Файл: Кризисы в социальноэкономическом развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 2
КРИЗИСЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
2.1. Типология кризисов
Такое разнообразие определений кризиса, приведённых вводной лекции, обусловлено его широкой типологией. Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути: характеру и проблематике. Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможность снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.
Существуют общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – только её часть.
В зависимости от проблематики кризиса можно выделить макрокризисы и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объёмы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем. Но отличительной чертой кризиса является тот факт, что он, даже будучи локальным или микрокризисом, как цепная реакция может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности.
В зависимости от структуры отношений в социально-экономической системе, дифференциации проблематики её развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.
Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ и банкротства. В группе экономических кризисов можно отдельно выделить финансовые кризисы, которые характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или
финансовые возможности фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.
Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров. Часто социальные кризисы являются продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе. Особое положение в группе социальных кризисов занимают кризисы политические – кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития и переходят в кризисы экономические.
Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм. Часто такие кризисы парализуют организационную деятельность или вызывают неумеренную бюрократизацию.
Психологические кризисы также нередки в современных условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворённости работой, правовой защищенностью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.
Технологические кризисы возникают как кризисы новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризисом технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщённом плане

такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса
(НТП) – обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями.
В зависимости от непосредственных причин возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические.
Природные кризисы вызваны природными условиями деятельности и жизни человека. Их причины – землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения и наводнения. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах.
При определённых масштабах такие явления природы рождают кризисы.
Причиной общественного кризиса могут быть сами общественные отношения во всех видах их проявления.
В современных условиях большое значение имеет понимание и распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой –
экологических. Это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, - истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия.
Кризисы также могут быть предсказуемыми и неожиданными.
Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса – потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием НТП.
Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис.
Конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер. Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания. Неожиданные кризисы часто бывают результатом грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

Существуют также кризисы явные, которые протекают заметно и легко обнаруживаются и латентные (скрытые), протекающие относительно незаметно и поэтому являющиеся наиболее опасными.
Кроме того, кризисы бывают острыми и мягкими. Острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы.
Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.
Все возможные кризисы разделяются также на затяжные и временные.
Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.
Более широкую типологию кризисов можно увидеть на рис.1.
Рис.1. Типология кризисов


2.2. Циклическое развитие экономики и кризисы.
Фазы цикла и их проявления
В общем виде все макрокризисы бывают:
1. Регулярные (циклические), они отличаются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности.
2. Нерегулярные (нециклические) кризисы обычно бывают изначально вызваны неэкономическими причинами, например войнами и другими социальными и природными катаклизмами, и часто охватывают только некоторые отрасли или регионы.
Выделяют несколько разновидностей циклических кризисов в развитии экономики в зависимости от внутреннего механизма циклических колебаний:
циклы Кондратьева продолжительностью 40-60 лет, импульсом которых являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка;
циклы Кузнеца продолжительностью 20 лет, движущей силой которых выступают сдвиги в воспроизводственной структуре производства;
циклы Жюгляра периодичностью 7-11 лет, являющиеся результатом взаимодействия многочисленных денежно-кредитных факторов;
циклы Китчина, продолжающиеся 3-5 лет, порожденные динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях.
Известный экономист П. Самуэльсон в своей книге «Экономика» в качестве наиболее популярных теорий циклических кризисов выделяет следующие:
денежную теорию Хоутри, в которой причина цикличности объясняется сжатием банковского кредита;
теорию нововведений Шумпетера и Хансена, связывающую зарождение цикла с использованием нововведений в производстве;

психологическую теорию Пигера, Бэджгота и др., рассматривающую цикл как следствие пессимистических или оптимистических настроений, охватывающих значительную часть населения;
теорию недопотребления Гобсона, Фостера, Кэтчингса и др., усматривающую причину цикличности в том, что значительная часть дохода распределяется богатым и бережливым людям, не рискующим инвестировать свой капитал;
теорию чрезмерного инвестирования Хайека, Мизеса и др., полагающую причиной цикличности неадекватное инвестирование деятельности предприятий;
теорию солнечных пятен Джевонса, Мура и др., которые уверены в том, что волнами в экономике управляют погода и урожай.
Макроциклы вызывают следующие фазы деловой активности предприятия:
1. Кризис – сокращение объема производства, снижение деловой активности предприятия, падение цен на продукцию, рост безработицы;
2. Депрессия (стагнация) – неуверенность, беспорядочность действий, недоверие к конъюнктуре, нежелание инвестировать свой капитал, приспособление хозяйственной жизни предприятия к новым условиям функционирования и потребностям общества;
3. Оживление – растут цены на продукцию, занятость, процентные ставки, увеличивается объем производства и объем капиталовложений
(это фаза восстановления);
4. Подъем (бум) – внедрение нововведений, обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, стремительный рост капиталовложений, курсов акций, процентных ставок, цен, заработной платы; в результате экономика предприятия выводится на новый уровень развития, но при этом готовится база для очередного кризиса, обусловленного сокращением совокупного спроса, т. е. все повторится вновь.


Нерегулярные (нециклические) кризисы (Н.В. Родионова):
1. Промежуточный кризис прерывает на определенное время течение какого-либо из этапов макроцикла. Он менее глубок и продолжителен по сравнению с регулярным кризисом и носит локальный характер.
2. Частный кризис – охватывает не всю экономику, а отдельные ее сферы
(например, банковский кризис).
3. Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства
(например, перепрофилирование оборонного комплекса страны).
4. Структурный
кризис
– это следствие нарушения закона пропорционального развития общественного производства. Он проявляется в межотраслевых диспропорциях с одной стороны, и товарном дисбалансе – с другой (например, энергетический, бензиновый, продовольственный, сырьевой и т. д.).
5. Переходный кризис – вызван прекращением деятельности старой экономической модели и возникновением новой (рыночной). Причина переходного кризиса – изменение модели национальной экономики от планово-административной к рыночной.
Переходный кризис характеризуется следующими признаками:
1. Снижение объемов производства продукции из-за изменения структуры спроса и разрыва старых хозяйственных связей, сложившихся в плановой экономике.
2. Рост безработицы, вызванный общим снижением производства и изменением структуры спроса на рынке труда.
3. Перераспределение прав собственности, что в ряде случаев приводит к сокращению производства.
4. Неплатежи на фоне высокой инфляции, что ведет к снижению платежеспособности и эффективности функционирования отечественных предприятий.

2.3. Причины и последствия кризисов
Большое разнообразие кризисов порождается огромным количеством причин. Причины кризиса могут быть объективными, связанными с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, а также
субъективными, отражающими ошибки и волюнтаризм в управлении; природными, обусловленными особенностями климата, землетрясениями и др. Также выделяют внешние и внутренние причины кризиса. Например, для фирмы внешние причины кризиса могут быть связаны с тенденциями и стратегиями макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политическими ситуациями в стране. Внутренние причины связаны с рискованными стратегиями маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия – возможно, обновление организации или её разрушение,
оздоровление или возникновение нового кризиса, может быть, даже ещё более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция.
Исходя из всего выше сказанного, можно констатировать – опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.
Это является одной из основных функций антикризисного управления.
Контрольные вопросы:
1. Почему понимание причин, характера и проблематики кризиса является необходимым условием для его преодоления (или предотвращения)?

2. В чём основное отличие циклических кризисов от нециклических?
3. Какие фазы деловой активности предприятия вызывают макроциклы?

4. Какими признаками характеризуется переходный кризис?



5. Какие причины кризисов вам известны?