Файл: Нормативные основы организации работы с неуспевающими обучающимися.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.

Учителю особое внимание следует уделить признакам отставания обучающегося:

ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя;

ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения;

ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы;

ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя;

ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности;

ученик
не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.

Основные признаки неуспеваемости учащихся:

  1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

  2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.

  3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Надо помнить, что ученик, не желающий учиться, является страдающей стороной. Постоянный конфликт с родителями, с учителями, пренебрежительное отношение со стороны одноклассников – это не по плечу подростку.

Проблема доверия в рамках образовательного процесса является очень актуальной. Учебная мотивация основополагающий компонент учебного процесса и ее уровень в значительной степени зависит от уровня доверия к учителю. Доверие между учителем и учеником необходимое условие качественного образования. Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так

и дома.

Действительно, каждый ребенок имеет индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому каждому взрослому, а тем более педагогу, важно не ломать их индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие.

Возникновение у школьников негативного отношения к учебе связано с теми или иными ошибками родителей (как правило). В результате пропадает контакт и доверие к родителям, и отношения между детьми и родителями характеризуются как конфликтные или безразличные.

Поэтому начинать работу надо с установления контакта и доверия. Благожелательная поддержка любого, даже самого слабого, успеха, выдержка и спокойствие – вот правильная линия поведения родителей в таких случаях. После того как доверие достигнуто, можно начать разбираться в причинах возникшего нежелания учиться.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

  1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Профилактик типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:

    • в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;

    • в средних классах, развивая указанные для младших школьников навыки, сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению;

    • особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников;

    • в старших классах сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;

    • на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход.


  1. Диагностика систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Возможен педагогический консилиум совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

  2. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные консультации. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

  3. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Необходимо обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и воспитания, координацию действий педагогов с родителями.

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы (таблица 13).

Этапы формирования положительного отношения к учению


Таблица 13

Формируемые отношения

Первый этап

Второй этап

Третий этап

К содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности,

значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но

непривлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик

участвует в отдельных звеньях

процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса




К себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей

усилий

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К учителю

Подчеркнутая

Доброжелательность

Использование

(коллективу)

объективность,

, внимание, личное

суждения наряду с




нейтралитет

расположение,

доброжелательностью,







помощь, сочувствие

помощью и др.