных образов, эмоций и т.д.
Для этого периода в творческом процессе важно:
- добровольно воздерживаться от сознательных размышлений по данному предмету (можно работать над другой проблематикой или же просто отдыхать, пассивно или активно),
- иногда можно поддаваться внутреннему соблазну немного пофантазировать по данной проблематике, но ни в коему случае нельзя себя заставлять, как-то побуждать, мучиться поисками решения.
Здесь еще можно добавить, что творчество бывает разным. Бывает и такое творчество, которое внешне очень похоже на рутину. Типичный пример - работа руководителя довольно большой организации. Внешнему наблюдателю может показаться, что руководитель просто «функционирует». Но на самом деле он, возможно, постоянно находится в творческом поиске: как здесь улучшить, как тут организовать, как там предотвратить и т.д. В такого рода работе очень сложно выделить этапы творческого процесса, потому что слишком много пересекающихся линий, тут одновременно и подготовка, и инкубация и т.д. Такого рода ответственным работникам можно порекомендовать дисциплинировать себя и окружающих: выделять определенное время для анализа проблемы, для вынашивания идей, для реализации их. Где-то просто следует заставлять себя: «Об этом я пока не буду думать... Про это я подумаю послезавтра...»
Озарение
Рано или поздно возникает момент, когда (обычно) в совершенно случайной ситуации, не имеющей отношения к решаемой задаче, все идеи и мысли, проработанные на стадии подготовки, вдруг преображаются в сознании. В итоге появляется на свет нечто новое, что и предоставляет человеку ключ к решению проблемы.
Здесь важно:
- не побуждать себя к озарению (считается, что важное озарение не может быть форсировано и искусственно вызвано),
- не упустить момент и «зацепиться мыслью» за возникшую идею
Проверка
Иногда наша интуиция и мышление могут нас подвести. Нам кажется, что мы чего-то добились, а на деле это оказывается совсем не тем. Часто это бывает просто потому, что нам хочется, очень хочется, чтобы озарение нас наконец посетило, и даже плохая идея нам на время может показаться гениальной.
Поэтому очень важен этап проверки. Здесь важно направить усилия на проверку правильности своих идей и приступить к оформлению их.
IV. Практическое задание (решение задач).
1. Определите и объясните, какой вид воображения проявляется в каждом из отрывков.
а) … Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.
Я изучал течения неведомых рек
Ключ
1. Сад (растения, земля) | 11. Война (сражения, солдаты) |
2. Река (берег, вода) | 12. Книга (бумага, текст) |
3. Город (здание, улица) | 13. Пение (голос, мелодия) |
4. Сарай (крыша, стены) | 14. Землетрясение (колебания почвы, шумы) |
5. Куб (углы, сторона) | 15. Библиотека (книги, читатели) |
6. Деление (делимое, делитель) | 16. Лес (лист, дерево) |
7. Кольцо (диаметр, округлость) | 17. Спорт (состязание, спорт. площадка) |
8. Чтение (книга, слово) | 18. Больница (врач, больные) |
9. Газета (бумага, редактор) | 19. Любовь (чувство, человек) |
10. Игра (игроки, правила) | 20. Патриотизм (родина, человек) |
Суммарное количество баллов переводят в нормативные баллы по следующей
схеме:
Нормативные баллы | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Суммарное количество баллов | 20 | - | 19 | 18 | 1617 | 1415 | 1213 | 1011 | 9 |
Задание может предъявляться на слух, в данном случае после зачитывания каждой строки со словами отводится по 10 с на записывание ответа. В таком варианте нормативные баллы будут иными:
Нормативные баллы | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Суммарное количество баллов | 19 | 18 | 17 | 14 16 | 12 13 | 10 11 | 8 9 | 6 7 | 5 |
Уровень выраженности мыслительной операции обобщения определяется по нормативным баллам:
Уровень выраженности мыслительной операции обобщения | |
9 8 7 3 2 1 | Высокий Средний Низкий |
Ответ: Суммарное количество баллов 13 = Нормативные баллы 3.
Проведя самодиагностику по методике «Исследование обобщения как мыслительной операции», проанализировав результаты, было выявлено, что уровень выраженности мыслительной операции обобщения СРЕДНИЙ.
Получается, что впечатления о реальных событиях намного лучше удерживаются в памяти по сравнению с мысленными образами и представлениями. Можно сделать вывод: естественная, голографическая память человека ориентирована на первую сигнальную систему как базовый элемент психики. Эта система развивалась и совершенствовалась на протяжении сотен тысяч лет, и именно она имеет максимальное значение для работы памяти.
Это очень важная особенность нашей памяти. Ее знание и грамотное применение позволяют оптимально смещать акценты в техниках запоминания, добиваясь при тех же усилиях намного большей эффективности.
Приведу пример. Известно, что, используя в качестве фона запоминания конкретную улицу (метод размещения по пути) или конкретную комнату (метод комнаты или Цицерона), мы запоминаем намного лучше. На этой особенности памяти основана предлагаемая вашему вниманию техника запоминания, которую я назвал «Фоновые карты запоминания» (прошу не путать с «умными», «мозговыми» картами или «картами памяти»).
Семинарско-практическое занятие № 8 по теме «Воображение»
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):
1. Представьте краткую характеристику одного из видов воображения (активного): воссоздающее, творческое, мечта.
Ответ: Мечта.
Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.
Еcли, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.
Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществлённая человеческая мечта/
В любом, даже самом обычном предмете можно увидеть опредмеченную, воплощённую мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.
Сначала каждое новое достижение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя этим процесс их предметного воплощения.
Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Мечтая, человек всегда создает образ желаемого.
- Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов.
- Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым.
- Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время - отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.
Мечта вдохновляет человека, помогает бороться с трудностями в жизни, дает возможность заглянуть в самое отдаленное будущее.Мечты и грезы: сравнительная характеристика (с примерами).
III. Кратко раскройте суть концепций, определяющих связь воображения и творчества (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
Ответ: Этапы творчества по Г. Уоллесу
В 1926 году английский психолог Грэм Уоллес в книге «Искусство мыслить» выделил четыре этапа (стадии) любого творческого процесса:
- подготовка,
- инкубация,
- озарение,
- проверка.
Подготовка
Человек начинает расширять свой кругозор. Здесь предмет его интересов может быть и очень широк, и довольно узок. Как правило, на этапе подготовки субъект творчества идет от более широкого предмета изучения к более узкому. Постепенно формулируется проблема. Иногда просто для корректной формулировки проблемы требуется продолжительное время, на протяжении которого предмет продолжает интенсивно исследоваться.
Так накапливаются интеллектуальные ресурсы, многие из которые лягут в основу решения. Но большинство, обычно, пропадет зря.
Для фазы подготовки важно:
- не стесняться проявлять интерес в какой бы то ни было сфере,
- осознавать свою исследовательскую деятельность, планировать ее,
- управлять своим настроением (иногда может потребоваться изучать скучнейший материал для понимания интересного),
- управлять вниманием (иногда полезна именно длительная концентрация на предмете для глубокого, полного его понимания).
Инкубация
Слово происходит от латинского incubatio - высиживание. Имеются в виду птицы, высиживающие яйца до вылупления из них птенцов.
На периоде инкубации творческая мысль производит бессознательную (в основном) переработку имеющихся данных. К этим данным относятся знания, умения, навыки человека, его разного рода идеи, образы и т.д.
На этапе инкубации человек не совершает прямых усилий по решению проблемы. Внешне это может напоминать что-то вроде свободного полета фантазии, смешения впечатлений, разных образов, эмоций и т.д.
Для этого периода в творческом процессе важно:
- добровольно воздерживаться от сознательных размышлений по данному предмету (можно работать над другой проблематикой или же просто отдыхать, пассивно или активно),
- иногда можно поддаваться внутреннему соблазну немного пофантазировать по данной проблематике, но ни в коему случае нельзя себя заставлять, как-то побуждать, мучиться поисками решения.
Здесь еще можно добавить, что творчество бывает разным. Бывает и такое творчество, которое внешне очень похоже на рутину. Типичный пример - работа руководителя довольно большой организации. Внешнему наблюдателю может показаться, что руководитель просто «функционирует». Но на самом деле он, возможно, постоянно находится в творческом поиске: как здесь улучшить, как тут организовать, как там предотвратить и т.д. В такого рода работе очень сложно выделить этапы творческого процесса, потому что слишком много пересекающихся линий, тут одновременно и подготовка, и инкубация и т.д. Такого рода ответственным работникам можно порекомендовать дисциплинировать себя и окружающих: выделять определенное время для анализа проблемы, для вынашивания идей, для реализации их. Где-то просто следует заставлять себя: «Об этом я пока не буду думать... Про это я подумаю послезавтра...»
Озарение
Рано или поздно возникает момент, когда (обычно) в совершенно случайной ситуации, не имеющей отношения к решаемой задаче, все идеи и мысли, проработанные на стадии подготовки, вдруг преображаются в сознании. В итоге появляется на свет нечто новое, что и предоставляет человеку ключ к решению проблемы.
Здесь важно:
- не побуждать себя к озарению (считается, что важное озарение не может быть форсировано и искусственно вызвано),
- не упустить момент и «зацепиться мыслью» за возникшую идею
Проверка
Иногда наша интуиция и мышление могут нас подвести. Нам кажется, что мы чего-то добились, а на деле это оказывается совсем не тем. Часто это бывает просто потому, что нам хочется, очень хочется, чтобы озарение нас наконец посетило, и даже плохая идея нам на время может показаться гениальной.
Поэтому очень важен этап проверки. Здесь важно направить усилия на проверку правильности своих идей и приступить к оформлению их.
IV. Практическое задание (решение задач).
1. Определите и объясните, какой вид воображения проявляется в каждом из отрывков.
а) … Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.
Я изучал течения неведомых рек